УИД: 72RS0014-01-2022-003978-75
Дело № 2-3775/2022
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Тюмень 04 мая 2022 года
Ленинский районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Ильященко М.В.,
при секретаре Леоновой И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тюменского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц к Чжан ФИО6 о возложении обязанности произвести очистку земельного участка от отходов производства и потребления,
УСТАНОВИЛ:
Тюменский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к Чжан Д.А. о возложении обязанности произвести очистку земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> от отходов производства и потребления в 2-х месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Требования мотивированы тем, что истцом произведена проверка по обращению Департамента недропользования и экологии Тюменской области (далее по тексту - Департамент) по вопросу нарушения требований законодательства в области обращения с отходами. Департаментом в ходе проведения планового рейдового мероприятия на земельном участке с кадастровым номером № установлено размещение отходов производства и потребления. Согласно выпискам из ЕГРН правообладателем земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес> является Чжан Д.А. Постановлением о назначении административного наказания от 22 июля 2021 года Чжан Д.А. привлечена к административной ответственности по ч.1 ст8.2 КоАП РФ. В целях устранения выявленных нарушений Чжан Д.А. направлено письмо от 19 октября 2021 года о необходимости принятия мер по очистке земельного участка от отходов производства и потребления. Департаментом 25 ноября 2021 года в ходе проведения выезда установлено, что земельный участок с кадастровым номером № не очищен от отходов производства и потребления. Таким образом, Чжан Д.А. допустила несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований на указанном земельном участке.
Тюменский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом.
Представитель третьего лица Департамента недропользования и экологии Тюменской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом. От третьего лица поступил письменный отзыв на исковое заявление, в котором требования истца поддержал в полном объёме, полагал исковые требования подлежащими удовлетворению. Кроме того просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Ответчик Чжан Д.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом, почтовое отправление возвращено за истечением срока хранения. В силу ч.2 ст.117 ГПК Российской Федерации, п.67, 68 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года №25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" ответчик считается извещённой надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела. Дело рассмотрено в её отсутствие в порядке заочного производства.
Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно выписке из ЕГРН по состоянию на 24 января 2022 года, собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, с категорией земель: земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, является ответчик Чжан Д.А. (л.д.9-11).
Актом осмотра территории № № от 25 ноября 2021 года составленного страшим государственным инспектором Тюменской области в области охраны окружающей среды Калининой О.А. на основании Федерального закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 № 7-ФЗ, положения о Департаменте недропользования и экологии Тюменской области, утверждённого Постановлением Правительства Тюменской области от 13 июня 2005 № 73-П установлено, что земельный участок с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, не огорожен, мест свободный доступ. На указанном земельном участке размещены отходы производства и потребления на почве: отходы пленки из полиэтилена, растительные остатки при выращивании овощей (координаты места <данные изъяты> с.ш. и <данные изъяты> в.д.). Отходы размещены (сброшены) навалами, общий объём отходов ориентировочно 10м3(л.д.16-20).
Постановлением Департамента № № от 22 июля 2021 года Чжан Д.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 1000 рублей (л.д.12-15).
15 декабря 2021 года Департамент обратился к Тюменскому межрайонному природоохранному прокурору с просьбой об обращении в суд в интересах неопределенного круга лиц к Чжан Д.А. об обязании очистить земельный участок с кадастровым номером № от отходов производства и потребления (л.д.11).
В соответствии с ч.1 ст.11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Граждане обязаны сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природе и природным богатствам, соблюдать иные требования законодательства (ч.3).
Согласно ст.51 указанного Федерального закона отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (ч.1).
Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; захоронение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов; ввоз отходов I - IV классов опасности в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания; ввоз радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их хранения, переработки или захоронения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; захоронение в объектах размещения отходов производства и потребления продукции, утратившей свои потребительские свойства и содержащей озоноразрушающие вещества, без рекуперации данных веществ из указанной продукции в целях их восстановления для дальнейшей рециркуляции (рециклирования) или уничтожения (ч.2).
Статьёй 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В силу ч.7 ст.12 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, поскольку на земельном участке с кадастровым номером №, находящемся в собственности ответчика Чжан Д.А., размещены отходы производства и потребления на почве, что подтверждается актом осмотра территории № № от 25 ноября 2021 года, постановлением Департамента № № от 22 июля 2021 года о назначении административного наказания, на ответчика Чжан Д.А. должна быть возложена обязанность произвести очистку указанного земельного участка от отходов производства и потребления.
В соответствии с требованиями ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено ответчиком – два месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В силу ч.1 ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход муниципального образования городской округ город Тюмень подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей, от уплаты которой истец был освобождён при подаче иска.
Руководствуясь ст.ст. 3, 12, 56, 67, 103, 194-199, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Тюменского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц удовлетворить.
Возложить обязанность на Чжан ФИО7, № года рождения, уроженку г. <данные изъяты>, паспорт: серия № номер №, выдан <данные изъяты> дата выдачи: № года, код подразделения: №, зарегистрированную по адресу: <адрес> произвести очистку земельного участка с кадастровым номером №, расположенного <адрес>, от отходов производства и потребления в 2-х месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Чжан ФИО8 № года рождения, уроженки <данные изъяты>, паспорт: серия № номер № выдан <данные изъяты>, дата выдачи: № года, код подразделения: № зарегистрированную по адресу: <адрес> в доход муниципального образования городской округ город Тюмень государственную пошлину в размере 300 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Решение в окончательной форме изготовлено 13 мая 2022 года.
Председательствующий судья М.В. Ильященко