УИД 01RS0№-81 к делу №
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
<адрес> «17» апреля 2024 года
Майкопский городской суд в составе:
ФИО2,
при секретаре судебного заседания ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> Республики Адыгея в интересах неопределенного круга лиц к государственному бюджетному учреждению Республики Адыгея «Управление автомобильных дорог «Адыгеяавтодор»» о понуждении к выполнению требований законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор <адрес> Республики Адыгея в интересах неопределенного круга лиц обратился в Майкопский городской суд с иском к государственному бюджетному учреждению Республики Адыгея «Управление автомобильных дорог «Адыгеяавтодор»» о понуждении к выполнению требований законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения и в его обосновании указал, что проведенной проверкой установлено, что в границах населенного пункта а.Уляп с 30км.+169км до 33км+00м по автомобильной дороге Красногвардейское –Уляп-Зарево имеется недостаток в обустройстве пешеходной дорожкой тротуаром, где ранее 01.01.2023 года произошло дорожно-транспортное происшествие с пострадавшим. Пешеходы вынуждены передвигаться по проезжей части, что небезопасно для их жизни и здоровья. Указанная дорога находится на балансе ГБУ РА «УАД Адыгеяавтодор».
По факту выявленных нарушений прокуратурой района в марте 2023 года в адрес начальника государственного бюджетного учреждения Республики Адыгея «Управление автомобильных дорог «Адыгеяавтодор» внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, по результатам рассмотрения, которого нарушения не устранены.
В настоящее время ГБУ РА «УАД «Адыгеяавтодор» проведены работы по обустройству пешеходными дорожками (тротуарами) на участке -автомобильной дороге в границах населенного пункта а. Уляп с 30 км. + 450 м. до 31 км. + 380 м. Красногвардейское - Уляп - Зарево.
Вместе с тем на указанном участке автомобильной дороге в границах населенного пункта а. Уляп напротив 30 км.+ 750 м. Красногвардейское -Уляп - Зарево, на асфальтированном покрытии тротуара имеется просадка, пролом со следами разрушения, длиной 30 м., шириной 70 см, глубиной 7 см., общая площадь дефекта пешеходной дорожки (тротуара) составляет 21 м2.
На участке автомобильной дороге в границах населенного пункта а. Уляп с 30 км.+ 169 км. до 30 км.+ 450 м., с 31 км. +380 м. до 33 км. + 00 м. Красногвардейское - Уляп - Зарево пешеходные дорожки (тротуары) до настоящего времени отсутствуют.
Указанные нарушения законодательства создают угрозу жизни и здоровья для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних.
Просит обязать государственное бюджетное учреждение Республики Адыгея «Управление автомобильных дорог «Адыгеяавтодор» в срок до ДД.ММ.ГГГГ на участке автомобильной дороге в границах населенного пункта а. Уляп с 30 км.+ 169 м. до 30 км + 450 м) с 31 км.+380 м. до 33 км. + 00 м. Красногвардейское - Уляп - Зарево, в соответствии с п. 4.5.1 ФИО7 52766-2007г. «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного приказом Ростехрегулирования от ДД.ММ.ГГГГ №-ст, выполнить работы по обустройству пешеходными дорожками (тротуарами).
В судебном заседании заместитель прокурора <адрес> Республики Адыгея ФИО4 поддержал заявленные исковые требования, просил их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика ГБУ Республики Адыгея «Управление автомобильных дорог «Адыгеяавтодор»» ФИО5 пояснила, что деньги на указанные работы не выделены.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований Министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея, представитель Министерства финансов Республики Адыгея и представитель ОГИБДД ОМВД России по <адрес> в судебное заседание не явились, надлежаще уведомлены о времени и месте проведения судебного заседания. Суд, руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть дело в отсутствии представителей.
Суд, выслушав доводы заместителя прокурора <адрес> Республики Адыгея и представителя ответчика ГБУ Республики Адыгея «Управление автомобильных дорог «Адыгеяавтодор»», исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - ФЗ № 196-ФЗ) определены правовые Основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, а его задачами являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В силу статьи 3 ФЗ № 196-ФЗ основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения: программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Из положений части 2 статьи 12 ФЗ № 196-ФЗ следует, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ № 257-ФЗ) автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
Согласно части 1 статьи 21 ФЗ № 196-ФЗ мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги.
В соответствии с пунктом 6 статьи 6 ФЗ № 257-ФЗ автомобильные дороги, которые включаются в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог не общего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, являются собственностью субъекта Российской Федерации (передаются в собственность субъекта Российской Федерации в порядке, установленном федеральными законами и Правительством Российской Федерации).
В силу положений статьи 3 ФЗ № 257-ФЗ к дорожной деятельностью относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. При этом под содержанием автомобильных дорог понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Пунктом 2 ст. 15 ФЗ № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Так, Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ № «О Перечне автомобильных дорог общего пользования республиканского или муниципального значения и перечне автомобильных дорог необщего пользования республиканского или межмуниципального значения» вышеуказанные дороги являются дорогами общего пользования республиканского или межмуниципального значения.
В соответствии с п. 3 Постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГг № «О Порядке содержания и ремонта автомобильных дорог республиканского и межмуниципального значения» организация. работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог республиканского и межмуниципального значения осуществляется государственным учреждением Республики Адыгея «Управление автомобильных дорог Республики Адыгея «Адыгеяавтодор».
В силу п. 4.5.1.1. ФИО7 52766-2007 тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты.
Во исполнение п. 4.5.1.3, п. 4.5.1.5 ФИО7 52766-2007 тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны. Пешеходные дорожки располагают за пределами земляного полотна. В условиях сильно пересеченной местности при высоких насыпях или глубоких выемках, а также при прохождении дороги через заболоченные участки пешеходные дорожки могут быть размещены на откосах на присыпных бермах на расстоянии от кромки проезжей части не менее 2,5 м. При устройстве пешеходных дорожек в одном уровне с обочиной на расстоянии менее 3 м от проезжей части их отделяют от обочин при помощи дорожных ограждений.
В соответствии с п. 4.5.1.7. ФИО7 52766-2007 ширина одной полосы тротуара (пешеходной дорожки) с двумя полосами движения и более должна быть не менее 0,75 м. Минимальная ширина однополосной пешеходной дорожки должна быть не менее 1,0 м.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, прокуратурой <адрес> проведена проверка по информации ОГИБДД ОМВД России по <адрес> по вопросу недостаточного обустройства пешеходными дорожками (тротуарами) в границах населенного пункта а.Уляп с 30км.+169 кв. до 33 км. + 00 м. по автомобильной дороге <адрес> –Уляп-Зарево.
В ходе которой установлено, что в границах населенного пункта а. Уляп с 30 км.+ 169 км. до 33 км. + 00 м. по автомобильной дороге Красногвардейское - Уляп -Зарево имеется недостаток в обустройстве пешеходной дорожкой (тротуаром), где ранее 0.1-.01.2023 произошло дорожно-транспортное происшествие : с пострадавшим. Пешеходы вынуждены передвигаться по проезжей части, что не безопасно для их жизни и здоровья. Указанная дорога находится на балансе ГБУ РА «УАД «Адыгеяавтодор».
По факту выявленных нарушений прокуратурой района в марте 2023 года в адрес начальника государственного бюджетного учреждения Республики Адыгея «Управление автомобильных дорог «Адыгеяавтодор» внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, по результатам рассмотрения, которого нарушения не устранены.
В настоящее время ГБУ РА «УАД «Адыгеяавтодор» проведены работы по обустройству пешеходными дорожками (тротуарами) на участке -автомобильной дороге в границах населенного пункта а. Уляп с 30 км. + 450 м. до 31 км. + 380 м. Красногвардейское - Уляп - Зарево.
Вместе с тем на указанном участке автомобильной дороге в границах населенного пункта а. Уляп напротив 30 км.+ 750 м. Красногвардейское -Уляп - Зарево, на асфальтированном покрытии тротуара имеется просадка, пролом со следами разрушения, длиной 30 м., шириной 70 см, глубиной 7 см., общая площадь дефекта пешеходной дорожки (тротуара) составляет 21 м2.
На участке автомобильной дороге в границах населенного пункта а. Уляп с 30 км.+ 169 км. до 30 км.+ 450 м., с 31 км. +380 м. до 33 км. + 00 м. Красногвардейское - Уляп - Зарево пешеходные дорожки (тротуары) до настоящего времени отсутствуют.
Указанные нарушения законодательства создают угрозу жизни и здоровья для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних.
Отсутствие пешеходной дорожки-тротуара способствует возникновению общественной опасности при передвижении по данной автомобильной дороге транспортных средств и пешеходов, не соответствует требованиям п. 4.5.1 ФИО7 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного приказом Ростехрегулирования от ДД.ММ.ГГГГ №-ст (далее - ФИО7 52766-2007).
В соответствии с п. 4.2 ГОСТ 33150-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Проектирование пешеходных и велосипедных дорожек. Общие требования, утвержденного.. . Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ №-ст устройство пешеходных и велосипедных.. . дорожек должно обеспечивать безопасные условия движения пешеходов и велосипедистов. Обустройство автомобильной дороги пешеходными и велосипедными дорожками не должно ухудшать условия безопасности дорожного движения, условия использования и содержания автомобильной дороги и расположенных на ней сооружений и иных объектов.
Отсутствие тротуара на рассматриваемом участке дороги создает реальную угрозу безопасности участников дорожного движения, в том числе несовершеннолетних, и лишает их возможности безопасного передвижения на указанном участке дороги.
Руководствуясь приведенными выше нормами материального права, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора <адрес> Республики Адыгея в интересах неопределенного круга лиц к государственному бюджетному учреждению Республики Адыгея «Управление автомобильных дорог «Адыгеяавтодор»» о понуждении к выполнению требований законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения, удовлетворить.
Обязать государственное бюджетное учреждение Республики Адыгея «Управление автомобильных дорог «Адыгеяавтодор» в срок до ДД.ММ.ГГГГ на участке автомобильной дороге в границах населенного пункта а. Уляп с 30 км.+ 169 м. до 30 км + 450 м) с 31 км.+380 м. до 33 км. + 00 м. Красногвардейское - Уляп - Зарево, в соответствии с п. 4.5.1 ФИО7 52766-2007г. «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного приказом Ростехрегулирования от ДД.ММ.ГГГГ №-ст, выполнить работы по обустройству пешеходными дорожками (тротуарами).
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд Республики Адыгея в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Судья- подпись Рамазанова И.И.