Судья: Абишев М.С.. адм. дело № 33а-7248/2023
УИД 63RS0014-01-2022-002894-60
№ 2а-414/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20.06.2023 г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сивохина Д.А.
судей Мыльниковой Н.В., Ромадановой И.А.
при секретаре Исмаилове Э.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Комитета по управлению муниципальной собственностью Администрации муниципального района Красноярский Самарской области на решение Красноярского районного суда Самарской области от 14.03.2023 по административному делу № 2а-414/2023 по административному исковому заявлению Титова С.А. к комитету по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Красноярский Самарской области об оспаривании решения органа местного самоуправления, обязании устранить допущенные нарушения,
заслушав доклад судьи Самарского областного суда Мыльниковой Н.В., посредством видео-конференц связи возражения представителя административного истица Ульянова И.С. на апелляционную жалобу, судебная коллегия
установила:
Титов С.А. обратился в суд с административным иском к комитету по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Красноярский Самарской области о признании незаконным решения органа местного самоуправления, обязании устранить допущенные нарушения.
В обоснование заявленных требований указано, что 17.10.2022 комитет опубликовал извещение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка по адресу: <адрес>; кадастровый квартал №, площадь участка <данные изъяты> кв.м. 27.10.2022 Титов С.А. обратился к административному ответчику с заявлением о намерении участвовать в указанном аукционе. Однако комитет в своем письме от 01.11.2022 отказал Титову С.А. в рассмотрении его заявления о намерении участвовать в аукционе, сославшись в обоснование отказа на то, что заявление поступило позже срока, установленного в извещении в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 39.18 Земельного кодека Российской Федерации. Административный истец не согласился с принятым органом местного самоуправления решением, обратился в суд с настоящим административным иском
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, административный истец просил суд признать незаконным отказ комитета по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Красноярский Самарской области (далее по тексту – комитет) от 01.11.2022 № № в рассмотрении заявления Титова С.А. от 27.10.2022 о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка по адресу: Российская <адрес>; кадастровый квартал №, площадь участка <данные изъяты> кв.м.
Решением Красноярского районного суда Самарской области от 14.03.2023 административное исковое заявление Титова С.А. к комитету по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Красноярский Самарской области об оспаривании решения органа местного самоуправления, обязании устранить допущенные нарушения удовлетворено. Признан незаконным отказ комитета по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Красноярский Самарской области от 01.11.2022 № № в рассмотрении заявления Титова С.А. от 27.10.2022 о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка. На комитет по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Красноярский Самарской области возложена обязанность возобновить рассмотрение заявления Титова С.А. от 27.10.2022 (л.д. 91-96).
В апелляционной жалобе комитет по управлению муниципальной собственностью Администрации муниципального района Красноярский Самарской области просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований (л.д. 198-103).
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечению доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.
Представитель административного истца Ульянов И.С. в судебном заседании суда апелляционной инстанции просил решение суда оставить без изменения, как законное и обоснованное. Доводы апелляционной жалобы считает несостоятельными.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся участников процесса, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (часть 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 КАС РФ).
В соответствии со статьей 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 17.10.2022 комитет опубликовал извещение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка по адресу: <адрес>; кадастровый квартал №, площадь участка <данные изъяты> кв.м.
Из текста извещения следует, что дата окончания приема заявлений о намерении участвовать в аукционе определена: 26.10.2022 15 ч. 00 мин.
Установлено также, что 27.10.2022 Титов С.А. обратился к административному ответчику с заявлением о намерении участвовать в указанном аукционе.
01.11.2022 (исходящий № №) административный ответчик отказал Титову С.А. в рассмотрении его заявления о намерении участвовать в аукционе, сославшись в обоснование отказа на то, что заявление поступило позже срока, установленного в извещении в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 39.18 Земельного кодека Российской Федерации (далее ЗК РФ).
Разрешая административные исковые требования, суд исходил из того, что в законе прямо и недвусмысленно определено право граждан в течение тридцати дней со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе. Таким образом, у административного ответчика при опубликовании извещения от 17.10.2022 о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка отсутствовали правовые основания к определению даты окончания приема заявлений о намерении участвовать в аукционе – 26.10.2022, то есть ранее окончания тридцати дней со дня опубликования и размещения извещения. Учитывая изложенное, суд счел обоснованными и подлежащими удовлетворению заявленные Титовым С.А. административные исковые требования. В целях устранения нарушения прав административного истца, суд обязал комитет по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Красноярский Самарской области возобновить рассмотрение заявления Титова С.А. от 27.10.2022 (входящий № №).
Оснований не согласиться с такими выводами суда первой инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку выводы суда являются верными, подробно мотивированы со ссылками на установленные обстоятельства, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
При этом судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы.
Так, доводы апелляционной жалобы сводятся к тому что, судом неверно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, поскольку дата окончания приема заявлений о намерении участвовать в вышеуказанном аукционе определена в соответствии с подпунктом «д» пункта 1 Постановления Правительства РФ от 09.04.2022 N 629 "Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах", согласно которому процедура, предусмотренная абзацем 1 пункта 5 статьи 39.18 ЗК РФ, осуществляется в срок не более 10 календарных дней. При вынесении оспариваемого решения судом неверно произведен отсчет абзацев нормативного акта, в связи с чем, неправильно истолкованы нормы закона, подлежащие применению.
Указанные доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, поскольку основаны на субъективном толковании норм права.
Так, согласно пункту 1 статьи 39.18 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений) в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
В силу пункта 2 статьи 39.18 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений) в извещении указываются, в том числе, информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей этого предоставления; информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 настоящей статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка; адрес и способ подачи заявлений, указанных в подпункте 2 настоящего пункта; дата окончания приема указанных в подпункте 2 настоящего пункта заявлений, которая устанавливается в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта.
Таким образом, указанная норма прямо предусматривает право граждан в течение тридцати дней со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
Дата окончания приема устанавливается в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 39.18 ЗК РФ настоящего пункта, то есть не может быть определена ранее окончания тридцати дней со дня опубликования и размещения извещения.
В соответствии с пунктом 5 статьи 39.18 ЗК РФ, если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка; принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", и направляет указанное решение заявителю. В случае, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", срок принятия указанного решения может быть продлен не более чем до сорока пяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Об отсутствии заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств, поступивших в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, и о продлении срока принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган уведомляет заявителя.
Суд первой инстанции верно указал, что ссылка административного ответчика на подпункт «д» пункта 1 Постановления Правительства РФ от 09.04.2022 N 629 "Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах", согласно которому процедура, предусмотренная абзацем 1 пункта 5 статьи 39.18 ЗК РФ, осуществляется в срок не более 10 календарных дней, является несостоятельной.
Положения подпункта «д» пункта 1 Постановления Правительства РФ от 09.04.2022 N 629 определяет для органа местного самоуправления срок не более 10 календарных дней для совершения соответствующего действия (подпункты 1 и 2 пункта 5 статьи 39.18 ЗК РФ) по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения о проведении аукциона.
При этом, позиция административного ответчика строится на том, что указанный подпункт Постановления отсылает именно к той части пункта 5 статьи 39.18 ЗК РФ, где указано: «Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий».
Между тем, указанной частью пункта 5 статьи 39.18. ЗК РФ никакая конкретная процедура не предусмотрена.
Конкретные процедуры, которые необходимо совершить уполномоченному органу, указаны в подпункте 1 и 2 пункта 5 статьи 39.18 ЗК РФ.
Более того, действующая редакция пункта 5 статьи 39.18 ЗК РФ устранила возможные противоречия при применении данной нормы, определив, что если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган в срок не позднее десяти дней совершает соответствующее действие.
При этом подпункт «д» п. 1 Постановления Правительства РФ от 09.04.2022 N 629 признан утратившим силу, ввиду внесения изменений в пункт 5 статьи 39.18 ЗК РФ.
Еще одним доводом апелляционной жалобы является то обстоятельство, что административный истец злоупотребляет правом, поскольку подавал несколько заявлений о намерении участвовать в аукционе, и не имеет намерения получить для использования земельные участки. Указанные доводы являются несостоятельными, голословными и не являются основанием для отмены состоявшегося по делу судебного акта.
Также подлежит отклонению довод апелляционной жалобы о том, что исполнить решение суда в части возобновления рассмотрения заявления Титова С.А. от 27.10.2022 (входящий № №) не представляется возможным, поскольку процедура опубликования извещения о предоставлении испрашиваемого земельного участка Комитетом проведена и завершена.
Данные доводы апелляционной жалобы также подлежат отклонению судебной коллегией.
Как указывалось ранее, в силу пункта 1 статьи 39.18 ЗК РФ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из действий, среди которых, обеспечение опубликования извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно пункту 7 статьи 39.18 ЗК РФ в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение: 1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка; 2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Согласно информации, представленной Комитетом по управлению муниципальной собственностью Администрации муниципального района Красноярский Самарской области, Комитетом в качестве организатора аукциона 31.05.2023 опубликовано информационное сообщение о проведении аукциона в электронной форме на право аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. Проведение вышеуказанного аукциона назначено на 03.07.2023, прием заявок на участие в аукционе осуществлялся в период с 31.05.2023 по 30.06.2023.
Таким образом, препятствий для возобновления рассмотрения заявления Титова С.А. от 27.10.2022 о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, не установлено и суд обоснованно возложил указанную обязанности на административного ответчика.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, судом при рассмотрении дела правильно определены юридически значимые обстоятельства, нормы материального и процессуального права применены верно. Имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судами доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости. Судебное постановление содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Следует отметить, что само по себе несогласие ответчика с данной судом оценкой обстоятельств дела не дает оснований считать решение суда неправильным. Доводы жалобы направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, исследованных судом и получивших надлежащую правовую оценку. Таким образом судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красноярского районного суда Самарской области от 14.03.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальной собственностью Администрации м.р. Красноярский Самарской области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи: