Категория 2.211
УИД 91RS0№-60
Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 августа 2023 г. <адрес>
Керченский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи – Кит М.В.,
при ведении протокола с/з помощником судьи – ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело по иску Главного управления Росгвардии по <адрес> и <адрес> к ФИО2 о прекращении права собственности на гражданское оружие,
УСТАНОВИЛ:
Истец Главное управление Росгвардии по <адрес> и <адрес> обратился в суд с исковыми требованиями к ФИО2 о прекращении права собственности на гражданское гладкоствольное, длинноствольное оружие «ТОЗ-34», 2-ств., 12 калибра, № У-8615541, а также разрешении уничтожить гражданское гладкоствольное, длинноствольное оружие «ТОЗ-34», 2-ств., 12 калибра, № У-8615541.
Мотивируя исковые требования тем, что на складе МВД по <адрес> находится гражданское гладкоствольное, длинноствольное оружие «ТОЗ-34», 2-ств., 12 калибра, № У-8615541, изъятое в связи со смертью его владельца ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имевшего регистрацию по месту жительства по адресу: <адрес>, хранившего его на основании разрешения на право хранения и ношения оружия РОХа № выданного ОЛРР (по <адрес> и <адрес>у) ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.
В связи со смертью ДД.ММ.ГГГГ гражданина ФИО1, зарегистрированное на его имя гладкоствольное, длинноствольное оружие «ТОЗ-34», 2-ств., 12 калибра, № У-8615541, принято у ФИО2 и помещено ДД.ММ.ГГГГ на временное хранение до наследования, в комнату хранения оружия МВД России по <адрес>).
Вышеуказанное оружие с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время находится на хранении на складе вооружения ГУ Росгвардия по Республики Крым и <адрес>). Родственниками и иными возможными наследниками умершего владельца оружия по настоящее время не предпринято никаких действий, направленных на оформление разрешительного документа, на право хранения (хранения и ношения) оружия либо отчуждение оружия в установленном законом порядке. При этом хранение и бремя содержания указанного оружия требует определённых материальных затрат, в частности регулярного технического ухода, трудовых затрат, по содержанию специального температурного режима и влажности помещения, что влечёт дополнительное расходование бюджетных средств.
Возможные наследники умершего не оформили лицензию на приобретение оружия и не получили разрешения на его хранение и ношение, с уведомлением о реализации указанного оружия через розничную сеть магазинов, либо утилизацию оружия не обращались или других мер на протяжении последнего года не принимали и возникла ситуация, при которой собственник, в силу ограничений установленных законом, не может осуществлять свои вещные права в отношении принадлежащего ему имущества, оружие подлежит отчуждению.
Просили суд прекратить право собственности гражданина ФИО1 и его возможных наследников на гражданское гладкоствольное, длинноствольное оружие «ТОЗ-34», 2-ств., 12 калибра, № У-8615541., разрешить Главному управлению Росгвардии по <адрес> и <адрес> уничтожить гражданское гладкоствольное, длинноствольное оружие «ТОЗ-34», 2-ств., 12 калибра, № У-8615541., на основании пункта 12 части 1 статьи 9 Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации».
В судебное заседание представитель истца Главного управления Росгвардии по <адрес> и <адрес>, не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, направил в адрес суда заявление о рассмотрении дела в его отсутствии, исковые требования поддержал.
Ответчица ФИО2 в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом.
Исследовав письменные доказательства, суд считает, что иск подлежит удовлетворению.
Судом установлено, что ФИО1 являлся владельцем гражданского гладкоствольного, длинноствольного оружия «ТОЗ-34», 2-ств., 12 калибра, № У-8615541, хранившего его на основании разрешения на право хранения и ношения оружия РОХа № выданного ОЛРР (по <адрес> и <адрес>)ДД.ММ.ГГГГ сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., умер, что подтверждается свидетельством о смерти выданном ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7)
В соответствии с пунктом 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказа собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (пункт 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 238 Гражданского кодекса Российской Федерации, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок (пункт 1).
В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже, с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества (пункт 2).
Если в собственности гражданина или юридического лица по основаниям, допускаемым законом, окажется вещь, на приобретение которой необходимо особое разрешение, а в его выдаче собственнику отказано, эта вещь подлежит отчуждению в порядке, установленном для имущества, которое не может принадлежать данному собственнику (пункт 3).
Порядок наследования вещей, ограниченно оборотоспособных, предусмотрен законодателем в статье 1180 Гражданского кодекса Российской Федерации. Так согласно указанной статье принадлежавшие наследодателю оружие, сильнодействующие и ядовитые вещества, наркотические и психотропные средства и другие ограниченно оборотоспособные вещи (абзац второй пункта 2 статьи 129) входят в состав наследства и наследуются на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом. На принятие наследства, в состав которого входят такие вещи, не требуется специального разрешения. Меры по охране входящих в состав наследства ограниченно оборотоспособных вещей до получения наследником специального разрешения на эти вещи осуществляются с соблюдением порядка, установленного законом для соответствующего имущества. При отказе наследнику в выдаче указанного разрешения его право собственности на такое имущество подлежит прекращению в соответствии со статьей 238 настоящего Кодекса, а суммы, вырученные от реализации имущества, передаются наследнику за вычетом расходов на его реализацию.
Так, согласно ч. 2 ст. 129 ГК РФ законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок, с которыми допускается по специальному разрешению.
Из анализа ст. 6 и ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 150-ФЗ "Об оружии" следует, что огнестрельное оружие является объектом гражданских прав, которые ограничены в гражданском обороте, т. е. могут находиться во владении, пользовании, распоряжении лица исключительно на основании разрешений, выдаваемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия.
Согласно реестра наследственных дел, после смерти ФИО1, с заявлением о принятии наследства обратилась супруга ФИО2, было заведено наследственное дело № г. и выдано свидетельство о праве на наследство по закону на имя ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ (л.д.42-85).
Однако, материалы дела не содержат сведений подтверждающих принятие действий наследниками умершего владельца оружия по настоящее время направленных на оформление разрешительного документа на право хранения (хранения и ношения) оружия либо отчуждение оружия в установленном законом порядке.
Кроме того, на основании протокола изъятия оружия (л.д.10) и справки о принятии на хранение, охотничьего огнестрельного оружия (л.д.12) ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ гражданское гладкоствольное, длинноствольное оружие «ТОЗ-34», 2-ств., 12 калибра, № У-8615541, передала для помещения на временное хранение до наследования, в комнату хранения оружия МВД России по <адрес>). Согласно накладной № от ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время указанное оружие находится на хранении на складе ГУ Росгвардии по <адрес> и <адрес> (л.д.20-26).
Истец указывает, что хранение и бремя содержания указанного оружия требует определённых материальных затрат, в частности регулярного технического ухода, трудовых затрат, по содержанию специального температурного режима и влажности помещения, что влечёт дополнительное расходование бюджетных средств.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 150-ФЗ «Об оружии» (далее - Федеральный закон «Об оружии»), федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальными органами производится изъятие оружия и патронов к нему в случаях нарушения гражданами правил хранения, изготовления, продажи, передачи или использования оружия и патронов к нему до принятия окончательного решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В целях оформления разрешительного документа на право хранения (хранения и ношения) оружия принадлежавшего умершему, либо в целях отчуждения оружия в установленном законом порядке наследники умершего не обращались. При таких обстоятельствах оружие фактически является брошенным.
Принимая во внимание, что наследники умершего не оформили лицензию на приобретение оружия и не получили разрешения на его хранение и ношение, с уведомлением о реализации указанного оружия через розничную сеть магазинов, либо утилизацию оружия не обращались или других мер на протяжении последнего года не принимали и возникла ситуация, при которой собственник, в силу ограничений установленных законом, не может осуществлять свои вещные права в отношении принадлежащего ему имущества, оружие подлежит отчуждению.
Согласно ответа Генерального директора ООО «Сокол» представленного на запрос Начальника ОЛРР по <адрес> и <адрес> ГУ Росгвардии по <адрес> и городу Севастополю ФИО4, выручка от представленного для продажи бывшего в употреблении оружия «ТОЗ-34», 2-ств., 12 калибра, № У-8615541, не покроет расходы необходимые для обеспечения комплекса затрат, связанных с его оценкой, хранением, учетом, предпродажной подготовкой и реализацией, в связи с чем, специализированная организация в области торговли оружием, осуществляющая свою деятельность на основании лицензии ТО № регистрационный № от ДД.ММ.ГГГГ, считает, что принять данное оружие на реализацию экономически и технически невыгодно и нецелесообразно (л.д.16-18).
В силу положений статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма в Российской Федерации.
Наличие изъятого из оборота оружия, в отношении которого не принято мер к определению дальнейшего правового статуса, может привести к утрате контроля за таким оружием, что создаёт угрозу его использования для совершения преступлений и причинения вреда гражданам, обществу и государству.
На основании пункта 12 части 1 статьи 9 Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» войска национальной гвардии наделены следующими полномочиями: осуществлять прием, хранение и уничтожение изъятого, добровольно сданного или найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ.
Оценив все представленные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования Главного управления Росгвардии по <адрес> и <адрес> подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.235, 238, 1180 ГК РФ, ст.ст. 195-198 ГПК, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Главного управления Росгвардии по <адрес> и <адрес> к ФИО2 о прекращении права собственности на гражданское оружие - удовлетворить.
Прекратить право собственности ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ и его наследника ФИО2 на гражданское гладкоствольное, длинноствольное оружие «ТОЗ-34», 2-ств., 12 калибра, № У-8615541.
Разрешить Главному управлению Росгвардии по <адрес> и <адрес>, уничтожить гражданское гладкоствольное, длинноствольное оружие «ТОЗ-34», 2-ств., 12 калибра, № У-8615541, на основании пункта 12 части 1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации».
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Керченский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Полный тест решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ
Судья Кит М.В.