РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Самара
05.07.2022
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Клюева С.Б.,
при ведении протокола судебного
заседания помощником судьи Ишелевой В.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1182/2022 по административному исковому заявлению ФИО22 об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений в размере равном рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Административные истцы обратились в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором (с учетом уточнения) просят:
установить кадастровую стоимость Нежилого помещения, с кадастровым номером №, местоположение: <адрес> площадью 48,4 кв.м, по состоянию на 01.01.2021 в размере 1 058 809 руб.;
установить кадастровую стоимость Нежилого помещения, с кадастровым номером №, местоположение: <адрес> площадью 21,5 кв.м, по состоянию на 01.01.2021 в размере 470 339 руб.;
установить кадастровую стоимость Нежилого помещения, с кадастровым номером №, местоположение: <адрес>, площадью 33,5 кв.м, по состоянию на 01.01.2021 в размере 732 854 руб.;
установить кадастровую стоимость Нежилого помещения, с кадастровым номером №, местоположение: <адрес> площадью 43,3 кв.м, по состоянию на 01.01.2021 в размере 947 241 руб.;
установить кадастровую стоимость Нежилого помещения, с кадастровым номером №, местоположение: <адрес> площадью 48,1 кв.м, по состоянию на 01.01.2021 в размере 1 052 247 руб.;
установить кадастровую стоимость Нежилого помещения, с кадастровым номером №, местоположение: <адрес>, площадью 38,7 кв.м, по состоянию на 01.01.2021 в размере 846 610 руб.;
установить кадастровую стоимость Нежилого помещения, с кадастровым номером №, местоположение: <адрес> площадью 25,7 кв.м, по состоянию на 01.01.2021 в размере 562 219 руб.;
установить кадастровую стоимость Нежилого помещения, с кадастровым номером №, местоположение: <адрес> площадью 23,2 кв.м, по состоянию на 01.01.2021 в размере 507 528 руб.;
установить кадастровую стоимость Нежилого помещения, с кадастровым номером №, местоположение: <адрес> площадью 16,9 кв.м, по состоянию на 01.01.2021 в размере 369 708 руб.;
установить кадастровую стоимость Нежилого помещения, с кадастровым номером №, местоположение: <адрес>, площадью 130,2 кв.м, по состоянию на 01.01.2021 в размере 2 599 262 руб.;
установить кадастровую стоимость Нежилого помещения, с кадастровым номером №, местоположение: <адрес> площадью 90,4 кв.м, по состоянию на 01.01.2021 в размере 1 897 959 руб.;
установить кадастровую стоимость Нежилого помещения, с кадастровым номером №, местоположение: <адрес>, площадью 197,4 кв.м, по состоянию на 01.01.2021 в размере 3 723 460 руб.;
установить кадастровую стоимость Нежилого помещения, с кадастровым номером №, местоположение: <адрес>, площадью 96,3 кв.м, по состоянию на 01.01.2021 в размере 2 004 132 руб.;
установить кадастровую стоимость Нежилого помещения, с кадастровым номером № местоположение: <адрес> площадью 144,9 кв.м, по состоянию на 01.01.2021 в размере 2 850 624 руб.;
установить кадастровую стоимость Нежилого помещения, с кадастровым номером № местоположение: <адрес> площадью 134,9 кв.м, по состоянию на 01.01.2021 в размере 2 679 994 руб.
В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что им на праве собственности принадлежат названные объекты недвижимости.
Кадастровая стоимость помещений существенно превышает размер их рыночной стоимости, тем самым затронуты их права и обязанности как плательщиков налога на имущество.
Административные истцы в судебное заседание не явились, их представитель Савин А.В., по доверенности, в ходатайстве о рассмотрении дела в свое отсутствие просил уточненный административный иск удовлетворить.
Административные ответчики: Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области, заинтересованные лица: ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, Администрация г.о. Тольятти Самарской области, ГБУ Самарской области "Центр Кадастровой оценки" не направили в судебное заседание своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
ГБУ Самарской области "Центр Кадастровой оценки" в письменном отзыве оставляет принятие решение на усмотрение суда и просит рассмотреть по существу административное исковое заявление в отсутствие представителей.
• Исследовав материалы дела, суд считает заявленные административными истцами уточненные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 2 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.
Согласно части 2 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
С 1 января 2017 года (за исключением отдельных положений) вступил в силу Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", согласно которому предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде.
Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным (часть 1 статьи 22).
При таких обстоятельствах и на основании с ч.1 ст. 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", ч. 1 ст. 245 КАС РФ, обращение административных истцов в суд с настоящим административным исковым заявлением является обоснованным.
В силу статьи 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, кадастровая стоимость объектов недвижимости определена по состоянию на 01.01.2021 на основании приказа Министерства имущественных отношении Самарской области от 25.11.2021 № 2451 и составляет:
для нежилого помещения с КН № – 1676372,24 руб.;
для нежилого помещения с КН № – 755175,25 руб.;
для нежилого помещения с КН № – 1169337,6 руб.;
для нежилого помещения с КН № – 1503718,5 руб.;
для нежилого помещения с КН № – 1666241,72 руб.;
для нежилого помещения с КН № – 1347193,44 руб.;
для нежилого помещения с КН № – 900725,38 руб.;
для нежилого помещения с КН № – 814165,72 руб.;
для нежилого помещения с КН № – 595026,69 руб.;
для нежилого помещения с КН № – 4321500,75 руб.;
для нежилого помещения с КН № – 3063331,46 руб.;
для нежилого помещения с КН № – 6326618,68 руб.;
для нежилого помещения с КН № – 3253249,93 руб.;
для нежилого помещения с КН № – 4772733,59 руб.;
для нежилого помещения с КН № – 4466553,84 руб.
В силу статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет независимого оценщика.
В обоснование рыночной стоимости объектов недвижимости административными истцами представлен уточненные отчеты об оценке от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленный оценщиком ФИО24 согласно которым рыночная стоимость нежилых помещений по состоянию на 01.01.2021 составляет:
для нежилого помещения с КН № - 1 058 809 руб.;
для нежилого помещения с КН № - 470 339 руб.;
для нежилого помещения с КН № - 732 854 руб.;
для нежилого помещения с КН № - 947 241 руб.;
для нежилого помещения с КН № - 1 052 247 руб.;
для нежилого помещения с КН № - 846 610 руб.;
для нежилого помещения с КН № - 562 219 руб.;
для нежилого помещения с КН № - 507 528 руб.;
для нежилого помещения с КН № - 369 708 руб.;
для нежилого помещения с КН № - 2 599 262 руб.;
для нежилого помещения с КН № - 1 897 959 руб.;
для нежилого помещения с КН № - 3 723 460 руб.;
для нежилого помещения с КН № - 2 004 132 руб.;
для нежилого помещения с КН № - 2 850 624 руб.;
для нежилого помещения с КН № - 2 679 994 руб.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
Согласно требованиям статьи 24.18 вышеуказанного закона оценка выполнена по состоянию на дату определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Определение рыночной стоимости с использованием сравнительного подхода методом сравнения продаж является мотивированным и корректным, с допустимым и надлежащим выбором объектов-аналогов, а также последовательным проведением корректировок по элементам сравнения. Отказ от применения иных методов и подходов оценки обоснован.
Оценщик верно определил сегмент рынка, к которому принадлежат оцениваемые объекты, и период исследования фактических данных о ценах и (или) предложений с объектами недвижимости из сегмента рынка, к которому относятся объекты оценки.
В отчетах представлена необходимая информация, идентифицирующая объекты оценки, их количественные и качественные характеристики, анализ рынка объектов недвижимости. Данная информация подтверждена и проверяема, в отчете имеются ссылки на используемые источники информации, приложены копии размещенных в периодических изданиях и сети "Интернет" объявлений, позволяющих делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки.
Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости объектов недвижимости основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к Отчетам об оценке документами.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Административными ответчиками и заинтересованным лицом не приведено каких-либо замечаний к отчётам об оценке, доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорных объектов недвижимого имущества, и сведений о их рыночной стоимости в ином размере не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено. Оснований для назначения судебной оценочной экспертизы по инициативе суда не имеется.
С учетом изложенного, оснований не доверять содержащимся в Отчетах об оценке выводам у суда не имеется.
При таких обстоятельствах требования административных истцов подлежат удовлетворению.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Из материалов дела следует, что датой обращения административных истцов в суд является 05.05.2022, что следует отразить в резолютивной части решения.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Уточненный административный иск удовлетворить.
установить кадастровую стоимость Нежилого помещения, с кадастровым номером №, местоположение: <адрес> площадью 48,4 кв.м, по состоянию на 01.01.2021 в размере 1 058 809 руб.;
установить кадастровую стоимость Нежилого помещения, с кадастровым номером №, местоположение: <адрес> площадью 21,5 кв.м, по состоянию на 01.01.2021 в размере 470 339 руб.;
установить кадастровую стоимость Нежилого помещения, с кадастровым номером №, местоположение: <адрес> площадью 33,5 кв.м, по состоянию на 01.01.2021 в размере 732 854 руб.;
установить кадастровую стоимость Нежилого помещения, с кадастровым номером №, местоположение: <адрес> площадью 43,3 кв.м, по состоянию на 01.01.2021 в размере 947 241 руб.;
установить кадастровую стоимость Нежилого помещения, с кадастровым номером №, местоположение: <адрес> площадью 48,1 кв.м, по состоянию на 01.01.2021 в размере 1 052 247 руб.;
установить кадастровую стоимость Нежилого помещения, с кадастровым номером №, местоположение: <адрес>, площадью 38,7 кв.м, по состоянию на 01.01.2021 в размере 846 610 руб.;
установить кадастровую стоимость Нежилого помещения, с кадастровым номером №, местоположение: <адрес>, площадью 25,7 кв.м, по состоянию на 01.01.2021 в размере 562 219 руб.;
установить кадастровую стоимость Нежилого помещения, с кадастровым номером №, местоположение: <адрес>, площадью 23,2 кв.м, по состоянию на 01.01.2021 в размере 507 528 руб.;
установить кадастровую стоимость Нежилого помещения, с кадастровым номером №, местоположение: <адрес>, площадью 16,9 кв.м, по состоянию на 01.01.2021 в размере 369 708 руб.;
установить кадастровую стоимость Нежилого помещения, с кадастровым номером №, местоположение: <адрес> площадью 130,2 кв.м, по состоянию на 01.01.2021 в размере 2 599 262 руб.;
установить кадастровую стоимость Нежилого помещения, с кадастровым номером №, местоположение: <адрес>, площадью 90,4 кв.м, по состоянию на 01.01.2021 в размере 1 897 959 руб.;
установить кадастровую стоимость Нежилого помещения, с кадастровым номером №, местоположение: <адрес> площадью 197,4 кв.м, по состоянию на 01.01.2021 в размере 3 723 460 руб.;
установить кадастровую стоимость Нежилого помещения, с кадастровым номером №, местоположение: <адрес>, площадью 96,3 кв.м, по состоянию на 01.01.2021 в размере 2 004 132 руб.;
установить кадастровую стоимость Нежилого помещения, с кадастровым номером №, местоположение: <адрес> площадью 144,9 кв.м, по состоянию на 01.01.2021 в размере 2 850 624 руб.;
установить кадастровую стоимость Нежилого помещения, с кадастровым номером №, местоположение: <адрес> площадью 134,9 кв.м, по состоянию на 01.01.2021 в размере 2 679 994 руб.;
Датой подачи административными истцами заявления в суд считать 14.04.2022.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья С.Б. Клюев
Решение суда в окончательной форме изготовлено 19.07.2022
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>