Решение
Именем Российской федерации
17 октября 2022 года
Раменский городской суд Московской области
в составе: председательствующего судьи Уваровой И.А.
при секретаре Нисифоровой А.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-6237 по иску Громовой Н. В. к администрации Раменского городского округа, третье лицо Карташев Г. В. о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования,
Установил:
Громова Н.В. обратилась в суд с уточненным иском, которым просит признать право собственности по праву наследования после смерти ФИО2 на земельный участок площадью 344 кв.м, с кадастровым номером <номер>, расположенный по адресу: <адрес>.
В обоснование иска ссылается на то, что ее матери ФИО2 принадлежал указанный земельный участок. При обращении в нотариальную контору после смерти матери ей было отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство на земельный участок, поскольку из представленных документов невозможно установить вид права собственности наследодателя на земельный участок, а также площадь земельного участка.
В судебном заседании истец Громова Н.В. поддержала заявленные требования и просила их удовлетворить.
Ответчик администрация Раменского городского округа представитель не явился, возражений не представил.
Третье лицо Карташев Г.В. не явился, представил заявление, в котором просит дело рассматривать в свое отсутствие.
Суд, заслушав истца, проверив материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст.218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ст.1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
Как следует из норм ст.1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии со ст.1114 днем открытия наследства является день смерти гражданина.
Установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, что <дата> умерла ФИО2 (л.д.7). При жизни она после смерти матери ФИО6 унаследовала ? долю от 29/100 долей жилого дома по адресу: <адрес>, а также земельного участка общей площадью 688 кв.м, расположенного по тому же адресу, что подтверждается свидетельством о праве на наследство по завещанию. Вторым наследником в ? доле является Карташев Г.В. (л.д.9).
На основании указанного свидетельства ФИО2 было выдано свидетельство о праве собственности на земельный участок площадью 688 кв.м по адресу: <адрес>. При этом в свидетельстве имеется указание на ограничение в использовании земельного участка и обременения: участок обременен правом общей совместной собственности Карташева Г.В. (л.д.7,8).
Впоследствии, ввиду неустановленных судом обстоятельств, выше названный земельный участок был разделен на два земельных участка, один из которых площадью 344 кв.м был поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера <номер>, правообладателем указана ФИО2 (л.д.9), которая оплачивала земельный налог за указанный земельный участок (л.д.10).
Сведения о постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером <номер>, площадью 688 кв.м в ЕГРН отсутствуют (л.д.39).
Отсутствие государственной регистрации права умершей на земельный участок не является препятствием для наследования наследниками по закону.
По смыслу разъяснений, данных в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
Отсутствие государственной регистрации права собственности наследодателя на недвижимое имущество не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований истца. Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации (Определение от <дата> N 132-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы ЗАО "РЕБАУ АГ" на нарушение конституционных прав и свобод п. 1 ст. 165 п. 2 ст. 651 ГК РФ", Определение от <дата> N 291-О "Об отказе в принятии жалобы гражданки К.Л. на нарушение ее конституционных прав и свобод положениями статей 131, 223 и 551 ГК РФ"), право возникает в силу конкретного гражданско-правового договора, а государственная регистрация - как формальное условие обеспечения государственной, в том числе судебной, защиты прав лица, возникающих из договорных отношений, объектом которых является недвижимое имущество, - призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Тем самым государственная регистрация создает стабильность гражданского оборота в целом. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность и поэтому не может рассматриваться как недопустимое непроизвольное вмешательство государства в частные дела или ограничение прав человека и гражданина, в том числе гарантированных Конституцией РФ права владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, находящимся у лица на законных основаниях, а также свободы экономической деятельности.
Как указывается в п.36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от <дата> (ред. от <дата>) "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
Оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу о доказанности принадлежности ФИО2 земельного участка с кадастровым номером <номер>, площадью 344 кв.м, который входит в состав наследственного имущества умершей и должен быть унаследован наследниками по закону.
Учитывая отсутствие споров между наследниками, в соответствии со ст.12 ГК РФ исковые требования Громовой Н.В. подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.56,194-199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Исковые требования Громовой Н. В. удовлетворить.
Признать за Громовой Н. В. право собственности по праву наследования после смерти ФИО2 на земельный участок площадью 344 кв.м, с кадастровым номером 50:23:0080107:56, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование: ЛПХ в городах и поселках, расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Мособлсуд через Раменский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья:
Мотивированное решение составлено <дата>