Судья Савиных Н.М. |
№21-326/2022 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
15 декабря 2022 г. |
г.Петрозаводск |
Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Скандинавия» на постановление первого заместителя Председателя - первого заместителя Главного государственного жилищного инспектора Республики Карелия Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору от 12 апреля 2022 г. и решение судьи Олонецкого районного суда Республики Карелия от 27 сентября 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
на основании постановления должностного лица Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору от 12 апреля 2022 г., оставленного без изменения решением судьи Олонецкого районного суда РК, ООО «Скандинавия» подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 рублей за совершение противоправного деяния, предусмотренного ст.7.23 КоАП РФ.
В поданной в вышестоящий суд жалобе директор ООО «Скандинавия» Ульянов А.В. просит отменить решение судьи и прекратить производство по делу ввиду отсутствия состава инкриминируемого правонарушения по приведенным в жалобе мотивам либо направить дело на рассмотрение по подведомственности в Арбитражный суд РК.
Заслушав объяснения законного представителя ООО «Скандинавия» Ульянова А.В., поддержавшего доводы жалобы, должностного лица административного органа Гончарова П.А., полагавшего законным и обоснованным привлечение управляющей организации к административной ответственности, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Статьей 7.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Согласно подп.«в», «г», «д» п.3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, условиями предоставления потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) коммунальной услуги по отоплению являются круглосуточно в течение отопительного периода, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении №1; в необходимых потребителю объемах в переделах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг и качество которых соответствует требованиям, приведенным в приложении №1 к настоящим Правилам.
Исходя из п.15 приложения №1 к приведенным Правилам, в качестве требования к качеству коммунальной услуги в виде отопления установлено обеспечение нормативной температуры воздуха в жилых помещениях не ниже +18°C (в угловых комнатах +20°C), снижение температуры воздуха в жилом помещении в дневное время (от 5.00 до 0.00 часов) не допускается.
Установлено, что в соответствии с решениями общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах №№20а и 22 по улице Комсомольской в г.Олонце от 27 июня 2021 г. и заключенными в указанный день договорами ООО «Скандинавия» осуществляет деятельность по управлению домами.
На основании поступившего 21 декабря 2021 г. коллективного обращения жителей домов по факту несоблюдения температурного режима и мотивированного представления главного специалиста - государственного жилищного инспектора Республики Карелия руководящим лицом Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору 21 декабря 2021 г. издано распоряжение о проведении в период с 21 декабря 2021 г. по 25 января 2022 г. внеплановой документарной и выездной проверки на предмет соблюдения лицензиатом установленных в сфере специального нормативного регулирования требований.
В процессе проверочного мероприятия выявлено нарушение ООО «Скандинавия» нормативного уровня предоставления коммунальной услуги в виде отопления в жилых помещениях №№5, 11 дома №20а и в жилом помещении №1 дома №22, что нашло отражение в акте проверки от 25 января 2022 г.:
- по результатам проведения замеров 21 декабря 2021 г. в 11 часов 42 минуты температура теплоносителя на вводе в дом №20а после теплообменника составила +44°С, температура теплоносителя, подающаяся из котла индивидуального теплового пункта (до теплообменника) составила +78°С (при температуре наружного воздуха -16°С), температура воздуха в жилом помещении №5 составила: комната 1 +16,5°С, комната 2 +16,9°С; температура воздуха в жилом помещении №11 составила: комната 1 (угловая) +13,1°С, комната 2 (угловая) +15,6°С;
- по результатам проведения замеров 21 декабря 2021 г. в 12 часов 15 минут температура теплоносителя на вводе в дом №22 после теплообменника составила +54°С, температура теплоносителя, подающаяся из котла индивидуального теплового пункта (до теплообменника) составила +74°С (при температуре наружного воздуха -16°С), температура воздуха в жилом помещении №1 составила: комната 1 +17,8°С, комната 2 +16,9°С; комната 3 +16,1°С.
По итогам проведения проверки в отношении ООО «Скандинавия» 24 марта 2022 г. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.23 КоАП РФ, и постановлением должностного лица Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору от 12 апреля 2022 г. управляющая организация привлечена к указанной административной ответственности, которое решением судьи оставлено без изменения.
С учетом решений общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах от 25 июня 2020 г. и от 03 июня 2021 г. и представленных из администрации Олонецкого национального муниципального района сведений должностное лицо и судья пришли к выводам о виновности ООО «Скандинавия» в совершении вменяемого деяния, поскольку индивидуальные тепловые пункты (далее - ИТП), с использованием которых осуществляется теплоснабжение домов, включены в состав общего имущества с момента сдачи их в эксплуатацию.
Между тем с суждениями субъектов административной юрисдикции согласиться нельзя ввиду следующих обстоятельств.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения представляет собой действия (бездействие) по нарушению нормативов и режима обеспечения населения коммунальными услугами и заключается в невыполнении обязанностей, связанных с обеспечением населения такими услугами соответствующего уровня и соблюдением режима их предоставления. Субъектами этого деяния признаются юридические лица, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения коммунальными услугами.
В силу чч.1 и 4 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению противоправных деяний (ст.24.1 КоАП РФ).
Для оценки действий лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, в целях установления наличия или отсутствия административно наказуемого деяния должны быть выяснены обстоятельства, предусмотренные ст.26.1 КоАП РФ, в том числе наличие события противоправного деяния и виновность лица в его совершении.
Все относящиеся к событию административного правонарушения обстоятельства подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении.
В рассматриваемом случае оценка виновности ООО «Скандинавия» в совершении вменяемого деяния предполагает выяснение в соответствии со ст.ст.2.1 и 26.1 КоАП РФ обстоятельств его причастности к нарушению установленного норматива обеспечения населения коммунальной услугой по отоплению.
Доказательствами по делу об административном правонарушении могут служить протокол об административном правонарушении, иные протоколы, предусмотренные данным Кодексом, объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу, показания свидетелей, иные документы (ч.2 ст.26.2 КоАП РФ).
Исходя из положений ст.26.11 КоАП РФ, судья и должностное лицо оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
В силу ч.1 ст.161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Исходя из чч.2, 3 ст.162 Жилищного кодекса РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных ст.157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома; перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация, за исключением коммунальных услуг, предоставляемых в соответствии со ст.157.2 настоящего Кодекса
В соответствии с пп.2, 149 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов коммунальные услуги - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных данными Правилами. Исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, предоставляющий потребителю коммунальные услуги.
Исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг.
Согласно подп.«а» п.1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491, состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества.
Исследование материалов дела показало, что 25 июня 2020 г. общими собраниями собственников помещений в многоквартирных домах приняты решения о включении в состав общего имущества домов ИТП с момента сдачи их в эксплуатацию, однако 03 июня 2021 г. решениями, никем не оспоренными и не отмененными, собственники отказались от включения этого инженерного оборудования в состав общего имущества домов (вопрос №4). Отраженные в реестрах собственников помещений, принявших участие в голосовании, результаты голосования по вопросу с формулировкой «принятие в состав общего имущества дома ИТП (введен в эксплуатацию в марте 2021 г.)» распределились по дому №20а - 75% против (от общего числа всех собственников помещений); по дому 22 - 52% против (от общего числа всех собственников помещений).
В дальнейшем в соответствии с состоявшимися 27 июня 2021 г. общими собраниями собственников помещений в многоквартирных домах наряду с принятием решений о заключении с ООО «Скандинавия» договоров управления многоквартирными домами (вопрос 4) с названной управляющей компанией не согласовано обслуживание электрических тепловых пунктов (вопрос 8).
Согласно п.1.7 договоров управления многоквартирными домами от 27 июня 2021 г. управляющая организация предоставляет услуги по содержанию и текущему ремонту в границах эксплуатационной ответственности; состав общего имущества, подлежащий управлению, определяется исходя из состава общего имущества, утвержденного собственниками помещений на общем собрании, и включает в себя только имущество, в части которого выполняются работы и оказываются услуги.
Однако условий о предоставлении со стороны ООО «Скандинавия» коммунальной услуги в виде отопления, равно как и конкретных сведений о составе общего имущества многоквартирных домов в соответствии с положениями ч.3 ст.162 Жилищного кодекса РФ, договоры управления многоквартирными домами не содержат.
Приведенные обстоятельства должностным лицом административного органа не выяснялись и правовую оценку не получили.
Также установлено, что на основании постановления администрации Олонецкого национального муниципального района от 01 февраля 2022 г. №196 ИТП были приняты в казну муниципального образования, по решению Совета Олонецкого городского поселения от 07 февраля 2022 г. №1 утвержден перечень имущества, подлежащего передаче из собственности Олонецкого городского поселения в собственность Республики Карелия, и в соответствии с распоряжением Правительства РК от 07 июня 2022 г. №421р-П блочные ИТП переданы в государственную собственность Республики Карелия.
В постановлении должностного лица при этом имеются сведения о результатах температурных замеров, однако конкретные причины снижения норматива (к примеру, несоответствие параметров теплоносителя утвержденному температурному графику для домов, недостатки содержания внутридомового инженерного оборудования или иного оборудования, находящегося на обслуживании управляющей организации и в зоне контроля данной организации и др.) не приведены и каких-либо документов, содержащих требования к температурным параметрам теплоносителя, материалы дела не содержат.
Сам по себе факт заключения договоров управления многоквартирными домами о доказанности состава инкриминируемого правонарушения, совершенного в результате ненадлежащего исполнения юридическим лицом принятых на себя обязанностей, не свидетельствует.
В силу общих принципов, установленных в КоАП РФ, обязанность доказывания наличия события правонарушения и виновности лица в его совершении возлагается на административный орган и должностное лицо, возбудившее дело об административном правонарушении.
Поскольку в данном случае безусловных доказательств того, что в спорный период времени инженерное оборудование входило в состав общего имущества многоквартирных домов и ООО «Скандинавия» обязано было его содержать, не имеется, выводы субъектов административной юрисдикции о нарушении управляющей организацией нормативного уровня обеспечения населения коммунальной услугой необоснованные.
Учитывая, что описанное в постановлении должностного лица и решении судьи событие административного правонарушения является не более чем предположением о возможности возникновения состава вменяемого ООО «Скандинавия» административно наказуемого деяния, вину последнего в совершении инкриминируемого правонарушения нельзя считать установленной в предусмотренном КоАП РФ порядке.
Доводы жалобы о нарушении правил подведомственности разрешения жалобы юридического лица на постановление по делу об административном правонарушении несостоятельные.
Объектом рассматриваемого правонарушения являются общественные отношения в области защиты жилищных прав граждан.
С учетом объективной стороны данного противоправного деяния, заключающегося в ненадлежащем выполнении Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, и установленных по делу конкретных обстоятельств, свидетельствующих о непричастности юридического лица, деятельность которого не связана непосредственно с предоставлением населению коммунальной услуги в виде отопления многоквартирных домов, к совершению вменяемого правонарушения, бесспорных оснований для направления настоящего дела в арбитражный суд не нахожу.
При таких обстоятельствах постановление должностного лица и решение судьи в соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ подлежат отмене, производство по делу - прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были приняты состоявшиеся по делу акты.
Руководствуясь требованиями ст.ст.30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление первого заместителя Председателя - первого заместителя Главного государственного жилищного инспектора Республики Карелия Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору от 12 апреля 2022 г. и решение судьи Олонецкого районного суда Республики Карелия от 27 сентября 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Скандинавия» отменить, производство по настоящему делу прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были приняты состоявшиеся по делу акты.
Настоящее решение вступает в законную силу со дня его вынесения, может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: ВОХ №1413, г.Санкт-Петербург, 190900).
Судья |
Н.А.Колбасова |