Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2401/2024 ~ М-1027/2024 от 14.03.2024

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Норильск                            23 апреля 2024 года

Норильский городской суд Красноярского края

в составе председательствующего судьи Гинатулловой Ю.П.,

при секретаре судебного заседания Ивановой А.В.,

с участием представителя истца Негуторовой Э.В.,

представителя ответчика Мурзагильдина И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в г. Норильске к акционерному обществу «Норильско-Таймырская энергетическая компания» о возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства,

        УСТАНОВИЛ:

        Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в г. Норильске, действующий в защиту неопределенного круга лиц обратился с исковым заявлением к акционерному обществу «Норильско-Таймырская энергетическая компания» (далее – АО «НТЭК») о возложении обязанности устранить нарушения законодательства, мотивируя свои требования следующим. АО «НТЭК» при осуществлении эксплуатации источника водоснабжения «Водозабор № 2 на р. Норильской. Зоны санитарной охраны» нарушает действующее санитарное законодательство, а именно: Федеральный закон Российской Федерации от 30.03.1999 № 52-ФЗ, СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» (далее - СанПиН 2,1.4.1110-02). Действующим законодательством РФ предусмотрена комплексная и последовательная защита водоисточников и прилегающих к ним территорий как путём разработки и утверждения проекта зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения и установления особого режима хозяйственной деятельности на землях, расположенных в зонах санитарной охраны, так и ограничения в их обороте, с отображением границ этих земель на градостроительной документации. Главным государственным санитарным врачом центра госсанэпиднадзора в г. Норильске выдано санитарно-эпидемиологическое заключение № 24.08.02.000.Т.000685.12.03 от 17.12.2003 о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам проекта зон санитарной охраны источника водоснабжения ответчика. В соответствии с экспертным заключением о соответствии санитарным правилам и нормативам проекта зон санитарной охраны источника водоснабжения ответчика, хозяйственно-питьевое водоснабжение «Водозабор № 2 на р. Норильской. Зоны санитарной охраны» Акционерное Общество «Норильско-Таймырская Энергетическая Компания» осуществляется из поверхностного водоисточника. В 2018 году при проведении плановой выездной проверки в отношении АО «НТЭК» в соответствии с актом № 17784 от 05.09.2018 были выявлены нарушения п. 1.13. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» в части утверждения проекта зон санитарной охраны Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края водозабора №2 на реке Норильской в г. Норильске, в связи с чем, ответчику было выдано предписание об устранении выявленных нарушений № 17785 от 05.09.2018 с установленным сроком- 05.09.2019. В ходе проведения в период с 07.09.2019 по 31.10.2019внеплановой выездной проверки в отношении Ответчика вновь были выявлены аналогичные нарушения п. 1.13. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» в результате чего было выдано предписание об устранении выявленных нарушений № 28409 от 31.10.2019 с установленным сроком исполнения 01.12.2020. Кроме того в связи с невыполнением указанного пункта предписания № 17785 от 05.09.2019г. в части утверждения проекта зон санитарной охраны был составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ. Постановлением судебного участка №111 в Центральном районе г. Норильска Красноярского края от 28.11.2019г. по делу № 5- 518/2019 АО «НТЭК» было признано виновным и назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей В соответствии с актом проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица № 30928 от 29.09.2020 на момент проведения плановой документарной проверки в отношении ответчика установлено, что проект зон санитарной охраны водозабора №2 на реке Норильской в г. Норильске с планом мероприятий (после получения положительного санитарно-эпидемиологического заключения от 17.12.2003 № 24.08.02.000.Т.00685.12.03) не утвержден Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края в установленном порядке. На момент подачи настоящего искового заявления информация об утверждении проекта зон санитарной охраны источника водоснабжения Ответчика отсутствует, проект зон санитарной охраны источника водоснабжения не утверждён, границы указанных зон санитарной охраны не установлены, что подтверждается протоколом осмотра № 3932 от 20.03.2023, а также актом выездной плановой проверки № 4722 от 30.03.2023. Просит суд обязать ответчика в срок до 07 апреля 2025года устранить нарушения требований ст. 18 Федерального закона Российской Федерации «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999, п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» в части утверждения в уполномоченном органе исполнительной власти Красноярского края (Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края) проекта зон санитарной охраны источника водоснабжения «Водозабор № 2 на р. Норильской. Зоны санитарной охраны».

        В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в г. Норильске Негуторова Э.В., действующая на основании доверенности, на исковых требованиях настаивала, доводы, изложенные в исковом заявлении, подтвердила. Полагала, срок для устранения нарушений, возможно продлить, с учетом представленного отзыва стороны ответчика, указанное оставила на усмотрение суда.

        Представитель ответчика АО «НТЭК» Мурзагильдин И.И., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования признал частично, поддержала доводы, в представленном возражении на исковое заявление, просила продлить срок для утверждения в уполномоченном органе исполнительной власти Красноярского края (Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края) проекта зон санитарной охраны источника водоснабжения «Водозабор № 2 на р. Норильской. Зоны санитарной охраны» до 07.07.2025. С учетом требований санитарного законодательства, АО «НТЭК» заключен с ООО «ЭкоПромЦентр» (Подрядчик) заключен договор на выполнение проектно-изыскательских работ НТЭК-32-1223/23 от 04.09.2023, по условиям которого Подрядчик обязался по заданию АО «НТЭК» разработать и утвердить в Министерстве экологии и рационального природопользования Красноярского края проект технической документации по теме: «Зоны санитарной охраны источника водоснабжения УТВС АО «НТЭК», Водозабор № 2 на реке Норильская». Результатом работ по Договору является выполненный в соответствии с Техническим заданием и Календарным планом проект технической документации по теме: «Зоны санитарной охраны источника водоснабжения УТВС АО «НТЭК» Водозабора №2 на реке Норильская» и получение приказа от Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края об утверждении проекта технической документации по теме: «Зоны санитарной охраны источника водоснабжения УТВС АО «НТЭК», Водозабор № 2 на реке Норильская». Срок выполнения работ определен Календарным планом на выполнение проектно-изыскательских работ с момента подписания договора по 30.06.2025. В настоящее время Подрядчиком выполнены работы по 1 этапу (по итогам которого представлена Программа проведения работ). Выполняются работы по 2 и 3 этапам (инженерно-геодезические испытания, разработка проектной документации). Просят суд принять во внимание вышеуказанные обстоятельства и увеличить срок для устранения нарушений до 07.07.2025.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии с частью 2 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации, для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В силу п. 1 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ, водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Согласно п. 5 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.

Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям (статья 19 указанного Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ).

В соответствии с п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 N 10 введены в действие Санитарные правила 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02».

В соответствии с п. 1.13. СанПиН 2.1.4.1110-02 проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора (в настоящее время - Управления), после чего утверждается в установленном порядке.

В соответствии с п. 1.13. СанПиН 2.1.4.1110-02 проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора (в настоящее время - Управления), после чего утверждается в установленном порядке.

Согласно п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02, зоны санитарной охраны (далее - ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.

В соответствии с п. 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02, проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально.

Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02).

Постановлением Правительства Красноярского края от 15.10.2009 N 525-п утвержден Порядок утверждения проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (далее - Порядок).

Согласно п. 1. Порядка, настоящий Порядок устанавливает процедуру утверждения проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (далее - проекты зон санитарной охраны).

В соответствии с п. 2. Порядка, уполномоченным органом исполнительной власти Красноярского края по утверждению проектов зон санитарной охраны является Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края (далее - министерство).

Как следует из материалов дела, АО «Норильско-Таймырская энергетическая компания» зарегистрировано в качестве юридического лица, что подтверждается свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Статьей 2 Устава ОАО «НТЭК» определены цели и виды деятельности общества, одними из которых являются поставка (продажа) воды и услуги канализации; деятельность по эксплуатации и ремонту объектов поверхностных и подземных водозаборов, систем хозяйственно-питьевого и оборотного водоснабжения и их очистки; осуществление контроля за рациональным водопотреблением и качеством сточных вод; водопользование водными объектами для забора воды для питьевого, хозяйственно-бытового, производственного водоснабжения и сброса сточных вод.

Главным государственным санитарным врачом центра госсанэпиднадзора в г. Норильске выдано санитарно-эпидемиологическое заключение № 24.08.02.000.Т.000685.12.03 от 17.12.2003 о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам проекта зон санитарной охраны источника водоснабжения ответчика. В соответствии с экспертным заключением о соответствии санитарным правилам и нормативам проекта зон санитарной охраны источника водоснабжения ответчика, хозяйственно-питьевое водоснабжение «Водозабор № 2 на р. Норильской. Зоны санитарной охраны» Акционерное Общество «Норильско-Таймырская Энергетическая Компания» осуществляется из поверхностного водоисточника

При проведении проверки в отношении АО «НТЭК» Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю в 2018 году, в соответствии с актом № 17784 от 05.09.2018, были выявлены нарушения п. 1.13. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» в части утверждения проекта зон санитарной охраны Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края водозабора №2 на реке Норильской в г. Норильске, в связи с чем, ответчику было выдано предписание об устранении выявленных нарушений № 17785 от 05.09.2018 с установленным сроком- 05.09.2019.

В ходе проведения в период с 07.09.2019 по 31.10.2019 внеплановой выездной проверки в отношении Ответчика вновь были выявлены аналогичные нарушения п. 1.13. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» в результате чего было выдано предписание об устранении выявленных нарушений № 28409 от 31.10.2019 с установленным сроком исполнения 01.12.2020.

В связи с невыполнением указанного пункта предписания № 17785 от 05.09.2019г. в части утверждения проекта зон санитарной охраны истцом был составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Постановлением мирового судьи судебного участка №111 в Центральном районе г. Норильска Красноярского края от 28.11.2019 по делу № 5- 518/2019, АО «НТЭК» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

В соответствии с актом проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица № 30928 от 29.09.2020г. на момент проведения плановой документарной проверки в отношении АО «НТЭК» установлено, что проект зон санитарной охраны водозабора №2 на реке Норильской в г.Норильске с планом мероприятий, после получения положительного санитарно-эпидемиологического заключения от 17.12.2003 № 24.08.02.000.Т.00685.12.03, не утвержден Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края в установленном порядке.

    До настоящего времени проект зон санитарной охраны источника водоснабжения не утверждён, границы указанных зон санитарной охраны не установлены, что подтверждается протоколом осмотра № 3932 от 20.03.2023, а также актом выездной плановой проверки № 4722 от 30.03.2023.

С целью устранения выявленных нарушений, АО «НТЭК» с ООО «ЭкоПромЦентр» (Подрядчик) заключен договор на выполнение проектно-изыскательских работ НТЭК-32-1223/23 от 04.09.2023, по условиям которого Подрядчик обязался по заданию АО «НТЭК» разработать и утвердить в Министерстве экологии и рационального природопользования Красноярского края проект технической документации по теме: «Зоны санитарной охраны источника водоснабжения УТВС АО «НТЭК», Водозабор № 2 на реке Норильская».

Результатом работ по Договору является выполненный в соответствии с Техническим заданием и Календарным планом проект технической документации по теме: «Зоны санитарной охраны источника водоснабжения УТВС АО «НТЭК» Водозабора №2 на реке Норильская» и получение приказа от Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края об утверждении проекта технической документации по теме: «Зоны санитарной охраны источника водоснабжения УТВС АО «НТЭК», Водозабор № 2 на реке Норильская».

Срок выполнения работ определен Календарным планом на выполнение проектно-изыскательских работ с момента подписания договора по 30.06.2025.

Как следует из представленных ответчиком доказательств, в настоящее время Подрядчиком выполнены работы по 1 этапу (по итогам которого представлена Программа проведения работ). Выполняются работы по 2 и 3 этапам (инженерно-геодезические испытания, разработка проектной документации).

Представителем ответчика иск признан в полном объеме, указано, что заключен договор на выполнение проектно-изыскательских работ НТЭК-32-1223/23 от 04.09.2023, по условиям которого ООО «ЭкоПромЦентр» (Подрядчик) обязался по заданию АО «НТЭК» разработать и утвердить в Министерстве экологии и рационального природопользования Красноярского края проект технической документации по теме: «Зоны санитарной охраны источника водоснабжения УТВС АО «НТЭК», Водозабор № 2 на реке Норильская», просят продлить срок для устранения нарушений до 07.07.2025, поскольку срок, указанный в исковом заявлении, является неисполнимым ввиду установленных договорных сроков выполнения Подрядчиком работ по разработке технической документации и его последующего согласования в Министерстве экологии и рационального природопользования Красноярского края.

Бездействие ответчика и непринятие им мер к устранению нарушений, а именно отсутствие утвержденного проекта и установленных границ проекта зон санитарной охраны источника водоснабжения означает, что для указанного водного объекта не организована защита расстоянием в виде поясов зон санитарной охраны, не разработаны с учётом характеристик водоисточника обязательные защитные, охранные, ограничительные мероприятия, целью которых является максимальное снижение микробного и химического загрязнений воды источника, на картах градостроительного регулирования не нанесены границы земель, в пределах которых ограничена хозяйственная деятельность, не регулируется хозяйственная деятельность и не установлены земли, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны, являющихся ограниченными в обороте и не подлежащими передачи в частную собственность.

Отсутствие утвержденных органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации границ и режима зон санитарной охраны источника водоснабжения Ответчика не позволяет определить необходимый комплекс мероприятий по защите и сохранению постоянства природного состава воды в поверхностном водоисточнике, что формирует условия, при которых источник питьевого водоснабжения создаёт угрозу возникновения вредного воздействия на неопределённый круг лиц по химическому и биологическому фактору.

Ответчиком указанные нарушения не оспариваются, договор на выполнение проектно-изыскательских работ НТЭК-32-1223/23 от 04.09.2023 заключен, будет исполнен в полном объеме 07.07.2025.

Выявленные в деятельности ответчика нарушения до настоящего времени в полном объеме не устранены.

Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в соответствии с приведенными правовыми нормами суд приходит к выводу о том, что требования Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в г. Норильске, обоснованы и подлежат удовлетворению.

Названный истцом срок, в течение которого ответчику надлежит исполнить возложенные на него обязанности, суд, учитывая объем подлежащих устранению нарушений, применительно к положениям ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, полагает подлежащим продлению до 07.07.2025, поскольку ООО «ЭкоПромЦентр» (подрядчик по договору) необходимо произвести ряд проектно - изыскательных работ, что требует значительных временных затрат.

Удовлетворение иска в силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ является основанием для взыскания с ответчика в доход бюджета госпошлины в размере 300 руб. (подп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в г. Норильске к акционерному обществу «Норильско-Таймырская энергетическая компания» о возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства - удовлетворить частично.

Обязать Акционерное Общество «Норильско-Таймырская Энергетическая Компания» (<данные изъяты>) в срок до 07.07.2025 устранить нарушения требований санитарного законодательства:

утвердить в уполномоченном органе исполнительной власти Красноярского края - Министерстве экологии и рационального природопользования Красноярского края проект зон санитарной охраны источника водоснабжения «Водозабор № 2 на р. Норильской. Зоны санитарной охраны».

В остальной части исковые требования Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в г. Норильске оставить без удовлетворения.

Взыскать с Акционерного Общества «Норильско-Таймырская Энергетическая Компания» (<данные изъяты>) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Норильский городской суд в месячный срок со дня вынесения в окончательной форме.

Председательствующий судья                                                     Ю.П. Гинатуллова

Мотивированное решение изготовлено 02 мая 2024 года.

2-2401/2024 ~ М-1027/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Норильске
Ответчики
АО "НТЭК"
Суд
Норильский городской суд Красноярского края
Судья
Гинатуллова Юлия Павловна
Дело на странице суда
norilsk--krk.sudrf.ru
14.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.03.2024Передача материалов судье
18.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.03.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
23.04.2024Предварительное судебное заседание
23.04.2024Судебное заседание
02.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.07.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее