№ 2-1355/2023
25RS0039-01-2023-001631-95
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 октября 2023г. с.Вольно-Надеждинское
Надеждинский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Сетраковой Л.В.,
при секретаре Дорофеевой Д.С.,
с участием: заместителя прокурора Надеждинского района Рогалева А.Е.,
представителя администрации Надеждинского муниципального района Горловой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Надеждинского района Приморского края в интересах муниципального образования и неопределенного круга лиц к администрации Надеждинского муниципального района Приморского края, Хорошуну ФИО8 о признании недействительным пункта договора аренды земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
прокурор Надеждинского района Приморского края в интересах муниципального образования и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ответчикам, указав в иске, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Надеждинского муниципального района и Хорошуном Д.С. по результатам аукциона на право заключения договора аренды земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, заключен договор аренды № земельного участка с кадастровым номером №, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир в районе <адрес>, почтовый адрес ориентира: <адрес>, в районе <адрес>, общей площадью 956 кв.м., с разрешенным использованием: объекты дорожного сервиса. Договор заключен сроком на 10 лет с момента регистрации, дата регистрации права аренды - 30ДД.ММ.ГГГГ Пункт 3.2.5 договора предусматривает возможность передачи прав и обязанностей по договору третьему лицу. Прокурор просит признать пункт договора 3.2.5 недействительным, так как при заключении договора нарушен установленный п. 7 ст. 448 ГК РФ запрет арендатору Хорошуну Д.С., заключившему договор аренды в рамках процедуры проведения торгов, уступать права аренды земельного участка третьему лицу.
В судебном заседании заместитель прокурора Надеждинского района Рогалев А.Е. поддержал заявленные требования, настоял на их удовлетворении.
Представитель администрации Надеждинского муниципального района Горлова К.А. заявленные требования признала.
Ответчик Хорошун Д.С., третье лицо Селиванов С.А. в судебное заседание не явились, уведомлены о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Пунктом 1 статьи 39.6 ЗК РФ предусмотрено общее правило о том, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.
Данное правило обеспечивает реализацию публичного интереса в обеспечении равных возможностей для лиц, находящихся в одинаковых условиях, в доступе к приобретению земель, относящихся к государственной и муниципальной собственности.
Согласно пункту 7 статьи 448 ГК РФ, если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, победитель торгов не вправе уступать права и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора. Обязательства по такому договору должны быть исполнены победителем торгов лично, если иное не установлено в соответствии с законом.
В силу статьи 615 ГК РФ арендатор вправе с согласия арендодателя передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
При аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет арендатор, в силу пункта 9 статьи 22 ЗК РФ, вправе, если иное не установлено федеральными законами, в пределах срока договора аренды земельного участка передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу без согласия арендодателя при условии его уведомления.
Диспозитивная конструкция нормы, содержащейся в пункте 9 статьи 22 ЗК РФ, допускает возможность ограничения законом права арендатора земельного участка, находящегося в публичной собственности, на передачу третьим лицам своих прав и обязанностей по договору аренды.
Такое ограничение, в частности, содержится в пункте 7 статьи 448 ГК РФ, которым установлен запрет на перенаем земельного участка, предоставленного по договору, подлежащему заключению только на торгах и фактически заключенному на них.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Надеждинского муниципального района и Хорошуном Д.С. заключен договор аренды № земельного участка с кадастровым номером №, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир в районе <адрес>, почтовый адрес ориентира: <адрес>, в районе <адрес>, общей площадью 956 кв.м., с разрешенным использованием: объекты дорожного сервиса. Договор заключен сроком на 10 лет с момента регистрации, дата регистрации права аренды - ДД.ММ.ГГГГ
Пункт 3.2.5 договора предусматривает возможность передачи прав и обязанностей по договору третьему лицу.
Между тем, указанный пункт договора № 3.2.5 противоречит закону.
Приведенное правило в пункте 7 статьи 448 ГК РФ направлено на обеспечение защиты интересов публично-правового образования, соблюдения принципа конкуренции при проведении торгов и недопущение предоставления лицу, участвовавшему и особенно не участвовавшему в проведении торгов, необоснованных преимуществ; на исключение возможности для лица, не участвовавшего в торгах, стать стороной по договору в обход установленной процедуры, а в случае, когда проведение торгов предусмотрено законом, - в обход закона, что расценивается как злоупотребление правом (пункт 3 статьи 10 ГК РФ).
Произвольная замена стороны в обязательстве посредством уступки прав, возникших из заключенного на торгах договора, в данном случае является недопустимой, поскольку фактически позволила бы по своему усмотрению определить в качестве стороны договора иное лицо (не участника торгов) без учета требований, предъявляемых законом к участникам соответствующих правоотношений.
Поскольку на момент заключения договоров аренды и соглашений о переуступке прав пункт 7 статьи 448 ГК РФ действовал, то он подлежит применению к спорным правоотношениям.
В силу части 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Недействительная сделка не влечёт юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (часть 1 статьи 167 ГК РФ).
В силу части 2 статьи 168 ГК РФ, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В соответствии с пунктами 74 и 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц; применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.
Доводы прокурора о нарушении интересов неопределенного круга лиц, муниципального образования являются обоснованными, поскольку право прокурора на обращение в суд с иском в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц предусмотрено ст. 45 ГПК РФ.
С учётом предмета настоящего спора и установленных судом фактических обстоятельств дела, право Хорошуна Д.С. на переуступку прав и обязанностей по договору аренды, заключённому по результатам проведённого аукциона, в силу статьи 22 Земельного кодекса РФ невозможно ввиду установления положениями статьи 448 ГК РФ иного - запрета такой переуступки, поскольку иное фактически позволило бы последнему по своему усмотрению определить в качестве стороны договора иное лицо без учёта требований, предъявляемых законом к участникам соответствующих правоотношений.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
удовлетворить исковые требования прокурора Надеждинского района Приморского края в интересах муниципального образования и неопределенного круга лиц к администрации Надеждинского муниципального района Приморского края, Хорошуну ФИО10 о признании недействительным пункта договора аренды земельного участка.
Признать недействительным пункт 3.2.5 договора аренда земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенного между администрацией Надеждинского муниципального района и Хорошуном ФИО9 в части возможности передачи прав и обязанностей по договору третьему лицу.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Надеждинский районный суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Решение в окончательном виде изготовлено 01.11.2023г.
Судья: Л.В. Сетракова