РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 сентября 2020 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Ласковской С.Н.,
при помощнике судьи Филатовой К.П.,
с участием:
представителя административного истца Каландаровой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1422/2020 по административному исковому заявлению Стафилова Кахи Антоновича к Правительству Самарской области, Управлению Росреестра по Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
Стафилов К.А. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости.
В иске указал, что ему на праве собственности принадлежат два земельных участка: земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под нежилое здание - офис, площадью 600 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> и земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: деловое управление, площадью 625 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Кадастровая стоимость вышеуказанных объектов определена в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 года № 610 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области» и, она составляет:
- в отношении земельного участка с кадастровым номером № – 5 566 884 рубля по состоянию на 01.01.2013 г.;
- в отношении земельного участка с кадастровым номером № - 5 798 837 рублей 50 копеек по состоянию на 16.09.2019 г.
Согласно отчету об оценке от 18.05.2020 года № 10883, подготовленному ООО «<данные изъяты>», рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № составила 1 741 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером № составила 1 730 000 рублей.
Таким образом, кадастровая стоимость земельных участков по результатам государственной кадастровой оценки существенно превышает размер их рыночной стоимости, чем затронуты права и обязанности административного истца как плательщика земельного налога.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, Стафилов К.А. просит суд восстановить пропущенный процессуальный срок для подачи настоящего административного искового заявления об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № и установить кадастровую стоимость принадлежащих ему земельных участков с кадастровыми номерами № равной рыночной стоимости, по состоянию на дату определения их кадастровой стоимости, на основании отчета об оценке.
Представитель административного истца по доверенности Каландарова Н.В. в судебном заседании административные исковые требования поддержала, сославшись на доводы, изложенные выше.
Представители: Правительства Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, Администрации г.о. Самара в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Лица, участвующие в деле, письменных возражений на административное исковое заявление не предоставили.
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, заслушав объяснения представителя административного истца, изучив материалы дела, полагает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Часть 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определяет, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Положения пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Установлено, что Стафилову К.А. на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости:
- земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под нежилое здание - офис, площадью 600 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>;
- земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: деловое управление, площадью 625 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Данные обстоятельства подтверждаются выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 21.02.2020 года.
Кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости определена в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 года № 610 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области» и, согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости от 21.02.2020 года, составляет: в отношении земельного участка с кадастровым номером № – 5 566 884 рубля по состоянию на 01.01.2013 г.; в отношении земельного участка с кадастровым номером № - 5 798 837 рублей 50 копеек по состоянию на 16.09.2019 г.
В соответствии с пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Установление кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости направлено на защиту интересов административного истца как плательщика земельного налога, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости.Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в суде или комиссии в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Не согласившись с кадастровой стоимостью земельных участков, Стафилов К.А., 22.07.2020 г., обратился в суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.
В силу ч. 3 ст. 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Поскольку на момент обращения Стафилова К.А. в суд в Единый государственный реестр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик земельного участка с кадастровым номером № повлекшие изменение его кадастровой стоимости, суд полагает возможным восстановить административному истцу срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости рассматриваемого объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах и на основании статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обращение Стафилова К.А. в суд с настоящим административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости, является обоснованным.
Целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Разрешая заявленные требования, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчёт независимого оценщика.
В обоснование требований административным истцом представлен отчет об оценке от 18.05.2020 года № 10883, подготовленный ООО «<данные изъяты>».
Из отчета усматривается, что объектами оценки являлись два земельных участка, итоговая величина рыночной стоимости которых, по состоянию на дату определения кадастровой стоимости составила: земельного участка с кадастровым номером № - 1 741 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером № - 1 730 000 рублей.
Поскольку методики исследования, объём и этапы проведения оценки, подбор аналогов, выполнение расчётов соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, кроме того, полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к отчету об оценке документами, суд полагает, что выводы оценщика о рыночной стоимости нежилого здания являются достоверными.
В силу ст. 12 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которая в том числе распространяет свое действие и на дела о пересмотре кадастровой стоимости, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
Административными ответчиками и заинтересованными лицами не приведено доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорных объектов недвижимости, и сведений о их рыночной стоимости в ином размере не представлено, ходатайств о проведении судебной экспертизы не заявлено. Оснований для назначения судебной экспертизы по инициативе суда не имеется.
При таких обстоятельствах требования административного истца подлежат удовлетворению.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 года № 28, ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 22.07.2020 года, что следует отразить в резолютивной части решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск Стафилова Кахи Антоновича– удовлетворить.
Восстановить Стафилову К.А. пропущенный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:01:0255001:606.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под нежилое здание - офис, площадью 600 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2013 года в размере 1 741 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: деловое управление, площадью 625 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, - равной его рыночной стоимости по состоянию на 16 сентября 2019 года в размере 1 730 000 рублей.
Датой подачи Стафиловым К.А. административного иска в суд считать 22.07.2020 года.
Решение может быть обжаловано Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 11 сентября 2020 года.
Судья: Ласковская С.Н.