Судебный акт #1 (Решение) по делу № 77-175/2021 от 13.05.2021

Судья Тыняная М.А. Дело № 77-175/2021 РЕШЕНИЕ

г. Томск 21 мая 2021 года

Судья Томского областного суда Еремеев А.В., рассмотрев дело по жалобе главного специалиста-эксперта отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Томской области Г. на постановление судьи Кировского районного суда г. Томска от 19.03.2021, вынесенное в отношении Васильевой Татьяны Михайловны по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

УСТАНОВИЛ:

постановлением судьи Кировского районного суда г. Томска от 19.03.2021 Васильева Т.М. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ с назначением административного правонарушения в виде предупреждения.

В жалобе, поданной в Томский областной суд, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении по делу, Г. просит постановление судьи районного суда отменить, дело вернуть на новое рассмотрение в Кировский районный суд г. Томска.

В обоснование жалобы заявитель приводит анализ действующего законодательства и судебной практики по данной категории дел, и указывает, что Васильевой Т.М. обоснованно было вменено нарушение требований абзаца 2 пункта 4.4 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» в связи с тем, что она допустила несоблюдение правил личной гигиены, а именно, находясь на рабочем месте в цехе № /__/ ОАО «/__/», не использовала медицинскую маску для защиты органов дыхания (медицинская маска находилась на подбородке), а потому его действия были верно квалифицированы по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.

Васильева Т.М., должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении по делу, Г., бучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, об отложении судебного разбирательства ходатайств не заявили, в связи с чем судья определил рассмотреть дело без их участия.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела­­­ об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.

Из протокола об административном правонарушении следует, что Васильевой Т.М. было вменено то, что она, являясь /__/ и находясь 22.12.2020 на рабочем месте в цехе /__/ ОАО «/__/», расположенном в /__/, не использовала медицинскую маску для защиты органов дыхания (медицинская маска находилась на подбородке).

Действия Васильевой Т.М. должностным лицом Роспотребнадзора были квалифицированы по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения дела, судья районного суда пришел к выводу о том, что действия Васильевой Т.М. подлежат квалификации не по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, а по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.

Вопреки доводам жалобы, вывод судьи районного суда об отсутствии в действиях Васильевой Т.М. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, подтверждается исследованными судом доказательствами, которым была дана оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Так, ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством РФ исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

Из описания выменного правонарушения следует, что З. нарушила требования абзацев 2 и 3 ст. 11, ч. 1, 3 ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Вместе с тем ст. 11 указанного Федерального закона устанавливает обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью. Вместе с тем, З. индивидуальным предпринимателем не является, к ответственности была привлечена как физическое лицо.

Частью 1 и 3 ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ предусмотрено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

22.05.2020 постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 15 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

Васильевой Т.М. было вменено нарушение требований абзаца 2 пункта 4.4 указанных Санитарно-эпидемиологических правил, согласно которому к мероприятия, направленным на «разрыв» механизма передачи инфекции, являются, в том числе, соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров.

Согласно п. 4.1 данных Санитарно-эпидемиологических правил противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19 включают комплекс мер, направленных на предотвращение завоза и распространение инфекции, и организуются территориальными органами Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «а.2» пункта «а» статьи 10 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ (в редакции от 01.04.2020) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 417 (далее - Правила).

Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 3, подпункты «в», «г» пункта 4 Правил).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а.2» пункта «а» статьи 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 6 статьи 4.1, пункты «а», «у», «ф» ч.1 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ (в редакции от 01.04.2020) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации в субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Пунктом 1 распоряжения Администрации Томской области от 18.03.2020 №156-ра в целях исключения завоза и распространения на территории Томской области новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Томской области с 18.03.2020 введён режим функционирования «повышенная готовность».

Пунктом 13 распоряжения Администрации Томской области от 18.03.2020 № 156-ра (в редакции от 27.11.2020) предусмотрено с 18.05.2020 обязать граждан при оставлении места жительства (пребывания) в случаях, указанных в пункте 10 настоящего распоряжения, иметь при себе и использовать в местах массового посещения (скопления) людей в закрытых помещениях, а также в общественном транспорте, легковом такси, при перевозке грузов автомобильным транспортом средства индивидуальной защиты органов дыхания (медицинские маски, гигиенические маски, респираторы, которые должны плотно прилегать к лицу и закрывать рот и нос от внешней среды) и рук (перчатки или антисептические дезинфицирующие средства для обработки рук) (далее - средства индивидуальной защиты органов дыхания и рук).

Таким образом, уполномоченным органом государственной власти Томской области, как субъекта Российской Федерации, для граждан условлено время и условия исполнения (соблюдения) мероприятий, направленных на «разрыв» механизма передачи инфекции, перечисленные в абзаце 2 пункта 4.4 указанных Санитарно-эпидемиологических правил, а именно с 18.05.2020 и в местах массового посещения (скопления) людей в закрытых помещениях, а также в общественном транспорте, легковом такси, при перевозке грузов автомобильным транспортом.

Как разъяснено в «Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории российской федерации новой коронавирусной инфекции (covid-19) №1», утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21.04.2020, объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 названного кодекса.

В ходе судебного разбирательства установлено, что 22.12.2020 Васильева Т.М. в нарушение п. 13 распоряжения Администрации Томской области от 18.03.2020 № 156-ра «О введении режима функционирования «повышенная готовность» для органов управления и сил звеньев территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Томской области» (в редакции распоряжения от 27.11.2020 N 750-ра), находясь находясь в месте массового пребывания людей в закрытом помещении - в женской раздевалке цеха /__/ ОАО «/__/», расположенном в /__/, ненадлежащим образом использовал средства индивидуальной защиты органов дыхания медицинская маска находилась на подбородке), тем самым не выполнила правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории /__/, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), что образует событие и состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.

Факт совершения Васильевой Т.М. административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 26.01.2021, в котором Васильева Т.М. указала, что она исправилась и теперь маску носит правильно; письменными объяснениями Васильевой Т.М.; служебной запиской главного специалиста-эксперта отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Томской области Г. об обстоятельствах выявления правонарушения от 19.01.2021; актом эйдологического обследования очага инфекционной болезни и установления причинно-следственной связи от 12.01.202, в котором отражен факт выявления правонарушения, совершенного Васильевой Т.М.; справкой ОАО «/__/» о том, что Васильева Т.М. с 1997 года по настоящее время (25.01.2021) работает в обществе /__/ в цехе № /__/

То есть, действия Васильевой Т.М. в связи с ее нахождением 22.12.2020 в женской раздевалке цеха /__/ ОАО «/__/», расположенном в /__/, которое является закрытым помещением, а также местом массового посещения (скопления) людей, подлежат квалификации по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.

В силу пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 (ред. от 19.12.2013) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» право окончательной юридической квалификации действий (бездействия) лица КоАП РФ относит к полномочиям судьи.

Если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.

В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.

Как следует из диспозиции ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, она является общей нормой по отношению к ч. 2 ст. 6.3 названного кодекса, что свидетельствует о наличии единого родового объекта посягательства у закрепленных указанными нормами составов административных правонарушений, в качестве которого выступают общественные отношения в области обеспечения общественной безопасности, включая обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе общественные отношения в сфере предотвращения или устранения угрозы для жизни, здоровья людей.

Санкция части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ является менее строгой, чем санкция части 2 статьи 6.3 КоАП РФ.

В силу части 3 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 и статьей 20.6.1 данного кодекса, рассматриваются судьями районных судов.

При таких обстоятельствах в том случае, если при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, либо жалобы на постановление по делу о таком административном правонарушении будет установлено, что совершенные лицом действия (бездействие) образуют объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, такие действия (бездействие) подлежат переквалификации.

Данная правовая позиция закреплена в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 17.02.2021 (Бюллетень Верховного Суда РФ", N 4, апрель, 2021).

Таким образом, судьи районного суда обоснованно переквалифицировал действия Васильевой Т.М. с ч. 2 ст. 6.3 на ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.

Все доказательства, имеющиеся в материалах дела, были оценены судьей городского суда по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, в совокупности с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.

Рассматривая дело по существу, судья установил все фактические обстоятельства, которые полностью подтверждаются исследованными доказательствами, получившими правильную оценку в обжалуемом постановлении.

Постановление о привлечении Васильевой Т.М. к административной ответственности за совершение указанного административного правонарушения вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, не позволивших всесторонне полно и объективно рассмотреть дело, влекущих отмену судебного акта, по делу допущено не было. Наказание Васильевой Т.М. назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ с учетом требований ст. 4.1 данного Кодекса.

Оснований для отмены или изменения судебного постановления суд второй инстанции не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

постановление судьи Кировского районного суда г. Томска от 19.03.2021, вынесенное в отношении Васильевой Татьяны Михайловны по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу главного специалиста-эксперта отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Томской области Г. - без удовлетворения.

Судья А.В. Еремеев

77-175/2021

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Васильева Татьяна Михайловна
Суд
Томский областной суд
Судья
Еремеев Алексей Владимирович
Статьи

ст.6.3 ч.2 КоАП РФ

Дело на странице суда
oblsud--tms.sudrf.ru
07.05.2021Материалы переданы в производство судье
21.05.2021Судебное заседание
24.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.05.2021Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее