ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Орск 23 мая 2023 года
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2023 года
Мотивированное постановление изготовлено 23 мая 2023 года
Судья Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области Студенов С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Каченовой Н.В.,
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении индивидуального предпринимателя Шмелева Олега Николаевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, проживающего по адресу: <адрес>,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Шмелева Олега Николаевича,
установил:
23 марта 2023 года УУП ОП N 1 МУ МВД России "Орское" старшим лейтенантом полиции Абдикаримовым З.М. составлен протокол серии № об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя Шмелева О.Н. по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно протоколу об административном правонарушении, предпринимателем Шмелевыс О.Н., осуществляющим деятельность автомобильного грузового транспорта и услугам по перевозкам, совершено нарушение части 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2022 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", выразившееся в даче распоряжения по осуществлению размещения порубных остатков и веток деревьев на территории участка местности, расположенной около дороги "Обход г. Орска" пос. Круторожино г. Орска Оренбургской области – автодорога г. Орск – Оренбург кадастровый квартал 56:43:0104015.
В судебном заседании Шмелев О.Н. вину не признал, суду пояснил, что в рамках социального партнерства оказывает помощь по вывозу веток с территории г. Орска. В этой связи на основании просьбы руководителя Октябрьского района г. Орска от 14 февраля 2023 года им был осуществлен вывоз веток с территории МОАУ "СОШ N 11 г. Орска", которые размещена на специально отведенных для этого площадках.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, в судебное заседание не явилось, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей;на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Частью 2 указанной статьи предусмотрена административная ответственность за повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которое влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.
Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены в Федеральном законе от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Согласно части 1 и части 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ определено, что отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом.
Основанием для составления в отношении привлечения Шмелева О.Н. протокола об административном правонарушении по части 2 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в протоколе выводы о том, что 15 февраля 2023 года в 13 час. 30 мин. разместил порубные остатки и ветки деревьев на территории участка местности, не предназначенной для этого.
Вместе с тем, сведения, изложенные в протоколе по делу об административном правонарушении, не нашли свое подтверждение в судебном заседании.
Постановлением администрации г. Орска от 29 мая 2020 года определены места и способы сжигания отходов на территории Октябрьского района г. Орска в период проведения весеннего двухмесячника по санитарной очистке и благоустройству города.
Данным постановлением (пункт 2) утвержден перечень мест для сжигания отходов, к числу которых относится площадка, расположенная на расстоянии 300 метров севернее кафе "Диана" (230 км автодороги "Оренбург – Орск").
14 февраля 2023 года руководитель администрации Октябрьского района г. Орска направил Шмелеву О.Н. письмо с просьбой оказать помощь по вывозу веток с территории МОАУ "СОШ N 11 г. Орска" и разместить ветки на расстоянии 300 метров севернее кафе "Диана" (230 км автодороги "Оренбург – Орск") согласно постановления администрации г. Орска.
Доказательств того, что предпринимателем ветки были размещены вне указанной площадки, не представлено.
Фотоматериалы не содержат координат участка, где осуществлялось складирование веток, какой-либо иной привязки к местности, что позволяло бы судить о нарушении Шмелевым О.Н. законодательства.
При изложенных обстоятельствах вывод должностного лица о наличии в действиях Шмелева О.Н. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обоснованным признать нельзя.
На основании статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу положений статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 1 статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении указанного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу, что в действиях ИП Шмелева О.Н. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вина в совершении указанного правонарушения не нашла своего подтверждения в ходе судебного заседания.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса (пункт 1 часть 1.1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При установленных обстоятельствах производство по делу в отношении ИП Шмелева О.Н. подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 24.5, статьями 29.9 и 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении индивидуального предпринимателя Шмелева Олега Николаевича, прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии настоящего постановления.
Судья (подпись) С.В. Студенов