Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-979/2024 ~ М-399/2024 от 25.01.2024

Дело № 2-979/2024

УИД: 26RS0003-01-2024-000534-47

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 июля 2024 года <адрес>

Октябрьский районный суд <адрес> края, в составе: председательствующего по делу судьи Кузнецовой Н. М.,

при секретаре судебного заседания Панасенко П.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Октябрьского районного суда гражданское дело по искуГригорьевой Татьяны Валентиновны к администрации <адрес>, третьи лица КУМИ <адрес>, Управление Росреестра по <адрес>, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, об установлении границ земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Григорьева Т.В. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации <адрес> об установлении границы земельного участка с КН: по адресу: <адрес> в указанных в иске координатах.

В обосновании заявленных требований в иске указано, что Григорьевой Т.В. с ДД.ММ.ГГГГ г. на праве собственности принадлежит земельный участок по адресу: <адрес>, <адрес>», с КН: . ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство о праве собственности на землю на имя Ефименко Т.В. (ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство о перемени имени Григорьева Т.В.). Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке, все годы истица непрерывно пользовалась участком. Для приведения в порядок документов на земельный участок истица обратилась к кадастровым инженерам для проведения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения и площади земельного участка с КН: . Был подготовлен межевой план и акты согласования границ земельного участка, которые истица сдала в комитет градостроительства для согласования акта местоположения границ. Решением от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в предоставлении данной услуги по причине того, что якобы указанный участок расположен в двух территориальных зонах, что недопустимо. В схеме товарищества отсутствует участок , а на месте участка истца по схеме располагается участок . Статьей 68 ЗК РФ установлено, что землеустройство включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства. Статьей 60 ЗК РФ установлено, что нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения могут быть пресечены путем восстановления положения существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу их нарушения. Согласно пп. 2 п. 1 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" необходимым для кадастрового учета документом является межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию з представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ). Статьей 38 ч.7 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости (ч. 1 ст. 16 Закона о кадастре). Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ разрешаются в судебном порядке (ч.5 ст.40 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ, ст.64 ЗК РФ). Согласно п.1 ст.32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 66-ФЗ «О садоводческих огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» организация и застройка территории садоводческого или дачного некоммерческого объединения, раздел земельного участка, предоставленного соответствующему объединению, осуществляются на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории. Подготовка и утверждение проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. Проект планировки территории и (или) проект межевания территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения до их утверждения должны быть одобрены общим собранием членов соответствующего объединения (собранием уполномоченных). В случае, если отсутствует утвержденная документация по планировке территории, определяющая границы территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, территория ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд определяется: 1) в соответствии с проектом организации и застройки территории, утвержденным но ходатайству некоммерческой организации, указанной в части 1 настоящей статьи, или иного документа, на основании которого осуществлено распределение садовых или огородных земельных участков между членами указанной организации; 2) при отсутствии документов, указанных в п.1 настоящей части, в соответствии с границами земельного участка, предоставленного до дня вступления в налу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» некоммерческой организации, указанной в ч.1 настоящей статьи, или организации, при которой указанная организация была создана для ведения гражданами садоводства, огородничества или дачного хозяйства. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения с иском в суд.

Истец Григорьева Т.В., извещенная о месте, времени и дате судебного заседания надлежащим образом в суд не явилась, поступило заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

От представителя истца Григорьевой Т.В. по ордеру адвоката Карташовой И.Г. поступило заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, просила удовлетворить исковые требования с учетом экспертного заключения.

Представитель ответчика администрации <адрес>, представитель третьих лиц: КУМИ <адрес>, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, извещенные о месте, времени и дате судебного заседания надлежащим образом в суд не явились, о причинах неявки суду не сообщили, заявлений, ходатайств не поступило.

Представитель третьего лица Управление Росреестра по СК, извещенный о месте, времени и дате судебного заседания надлежащим образом в суд не явился, поступило ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом по имеющимся материалам дела.

Исследовав материалы дела, оценив письменные доказательств в совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. ст. 55, 56, 59, 60, 67 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Способы защиты гражданских прав установлены в ст. 12 ГК РФ, перечень которых не является исчерпывающим. Однако согласно указанной норме, защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом. То есть способ защиты гражданских прав должен быть предусмотрен в ст. 12 ГК РФ или в ином законе.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Согласно ст. 2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.

Согласно свидетельства о перемене имени серия I-ДН от ДД.ММ.ГГГГ, то истцом сменена фамилия: «Ефименко» на «Григорьеву».

Как следует из материалов дела и установлено судом, то Григорьевой Т.В. на праве собственности принадлежит земельный участок , расположенный по адресу: <адрес>», что подтверждается свидетельством о праве собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ и выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного кадастровым инженером ФИО4, то межевой план подготовлен для уточнения местоположения и площади земельного участка с КН: , расположенного: <адрес>. Для подтверждения местоположения и конфигурации земельного участка приложена схема садоводческого товарищества, что так же подтверждает существование участка более 15 лет. Увеличение площади обуславливается устоявшимися границами. Уточняемый земельный участок не полностью входит в границы территориальной зоны с номером (часть территориальной зоны <адрес> «Ж-4». Зона садоводческих, огороднических некоммерческих объединений граждан), данное обстоятельство связано с тем, что зоны определяется аналитическим или картометрическим методом погрешность которого составляет до 5 м. Отметки о наличии разногласий при согласовании и местоположения границы земельного участка отсутствуют, что отражено в акте согласования.

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Григорьева Т.В. обратилась к ответчику с заявлением о согласовании местоположения границ земельных участков, образованных из земель и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, или смежных с ними.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ Комитет градостроительства администрации <адрес> отказал Григорьевой Т.В. в согласовании акта согласования местоположения границ земельного участка. в обосновании отказа указано, что согласно карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования <адрес> края, утвержденных постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , уточняемый земельный участок расположен в двух территориальных зонах «Р-2. Зона озелененных территорий общего пользования (лесопарки, сады, скверы, бульвары)» (91,1%) и «Ж-4. Зона садоводческих, огороднических некоммерческих объединений граждан» (8,9%), что противоречит требованию принадлежности каждого земельного участка к одной территориальной зоне. В соответствии с подп.6 п.18 административного регламента Комитета по предоставлению Муниципальной услуги «Согласование местоположения границ земельных участков, образованных из земель и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, или смежных с ними», утвержденного приказом заместителя главы администрации <адрес>, руководителя комитета градостроительства администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -од, основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является пересечение границами земельного участка, в отношении которого составлен межевой план, границ территориальных зон. Кроме того, согласно имеющейся в комитете по управлению муниципальным имуществом <адрес> схеме почтовых адресов в садоводческом товариществе «Успех», полученной из управления Росреестра по <адрес>, подготовленной и утвержденной с учетом увеличенной площади указанного садоводческого товарищества, земельный участок отсутствует. Также при нанесении координат характерных точек границ уточняемого земельного участка с КН: на электронную карту информационной системы администрации <адрес> установлено, что данный земельный участок соответствует местоположению земельного участка , предусмотренному схемой почтовых адресов в садоводческом товариществе «Успех». Кроме того, согласно представленным материалам межевания проводится согласование местоположения частей границы н2-нЗ, нЗ-н4, н4-н1, являющихся общими по отношению к уточняемому земельному участку и смежному земельному участку с КН: , с органом местного самоуправления. Однако по данным ЕГРН, полученным в рамках межведомственного взаимодействия, в отношении земельного участка с КН: имеется незарегистрированное в реестре прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества право коллективно-долевой собственности.

В силу ст. 68 ЗК РФ землеустройство включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства.

В соответствии с ч. 3 ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.

Согласно ч.2 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственной регистрации недвижимости" (с изм. и доп., вступ. в силу с ДД.ММ.ГГГГ) к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машиномест, перепланировки помещений.

Для внесения в ЕГРН сведений о характеристиках земельного участка необходимо проведение кадастровых работ, результатом которых является составление межевого плана земельного участка, что следует из статьи 22 Закона № 218-ФЗ и статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ "О кадастровой деятельности".

Частью межевого плана является акт согласования границ (статья 40 Закона № 221-ФЗ). Согласно статье 39 того же Закона при проведении кадастровых работ местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию со смежными землепользователями, сведения о границах участков которых внесены в государственный кадастр недвижимости.

В силу ч.3 ст.40 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом.

Из содержания приведенной нормы права следует, что заинтересованное лицо вправе активно выразить свою позицию по факту согласования местоположения соответствующих границ земельных участков. При наличии несогласия с уточнением границ земельного участка заинтересованное лицо должно лично или через своего представителя представить свои возражения относительно данного согласования в письменной форме с обоснованием отказа от согласования.

Действующим земельным законодательством при определении границ объекта землеустройства на местности и их согласовании предусмотрено обеспечение учета законных интересов граждан, права которых могут быть затронуты межеванием. Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования разрешаются в судебном порядке.

В случае возникновения спора относительно установления границы земельных участков, предусмотрена возможность установить местоположение границ в судебном порядке. При этом требование (исковое требование) об установлении (определении) границ земельного участка является самостоятельным способом защиты, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка при наличии возражений заинтересованного лица, выдвинутых, в частности, в рамках процедуры согласования границ.

В силу ст.64 ЗК РФ спор об установлении границ земельного участка может быть рассмотрен в судебном порядке.

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" необходимым для кадастрового учета документом является межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).

В соответствии с ч. 7 ст. 38 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости (ч. 1 ст. 16 Закона о кадастре).

Согласно ч. 8 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственной регистрации недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Согласно ч. 10 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственной регистрации недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Верховный Суд РФ в Обзоре судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010-2013 год (утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ) разъяснил, что если точные границы земельного участка не установлены по результатам кадастровых работ (сведения о его координатах отсутствуют в Государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН)), в связи с чем, установить их местоположение на местности не представляется возможным, судом от истца истребуются доказательства того, что спорная часть входит в состав принадлежащего ему участка, а ответчик своими действиями создает препятствия в его использовании. Установление местонахождения спорной границы участка осуществляется судом путем сравнения фактической площади с указанной в правоустанавливающих документах (первичных землеотводных документах) с помощью существующих на местности природных или искусственных ориентиров (многолетних насаждений, жилого дома, хозяйственных и бытовых построек, трубопроводов и др.) при условии, что они зафиксированы в планах обмеров органов технической инвентаризации, топографических съемках или иных документах, отражающих ранее существовавшие фактические границы.

Из ранее действующего закона п.1 ст.32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 66-ФЗ «О садоводческих огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» организация и застройка территории садоводческого или дачного некоммерческого объединения, раздел земельного участка, предоставленного соответствующему объединению, осуществляются на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории.

Подготовка и утверждение проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. Проект планировки территории и (или) проект межевания территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения до их утверждения должны быть одобрены общим собранием членов соответствующего объединения (собранием уполномоченных).

В соответствии с положениями частей 25, 26, 27, 28 статьи 54 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившего в силу с ДД.ММ.ГГГГ, утвержденные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона проекты организации и застройки территорий некоммерческих организаций, указанных в части 1 настоящей статьи, а также иные документы, на основании которых осуществлялось распределение земельных участков в границах таких территорий, являются действительными.

Территориальные зоны ведения дачного хозяйства, а также территории, предназначенные для ведения дачного хозяйства, в составе иных территориальных зон, установленные в составе утвержденных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона правил землепользования и застройки, считаются соответственно территориальными зонами садоводства и территориями садоводства.

Вступление в силу настоящего Федерального закона не является основанием для принятия органами государственной власти или органами местного самоуправления решений, предусматривающих отмену мер государственной или муниципальной поддержки, введенных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В случае, если отсутствует утвержденная документация по планировке территории, определяющая границы территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, территория ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд определяется: 1) в соответствии с проектом организации и застройки территории, утвержденным по ходатайству некоммерческой организации, указанной в части 1 настоящей статьи, или иного документа, на основании которого осуществлено распределение садовых или огородных земельных участков между членами указанной организации; 2) при отсутствии документов, указанных в пункте 1 настоящей части, в соответствии с границами земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» некоммерческой организации, указанной в части 1 настоящей статьи, или организации, при которой указанная организация была создана для ведения гражданами садоводства, огородничества или дачного хозяйства.

В ситуации, когда площадь земельного участка истца с учетом фактических границ больше или меньше площади, указанной в правоустанавливающем документе, суд проверяет, за счет каких земель образовалась данная разница, производился ли кем-либо из сторон или прежних владельцев участков перенос спорной границы, осуществлялась ли истцом или ответчиком дополнительная прирезка к своему земельному участку и имеет ли данная прирезка отношение к той части участка, по поводу которой заявлен спор, а также как давно стороны пользуются участками в имеющихся границах.

Точное соответствие фактической площади участка ответчика выданным правоустанавливающим документам не рассматривается судами в качестве достаточного основания для отказа в иске, поскольку оно может быть связано с добровольным отказом ответчика от части своего участка с другой стороны при одновременном захвате части участка истца. Эти же обстоятельства проверяются судом и в отношении действий самого истца (п. 2.9).

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Пунктом 2 статьи 85 ЗК РФ установлено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по настоящему делу была назначена судебная землеустроительная экспертиза, проведение которой было поручено экспертам эксперту ФИО5

Из заключения эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что в ходе проведения геодезических измерений по определению характерных точек границ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>» и дальнейшего их внесения на основу кадастрового квартала соответствующей территории определено, что границы исследуемого участка находятся в границах территории <адрес>». Установление территориальной зоны 26.12 -7.122 (2010г) произведено без учета соответствующих границ земельных участков, выделенных под садоводство ( ДД.ММ.ГГГГ), т.е установлена камеральным способом без учета ситуационных или (иных) топографических планов фактического расположения существующих участков в границах <адрес>».

По первому вопросу: местоположение земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>», , его конфигурация (границы) и площадь, определенная при экспертом осмотре, методом геодезических определений координат характерных (поворотных) точек, составила – 556 кв.м. Фактические границы (их конфигурация) и площадь земельного участка <адрес>», указаны в схеме 5. Фактические границы земельного участка <адрес>» можно описать следующими простанственными координатами (таблица 1).

По второму вопросу: при установлении фактических границ и площади земельного участка с КН: в <адрес> – наложений/пересечений со смежными земельными участками не выявлено.

Согласно п. 10 ст. 23 Закона N 217-ФЗ садовый земельный участок и огородный земельный участок могут быть включены в границы только одной территории садоводства или огородничества.

Оценивая заключение эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ, на соответствие заключения поставленным вопросам, его полноты, обоснованности и достоверности в сопоставлении с другими доказательствами по делу (ст. 67, 86 ГПК РФ), экспертом проведен полный анализ исследования письменных материалов, с выездом на место, эксперт предупрежден об уголовной ответственности, исследовательская часть и выводы экспертизы, подтверждены схематическим изображением исследованной территории земельного участка, фотоматериалом, в связи с чем, суд признает заключение эксперта (ст. 57, 60 ГПК РФ) наиболее достоверным, допустимым доказательством по делу, которое кладет в основу принятия судебного решения. Стороной ответчика заключение эксперта не опровергнуто и не оспорено, представитель истца выразил согласие с выводами эксперта.

В соответствии с ч.2 ст.195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Иск об установлении границ земельного участка направлен на устранение неопределенности в вопросе нахождения границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной части земельного участка.

Установление судом границ земельного участка позволяет провести его окончательную индивидуализацию и поставить на соответствующий государственный учет, создает определенность в отношениях по использованию заинтересованными лицами смежных земельных участков. В целях разрешения межевого спора судам необходимо установить соответствие юридической и фактической границы земельных участков, определить, имеется ли несовпадение закрепленных в государственном кадастре недвижимости сведений о местоположении границ фактическому, существующему на местности нахождению границ, выявить его причину.

По результатам рассмотрения спора сведения о границах подлежат внесению в ЕГРН, который имеет публичный характер и подлежит ведению на основе принципов непротиворечивости и достоверности содержащихся в нем сведений.

Оценив представленные сторонами доказательства, в том межевой план, заключение судебной землеустроительной экспертизы, суд приходит к выводу о том, что местоположение границ земельного участка истцасоответствует фактическому землепользованию, а сведения, установленные экспертным исследованием в отношении земельного участка с КН: подлежат определению в соответствии с координатами, приведенными в таблице заключения эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ, которое выполнено по поручению суда.

Вопреки доводам представителя ответчика, экспертным исследованием установлено, что спорный земельный участок расположен в границах садоводческого товарищества, не имеет наложений/ пересечений с иным участком находящимся в границах территории СТ «Успех», которая выделена под садоводство в ДД.ММ.ГГГГ году.

Иск об установлении границ земельного участка является самостоятельным способом защиты гражданских прав на этот участок, имеющиеся границы земельного участка, установленные заключением эксперта, подлежат включению в ЕГРН с целью приведения фактических и юридических границ земельного участка в соответствие, что исключает нарушение прав третьих лиц.

Поскольку при разрешении спора, судом в основу принятия судебного решения по настоящему делу положены сведения о координатах характерных точек границ указанного земельного участка, из заключения эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ, то требования истца Григорьевой Т.В. об установлении границ спорного земельного участка, на основании межевого плана, выполненного кадастровым инженером ФИО4 подлежат оставлению без удовлетворения, так как координаты характерных и поворотных точек указанного земельного участка подлежат установлению в соответствии со значениями, приведенными в указанном экспертном заключении.

В соответствии со ст. 17 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», судебное решение является основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

На основании судебного акта установленная граница вносится в государственный кадастр недвижимости.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требованияГригорьевой Татьяны Валентиновны к администрации <адрес> об установлении границ земельного участка – удовлетворить частично.

Установить местоположение границ земельного участка с кадастровым по адресу: <адрес>, <адрес>», , в координатах по заключению эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ:

№ точки

Длина линий (м)

Х (м)

Y (м)

1

В остальной части требование Григорьевой Татьяны Валентиновны об установлении границ земельного участка с кадастровым по адресу: <адрес>, <адрес>», , в координатах представленных в межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного кадастровым инженером ФИО4- оставить без удовлетворения.

Данное решение суда является основанием для внесения в сведения единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведений о местоположение границ земельных участков с КН: по адресу: <адрес>», , в установленных координатах в Управлении Росреестра по <адрес> (ППК Росреестра по <адрес>).

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 17.07.2024.

Судья подпись Н. М. Кузнецова

2-979/2024 ~ М-399/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Григорьева Татьяна Валентиновна
Ответчики
Администрация г. Ставрополя
Другие
Управление Росреестра
КУМИ г.Ставрополя
Министрество природных ресурсов и охраны окружающей среды СК
Карташова Ирина Геннадьевна
Суд
Октябрьский районный суд г. Ставрополя
Судья
Кузнецова Наталья Михайловна
Дело на странице суда
oktyabrsky--stv.sudrf.ru
25.01.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.01.2024Передача материалов судье
26.01.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.02.2024Подготовка дела (собеседование)
26.02.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
14.03.2024Предварительное судебное заседание
10.04.2024Предварительное судебное заседание
21.05.2024Производство по делу возобновлено
21.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.05.2024Судебное заседание
10.07.2024Судебное заседание
17.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее