76RS0014-01-2021-002027-89
Дело № 2-2712/2021
№13-597/2022
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ярославль 11 апреля 2022 года
Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Фокиной Т.А.,
при секретаре Казаковой Ю.О.,
рассмотрев заявление Коняхиной Светланы Федоровны о взыскании судебных расходов,
установил:
Решением Кировского районного суда г.Ярославля от 28.10.2021 года, вступившим в законную силу 09.12.2021 года, по гражданскому делу по исковому заявлению Коняхиной Светланы Федоровны к КУМИ мэрии города Ярославля, Департаменту градостроительства мэрии города Ярославля, мэрии города Ярославля об установлении границ земельного участка, постановлено:
«Исковые требования Коняхиной Светланы Федоровны удовлетворить.
Установить местоположение границ и площадь земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Ярославская область, <адрес>, общей площадью 1 268 кв.м. +\- 12,46 кв.м., в соответствии с межевым планом, подготовленным 02.06.2021 года кадастровым инженером ФИО1
Истец Коняхина С.Ф. обратилась в суд с заявлением о взыскании судебных расходов, понесенных на изготовление межевого плана в сумме 12 000 рублей, на оплату услуг БТИ по предоставлению копий документов 445 рублей, почтовых расходов 3 300 рублей, уплату государственной пошлины 300 рублей, на оказание юридических услуг в сумме 20 000 рублей. В подтверждение понесенных расходов представлены: расписки, акт выполненных работ, заявка-договор, договор на оказание юридических услуг, чеки, опись.
В судебное заседание стороны не явились, извещены надлежащим образом.
От КУМИ мэрии города Ярославля в суд поступил письменный отзыв на заявление с возражениями по существу заявленных требований.
Суд определил рассмотреть заявление в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного заседания.
Исследовав письменные материалы дела, обозрев документы, суд считает требования Коняхиной С.Ф. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. Правила, изложенные в части первой настоящей статьи, относятся также к распределению судебных расходов, понесенных сторонами в связи с ведением дела в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях.
Согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
К судебным издержкам относятся расходы, которые понесены лицами, участвующими в деле, включая третьих лиц, заинтересованных лиц в административном деле (статья 94 ГПК РФ, статья 106 АПК РФ, статья 106 КАС РФ).
В силу п.1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" судебные расходы, состоящие из государственной пошлины, а также издержек, связанных с рассмотрением дела (далее - судебные издержки), представляют собой денежные затраты (потери), распределяемые в порядке, предусмотренном главой 7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), главой 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), главой 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
По смыслу названных законоположений, принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу (например, решение суда первой инстанции, определение о прекращении производства по делу или об оставлении заявления без рассмотрения, судебный акт суда апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, которым завершено производство по делу на соответствующей стадии процесса).
По смыслу статей 98, 100 ГПК РФ, статей 111, 112 КАС РФ, статьи 110 АПК РФ, судебные издержки возмещаются при разрешении судами материально-правовых споров. Поскольку рассмотрение дел, предусмотренных главами 28 - 30, 32 - 34, 36, 38 ГПК РФ, главой 27 АПК РФ, направлено на установление юридических фактов, определение правового статуса привлеченных к участию в деле лиц или правового режима объектов права, а не на разрешение материально-правового спора, издержки, понесенные в связи с рассмотрением указанных категорий дел, относятся на лиц, участвующих в деле, которые их понесли, и не подлежат распределению по правилам главы 7 ГПК РФ, главы 10 КАС РФ, главы 9 АПК РФ (п. 18 постановления).
При этом, согласно п. 19 постановления не подлежат распределению между лицами, участвующими в деле, издержки, понесенные в связи с рассмотрением требований, удовлетворение которых не обусловлено установлением фактов нарушения или оспаривания прав истца ответчиком, административным ответчиком, например, исков о расторжении брака при наличии взаимного согласия на это супругов, имеющих общих несовершеннолетних детей (пункт 1 статьи 23 Семейного кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений. Данные сведения вносятся в кадастр недвижимости на основании документов, указанных в пунктах 7, 7.2 - 7.4 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Статьей 42 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ предусмотрены особенности государственной регистрации права общей собственности на недвижимое имущество.
Согласно ст. 43 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, сведения о котором, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков или в содержащемся в Едином государственном реестре недвижимости описании местоположения границ которого выявлена ошибка, указанная в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона (далее - уточнение границ земельного участка).
В отношении земельных участков, местоположение границ которых в соответствии с федеральным законом считается спорным по результатам выполнения комплексных кадастровых работ, в Единый государственный реестр недвижимости вносятся также сведения о наличии земельного спора о местоположении границ таких земельных участков с учетом заключений согласительной комиссии.
В соответствии с п. 8 ст. 41 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав необходимы следующие документы, в том числе: судебное решение, если образование объектов недвижимости осуществляется на основании такого судебного решения;
Как следует из материалов дела, истец обратилась в суд с иском, в котором просила установить границы земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 1 268 кв.м. +\- 12,46 кв.м., в соответствии с межевым планом, подготовленным 02.06.2021 года кадастровым инженером ФИО1 поскольку органы местного самоуправления бездействуют.
Уточнение (установление) границ земельного участка во внесудебном порядке не могло быть осуществлено органами росреестра, поскольку мэрией города Ярославля было подготовлено постановление от 28.07.2021 года об утверждении проекта межевания территории, ограниченной улицами <данные изъяты> в Кировском районе города Ярославля. В данном постановлении утвержден проект межевания территории под домом по адресу: <адрес>, который отличался от межевого плана, подготовленного кадастровым инженером ФИО1 от 02.06.2021 года в целях образования земельного участка под многоквартирным домом <адрес>, а именно территория под теплоузлом и подземными коммуникациями (трубами отопления и горячего водоснабжения) по проекту межевания, утв. мэрией города Ярославля «отходят», присоединяются к земельному участку дома по адресу: <адрес> (кадастровый номер №).
Таким образом, ни КУМИ мэрии города Ярославля, ни Департамент градостроительства мэрии города Ярославля, ни мэрия города Ярославля не являются лицами, совершившими действия (бездействие), приведшие к внесению изменений в реестр, а также лицами, которые нарушили права истца.
При таких обстоятельствах с учетом разъяснений, содержащихся в п.п. 1, 18 и 19 постановления Пленума ВС РФ от 21.01.2016 года №1, указанные ответчики не являются лицами, за счет которых возможно возмещение понесенных истицей расходов для восстановления ее нарушенного права.
руководствуясь ст.ст. 98, 100, 224, 225 ГПК РФ, суд
определил:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 15 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░