Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
9 апреля 2019 года г.Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Непопалова Г.Г.,
при секретаре Усенко А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-878/2019 по административному исковому заявлению Логачевой Н.С. к Правительству Самарской области и Управлению Росреестра по Самарской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равном его рыночной стоимости,
У С Т А Н О В И Л :
Логачева Н.С. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равном его рыночной стоимости, мотивируя тем, что ей на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером №, расположенное на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 1 016 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: склад, по адресу: <адрес>.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. При этом, цена земельного участка, рассчитывается исходя из размера его кадастровой стоимости.
Кадастровая стоимость указанного выше земельного участка определена по состоянию на 31 октября 2018 года и составляет 2 508 869 рублей 76 копеек.
Логачева Н.С. не согласна с кадастровой стоимостью земельного участка с кадастровым номером №, считает её завышенной и не соответствующей действительной рыночной стоимости, чем нарушаются права и затрагиваются ее интересы.
В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на отчет об оценке от 1 марта 2019 года № №, подготовленный оценщиком ООО Агентство независимой оценки «Диапазон», согласно которому рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 31 октября 2018 года составляет 744 728 рублей.
При таких обстоятельствах, Логачева Н.С. полагает, что имеются предусмотренные законом основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости указанного выше земельного участка в судебном порядке.
На основании изложенного, административный истец просит суд: установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1 016 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: склад, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 31 октября 2018 года в размере 744 728 рублей; а также обязать Управление Росреестра по Самарской области внести в Единый государственный реестр недвижимости в качестве кадастровой стоимости земельного участка его рыночную стоимость в размере 744 728 рублей.
В процессе рассмотрения судом настоящего административного дела Логачева Н.С. изменила и уточнила свои требования, просит суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1 016 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: склад, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 31 октября 2018 года в размере 744 728 рублей.
Представитель административного истца Макаров А.Л., действующий на основании доверенности от 10 декабря 2018 года № №, в судебное заседание не явился, в телефонограмме от 9 апреля 2018 года просит суд рассмотреть дело без его участия, заявленные административные исковые требования поддерживает.
Представители Правительства Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области, Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области и Администрации городского округа Самара в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, об уважительных причинах неявки суд не уведомили, об отложении судебного заседания не просили, в связи с чем суд, в соответствии с положениями статей 150 и 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил рассмотреть дело без их участия.
Представитель Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области представил письменные пояснения на административный иск, в которых оставил разрешение заявленных административных исковых требований по существу на усмотрение суда.
Иные участвующие в деле лица письменных возражений в адрес суда не направили.
Суд, проверив дело, полагает административный иск Логачевой Н.С. к Правительству Самарской области и Управлению Росреестра по Самарской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равном его рыночной стоимости обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Часть 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определяет, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата…
…Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Положения пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» утвержден порядок проведения государственной кадастровой оценки земли.
Согласно пункту 10 названных выше Правил, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 6 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО № 4)», утвержденного Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 22 октября 2010 года № 508 (в редакции Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 22 июня 2015 года № 388), под массовой оценкой недвижимости понимается процесс определения стоимости при группировании объектов оценки, имеющих схожие характеристики, в рамках которого используются математические и иные методы моделирования стоимости на основе подходов к оценке.
Судом установлено, что Логачевой Н.С. на праве собственности принадлежит нежилое здание (склад), назначение: нежилое, общей площадью 976,5 кв.м., с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>.
Вышеуказанный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 1 016 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: склад, по адресу: <адрес>.
Данные обстоятельства подтверждаются выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 14 ноября 2018 года №№ № и №, а также договором купли-продажи от 26 июля 2016 года.
Постановлением Правительства Самарской области от 13 ноября 2013 года № 610 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков на территории Самарской области. Кадастровая стоимость указанного выше земельного участка определена по состоянию на 31 октября 2018 года и составляет 2 508 869 рублей 76 копеек, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 13 ноября 2018 года № №.
В соответствии с пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», а также статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, физические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности имеют исключительное право на приобретение (выкуп, аренда) земельных участков в собственность и вправе оспорить его кадастровую стоимость, если цена такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости.
Таким образом, права и законные интересы Логачевой Н.С. напрямую затрагиваются установленной методом массовой оценки кадастровой стоимостью земельного участка.
Согласно статье 24.18 Федерального закона Российской Федерации от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в суде или комиссии, в случае если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Не согласившись с кадастровой стоимостью земельного участка и считая свои права нарушенными, Логачева Н.С. 7 марта 2019 года обратилась в суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.
Таким образом, обращение Логачевой Н.С. в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости в полной мере согласуется с положениями статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 11, 12, 24.15 и 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в силу которых федеральный законодатель, вводя для целей налогообложения государственную кадастровую оценку объектов недвижимости, одновременно не исключает установление их кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости.
По смыслу заявленных административным истцом требований, целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости, определенной методом массовой оценки, а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении земельного участка его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость.
В силу статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет независимого оценщика.
Административным истцом в обоснование своих требований представлен отчет об оценке от 1 марта 2019 года № №, подготовленный оценщиком ООО Агентство независимой оценки «Диапазон», согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 31 октября 2018 года составляет 744 728 рублей.
Общие требования к отчету об оценке установлены статьей 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», согласно которой отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке должны быть указаны сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта, установленных в отчете.
В соответствии с требованиями статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», оценка указанного выше объекта недвижимости выполнена по состоянию на 31 октября 2018 года, то есть на дату определения кадастровой стоимости земельного участка.
Давая оценку исследованным доказательствам, суд полагает, что приведенные в отчете об оценке ООО Агентство независимой оценки «Диапазон» от 1 марта 2019 года № № выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объекта оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости земельного участка основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки. Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к отчету об оценке документами.
С учетом изложенного, оснований полагать, что представленный административным истцом отчет об оценке от 1 марта 2019 года № №, подготовленный оценщиком ООО Агентство независимой оценки «Диапазон», не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки, у суда не имеется.
Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорного земельного участка, и содержащих сведения об иной его рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено. Правовые основания для назначения судебной оценочной экспертизы по инициативе суда отсутствуют.
С учетом изложенного, суд считает возможным принять отчет об оценке от 1 марта 2019 года № №, подготовленный оценщиком ООО Агентство независимой оценки «Диапазон», в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего величину рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на дату оценки и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу выводы указанного отчета.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования административного истца подлежат удовлетворению.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Из материалов дела следует, что датой обращения Логачевой Н.С. в суд является 7 марта 2019 года, что подлежит указанию в резолютивной части решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск Логачевой Н.С. к Правительству Самарской области и Управлению Росреестра по Самарской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равном его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1 016 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: склад, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 31 октября 2018 года в размере 744 728 рублей.
Датой подачи Логачевой Н.С. заявления в суд считать 7 марта 2019 года.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 10 апреля 2019 года.
Председательствующий: Непопалов Г.Г.