Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-509/2023 ~ М-308/2023 от 03.03.2023

61RS0011-01-2023-000402-98                    дело №2-509/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 апреля 2023 года г. Белая Калитва

Белокалитвинский городской суд Ростовской области в составе: председательствующего судьи Маловой Т.В.,

с участием представителя истицы адвоката Поддубной С.В., действующей по ордеру №123471 от 28.03.2023, истицы Орловой Н.Ю., представителя ответчика Пруцаковой В.А., действующей по доверенности от 09.01.2023

при секретаре Полупановой Л.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Орловой Н.Ю., Орлова Е.Ю. к Администрации Белокалитвинского района о признании права на предоставление социальной выплаты, обязании включить в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, заключить договор на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого, третье лицо: Министерство энергетики РФ,

установил:

истцы обратились в суд с иском к Администрации Белокалитвинского района Ростовской области о признании права на предоставление социальной выплаты, обязании включить в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, заключить договор на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого, ссылаясь на то, что на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства на право собственности, на землю постоянного бессрочного пользования землей, б/н выданного 15.11.1994 г., технического плана здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в Росреестре 15.04.2022 г., Орлова Н.Ю. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. В указанном жилом доме зарегистрированы Орлова Н.Ю. и Орлов Е.Ю. Заключением межведомственной комиссии Администрации Белокалитвинского района №861 от 2.11.2022, указанный жилой дом признан непригодным для проживания. Постановлением Главы Администрации Синегорского сельского поселения №193 от 25.11.2022 указанный жилой дом признан непригодным для проживания. Согласно отчета СКФ ООО «МНЦ ГЕОМЕХ» от 30.05.2022 года, горные работы ликвидированного ШУ «Краснодонецкое» ОАО «Ростовуголь» негативно повлияли на техническое состояние строения, вследствие чего жилой дом по адресу <адрес>, является непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ШУ «Краснодонецкое» ОАО «Ростовуголь». ДД.ММ.ГГГГ истцы обращались в Администрацию Белокалитвинского района с заявлением о включении своей семьи с составом 2 человека в список граждан, подлежащих переселению их ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. 22.12.2022 Администрация Белокалитвинского района ответила отказом на заявление, ссылаясь на то, что по состоянию на момент принятия решения о ликвидации ШУ «Краснодонецкое» ОАО «Ростовуголь» (20.07.1998) истица была снята с регистрационного учета и не проживала по указанному адресу.

Истцы считают отказ Администрации Белокалитвинского района по включению в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, находящегося на горных выработках, незаконным, нарушающим их право на жилище, гарантированное Конституцией РФ, полагают, что они приобрели право на предоставление социальной выплаты в рамках программы реструктуризации угольной промышленности, утвержденной Постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005, поскольку истица временно снималась с регистрационного учета по спорному адресу, но фактическое проживание по указанному адресу не прекращала, проживала в своем домовладении вместе со своими несовершеннолетними детьми.

В связи с указанным истцы просили суд признать за ними право на предоставление социальной выплаты в рамках программы реструктуризации угольной промышленности с целью переселения из ветхого жилья, находящегося на горных выработках, по адресу: <адрес>, обязать Администрацию Белокалитвинского района Ростовской области включить их в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, пострадавшего от ведения горных работ, обязать Администрацию Белокалитвинского района Ростовской области заключить с ними договор на предоставление социальной выплаты за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, для приобретения жилья взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания вследствие ведения горных работ на ликвидированном ШУ «Краснодонецкое» ОАО «Ростовуголь», по адресу: <адрес>, установленной для семьи, состоящей из 2 человек, по цене, определенной действующим законодательством на момент заключения договора.

В судебном заседании истица Орлова Н.Ю., представитель истца адвокат Поддубная С.В. поддержали исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Истец Орлов Е.Ю. в судебное заседание не явился, извещен.

Представитель ответчика Администрации Белокалитвинского района Пруцакова В.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснив, что оснований для включения истцов в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, пострадавшего от ведения горных работ на момент подачи заявления не имелось, поскольку на дату принятия решения о ликвидации ШУ «Краснодонецкое» ОАО «Ростовуголь» (20.07.1998) истица была снята с регистрационного учета и не проживала по указанному адресу. В случае доказанности факта ее постоянного проживания по указанному адресу, не возражала против удовлетворения иска.

Представитель третьего лица, извещенного надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

В соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности» от 20.06.1996 №81-ФЗ, предусмотрены мероприятия по реструктуризации угольной промышленности. Под реструктуризацией угольной промышленности понимается комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организации по добыче угля, обеспечению социальной защиты и занятости, высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также решение связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера.

Правительством РФ утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности (Постановление от 24.12.2004 № 840). В перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности включена реализация программ местного развития и обеспечения занятости населения шахтерских городов и поселков, которая предусматривает снос ветхого жилищного фонда. Ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности; содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

Ранее действовавшим Постановлением Правительства РФ от 03.12.1997 №1523 «О государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности» средства государственной поддержки, выделяемые для финансирования мероприятий по переселению людей из сносимого ветхого жилья, направлялись непосредственно на угольные шахты.

Согласно Постановлению Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» средства в виде межбюджетных трансфертов стали предоставляться местным бюджетам городов и поселков.

Согласно пункту 5 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных указанным Постановлением Правительства РФ, межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение следующих мероприятий, в том числе: снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности; содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.

В силу пункта 8 данных Правил содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.

Основаниями для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, являются:

рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности;

государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению;

снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье;

проживание гражданина в не учтенных при разработке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов домах, являющихся ветхим жильем, на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности;

фактическое отсутствие гражданина, зарегистрированного по месту жительства в ветхом жилье и владеющего правом собственности или иным законным правом на него, в таком ветхом жилье на дату утверждения списка граждан, подлежащих переселению.

Предусмотренный настоящим пунктом перечень оснований для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, является исчерпывающим.

Таким образом, внесение граждан в списки лиц, подлежащих переселению, является основанием для предоставления такой выплаты в дальнейшем. Такие списки составляются на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности, утверждаются органами местного самоуправления и подлежат ежегодному уточнению.

Решая вопрос о ликвидации угольной промышленности, Правительство РФ предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.

По смыслу вышеуказанных норм для включения в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте, необходимо наличие следующих условий: признание жилого дома непригодным для проживания и подлежащим сносу по причине подработки горными работами ликвидируемой шахты; наличие права на данное жилое помещение на дату принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности; и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, то есть отсутствие иного жилья.

Как указано в определении Конституционного суда РФ от 07.02.2008 №266-О-О и следует из приведенных положений, социальные выплаты в рамках указанных мероприятий направлены на обеспечение и защиту интересов граждан, переселяемых на определенных основаниях из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.

Судом установлено, что Администрацией Белокалитвинского района Ростовской области реализуется программа «Местного развития и обеспечения занятости для шахтёрских городов и посёлков», одним из направлений которой является: оказание содействия переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого. Финансирование и использование средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию данных мероприятий, осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 №428 «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтёрских городов и посёлков».

Решение о ликвидации ШУ «Краснодонецкая» ОАО «Ростовуголь» принято 29.07.1998г.

Установлено, что на основании договора дарения от 16.06.1986 года (л.д.19), свидетельства на право собственности, на землю постоянного бессрочного пользования землей, б/н выданного 15.11.1994 г. (л.д.20), технического плана здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства от 11.04.2022 г. (л.д.21-25) Орлова Н.Ю. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Право собственности Орловой Н.Ю. зарегистрировано в ЕГРН 15.04.2022 (л.д.45).

Согласно справке главы Администрации Синегорского сельского поселения от 22.12.2021 установлено, что в связи с упорядочением адресного хозяйства жилой дом и земельный участок по адресу: <адрес> считается жилым домом и земельным участком по адресу: <адрес> (л.д.40).

Согласно постановлению Муниципального образования «Белокалитвинский район» Администрации Белокалитвинского района №182 от 31.01.2022 земельному участку площадью 1500 кв.м., расположенному по адресу: <адрес>, присвоен адрес <адрес> (л.д.41).

Заключением Межведомственной комиссии Администрации Белокалитвинского района Ростовской области №861 от 02.11.2022 жилой дом по адресу <адрес> б <адрес> отнесен к категории жилья, непригодного для проживания (л.д. 43).

Постановлением Администрации Синегорского сельского поселения Белокалитвинского района Ростовской области №193 от 25.11.2022 жилой дом по адресу: <адрес> признан не соответствующим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, непригодным для проживания (л.д.44).

Согласно отчету о научно-технической работе СКФ ООО «МНЦ ГЕОМЕХ» (л.д.47-51) расчетные показатели суммарных деформаций по жилому дому, расположенному по адресу: <адрес>, превысили допустимые значения, следовательно, горные работы ликвидированного ШУ «Краснодонецкое» ОАО «Ростовуголь» негативно повлияли на техническое состояние строения, вследствие чего данный жилой дом является непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидированного ШУ «Краснодонецкое» ОАО «Ростовуголь».

Истцы 30.11.2022 обратились с заявлением к ответчику о включении в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, находящегося на горных выработках ликвидированного ШУ «Краснодонецкое» ОАО «Ростовуголь», в рамках программы реструктуризации угольной отрасли, представив дополнительные документы (л.д. 58-59).

Письмом Администрации Белокалитвинского района от 22.12.2022 №65.04/2607 (л.д. 60) истцам Орловой Н.Ю. и Орлову Е.Ю. отказано во включении в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого пострадавшего от ведения горных работ жилья, в связи с тем, что на 29.07.1998 истцы не проживали и не были зарегистрированы в спорном домовладении.

Согласно данным домовой книги истица была зарегистрирована по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с 11.02.2000 по настоящее время (л.д. 32, 33, 37).

В период с 26.08.1998 по 19.10.1999 истица была зарегистрирована в <адрес> (л.д.12 оборот сторона), так как заключала договор подряда по уборке свеклы в Старооскольском районе Белгородской области и необходима была местная регистрация.

Орлов А.Ю., Орлов Е.Ю., ФИО9, ФИО10 являются детьми Орловой Н.Ю. (л.д.13а, 14, 15, 16).

Согласно домовой книги зарегистрированными и постоянно проживающими по указанному адресу были мать истицы ФИО11ДД.ММ.ГГГГ) и ее дети ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (с ДД.ММ.ГГГГ), Орлов Е.Ю., ДД.ММ.ГГГГ г.р. (с ДД.ММ.ГГГГ).

Из пояснений истицы установлено, что в тот период она не покидала место своего постоянного проживания по адресу: <адрес>, т.к. не могла оставлять детей на длительное время одних, работала неделю в <адрес>, а неделю находилась с детьми по адресу: <адрес>.

Факт постоянного проживания Орловой Н.Ю. на дату ликвидации шахты по адресу <адрес> подтвержден показаниями свидетеля ФИО12, выписками из амбулаторной карты ее детей ФИО9 и ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым с момента рождения и до достижения возраста 15 лет они состояли на учете в Амбулатории <адрес> и проживали по адресу: <адрес> (л.д. 66-67), справкой СОШ от ДД.ММ.ГГГГ о том, что ФИО9 обучалась в школе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, проживая по <адрес> (л.д.65), справкой СОШ от ДД.ММ.ГГГГ о том, что ФИО13 обучался в школе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, проживая по <адрес> (л.д.63), справкой СОШ от ДД.ММ.ГГГГ о том, что ФИО10 обучалась в школе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, проживая по <адрес> (л.д.64).

Согласно выписки из амбулаторной карты Орловой Н.Ю., последняя постоянно обращалась в Амбулаторию <адрес> по месту своего проживания в <адрес>, о чем свидетельствуют записи о приеме у докторов с 1998 года по 2000 год (л.д. 68).

    Таким образом, судом установлен факт проживания истицы по адресу: <адрес> на момент ликвидации ШУ «Краснодонецкое» ОАО «Ростовуголь» и по настоящее время.

В соответствии со ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Судом установлено, что Орлов Е.Ю. является членом семьи Орловой Н.Ю., как как совместно проживают и ведут совместное хозяйство.

Согласно пункту 2.12.2 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденного Приказом Минэнерго России от 01.11.2001 №308, в качестве обосновывающих материалов, подтверждающих необходимость включения в проект ликвидации шахты затрат на содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого, рекомендуется включать в состав проекта, в том числе подтверждение маркшейдерской службы шахты о попадании дома в зону влияния горных работ; заключение БТИ, подтверждающее технический износ дома; заключение специализированной научно-исследовательской организации о степени влияния горных работ на состояние жилого дома.

Согласно выписке из ЕГРН Орлова Н.Ю. не имеет в собственности иного жилья, кроме указанного аварийного дома (л.д.45), согласно выписке из ЕГРН Орлов Е.Ю. не имеет в собственности жилья (л.д.46).

Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что дальнейшее проживание в жилом доме по адресу: <адрес> для истцов невозможно, дом согласно отчета о научно-технической работе СКФ ООО «МНЦ ГЕОМЕХ» от ДД.ММ.ГГГГ, подлежит сносу по причине подработки из-за превышения расчетных деформаций поверхности над допустимыми.

Истица Орлова Н.Ю., которая проживала в жилом помещении, имела право пользования данным жилым помещением, являлась его собственницей как на дату ликвидации ШУ «Краснодонецкое» ОАО «Ростовуголь», так и имеет его сейчас, истец Орлов Е.Ю. является членом ее семьи, зарегистрирован и проживает в указанном доме, подтверждено материалами дела.

Таким образом, поскольку судом установлено, что проживание в доме по адресу: <адрес> невозможно, по причине связанной с подработкой территории, на которой расположен жилой дом, горными работами ШУ «Краснодонецкое», суд установив совокупность необходимых условий для включения в список граждан, подлежащим переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте, считает, что истцы имеющие прова пользования данным жилым помещением на дату принятия решения о ликвидации ШУ «Краснодонецкое» и на момент признанрия его ветхим, и не имеющими иного жилья, имеют право на социальную помощь от государства в виде социальной выплаты на приобретение жилья, взамен ветхого, подлежащего сносу, а бездействие Администрации Белокалитвинского района, выраженное в отказе в признании за истцами права на социальную выплату, не включение их в списки на предоставление жилья и не предоставлению социальной выплаты, является незаконным.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В возражениях ответчика не представлено доказательств, которые могли бы опорочить доказательства и доводы, представленные истцом.

С учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 №2564 "О внесении изменения в пункт 8 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков" Орлова Н.Ю. и Орлов Е.Ю. должны быть включены в списки граждан на переселение.

С учетом изложенного, исковые требования истцов о включении в список граждан на предоставление жилья, признании права на социальную выплату на приобретение благоустроенного жилого помещения взамен ветхого, подлежащего сносу жилья, предоставлении данной выплаты, подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

решил:

исковые требования Орловой Н.Ю. и Орлова Е.Ю. о признании права на предоставление социальной выплаты, обязании включить в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, заключить договор на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого, удовлетворить.

Признать за Орловой Н.Ю. и Орловым Е.Ю. право на предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета, выделяемых в рамках программы реструктуризации угольной промышленности для переселения из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ.

Обязать Администрацию Белокалитвинского района включить Орлову Н.Ю. и Орлова Е.Ю. в списки граждан на переселение из ветхого жилья, по адресу: <адрес>, ставшего непригодным для проживания вследствие ведения горных работ.

Обязать Администрацию Белокалитвинского района заключить с Орловой Н.Ю. и Орловым Е.Ю. договор на предоставление социальной выплаты за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, для приобретения жилья взамен ветхого ставшего непригодным для проживания вследствие ведения горных работ, на ликвидированном ШУ «Краснодонецкое» ОАО «Ростовуголь» по адресу: <адрес>.

Апелляционная жалоба может быть подана в Ростовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья          Т.В. Малова

Мотивированное решение составлено 19 апреля 2023 г.

2-509/2023 ~ М-308/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Орлова Наталья Юрьевна
Орлов Евгений Юрьевич
Ответчики
Администрация Белокалитвинского района
Другие
Пруцакова Вера Александровна
Министерство энергетики РФ
Поддубная Светлана Викторовна
Суд
Белокалитвинский городской суд Ростовской области
Судья
Малова Татьяна Владимировна
Дело на странице суда
belokalitvensky--ros.sudrf.ru
03.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.03.2023Передача материалов судье
09.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.03.2023Судебное заседание
11.04.2023Судебное заседание
18.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.05.2023Дело оформлено
13.06.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее