РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 августа 2023 года город Венев
Судья Веневского районного суда Тульской области Тимашов Н.Ю.,
при секретаре Камповой Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-413/2023 по иску Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области к Ильичевой О.А. о взыскании незаконно полученной ежемесячной денежной выплаты,
у с т а н о в и л:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области (далее по тексту – ОСФР по Тульской области) 4 июля 2023 года обратилось в суд с иском к Ильичевой О.А. о взыскании незаконно полученной ежемесячной денежной выплаты, мотивируя исковые требования тем, что Ильичева О.А., являясь с 13 декабря 2010 года получателем ежемесячной денежной выплаты в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом по адресу: <данные изъяты> своевременно не сообщила о ее снятии с регистрационного учета с 5 апреля 2012 года, тем самым незаконно получила ежемесячную денежную выплату в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим за период с 1 мая 2012 года по 28 февраля 2021 года в размере 50465 руб. 12 коп. В добровольном порядке ответчиком сумма переплаты не возмещена. На основании изложенного истец просит взыскать с ответчика незаконно полученные денежные средства на сумму 50465 руб. 12 коп.
В судебное заседание представитель истца ОСФР по Тульской области не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом; в заявлении, адресованном суду, просил рассмотреть дело без участия представителя истца, исковые требования поддерживает в полном объеме.
Ответчик Ильичева О.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом; в заявлении, адресованном суду, просила рассмотреть дело без ее участия и заявила о пропуске истцом срока исковой давности по требованиям о взыскании излишне выплаченной суммы ежемесячной денежной выплаты за указанный истцом период.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела представителя истца ОСФР по Тульской области и ответчика Ильичевой О.А.
Суд, исследовав письменные доказательства, оценив относимость, допустимость и достаточность доказательств в совокупности и каждого в отдельности, оценив представленные сторонами в материалы дела доказательства, доводы сторон по правилам ст.67 ГПК РФ в совокупности с иными представленными доказательствами, проанализировав действующее законодательство, регулирующее спорные правоотношения, приходит к следующему.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 27.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее по тексту – Закон РФ №1244-I) право на меру социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты гарантировано гражданам, указанным в п. 8 ч. 1 ст. 13 указанного Закона, то есть постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации (ч.5 ст.27.1 Закона РФ №1244-I, в редакции закона, действовавшей на момент назначения Ильичевой О.А. ежемесячной денежной выплаты).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 ноября 2004 года №294 был утвержден Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации (далее также – Порядок от 30 ноября 2004 года №294; действовал на момент назначения Ильичевой О.А. ежемесячной денежной выплаты; утратил силу в связи с изданием приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации №25н, Министерства здравоохранения Российской Федерации №22н от 23 января 2013 года «О признании утратившими силу некоторых приказов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации»).
Пунктом 6 Порядка от 30 ноября 2004 года предусмотрено, что при осуществлении ежемесячной денежной выплаты территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации: разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации; принимает заявление об установлении ежемесячной денежной выплаты со всеми необходимыми документами; дает оценку сведениям, содержащимся в документах, представленных гражданином для подтверждения права на ежемесячную денежную выплату, а также оценку правильности оформления этих документов; регистрирует граждан, имеющих право на ежемесячную денежную выплату, в системе индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов; сличает подлинники представленных документов с их копиями, фиксирует выявленные расхождения; принимает решения о назначении ежемесячной денежной выплаты, распоряжения о перерасчете ее размера, а также решения об отказе в назначении (перерасчете) ежемесячной денежной выплаты на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных документов; производит начисление суммы ежемесячной денежной выплаты с учетом обстоятельств, влияющих на ее размер; производит зачет излишне выплаченных гражданину сумм ежемесячной денежной выплаты вследствие недобросовестности этого гражданина или счетной ошибки.
Согласно п. 14 Порядка от 30 ноября 2004 года №294 ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату. Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления со всеми необходимыми документами.
Ежемесячная денежная выплата назначается на срок, в течение которого гражданин относится к категории лиц, имеющих право на ежемесячную денежную выплату, в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.16 Порядка от 30 ноября 2004 года №294).
На получателя ежемесячной денежной выплаты, не являющегося пенсионером, заводится выплатное дело, хранящееся в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации, в которое брошюруются его документы (абз.2 п.21 Порядка от 30 ноября 2004 года №294).
В соответствии с подп. 2 п. 29 Порядка от 30 ноября 2004 года №294 ежемесячная денежная выплата прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, вследствие которых гражданином утрачено право на ежемесячную денежную выплату.
Граждане, имеющие право на получение ежемесячной денежной выплаты, обязаны безотлагательно сообщать территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации об обстоятельствах, влияющих на изменение размера ежемесячной денежной выплаты, и иных обстоятельствах, влекущих прекращение ежемесячной денежной выплаты (п.38 Порядка от 30 ноября 2004 года №294).
Аналогичные положения о моменте прекращения начисления ежемесячной денежной выплаты, об обязанности граждан, имеющих право на получение указанной выплаты, безотлагательно сообщать пенсионному органу об обстоятельствах, влекущих прекращение этой выплаты, о зачете излишне начисленных гражданину сумм ежемесячной денежной выплаты вследствие недобросовестности этого гражданина предусмотрены действующим в настоящее время Порядком осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 января 2015 года №35н (подп.2 п.17 и пп.25, 26 названного порядка).
Из приведенных нормативных положений следует, что право на ежемесячную денежную выплату в соответствии с п.8 ч.1 ст.13 Закона РФ №1244-I имеют граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом. Такая выплата производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, который разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации, принимает заявление об установлении ежемесячной денежной выплаты со всеми необходимыми документами и дает оценку правильности оформления этих документов, проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов, принимает решение о назначении ежемесячной денежной выплаты, распоряжения о перерасчете ее размера, а также решения об отказе в назначении (перерасчете) ежемесячной денежной выплаты на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных документов.
При этом основанием для прекращения ежемесячной денежной выплаты является наступление обстоятельств, вследствие которых гражданином утрачивается право на эту выплату. На гражданина возлагается обязанность безотлагательно сообщать территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации об обстоятельствах, влияющих на изменение размера ежемесячной денежной выплаты, и иных обстоятельств, влекущих прекращение ежемесячной денежной выплаты.
В соответствии с распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 12.12.2022 № 849 «Об утверждении Положения об Отделении Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области» ОСФР по Тульской области является правопреемником Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Тульской области с 1 января 2023 года.
ОСФР по Тульской области, обращаясь в суд с иском о взыскании незаконно полученной Ильичевой О.А. ежемесячной денежной выплаты, ссылалась в обоснование своих требований на то, что Ильичева О.А. не исполнила обязанность по своевременному сообщению пенсионному органу об изменении своего места жительства в апреле 2012 года и, соответственно, об утрате ею, в связи с выездом из зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, права на ежемесячную денежную выплату.
Судом установлено и из материалов дела усматривается, что 10 декабря 2010 года Ильичева О.А. обратилась в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации <данные изъяты> с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты за проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом и с 13 декабря 2010 года пенсионным органом ответчику назначена ежемесячная денежная выплата. В заявлении о назначении ежемесячной денежной выплаты, в п.5 указано, что заявитель обязуется сообщать об обстоятельствах, влияющих на изменение размера ежемесячной денежной выплаты. Указанное заявление содержит подпись Ильичевой О.А. в предусмотренном формой месте.
Основанием назначения ежемесячной денежной выплаты Ильичевой О.А. явилось проживание последней по адресу: <данные изъяты> Согласно Перечню населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08 октября 2015 года №1074, <данные изъяты> отнесен к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом и до настоящего времени.
16 февраля 2021 года в территориальный орган пенсионного фонда поступили сведения из единой системы межведомственного электронного взаимодействия о снятии Ильичевой О.А. с 5 апреля 2012 года с регистрационного учета по адресу: <данные изъяты>. и регистрации с указанной даты по адресу: <данные изъяты>
1 марта 2021 года решением Центра ПФР по выплате пенсий в Тульской области ежемесячная денежная выплата Ильичевой О.А. прекращена
Согласно протоколу Центра ПФР по выплате пенсий в Тульской области от 5 мая 2021 года № 2890 выявлен факт излишней выплаты ежемесячной денежной выплаты Ильичевой О.А. в размере 50465 рублей 12 копеек.
Таким образом, с 5 апреля 2012 года Ильичева О.А. снята с регистрационного учета по адресу, находящемуся на территории с льготным социально-экономическим статусом и соответственно с 5 апреля 2012 года ее статус, как лица, имеющего право на получение ежемесячной денежной выплаты на основании п.7 ч.1 ст.27.1 Закона РФ №1244-I утрачен.
В ходе рассмотрения дела ответчиком Ильичевой ОА. заявлено ходатайство о применении срока исковой давности к исковым требованиям.
С указанным иском в суд ОСФР по Тульской области обратилось 4 июля 2023 года.
Пунктом 1 ст.196 ГК РФ предусмотрено, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 данного Кодекса.
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (п.2 ст.199 ГПК РФ).
В соответствии с п.1 ст.200 ГК РФ если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо знало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Пунктом 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года №43 «О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» разъяснено, что истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абз.2 п.2 ст.199 ГК РФ). Если будет установлено, что сторона по делу пропустило срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца – физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.
Такое правовое регулирование направлено на создание определенности и устойчивости правовых связей между участниками правоотношений, их дисциплинированнее, обеспечение своевременной защиты прав и интересов субъектов правоотношений, поскольку отсутствие разумных временных ограничений для принудительной защиты нарушенных прав приводило бы к ущемлению охраняемых законом прав и интересов ответчиков и третьих лиц, которые не всегда могли бы заранее учесть необходимость собирания и сохранения значимых для рассмотрения дела сведений и фактов. Применение судом по заявлению стороны в споре исковой давности защищает участников правоотношений от необоснованных притязаний и одновременно побуждает их своевременно заботиться об осуществлении и защите своих прав.
Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №2122-I (далее также – Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации, действовало на момент снятия Ильичевой О.А. с регистрационного учета по адресу, находящемуся на территории с льготным социально-экономическим статусом) предусмотрено, что Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства Пенсионного фонда Российской Федерации не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат (п.2 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации).
Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает в том числе контроль за правильным и рациональным расходованием его средств (п.3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации).
Учитывая, что ответчик Ильичева О.А. с 6 апреля 2012 года утратила право на получение ежемесячной денежной выплаты, поскольку снялась с регистрационного учета 5 апреля 2012 года, и при осуществлении надлежащего контроля со стороны Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в <данные изъяты> и наличии у данного органа полномочий и обязанности по контролю за расходованием его средств, в условиях использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия, сведения об этом могли быть получены пенсионным органом в максимально сжатые сроки, но не позднее окончания финансового года (2012), в котором Ильичевой О.А. утрачено право на получение ежемесячной денежной выплаты, что не привело бы к расходованию средств на осуществление ответчику ежемесячной денежной выплаты на протяжении столь длительного времени с 1 мая 2012 года по 28 февраля 2021 года.
На основании вышеизложенного, оценив доводы представителя истца, ответчика и исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, принимая во внимание, что обращение пенсионного органа последовало только в июле 2023 года, то есть со значительным пропуском срока исковой давности – по истечении более десяти лет с момента, когда истец, исходя из своих полномочий по контролю за расходованием его средств, должен был узнать о нарушении своего права ответчиком Ильичевой О.А. и утрате последним права на получение ежемесячной денежной выплаты, с учетом наличия заявления ответчика о пропуске истцом срока исковой давности, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований ОСФР по Тульской области к Ильичевой О.А. о взыскании незаконно полученной ежемесячной денежной выплаты.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ 7106015458, ░ ░░░░░░░░░ ░.░., <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 30 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.