Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-9085/2021 от 15.07.2021

Судья: Сураева А.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Гражданское дело № 33-9085

(номер дела, присвоенный судом первой инстанции – 2-1396/2021)

10 августа 2021 года город Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего - Евдокименко А.А.,

судей – Ефремовой Л.Н. и Чирковой И.Н.,

при секретаре – Моревой Н.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе – Потаповой Е.А. на решение Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 19 мая 2021 года, которым постановлено:

«Исковые требования Потаповой Е.А. оставить без удовлетворения.»,

    

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда – Евдокименко А.А., объяснения в поддержание доводов апелляционной жалобы представителя истца – Потаповой Е.А. – Назарова А.А., возражения на доводы апелляционной жалобы представителя ответчика - Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе г.о. Тольятти Самарской области (межрайонное) – Гоголевой Е.Ю., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Истец – Потапова Е.А. обратилась в суд с иском о включении периодов трудовой деятельности в специальный страховой стаж и возложении обязанности по назначению страховой пенсии досрочно к ответчику – ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном районе г.о. Тольятти Самарской области (межрайонное) в обоснование своих требований указав, что решением пенсионного органа от 8 мая 2019 года № истцу Потаповой Е.А. не засчитаны в специальный страховой стаж спорные периоды ее работы. Истец считает названное решение необоснованным и незаконным.

На основании изложенного истец просила суд: 1) включить в специальный страховой стаж истца периоды её работы с 17 сентября 2008 года по 1 июля 2016 года и с 1 августа 2016 года по 31 августа 2016 года в должности медицинской сестры ГБУ Самарской области «Жигулевский пансионат для ветеранов войны и труда (дом интернат для престарелых инвалидов); 2) обязать ответчика произвести начисление и выплату страховой пенсии Потаповой Е.А. с момента обращения с заявлением о досрочном назначении пенсии.

Судом постановлено вышеуказанное решение, которое истец Потапова Е.А. считает неправильным, просит его отменить и принять новое решение, которым удовлетворить её иск в полном объеме.

Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы Потаповой Е.А., судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Пунктом 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

В силу ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч.3, 4 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Правительством Российской Федерации в целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".

В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года №1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;

Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года, включительно;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.

Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом, право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.

Вопросы досрочного пенсионного обеспечения медицинских работников структурных подразделений организаций, не являющихся по организационно-правовой форме учреждениями, рассматриваются с учетом п. 6 правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 при наличии структурных подразделений, поименованных в названном пункте. Исходя из п. 6 Правил от 29 октября 2002 года N 781, работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.

Устанавливая в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, при том учитываются как характер работы, так и особенности функционирования лечебно - профилактических учреждений (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 8 апреля 2006 года №84-0 и от 29 января 2009 года №67-0-0).

В соответствии с пунктами 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 1 ноября 1999 г. засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. В случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.

Согласно ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1).

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2).

Согласно ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Таким образом, из содержания указанных норм права и правовых позиций Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ следует, что в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения установление для указанной категории лиц льготных условий назначения трудовой пенсии направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное пенсионное обеспечение связывается не с любой работой в определенной профессиональной сфере, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с регулярным неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными исполняемыми функциональными обязанностями по занимаемой должности, спецификой и характером труда. Исходя из этого законодатель выделил в особую категорию работников, то есть лиц, состоящих в трудовых отношениях, чья лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения протекала на протяжении длительного периода в учреждениях здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий, режима работы и выполнение определенной нагрузки. Этой категории работников предоставлено право на льготное пенсионное обеспечение.

Из материалов дела видно, что 8 февраля 2019 года Потапова Е.А. обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе г.о. Тольятти Самарской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с осуществлением лечебной деятельности.

8 мая 2019 года решением ответчика Потаповой Е.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, ввиду отсутствия требуемого специального стажа не менее 30 лет. На дату обращения с заявлением о назначении страховой пенсии документально подтвержденный специальный стаж истца составил 19 лет 07 месяцев 18 дней. В льготный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, ответчиком не зачтен период работы истца с 17 сентября 2008 года по 30 ноября 2008 года в должности медицинской сестры диетической ГУ «Жигулевский пансионат для ветеранов войны и труда», поскольку наименование должности и учреждения Списком не предусмотрены, с 1 декабря 2008 года по 31 декабря 2008 года по 31 декабря 2018 года в должности медицинской сестры, медицинской сестры палатной в ГБУ «Жигулевский пансионат для ветеранов войны и труда (дом-интернат для престарелых и инвалидов)», ГБУ СО "Тольяттинский пансионат для ветеранов труда (дом-интернат для престарелых и инвалидов)", в связи с тем, что наименование учреждения не предусмотрено Списком.

Согласно справке от 14 февраля 2019 года, выданной ГБУ СО «Тольяттинский пансионат», 17 сентября 2008 года Потапова Е.А. принята на должность медицинской сестры диетической в ГУ СО «Жигулевский пансионат для ветеранов войны и труда», с 1 декабря 2008 года она переведена на должность медицинской сестры. С 14 декабря 2011 года ГУ СО «Жигулевский пансионат для ветеранов войны и труда» переименовано в ГБУ СО «Жигулевский пансионат для ветеранов войны и труда (дом интернат для престарелых и инвалидов» на основании приказа № 193 от 14 декабря 2011 года. С 1 июля 2016 года ГБУ СО «Жигулевский пансионат для ветеранов войны и труда (дом интернат для престарелых и инвалидов» реорганизовано в форме присоединения к ГБУ СО "Тольяттинский пансионат для ветеранов труда (дом-интернат для престарелых и инвалидов)". С 9 сентября 2016 года на основании приказа от 9 сентября 2016 года № Служба медицинского обслуживания переименована в Жигулевское отделение сохранных, должность медицинская сестра палатная переименована в медицинскую сестру палатную постовую.

Приказом от 1 июня 2018 года № должность медицинская сестра палатная переименована в медицинскую сестру палатную (постовую).

Потапова Е.А. ранее обращалась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Центральном районе г.о. Тольятти Самарской области (межрайонное) о включении в специальный стаж периодов работы, дающих право на назначение досрочной страховой пенсии, обязании назначить досрочную страховую пенсию.

Решением Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 17 сентября 2019 года по гражданскому делу №2-3280/2019 исковые требования Потаповой Е.А. удовлетворены частично, на Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Центральном районе г.о. Тольятти Самарской области (межрайонное) возложена обязанность включить в специальный стаж Потаповой Е.А., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с работой в учреждениях здравоохранения, периоды с 1 июля 2016 года по 31 июля 2016 года, с 1 сентября 2016 года по 31 декабря 2016 года в должности медицинской сестры, с 1 января 2017 года по 31 декабря 2017 года, с 1 января 2018 года по 31 декабря 2018 года в должности медицинской сестры ГБУ «Жигулевский пансионат для ветеранов войны и труда (дом интернат для престарелых и инвалидов)», ГБУ «Тольяттинский пансионат для ветеранов труда (дом-интернат для престарелых и инвалидов)», с 27 февраля 2006 года по 28 марта 2006 года в должности медицинской сестры Жигулевской центральной городской больницы (курсы повышения квалификации).

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме, поскольку должность медицинской сестры диетической не предусмотрена Списком N781 от 29 октября 2002 года, истцом не было представлено надлежащих доказательств осуществления непосредственно лечебной деятельности. Сведения персонифицированного учета также не содержат сведений о льготном характере работы истца в период с 17 сентября 2008 года по 30 ноября 2008 года, с 1 декабря 2008 года по 31 декабря 2018 года, работодатель данные обстоятельства также не подтверждает, в связи с чем оснований для включения указанных периодов в специальный стаж не имеется.

Судом первой инстанции правомерного отказано истцу в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной деятельности, поскольку она не имеет требуемого стажа.

Доводы апелляционной жалобы о том, что ГБУ «Жигулевский пансионат для ветеранов войны и труда (дом-интернат для престарелых и инвалидов)», ГБУ СО «Жигулевский пансионат для ветеранов войны и труда (дом-интернат для престарелых и инвалидов)» следует отнести к учреждениям социального обслуживания - дому-интернату для престарелых и инвалидов, предусмотренному Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781, не могут быть приняты во внимание.

В пункте 31 раздела "наименование учреждений" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781, предусмотрены учреждения социального обслуживания (дом-интернат для престарелых и инвалидов).

Однако, по общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статьями 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно выписке из лицевого счета индивидуальные сведения работодателем в отношении спорного периода времени представлены без кода льготной профессии.

Доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, которые бы в своей совокупности опровергали достоверность сведений персонифицированного учета, в материалы дела не представлено.

Остальные доводы апелляционной жалобы по существу направлены на переоценку выводов суда первой инстанции о фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательств, они не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию истца, выраженную им в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда и поэтому не могут служить основанием для отмены принятого по делу решения.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении указанного гражданского дела судом правильно определены обстоятельства имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, установленным им в ходе судебного разбирательства, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, судом не допущено, то есть, оснований для отмены или изменения постановленного судом первой инстанции решения, указанных в ст. 330 ГПК РФ, в апелляционном порядке не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,

о п р е д е л и л а :

Решение Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 19 мая 2021 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу – Потаповой Е.А. - без удовлетворения.

    

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение трех месяцев.

Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 18 августа 2021 года.

Председательствующий –

Судьи -

33-9085/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Потапова Е.А.
Ответчики
ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном районе г.о. Тольятти Самарской области (межрайонное)
Другие
ГБУ СО Тольяттинский пансионат для ветеранов труда
Назаров Андрей Александрович (представитель истца)
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
15.07.2021[Гр.] Передача дела судье
10.08.2021[Гр.] Судебное заседание
19.08.2021[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.08.2021[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее