Дело № 2-554/2022
УИД 18RS0021-01-2022-000513-03
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 марта 2022 года г. Можга УР
Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Ходыревой Н.В.,
при секретаре Минаевой Л.А.,
с участием помощника Можгинского межрайонного прокурора Нестеревой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Можгинского межрайонного прокурора к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Можгинского района «Вишурская основная общеобразовательная школа» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о безопасности образовательной организации,
у с т а н о в и л:
Можгинский межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением о возложении на Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Можгинского района «Вишурская основная общеобразовательная школа» (далее по тексту – МБОУ «Вишурская ООШ») обязанности в срок до 01 сентября 2023 года устранить нарушения законодательства о безопасности образовательной организации путем организации в образовательной организации непрерывного видеонаблюдения уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), указанных в Паспорте безопасности, а именно: электрощитовой (подвал), котельной (территория у ограждения), КТП – 141 трансформаторной подстанции (территория у ограждения), узла учета тепловой энергии (подвал).
Исковые требования мотивированы тем, что Можгинской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения общеобразовательными организациями законодательства, регламентирующего безопасность обучающихся во время образовательного процесса, в ходе которого установлено, что МБОУ «Вишурская ООШ» проведено категорирование, по результатам которого образовательному учреждению присвоена 3 категория опасности и согласно Паспорту безопасности МБОУ «Вишурская ООШ» на территории образовательной организации к критическим элементам объекта (территории) относятся: электрощитовой (подвал), котельной (территория у ограждения), КТП – 141 трансформаторной подстанции (территория у ограждения), узла учета тепловой энергии (подвал). В нарушении требований законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, террористической безопасности указанные критические элементы в МБОУ «Вишурская ООШ» не оснащены системой видеонаблюдения. Таким образом, негативными последствиями, в виде отсутствия системы видеонаблюдения, являются нарушения прав учащихся на образование в условиях, соответствующих требованиям законодательства. На основании изложенного, руководствуясь положениями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона «О противодействии терроризму», Требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства от 02 августа 2019 года № 1006, прокурор просит заявленные требования удовлетворить.
В судебном заседании помощник прокурора исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика МБОУ «Вишурская ООШ» не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Исходя из смысла ст.129 Конституции РФ, ст.45 ГПК РФ, Федерального закон от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурора вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 4 ст. 67.1 Конституции РФ дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России.
Установлено, что в 2022 году Можгинской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения общеобразовательными организациями законодательства, регламентирующего безопасность обучающихся во время образовательного процесса, в ходе которой выявлены нарушения законодательства.
В соответствии п.2 ч.6 и ч.7 ст.28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с п.8 ч.1 ст. 41 указанного закона, охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В силу ст.3 Федерального закона от 06 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
Статья 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий).
Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее – Требования), которые устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере Министерства просвещения Российской Федерации.
Пунктом 6 Требований установлено, что в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом возможных последствий совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий).
Согласно п. 12 Требований в качестве критических элементов объекта (территории) рассматриваются зоны, конструктивные и технологические элементы объекта (территории), в том числе зданий, инженерных сооружений, коммуникаций; другие системы, элементы и коммуникации объекта (территории), необходимость защиты которых выявлена в процессе анализа их уязвимости.
В соответствии с п. 25 Требований в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным п. 24 указанных Требований, осуществляется также и оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации.
Согласно п. 30 Требований система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца.
Из справки по результатам прокурорской проверки от 01 февраля 2022 года следует, что в образовательной организации проведено категорирование, по результатам которого МБОУ «Вишурская ООШ» присвоена третья категория опасности, что также подтверждается паспортом безопасности МБОУ «Вишурская ООШ». К критическим элементам объекта (территории) отнесены электрощитовой (подвал), котельной (территория у ограждения), КТП – 141 трансформаторной подстанции (территория у ограждения), узла учета тепловой энергии (подвал), где отсутствует видеонаблюдение.
Обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, ответчиком в целом не оспариваются, что подтверждается ответом на письмо о проведении прокурорской проверки.
Мероприятия, направленные на антитеррористическую защиту объекта, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года № 1006, являются обязательными для исполнения, их выполнение необходимо для пресечения преступлений террористической направленности и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся и работников.
Учитывая изложенное, установка системы видеонаблюдения в образовательной организации является обязательной в силу закона. Отсутствие системы видеонаблюдения критических элементов объекта (территории) отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая защищенность объекта, отсутствует постоянный контроль и возможность своевременного предупреждения террористических актов, чрезвычайных ситуаций на территории образовательного учреждения, нарушает права учащихся на образование в условиях, соответствующих требованиям законодательства.
В соответствии с Уставом МБОУ «Вишурская ООШ» является муниципальным бюджетным образовательным учреждением, находящимся в ведении муниципального образования «Можгинский район». Учреждение является юридическим лицом с момента его государственной регистрации в установленном порядке и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом.
При таких обстоятельствах, исковые требования Можгинского межрайонного прокурора к МБОУ «Вишурская ООШ» являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Срок для исполнения решения суда, предложенный прокурором, отвечает требованиям разумности и, в соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, подлежит установлению судом.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Можгинского межрайонного прокурора к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Можгинского района «Вишурская основная общеобразовательная школа» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о безопасности образовательной организации удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Можгинского района «Вишурская основная общеобразовательная школа» в срок до 01 сентября 2023 года устранить нарушения законодательства об образовании и террористической безопасности путем организации в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Можгинского района «Вишурская основная общеобразовательная школа» непрерывного видеонаблюдения уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), указанных в Паспорте безопасности, а именно: электрощитовой (подвал), котельной (территория у ограждения), КТП – 141 трансформаторной подстанции (территория у ограждения), узла учета тепловой энергии (подвал).
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Можгинский районный суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение составлено 29 марта 2022 года.
Председательствующий судья Н.В. Ходырева