Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-364/2024 ~ М-273/2024 от 24.05.2024

Дело № 2-364/2024

УИД 75RS0022-01-2024-000417-09

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Хилок     18 июля 2024 г.

Хилокский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи                 Клейнос С.А.,

при секретаре судебного заседания             Глотовой С.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Хилокского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения «Линево-Озерское» о возложении обязанности установить информационную мнемосхему (тактильную схему движения), к Администрации сельского поселения «Харагунское» о возложении обязанности установить информационную мнемосхему (тактильную схему движения), к Администрации сельского поселения «Хилогосонское» о возложении обязанности установить информационную мнемосхему (тактильную схему движения),

установил:

    Прокурор Хилокского района Хамируев Д.В. обратился в суд с указанным иском. В обоснование указал, прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере социальной защиты инвалидов в Администрации сельского поселения «Закультинское», в Администрации сельского поселения «Линево-Озерское», в Администрации сельского поселения «Харагунское», в Администрации сельского поселения «Хилогосонское», в Администрации сельского поселения «Хушенгинское». Привел положения ст.15 Конституции РФ, ч.1 ст.12 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», ст.ст.2,15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а также ГОСТ Р 59601-2021, ст. 9 Конвенции ООН о правах инвалидов, и указал, в ходе анализа исполнения законодательства о социальной защите инвалидов установлено, что в зданиях Администрации сельского поселения «Закультинское», в Администрации сельского поселения «Линево-Озерское», в Администрации сельского поселения «Харагунское», в Администрации сельского поселения «Хилогосонское», в Администрации сельского поселения «Хушенгинское» (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, не установлены. Выявленные нарушения порождают несоблюдение прав граждан-инвалидов, так как Администрация является социально значимым объектом. В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района 31.10.2023 г. в адрес глав Администраций сельского поселения «Закультинское», сельского поселения «Линево-Озерское», сельского поселения «Харагунское», сельского поселения «Хилогосонское», 07.11.2023 г. в адрес главы Администрации сельского поселения «Хушенгинское» были внесены представления, которые рассмотрены, однако, нарушения до настоящего времени не устранены. Привел положения уставов сельских поселений об отнесении вопросов местного значения сельского поселения составление и рассмотрение проекта бюджета сельского поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета сельского поселения, указал ст.45 ГПК РФ и просил суд: обязать Администрацию сельского поселения «Закультинское» в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить информационную мнемосхему (тактильную схему движения), отображающую информацию о помещениях в здании при входе в здание, расположенное по адресу: Забайкальский край, Хилокский район, с.Закульта, ул. Школьная, 13, в вестибюле вблизи входа по возможности с правой стороны по ходу движения на расстоянии не более 4 м от входа в здание; обязать Администрацию сельского поселения «Линево-Озерское» в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить информационную мнемосхему (тактильную схему движения), отображающую информацию о помещениях в здании при входе в здание, расположенное по адресу: Забайкальский край, Хилокский район, с.Линево-Озеро, ул. Ленина, 17, в вестибюле вблизи входа по возможности с правой стороны по ходу движения на расстоянии не более 4 м от входа в здание; обязать Администрацию сельского поселения «Харагунское» в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить информационную мнемосхему (тактильную схему движения),отображающую информацию о помещениях в здании при входе в здание, расположенное по адресу: Забайкальский край, Хилокский район, с.Харагун, ул. Советская, 47, в вестибюле вблизи входа по возможности с правой стороны по ходу движения на расстоянии не более 4 м от входа в здание; обязать Администрацию сельского поселения «Хилогосонское» в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить информационную мнемосхему (тактильную схему движения), отображающую информацию о помещениях в здании при входе в здание, расположенное по адресу: Забайкальский край, Хилокский район, с.Хилогосон, ул. Советская, 20, в вестибюле вблизи входа по возможности с правой стороны по ходу движения на расстоянии не более 4 м от входа в здание; обязать Администрацию сельского поселения «Хушенгинское» в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить информационную мнемосхему (тактильную схему движения), отображающую информацию о помещениях в здании при входе в здание, расположенное по адресу: Забайкальский край, Хилокский район, с.Хушенга, ул.Центральная,8, в вестибюле вблизи входа по возможности с правой стороны по ходу движения на расстоянии не более 4 м от входа в здание.

В ходе рассмотрения дела прокурор от требований к Администрации сельского поселения «Закультинское», к Администрации сельского поселения «Хушенгинское» отказался.

Определением от 18.07.2024 г. производство по делу в части требований к Администрации сельского поселения «Закультинское», к Администрации сельского поселения «Хушенгинское» прекращено.

В судебном заседании помощник прокурора Рябова Т.В. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика – Администрация сельского поселения «Харагунское», Глава сельского поселения «Харагунское» Сизых Л.Е. с исковыми требованиями согласился, пояснив, что для исполнения требований прокурора и установки мнемосхемы в здании администрации, требуется судебное решение для включения расходов в план доходов и расходов, для получения средств на выполнение данного мероприятия.

Ответчики – Администрация сельского поселения «Линево-Озерское», Администрация сельского поселения «Хилогосонское», в судебное заседание представителей не направили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще и своевременно. В материалах дела имеется ходатайство Главы сельского поселения «Линево-Озерское» Горюнова Н.Е. о рассмотрении дела в отсутствие Администрация сельского поселения «Линево-Озерское». Глава Администрации сельского поселения «Хилогосонское» Намдыков Ц-Д.В. направил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

На основании ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьями 2 и 7 Конституции Российской Федерации установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;2) условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации);3) возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;4) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;5) надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;6) дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;7) допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения;8) оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.

В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.

Согласно статье 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципе обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. Безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения (статья 36).

В Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (Постановление Правительства РФ от 28.05.2021 N 815), включен СП 59.13330.2020. «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001" (далее СП 59.13330.2020)

Согласно пункту 4.1 СП 59.13330.2020 требования настоящего свода правил подлежат выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, а также подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, отведенные для них земельные участки, включая подходы к зданиям и сооружениям, входные узлы, внутренние коммуникации, пути эвакуации, помещения проживания и для предоставления услуг (обслуживания) и места приложения труда. Требования распространяются также на информационное и инженерное обустройство зданий, сооружений и земельных участков.

В зданиях и сооружениях должны быть обеспечены для МГН условия использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно либо с помощью сопровождающего, а также эвакуации в случае чрезвычайной ситуации ( пункт 4.4 СП 59.13330.2020).

Согласно пункту 6.5.9 СП 59.13330.2020 информирующие тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м: перед входом в здание с указанием наименования учреждения, времени оказания услуг (приемных часов); перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием номера и назначения помещения.

Согласно пункту 6.5.12 СП 59.13330.2020 системами обеспечения разборчивости звуковой информации для людей с нарушением слуха следует оборудовать лекционные и зрительные залы, залы ожидания и пр.

В зданиях с массовым пребыванием людей (пассажирские здания вокзалов всех видов транспорта, организации социального обслуживания, общественные здания административного назначения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению следует устанавливать тактильные или тактильно-звуковые схемы, отображающие информацию о размещении и назначении помещений в здании. Они должны размещаться в вестибюле вблизи входа по возможности с правой стороны по ходу движения на расстоянии не более 4 м от входа в здание.

Направляющие тактильные напольные указатели для инвалидов по зрению предусматриваются по заданию на проектирование для обозначения основных путей безопасного передвижения при их ширине более 4 м и длине более 70 м к месту обслуживания, если отсутствуют иные направляющие ориентиры (непрерывные линии стен, поручни, ограждения).

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 июля 2021 г. N 662-ст утвержден и введен в действие «Национальный стандарт Российской Федерации. Тактильные мнемосхемы и указатели.» ГОСТ Р 59601-2021 (далее – ГОСТ Р 59601-2021).

Тактильные мнемосхемы (тактильные мнемокарты, рельефные планы) и указатели (тактильные таблички и пиктограммы, тактильные накладки, тактильные наклейки) должны обеспечивать возможность их эффективного использования инвалидами по зрению и другими категориями маломобильных групп населения (МГН), а также людьми без инвалидности ( п.4.1.1 ГОСТ Р 59601-2021).

Согласно 4.3.6 ГОСТ Р 59601-2021 тактильные мнемосхемы должны передавать информацию следующего содержания: наименование объекта расположения мнемосхемы; знак доступности объекта для инвалидов по зрению; тактильный указатель, обозначающий место расположения мнемосхемы; схему объекта с нанесением на нее всех помещений, доступных для инвалидов по зрению, с указанием путей движения пунктирной линией, имеющей тактильный эффект; тактильные сноски с названиями помещений, расположенных на мнемосхеме, выполненные рельефно-линейным шрифтом и дублированные шрифтом Брайля; иную необходимую информацию, прямо или косвенно влияющую на безопасность незрячего или слабовидящего человека при движении по указанному маршруту.

Таким образом, из вышеприведенных положений законодательства следует, что в общественных зданиях административного назначения, в которых осуществляют деятельность исполнительные органы муниципальной власти сельских поселений – в зданиях администраций сельских поселений, должны быть обеспечены условия инвалидам для беспрепятственного им доступа в такие здания и возможность самостоятельного передвижения по территории общественных зданий административного назначения, в том числе посредством установки на в общественных зданиях административного назначения информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения).

По делу установлено, Администрация сельского поселения «Линево-Озерское» расположена в здании по адресу: Забайкальский край, Хилокский район, с.Линево-Озеро, ул. Ленина, 17. При входе в здание информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, не установлена. Данные обстоятельства подтверждаются представлением заместителя прокурора района от 31.10.2023 № 07-22а-2023, ответом на представление № 412 от 27.11.2023 г., актом осмотра от 15.04.2024 г. с фототаблицей (л.д.25-27, 28,29-30).

Сведения Главы сельского поселения «Линево-Озерское» Горюнова Н.Е., приведенные в отзыве на исковое заявление о том, что в здании администрации установлены таблички со шрифтом Брайля: «Вход» с желтой наклейкой «Круг», «Выход» с желтой наклейкой «Круг», «Направление движения», не могут быть приняты судом в качестве доказательств наличия в здании Администрации информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения), отображающей информацию о помещениях в здании, поскольку, установленные таблички являются указателями, а не информационной мнемосхемой (тактильной схемой движения).

Таким образом, ответчиком – Администрацией сельского поселения «Линево-Озерское», в здании Администрации сельского поселения инвалидам не обеспечена возможность самостоятельного передвижения по зданию, так как не установлена информационная мнемосхема (тактильная схемы движения), отображающая информацию о помещениях в здании.

Администрация сельского поселения «Харагунское» расположена в здании по адресу: Забайкальский край, Хилокский район, с.Харагун, ул. Советская, 47. При входе в здание информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании не установлена. Данные обстоятельства подтверждаются признательными объяснениями Сизых Л.Е. в суде, представлением заместителя прокурора района от 31.10.2023 № 07-22а-2023, ответом на представление № 486 от 16.11.2023 г., актом осмотра от 18.04.2024 г. с фототаблицей (л.д.36-39,40,41-43).

Таким образом, ответчиком – Администрацией сельского поселения «Харагунское», в здании Администрации сельского поселения инвалидам не обеспечена возможность самостоятельного передвижения по зданию, так как не установлена информационная мнемосхема (тактильная схемы движения), отображающая информацию о помещениях в здании.

Администрация сельского поселения «Хилогосонское» расположена в здании по адресу: Забайкальский край, Хилокский район, с.Хилогосон, ул. Советская, 20. При входе в здание информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании не установлена. Данные обстоятельства подтверждаются признательными объяснениями Главы сельского поселения «Хилогосонское» Намдыкова Ц-Д.В. в ходе рассмотрения дела, представлением заместителя прокурора района от 31.10.2023 № 07-22а-2023, ответом на представление № 135, актом осмотра от 23.04.2024 г. с фототаблицей (л.д.49-51,52,53-54).

Таким образом, ответчиком – Администрацией сельского поселения «Хилогосонское», в здании Администрации сельского поселения инвалидам не обеспечена возможность самостоятельного передвижения по зданию, так как не установлена информационная мнемосхема (тактильная схемы движения), отображающая информацию о помещениях в здании.

Вышеприведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что предусмотренная законом обязанность ответчиками – Администрация сельского поселения «Линево-Озерское», Администрация сельского поселения «Харагунское», Администрация сельского поселения «Хилогосонское», не исполнена, чем нарушены права инвалидов на самостоятельное передвижение по зданиям администраций.

    Поскольку каждым из ответчиков не соблюдены требования законодательства, обеспечивающего права инвалидов, чем нарушены права инвалидов, то на каждого из ответчиков следует возложить обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить в здании администрации информационную мнемосхему (тактильную схему движения), отображающую информацию о помещениях в здании при входе в здание.

При определении срока исполнения возложенной судом обязанности, суд исходит из того, что данный срок является реальным, с учетом необходимого времени для отбора исполнителей работ, выполнению работ по изготовлению и установке информационной мнемосхемы(тактильной схемы движения).

В связи с изложенным, исковые требования к каждому из ответчиков являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

    На основании п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ ответчики освобождены от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать Администрацию сельского поселения «Линево-Озерское» (ИНН 7538000628) в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить информационную мнемосхему (тактильную схему движения), отображающую информацию о помещениях в здании при входе в здание, расположенное по адресу: Забайкальский край, Хилокский район, с.Линево-Озеро, ул. Ленина, 17, в вестибюле вблизи входа по возможности с правой стороны по ходу движения на расстоянии не более 4 м от входа в здание.

Обязать Администрацию сельского поселения «Харагунское» (ИНН 7538000586) в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить информационную мнемосхему (тактильную схему движения), отображающую информацию о помещениях в здании при входе в здание, расположенное по адресу: Забайкальский край, Хилокский район, с.Харагун, ул. Советская, 47, в вестибюле вблизи входа по возможности с правой стороны по ходу движения на расстоянии не более 4 м от входа в здание.

Обязать Администрацию сельского поселения «Хилогосонское» (ИНН 7538000547) в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить информационную мнемосхему (тактильную схему движения), отображающую информацию о помещениях в здании при входе в здание, расположенное по адресу: Забайкальский край, Хилокский район, с.Хилогосон, ул. Советская, 20, в вестибюле вблизи входа по возможности с правой стороны по ходу движения на расстоянии не более 4 м от входа в здание.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Хилокский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято 29.07.2024 г.

Судья-подпись

Верно.

Судья Клейнос С.А.

24.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.05.2024Передача материалов судье
27.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.06.2024Судебное заседание
18.07.2024Судебное заседание
29.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее