Судья Ларина Л.В. УИД: 11RS0006-01-2022-000276-35
Дело № 21-466/2022
(№ 12-96/2022)
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Республики Коми Щенникова Е.В., рассмотрев 10 августа 2022 года в г. Сыктывкаре в открытом судебном заседании жалобу представителя ООО «Усинская Тепловая Компания» на постановление начальника Государственной жилищной инспекции по г. Усинску Службы Республики Коми строительного жилищного и технического надзора (контроля) Логиновой О.В. <Номер обезличен> и решение судьи Усинского городского суда Республики Коми от <Дата обезличена>, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Усинская Тепловая Компания»
установил:
Постановлением начальника Государственной жилищной инспекции по г. Усинску Службы Республики Коми строительного жилищного и технического надзора (контроля) Логиновой О.В. <Номер обезличен> от <Дата обезличена> года (с учетом определения от 26 апреля 2022 года об исправлении описки) ООО «Усинская Тепловая Компания» привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением должностного лица надзорного органа, ООО «Усинская Тепловая Компания» обратилось в Усинский городской суд Республики Коми с жалобой в порядке, предусмотренном статьями 30.1, 30.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решением судьи Усинского городского суда Республики Коми от 31 мая 2022 года постановление начальника Государственной жилищной инспекции по г. Усинску Службы Республики Коми строительного жилищного и технического надзора (контроля) Логиновой О.В. <Номер обезличен> оставлено без изменения, жалоба ООО «Усинская Тепловая Компания» без удовлетворения.
Оспаривая законность состоявшихся по делу постановления должностного лица и судебного решения, ООО «Усинская Тепловая Компания» в лице представителя А.А. Сёмкиной обратилось в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, в которой просит оспариваемые акты отменить за отсутствием в действиях предприятия состава вменного правонарушения. В обоснование доводов жалобы указывает на нарушение порядка привлечения к административной ответственности.
Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, в судебное заседание Верховного Суда Республики Коми не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не заявляли, в связи с чем, в соответствии со статьями 25.1, 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях полагаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся лиц, явка которых судом обязательной не признана.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Согласно части 15 статьи 161 Жилищного кодекса РФ организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 (далее по тексту - Правила), под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В силу подпункта «в» пункта 9 Правил№ 354, условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются: в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.
Согласно подпункту «в» пункта 3 Правил № 354, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении № 1.
Пунктом 5.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, установлено, что системы теплоснабжения (котельные, тепловые сети, тепловые пункты, системы отопления и горячего водоснабжения) жилых зданий должны постоянно находиться в технически исправном состоянии и эксплуатироваться в соответствии с нормативными документами по теплоснабжению (вентиляции), утвержденными в установленном порядке.
Эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать поддержание оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях; равномерный прогрев всех нагревательных приборов. Температура воздуха в помещениях жилых зданий в холодный период года должна быть не ниже значений, предусмотренных стандартами (пунктами 5.2.1, 5.2.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда).
Согласно п. 121 Правил № 354, ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах «а», «б» и «д» пункта 115 и пункте «б» пункта 117 названных Правил.
В силу подпункта «а» пункта 115 Правил № 354 исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителя в случае: возникновения или угрозы возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение - с момента возникновения или угрозы возникновения такой аварийной ситуации.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 31 указанных Правил, исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, названными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В силу пп. «а» п. 149 Правил № 354 за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность.
Из материалов дела следует, что постановлением Главы администрации МО ГО «Усинск» от <Номер обезличен> ООО «Усинская Тепловая Компания» определена единой теплоснабжающей организацией на территории МО ГО «Усинск».
В адрес ГЖИ по г. Усинску <Дата обезличена> года поступило обращение УЖКХ администрации МО ГО «Усинск» о привлечении ООО «Усинская Тепловая Компания» к административной ответственности по факту снижения в период с <Дата обезличена>, то есть более четырех часов, параметров теплоносителя на выходе из котельной № <Номер обезличен> пст. Усадор, при этом отклонение температуры теплоносителя от утвержденного температурного графика составило 20°С. Публикация о низкой температуре воздуха в пст. Усадор была опубликована в средствах массовой информации.
Факт отклонения температуры теплоносителя на выходе из котельной пст. Усадор в период <Дата обезличена> в г. Усинске составила - 5,5 °С.
Из информации Единой дежурно-диспетчерской службы администрации МО ГО «Усинск», в период <Дата обезличена> сообщений о возникновении аварийных ситуаций в котельной № <Номер обезличен> пст. Усадор от диспетчера ООО «Усинская Тепловая Компания» не поступало.
Данные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении ООО «Усинская Тепловая Компания» дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения к ответственности.
Оставляя постановление должностного лица административного органа без изменения, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии нарушений требований норм процессуального права и о доказанности вины ООО «Усинская Тепловая Компания» в совершении вменяемого правонарушения.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанными выводами, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Исходя из положений статей 2.1, 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в рамках административного производства подлежит выяснению вопрос о виновности лица в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена нормами названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, а также всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.
В соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Приходя к выводу о доказанности наличия состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо исходило из доказанности факта снижения параметров теплоносителя на выходе из котельной № <Номер обезличен> пст. Усадор, более четырех часов, при этом отклонение температуры теплоносителя от утвержденного температурного графика составило 20°С, с чем согласился судья городского суда.
В тоже время, при рассмотрении данного дела нижестоящими инстанциями не учтено следующее.
Как указывалось выше, подпунктом «в» пункта 3 Правил № 354 установлено, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении № 1.
Пункт 14 приложения N 1 к Правилам № 354 предусматривает требования к бесперебойному круглосуточному отоплению в течение отопительного периода и устанавливает допустимую продолжительность перерыва отопления:
не более 24 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 16 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +12 °C до нормативной температуры, указанной в пункте 15 настоящего приложения; не более 8 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +10 °C до +12 °C; не более 4 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +8 °C до +10 °C.
Пункт 15 приложения №1 указанных Правил предусматривает обеспечение нормативной температуры воздуха: в жилых помещениях - не ниже +18 °C (в угловых комнатах - +20 °C), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) -31 °C и ниже - в жилых помещениях - не ниже +20 °C (в угловых комнатах - +22 °C); в других помещениях в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ Р 51617-2000). При этом, допустимое превышение нормативной температуры - не более 4 °C; допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 0.00 до 5.00 часов) - не более 3 °C; снижение температуры воздуха в жилом помещении в дневное время (от 5.00 до 0.00 часов) не допускается.
Между тем, вопреки требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела не содержат допустимых и достоверных доказательств предоставления ООО «Усинская Тепловая Компания» коммунальной услуги по теплоснабжению с перерывом, превышающим продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении № 1 указанных Правил.
Из материалов дела не следует проведение замеров температур в жилых помещениях, данные сведения в протоколе об административном правонарушении и постановлении такие сведения также не указаны.
Кроме этого, ООО «Усинская Тепловая Компания» вменяется нарушение температурных параметров теплоносителя на подающем трубопроводе из котельной №<Номер обезличен> в пст. Усадор в период времени с <Дата обезличена> года, которые составили: 55,31 °С; 50,37°С; 41,98°С; 36,43°С; 35,88°С; 52,65°С, что не соответствует утвержденному температурному графику, поскольку при среднесуточной температуре воздуха - 5,5 °С температурные параметры теплоносителя должны составлять 57-56°С.
В тоже время, согласно пункту 6.2.59 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24 марта 2003 года № 115, температура воды в подающей линии водяной тепловой сети в соответствии с утвержденным для системы теплоснабжения графиком задается по усредненной температуре наружного воздуха за промежуток времени в пределах 12-24 часов, определяемый диспетчером тепловой сети в зависимости от длины сетей, климатических условий и других факторов. Отклонение от заданного режима на источнике теплоты предусматриваются по температуре воды, поступающей в тепловую сеть, их величина не должна превышать более +/- 3%
С учетом указанной погрешности, температура теплоносителя в <Дата обезличена> нарушена не была.
Таким образом, выводы должностного лица, с которым согласился судья городского суда, о том, что в совершенном ООО «Усинская тепловая компания» деянии имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нарушение требований статей 24.1 и 26.1 названного Кодекса не являются обоснованными.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
С учетом изложенного выше, постановление должностного лица ГЖИ по г. Усинску от <Дата обезличена> и решение судьи Усинского городского суда Республики Коми от <Дата обезличена>, вынесенные в отношении ООО «Усинская Тепловая компания» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Усинская Тепловая Компания» подлежит прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено обжалуемое постановление.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление начальника Государственной жилищной инспекции по г. Усинску Службы Республики Коми строительного жилищного и технического надзора (контроля) Логиновой О.В. № 02-11-22-4/2022 от 14 февраля 2022 года и решение судьи Усинского городского суда Республики Коми от 31 мая 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Усинская Тепловая Компания», отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Усинская Тепловая Компания» прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Судья Е.В. Щенникова