Дело № 11-8/2024 (№11-292/2023)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 января 2024 года г. Хабаровск
Судья Железнодорожного районного суда г. Хабаровска Нелюбина В.В.,
при ведении протокола секретарем Мукасеевой В.В.,
с участие представителя Малышевского В.В. – адвокат Лозовик Д.В. на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ №,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по апелляционным жалобам ООО «Хабавтотранс ДВ» и Малышевского В.В. на решение мирового судьи судебного участка № судебного района «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску общества с ограниченной ответственностью «Хабавтотранс ДВ» к Малышевскому Владимиру Владимировичу о взыскании задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, расходов по оплате государственной пошлины,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Хабавтотранс ДВ» обратилось в суд с иском к ответчику Малышевскому В.В. о взыскании задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с июля 2022 года по февраль 2023 года в размере 14 330 руб. 33 коп., расходов по уплате государственной пошлины в размере 573 руб.
В обоснование своих требований истец указал, что ООО «Хабавтотранс ДВ» (региональным оператором) по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории городского округа «<адрес>» были оказаны услуги по обращению с ТКО. До настоящего момента задолженность ответчиком не погашена. В силу ч. 4 ст. 154 ЖК РФ обращение с ТКО является видом коммунальной услуги. В соответствии со ст. 153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. В соответствии со ст. 24.7 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 30 ЖК РФ, собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором. Согласно пунктам 8(4) - 8(17) Правил №, договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-ый рабочий день после размещения Региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В силу своей публичности договор с Региональным оператором считается заключенным вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения и подписи потребителя (ст. 426 ГК РФ), а также, согласно ст. 425 ГК РФ, оказываемые потребителю услуги, вне зависимости от даты заключения договора подлежат оплате с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с даты фактического оказания Региональным оператором услуг Потребителю. Региональный оператор оказывал услуги по обращению с ТКО надлежащим образом. Расчет платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления ТКО, утвержденных Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 18, и тарифа, установленного Постановлением Комитета по ценам и тарифам <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № по формуле 9(2) Приложения № Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Решением мирового судьи судебного участка № судебного район «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу ООО «Хабавтотранс ДВ» взыскана задолженность по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с июля 2022 г. по февраль 2023 г. в размере 9872,41 руб., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 руб. В остальной части иска отказано.
Не согласившись принятым решением Малышевским В.В. подана на него апелляционная жалоба, в которой указано, что возражая против иска ответчик заявил встречный иск, в принятии которого мировым судьей отказано. Кроме этого, ответчик ссылался на то, что в материалах дела отсутствуют доказательства предоставления коммунальной услуги со стороны регионального оператора. Просит суд отменить решение мирового судьи, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
ООО «Хабавтотранс ДВ» также подана апелляционная жалоба на вынесенное решение, в которой общество несогласно с произведенным судом первой инстанции расчетом. Указывает, что мировым судьей неверно определена площадь помещения. Согласно данным ЕГРН площадь жилого помещения, принадлежащего ответчику, составляет 361кв.м., указания на иные площади в данных ЕГРН не имеется. Просит суд изменить решение мирового судьи в части и удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Ответчик Малышевский В.В., уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, обеспечил явку своего представителя Лозовика Д.В., который поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение мирового судьи и в иске отказать, так как мировым судьей нарушены нормы материального права. При этом указал суду на то, что мировым судьей судебное разбирательство по факту началось позже на 3 часа, чем заявлено в судебном извещении.
В судебное заседание представитель ООО «Хабавтотранс ДВ» не явился, согласно представленным возражениям на апелляционную жалобу Малышевского В.В. просил оставить данную апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Статья 330 ГПК РФ определяет, что основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционных жалобах (ст. 327.1 ГПК РФ), суд апелляционной инстанции считает, что имеются основания для отмены вынесенного судебного акта.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статей 30, 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Согласно статье 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частью 3 статьи 154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами (ч. 4 ст. 154 ЖК РФ).
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса (п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ).
Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации (п. 11 ст. 155 ЖК РФ).
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (ч. 2 ст. 157 ЖК РФ).
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», части 2 статьи 21, части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается одним или несколькими региональными операторами по обращению с ТКО в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО.
В соответствии со статьей 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статьей 30 ЖК РФ собственники твердых коммунальных отходов (физические, юридические лица, индивидуальные предприниматели) обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с Региональным оператором.
К отношениям, возникающим между собственниками жилых домов и региональными операторами, применяются Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства РФ от 25 августа 2008 г. N 1156», в части, не урегулированной жилищным законодательством Российской Федерации (статья 1 Правил).
В силу пункта 8(4) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункта 8(17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Принимая решение, мировой судья не согласился с представленным истцом расчетом указав, что расчет начислений должен быть произведен согласно пункту 148(30) Правил № по формуле 9(2) исходя из общей площади жилого помещения, при этом в общую площадь жилого помещения не включаются помещения балконов, лоджий, холодных кладовых, тамбуров, холодных пристроек иного функционального назначения, а также гаражи.
Суд первой инстанции произвел расчет площади жилого помещения, равным 248,7 кв.м., без включения площади подвала, гаража, лоджии в общую площадь жилого дома; норматива накопления твердых коммунальных отходов - за 1 кв. метр общей площади жилого помещения 0,0103, льготного тарифа - 485,44 рубля за 1 куб. метр с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, льготного тарифа - 529,13 рублей за 1 куб. метр с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, итого задолженность по оплате услуг по обращению с ТКО за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ рассчитана равной 9872,41 руб. (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ: 248,7*0,0103*485,44*5 месяцев; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ: 248,7*0,0103*529,13*3 месяца).
Между тем, суд апелляционной инстанции не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они сделаны при неверном применении норм материального права.
Так мировым судьей при рассмотрении дела верно установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> в Зоне деятельности №(городской округ «<адрес>» и муниципальный район имени Лазо) региональным оператором по обращению с ТКО является ООО «Хабавтотранс ДВ».
Малышевский В.В. является собственником 48/50 доли в объекте недвижимости - жилой <адрес> в г. <адрес>ю 361 кв.м, право собственности подтверждается выпиской из ЕГРН.
ООО «Хабавтотранс ДВ» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ оказывало услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику индивидуального жилого <адрес> в <адрес>, что подтверждается отчетом «геозона посещения 1 КП», а также выставляло счета на оплату.
Однако оплата ответчиком не производилась, что подтверждается актом сверки начислений и оплат за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, объяснениями сторон, в связи с чем, за указанный спорный период у ответчика сложилась задолженность, которая не погашена.
Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края от 12.03.2018 № 18 утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов в отношении категорий потребителей услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Хабаровского края.
Так, для индивидуальных жилых домов утвержден норматив за 1 кв. метр общей площади жилого помещения 0,0103.
Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 07.04.2022 № 11/1 (ред. от 08.06.2022) «Об установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемую обществом с ограниченной ответственностью «Хабавтотранс ДВ» на территории Хабаровского края в зоне деятельности N 1: городской округ «Город Хабаровск» и муниципальный район им. Лазо, на 2022 год», Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 25.11.2022 N 47/104 (ред. от 29.05.2023) «Об установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемую обществом с ограниченной ответственностью «Хабавтотранс ДВ» на территории Хабаровского края в зоне деятельности N 1: городской округ «Город Хабаровск» и муниципальный район им. Лазо» установлен предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемую ООО «Хабавтотранс ДВ» на территории Хабаровского края в зоне деятельности N 1: городской округ «Город Хабаровск» и муниципальный район им. Лазо, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ: 779,71 руб. за 1 куб. м.; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ: 840,91 руб. за 1 куб. м.; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ: 839,94 руб. за 1 куб. м.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 2 Закона Хабаровского края от 09.06.2022 N 290 «О льготных тарифах в области обращения с твердыми коммунальными отходами», для целей настоящего закона используются следующие понятия: льготные тарифы - льготные тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами, устанавливаемые Губернатором края для категорий потребителей, указанных в статье 3 настоящего закона.
В силу ст. 3 указанного Закона право на льготные тарифы имеют население края и потребители, приравненные к населению края.
Постановлением Губернатора Хабаровского края от 22.07.2022 N 73 «Об установлении льготных тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемую обществом с ограниченной ответственностью «Хабавтотранс ДВ», для населения на 2022 год» установлены льготные тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемую обществом с ограниченной ответственностью «Хабавтотранс ДВ» на территории Хабаровского края в зоне деятельности N 1 (городской округ «Город Хабаровск» и муниципальный район имени Лазо Хабаровского края), для населения на 2022 год согласно приложению к настоящему постановлению.
В соответствии с Приложением к постановлению Губернатора Хабаровского края от 22.07.2022 N 73, льготный тариф с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет для индивидуальных жилых домов 485,44 руб. за 1 куб. метр.
С 1 декабря 2022 г вступило в силу Постановление Губернатора Хабаровского края от 30.11.2022 N 117 «Об установлении льготных тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемую обществом с ограниченной ответственностью «Хабавтотранс ДВ», для населения с 1 декабря 2022 г. по 31 декабря 2023 г.».
Согласно Приложению к постановлению Губернатора Хабаровского края от 30 ноября 2022 г. N 117, льготный тариф с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет для индивидуальных жилых домов 529,13 руб. за 1 куб. метр.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 28.04.2023) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») установлено, что размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в i-м жилом помещении определяется исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов согласно пункту 148(30) Правил по формуле 9(2):, где: Si - общая площадь i-го жилого помещения; - норматив накопления твердых коммунальных отходов; Tотх - цена на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенная в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
С учетом приведенных выше правовых норм, плата за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами подлежит начислению именно исходя из общей площади <адрес> кв.м, указанной в Едином государственном реестре недвижимости, при этом основания для исключения части площади из расчета размера платы за обращение с твердыми коммунальными отходами отсутствуют, поскольку имеет значение общая площадь индивидуального жилого дома (в том числе вспомогательная), а не его жилая часть.
При таких обстоятельствах мировым судьей неверно произведен расчет платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО с исключением из общей площади жилого дома площади подвала и террасы.
При этом, суд апелляционной инстанции отклоняет доводы Малышевского В.В. как не влияющие на существо спорных правоотношений.
Доводы жалобы о том, что суд неправомерно отказал в принятии встречного иска, суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку отказ в принятии встречного искового заявления не свидетельствует о нарушении мировым судьей норм процессуального права.
Вопрос о принятии встречного искового заявления разрешен судом в соответствии с правилами статьей 138 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при этом ответчик не лишен права, при наличии соответствующих оснований, обратиться в суд с самостоятельными исковыми требованиями для защиты своего нарушенного права.
На основании изложенного, апелляционная жалоба Малышевского В.В. удовлетворению не подлежит, при этом апелляционная жалоба ООО «Хабавтотранс ДВ» удовлетворяется, решение мирового судьи подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении иска ООО «Хабавтотранс ДВ» в полном объеме.
Руководствуясь ст. 224, 325, 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судья
о п р е д е л и л:
решение мирового судьи судебного района «Железнодорожный район г. Хабаровска» № судебного района «Железнодорожный район г. Хабаровска» от ДД.ММ.ГГГГ – отменить, апелляционную жалобу представителя истца общества с ограниченной ответственностью «Хабавтотранс ДВ» - удовлетворить.
Исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Хабавтотранс ДВ» к Малышевскому Владимиру Владимировичу о взыскании задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и судебных расходов - удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 (паспорт №) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Хабавтотранс ДВ» задолженность по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в размере 14 330 рублей 33 копейки, государственную пошлину в сумме 573 рубля.
Апелляционную жалобу Малышевского Владимира Владимировича – оставить без удовлетворения.
Настоящее определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 01.02.2024.
Судья Нелюбина В.В.