УИД 21RS0024-01-2022-000902-57
№5-204/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
18 марта 2022 года г. Чебоксары
Судья Калининского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики Тигина С.Н., рассмотрев в помещении Дома юстиции дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Индивидуального предпринимателя Александровой Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной по адресу: <адрес> (ИНН №, ОГРНИП №, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ), проверив протокол об административном правонарушении и приобщенные к нему материалы,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ в 14 часов 00 минут начальником МКУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Чебоксары» Родионовым В.В. в отношении ИП Александровой Е.А. составлен протокол об административном правонарушении, из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 20 минут в принадлежащем ИП Александровой Е.А. мебельном салоне «MAYOROFF», расположенном по адресу: <адрес>, в нарушение требований п. 6 Указа Главы Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Чувашской Республики» выявлен факт отсутствия специализированного устройства по сканированию и считыванию QR-кода о прохождении вакцинации от COVID-19. Тем самым ИП Александровой Е.А. не выполнены правила поведения при ведении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
ИП Александрова Е.А. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте разбирательства дела извещена надлежащим образом, суду представлено заявление о рассмотрении дела об административном правонарушении без ее участия. В своем заявлении ИП Александрова Е.А. просила учесть ее материальное и семейное положение, наличие на иждивении троих несовершеннолетних детей, и назначить ей наказание в виде предупреждения.
В судебное заседание должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, начальник МКУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям <адрес>» Родионов В.В. не явился, о дате, времени и месте разбирательства дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщено.
Проверив протокол об административном правонарушении, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года №417 утверждены обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (п.п. «а.2» п. «а» ст. 10 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Органы государственной власти субъектов РФ принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта РФ или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с п.п. «а.2» п. «а» ст. 10 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ и могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (п.п. «б» п. 6 ст. 4.1, п. «а», «у», «ф» ч. 1 ст. 11 Федерального закона).
Распоряжением врио главы Чувашской Республики от 18.03.2020 №113-рг на территории Чувашской Республики до особого распоряжения введен режим повышенной готовности.
Так, в соответствии с приведенными выше положениями законодательства, 07 декабря 2021 года главой Чувашской Республики был принят Указ №205 «О мерах, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Чувашской Республики».
Согласно п. 2 Указа за гражданами сохранена обязанность до особого распоряжения при улучшении санитарно-эпидемиологической обстановки использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (повязки, маски, респираторы или иные изделия, их заменяющие) при нахождении в транспорте общего пользования, легковом такси, на парковках, в лифтах, в местах скопления граждан, при посещении объектов розничной торговли, оказания услуг, выполнения работ; соблюдать дистанцию до других граждан не менее 1,5 метра (социальное дистанцирование) в общественных местах.
В соответствии с п. 6 Указа деятельность торгового объекта разрешена при наличии мобильного приложения для сканирования QR-кода сертификата о профилактических прививках против COVID-19, установленного на электронном устройстве.
До особого распоряжения при улучшении санитарно-эпидемиологической обстановки на руководителей организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Чувашской Республики, была возложена обязанность обеспечить под личную ответственность:
- соблюдение противоэпидемического режима в соответствии с государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами и принятие мер в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), соблюдение масочного режима всеми работающими в организациях независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, у индивидуальных предпринимателей, соблюдение дезинфекционного режима;
- усиление режима текущей дезинфекции в транспорте общего пользования, легковом такси, в местах скопления граждан, на торговых объектах, объектах оказания услуг, выполнения работ;
- осуществление приема и обслуживания граждан при условии использования ими средств индивидуальной защиты органов дыхания (повязок, масок, респираторов или иных изделий, их заменяющих), на что указано в п. 8 Указа.
Из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 20 минут в принадлежащем ИП Александровой Е.А. мебельном салоне «<данные изъяты>», расположенном по адресу: <адрес>, в нарушение требований п. п. 2, 6, 8 Указа главы Чувашской Республики от 07.12.2021 №205 «О мерах, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Чувашской Республики» выявлен факт отсутствия специализированного устройства по сканированию и считыванию QR-кода о прохождении вакцинации от COVID-19.
Между тем, протокол об административном правонарушении и приложенные к нему документы, в частности акт фиксации нарушений от ДД.ММ.ГГГГ, не содержат сведений о выявлении факта нарушения ИП Александровой Е.А. п. п. 2, 8 Указа. В акте указано только на нарушение п. 6 Указа, в протоколе описание деяния, связанного с нарушением п.п. 2, 8 Указа отсутствует, в связи с чем указание на нарушение ИА Александровой Е.А. п.п. 2 и 8 Указа подлежит исключению из объема вменяемого правонарушения. Однако, данные обстоятельства не влияют на квалификацию содеянного.
Таким образом, ИП Александровой Е.А. не выполнены правила поведения при ведении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а именно нарушены положения п. 6 Указа Главы Чувашской Республики от 07 декабря 2021 года №205 «О мерах, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Чувашской Республики».
Однако, Указом главы Чувашской Республики от 4 марта 2022 года №29 «О мерах, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Чувашской Республики» вышеназванный Указ Главы Чувашской Республики от 07 декабря 2021 года №205 был признан утратившим силу.
Частью 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации установлено, что никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
В ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ указано, что лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Согласно положениям п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.
Таким образом, отмена нормативного правового акта, принятого уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации и содержащего обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности, или исключение из такого акта отдельных правовых норм, закрепляющих те или иные правила поведения, являются основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном соответствующей частью статьи 20.6.1 КоАП РФ, либо отмены состоявшегося по делу об указанном правонарушении постановления о назначении административного наказания, если оно не было исполнено (пункт 5 части 1 статьи 24.5 данного кодекса).
Аналогичная правовая позиция изложена в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) №3 (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.02.2021).
При таких обстоятельствах, ввиду признания нормативного правового акта, принятого уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации и содержащего обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности – Указа главы Чувашской Республики от 07 декабря 2021 года №205 «О мерах, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Чувашской Республики», нарушение требований которого вменяется ИП Александровой Е.А., утратившим силу, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 24.5, 29.1 – 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Индивидуального предпринимателя Александровой Е.А., прекратить на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья С.Н. Тигина