Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-1524/2021 от 22.01.2021

Судья: Рандина О.В.                                                                  гр. дело № 33-1524/2021

(номер дела в суде первой инстанции 2-2959/2020)

63RS0038-01-2020-002859-25

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 февраля 2021 года                                                                                  г.о.Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего – Елистратовой Е.В.

Судей – Шельпук О.С., Дудовой Е.И.

При секретаре – Туроншоевой М.Ш.

Рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе департамента градостроительства городского округа Самара на решение Кировского районного суда г.Самары от 10 августа 2020 года, которым постановлено:

«В иске Департамента градостроительства г.о. Самары к Ходячевой Г.Н. о признании объекта капитального строительства самовольной постройкой и обязании осуществить ее снос отказать»,

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Елистратовой Е.В., объяснения представителя департамента градостроительства г.о.Самара – Горшкова М.А. в поддержание доводов жалобы, возражения на жалобу представителя Ходячевой Г.Н. – Филипповой Е.С., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Департамент градостроительства г.о.Самара обратился в суд с исковым заявлением к Ходячевой Г.Н. о признании объекта капитального строительства самовольной постройкой и обязании осуществить ее снос.

В заявлении указали, что ответчик согласно сведениям ЕГРН является правообладателем земельных участков, расположенных по <адрес> с кадастровыми площадью 600 кв.м и площадью 627 кв.м., с разрешенным видом использования - под садоводство. На указанных земельных участках расположен объект недвижимости – 2-х этажное нежилое здание, используемое как станция технического обслуживания. Согласно акту проверки от 01.04.2019 № 11/СД, составленным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, установлено, что испрашиваемые земельные участки используются единым землепользованием, на которых располагается объект недвижимости - нежилое трехэтажное здание с кадастровым , в котором размещены следующие организации: Хостела «Арена», ООО Восточная Торговая Компания, Кофе Хаус, ООО МТА-Логистик, Автокомплекс «MazdaPRORI», о чем свидетельствует информация из общедоступных ресурсов сети «Интернет». Таким образом, в действиях собственника земельных участков с кадастровыми , по использованию данных земельных участок под станцию технического облуживания автотранспорта, усматриваются признаки нарушений требований статьи 42 Земельного кодекса РФ. Предписанием от 01.04.2019 ответчику установлен срок устранения нарушений земельного законодательства — до 01.10.2019. Согласно сведениям, содержащимся в ИСОГД, земельные участки с кадастровыми , расположены в зоне природных ландшафтов (Р-3) по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 №61. На часть земельного участка регламент не распространяется. Использование испрашиваемых земельных участков не соответствует основным разрешенным видам использования земельных участков, установленным для территориальной зоны Р-3. Таким образом, использование земельных участков под объект капитального строительства - вышеуказанное нежилое здание не соответствует основным разрешенным видам использования объектов недвижимости в указанной зоне. Строительство спорного объекта капитального строительства осуществлено ответчиками без разрешений на строительство и ввода объектов в эксплуатацию. Отсутствие разрешительной документации, свидетельствует о самовольной постройке, то есть постройке, возведенной на земельном участке без получения на это необходимых в силу закона разрешений, с нарушением требований градостроительного и земельного законодательства.

Истец просил суд признать самовольной постройкой объект капитального строительства - 3-х этажное здание площадью застройки 387,31 кв.м., расположенное на земельных участках с кадастровыми площадью 600 кв.м., площадью 627 кв.м., по <адрес>. Обязать ответчика осуществить за свой счет и своими силами снос самовольно возведенного объекта капитального строительства 3-х этажного здания площадью застройки 387,31кв.м, расположенное на земельном участке с кадастровыми площадью 600 кв.м. и 627 кв.м. по <адрес>, в течение трех месяцев со дня вступления в силу судебного акта по данному делу. В случае неисполнения ответчиком решения добровольно в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу предоставить истцу право за свой счет осуществить снос с последующим отнесением понесенных расходов на ответчика.

Судом постановлено вышеуказанное решение, которое в апелляционной жалобе департамент градостроительства г.о.Самара просит отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, принять новое решение, которым исковые требования удовлетворить.

В суде апелляционной инстанции представитель истца департамента градостроительства г.о.Самара – Горшков М.А. доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представитель ответчика Ходячевой Г.Н. – Филиппова Е.С. возражала против доводов жалобы, просила решение суда оставить без изменения.

Иные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки судебной коллегии не сообщил.

Судебная коллегия на основании ст. ст. 167, 327 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно ст.222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом, осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.

Решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями принимается судом либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, органом местного самоуправления поселения, городского округа (муниципального района при условии нахождения самовольной постройки на межселенной территории).

Органы местного самоуправления принимают в порядке, установленном законом:

1) решение о сносе самовольной постройки в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, в отношении которого отсутствуют правоустанавливающие документы и необходимость их наличия установлена в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта, либо самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта и который расположен в границах территории общего пользования;

2) решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта, и данная постройка расположена в границах зоны с особыми условиями использования территории при условии, что режим указанной зоны не допускает строительства такого объекта, либо в случае, если в отношении самовольной постройки отсутствует разрешение на строительство, при условии, что границы указанной зоны, необходимость наличия этого разрешения установлены в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта.

Предусмотренные настоящим пунктом решения не могут быть приняты органами местного самоуправления в отношении самовольных построек, возведенных или созданных на земельных участках, не находящихся в государственной или муниципальной собственности, кроме случаев, если сохранение таких построек создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Органы местного самоуправления в любом случае не вправе принимать решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в отношении объекта недвижимого имущества, право собственности на который зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости или признано судом в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи либо в отношении которого ранее судом принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки, или в отношении многоквартирного дома, жилого дома или садового дома.

В соответствии со ст.263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).

В силу ст.85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом. Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры. В случаях, если использование не соответствующих градостроительному регламенту земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких объектов. Реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.

Согласно ст.51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в абз.2 п.22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 года N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд с иском о сносе самовольной постройки. С иском о сносе самовольной постройки в публичных интересах вправе обратиться прокурор, а также уполномоченные органы в соответствии с федеральным законом.

К существенным нарушениям строительных норм и правил относятся такие неустранимые нарушения, которые могут повлечь разрушение постройки, причинение вреда жизни, здоровью человека, повреждение или уничтожение имущества других лиц.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом установлено, что Ходячевой Г.Н. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 629,96 кв.м., кадастровый , расположенный по <адрес>, с разрешенным видом использования для садоводства, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 31.01.2013 серии , выданным на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 18.01.2013г.

Первоначально указанный земельный участок был выделен в пожизненное наследуемое владение для садово-дачного использования У.В., что подтверждается свидетельством о праве собственности на землю от ноября 1992 года, выданным на основании решения Горисполкома от 08.09.1955 года № 398.

Ходячевой Н.В. также принадлежит земельный участок площадью 600,00 кв.м., кадастровый , расположенный по <адрес>, с разрешенным видом использования - садовый участок, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 05.11.2013г. серии , выданным на основании Договора купли продажи недвижимого имущества от 18.01.2013г.

Первоначально указанный земельный участок был выделен в пожизненное наследуемое владение для садово-дачного использования А.В., что подтверждается свидетельством о праве собственности на землю от 10 ноября 1992 года.

На указанных земельных участках расположена принадлежащая Ходячевой Г.Н. хозяйственная постройка с кадастровым , расположенная по <адрес>, дом, назначение: нежилое, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 11.12.2013г. серии , выданным на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 18.01.2013г. и декларации об объекте недвижимого имущества от 23.09.2013г.

Согласно акту рейдового осмотра № 53р-2019 от 06.06.2019г. составленным отделом земельного контроля администрации Кировского внутригородского района г.о.Самара, в ходе осмотра установлено, что на земельных участках с кадастровыми и расположено 2-х этажное здание, используемое как станция технического обслуживания автотранспорта.

Согласно п.1 ст.3 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», на садовом земельном участке могут располагаться, в частности хозяйственные постройки - сараи, бани, теплицы, навесы, погреба, колодцы и другие сооружения и постройки (в том числе временные), предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (действовавшего на момент возведения сооружения), садовый земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений).

Принимая во внимание, что указанное сооружение было возведено в 2013 году, что подтверждается техническим паспортом на здание от 29.04.2016г., а также кадастровым паспортом на здание от 14.11.2013г., суд пришел к верному выводу, что возведение на садовом земельном участке хозяйственной постройки допускалось законодательством, как действующим на момент ее возведения, так и действующим в настоящее время.

В силу п.1 ст.25.3 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», действовавшего на момент регистрации сооружения, основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.

Перечень объектов недвижимого имущества, для строительства которых, нет необходимости получать разрешение на строительство, приведен в ч.17 ст.51 Градостроительного кодекса РФ, к которым в частности, относятся любые постройки, в том числе дома, на земельном участке, предназначенном для садоводства, ведения дачного хозяйства.

На основании указанных законоположений сооружение было зарегистрировано на основании Порядка государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество на основании декларации об объекте недвижимого имущества, форма которой утверждена Приказом Минэкономразвития России от 03.11.2009 № 447 и установлен п.3 ст.25.3 Закон о регистрации № 122-ФЗ и в рассматриваемом случае применялись для регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества, для строительства которых по законодательству РФ не требуется выдача соответствующего разрешения.

Кроме того, в силу п.26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 N 10/22, отсутствие разрешения на строительство, само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку, а следовательно, и основанием для ее сноса.

Соблюдение градостроительных норм, соответствие нормативным требованиям, отсутствие угрозы жизни и здоровью подтверждает Акт экспертного исследования № 2020048 от 18.02.2020г., проведенный ООО «Лабораторией судебной экспертизы ФЛСЭ».

Довод истца о несоответствии вида разрешенного использования, проверялись судом и обоснованно отклонены, поскольку земельные участки № 9 и 11 отведены под садоводство Решением Горисполкома от 08.09.1955 года № 398, т.е. до принятия и вступления в силу действующего земельного законодательства.

Согласно п.1 ст.36 Градостроительного кодекса РФ, градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Согласно п.1 ст.30 Градостроительного кодекса РФ, Правила застройки и землепользования разрабатываются в целях, в частности, обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.

В соответствии с п.2 ст.36 Градостроительного кодекса РФ, Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.

Доказательств того, что нахождение спорного объекта недвижимости в границах земельного участка с разрешенным видом использования - для садоводства, нарушает права и законные интересы других лиц, а также доказательств того, что указанное строение имеет неустранимые нарушения, которые могут повлечь разрушение постройки, причинение вреда жизни, здоровью человека, повреждение или уничтожение имущества других лиц, суду не представлено.

Доводы представителя истца о том, что земельный участок используется не по назначению и потому расположенная на нем самовольно возведенная постройка подлежит сносу, не могут являться безусловным основанием для сноса данной постройки.

Учитывая изложенное, суд правомерно отказал департаменту градостроительства г.о.Самара в удовлетворении исковых требований.

Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене решения суда.

Суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было, в связи с чем, оснований к отмене или изменению решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кировского районного суда г.Самары от 10 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента градостроительства городского округа Самара - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи:

33-1524/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Департамент градостроительства городского округа Самара
Ответчики
Ходячева Г.Н.
Другие
Администрация городского округа Самара
Администрация Кировского внутригородского района городского округа Самара
Управление Росреестра по Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
25.01.2021[Гр.] Передача дела судье
17.02.2021[Гр.] Судебное заседание
01.03.2021[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее