Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-241/2024 (2-4823/2023;) ~ М-3768/2023 от 12.09.2023

Дело № 2-241/2024

УИД 11RS0005-01-2023-005838-05

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Ухтинский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Курлаповой Н.В.,

при секретаре Алферовой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ухта Республики Коми <...> г. гражданское дело по иску Дуркиной АС к администрации муниципального округа «Ухта», Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального округа «Ухта» о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма,

установил:

Дуркина А.С. обратилась в суд с иском администрации муниципального округа «Ухта», Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального округа «Ухта» (далее по тексту Администрация, Комитет) о возложении обязанности по предоставлению вне очереди жилого помещения по договору социального найма в виде отдельной квартиры взамен аварийного жилого помещения, расположенного по адресу: .... (требования изложены с учетом изменений от <...> г.).

В обоснование иска указано, что до <...> г. года проживала на условиях договора социального найма в жилом помещении, расположенным по адресу: ..... Указанное жилое признано авариным и она не имеет возможности в нем проживать. Иного жилого помещения ответчики не представляют. В связи с чем истец обратилась с вышеуказанными требованиями.

В судебное заседание представитель Комитета не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела, ходатайствует о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Суд, с учетом положений ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело без участия представителя ответчика Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального округа «Ухта».

В судебном заседании истец Дуркина А.С. настаивала на требованиях, просила возложить на ответчиков обязанность предоставить ей вне очереди квартиру по договору социального найма в пределах территории МОГО «Ухта». Пояснила, что не имеет возможности проживать в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: .... поскольку дом признан аварийным, отключен от света и тепла, ее квартира разрушена, в ней провалился потолок. Она вынуждена жить у своей дочери, иного жилья не имеет. Возможности приобрести жилое помещение самостоятельно также не имеет, поскольку ее доход состоит только из получаемой пенсии по старости.

Представитель ответчика Высоких О.А., действующая по доверенности, с иском не согласилась, указывая на то, что Дуркина А.С. не имеет право на предоставление жилого помещения по договору социального найма, поскольку на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении не состоит, малоимущей не признана. По заявлению истца Комитет может предоставить ей жилое помещение из маневренного жилищного фонда.

Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.

Согласно ч.1 ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

В соответствии с п.3 ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

На основании части 1 статьи 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Согласно ч.1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.

В п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ указано, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

По смыслу жилищного законодательства, внеочередное предоставление жилого помещения является исключительной мерой защиты жилищных прав в условиях, когда лицо лишено жилого помещения и не имеет возможности немедленно обеспечить им себя самостоятельно в силу своего имущественного положения.

В соответствии со ст. 86 Жилищного кодекса РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

В силу положений ч. 1 - 2 ст. 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.

В п. 37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимается. Граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете.

Соответственно, предоставление гражданам, в связи с признанием жилого помещения непригодным, другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в разделе третьем Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.

Таким образом, действующее жилищное законодательство определяет механизм обеспечения прав лиц, проживающих в аварийных жилых помещениях по договору социального найма, нахождение в которых создает угрозу жизни или здоровью граждан, - путем предоставления другого равноценного жилого помещения на условиях социального найма. При этом, предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, жилое помещение, расположенное по адресу: .... (далее спорное жилое помещение), находится в муниципальной собственности.

Данное жилое помещение было предоставлено по договору социального найма жилого помещения .... от <...> г. Дуркиной А.С. с составом семьи: дочь ФИО6, внук ФИО7, муж ФИО8 В настоящее время в спорном жилом помещении зарегистрирована Дуркина А.С.

Заключением межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от <...> г. .....1-МВК многоквартирный дом по адресу: г.... признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением администрации МОГО «Ухта» от <...> г. .... установлен срок отселения физических и юридических лиц, занимающих помещения в аварийном доме по адресу: ...., со дня принятия названного постановления, но не позднее 12 месяцев.

До настоящего времени переселение граждан, проживающих в аварийном доме, не произведено. Срок для отселения, установленный вышеназванным постановлением, истек <...> г..

Доводы истца о том, что проживание в указанном доме опасно для ее жизни и здоровья, не оспариваются ответчиками и подтверждаются тем обстоятельством, что в ноябре 2023 года названный дом полностью отключен от источников ресурсоснабжения, дом свободен от проживания граждан.

При данных обстоятельствах суд полагает, что истец имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения на основании договора социального найма.

Доводы ответчика о том, что Дуркина А.С. не признана малоимущей в связи с чем не подлежит обеспечению жилым помещением, суд считает несостоятельными.

Как отметил Конституционный суд РФ в определении от 05 марта 2009 года № 376-О-П, статья 40 (3) Конституции Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленным законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Решение вопроса о признании конкретных лиц нуждающимися в жилье по причине утраты пригодного для проживания жилого помещения в соответствии с предусмотренными Жилищным кодексом РФ основаниями относится к компетенции правоприменительных органов, включая суды общей юрисдикции, которые при этом должны принимать во внимание весь комплекс юридически значимых фактических обстоятельств.

Как следует из материалов дела, истец относится к социально незащищенной категории граждан: Дуркина А.С. является нетрудоспособной в силу пенсионного возраста, доход истца состоит из получаемой пенсии по старости, Дуркина А.С. не имеет другого равноценного жилья взамен непригодного. В связи с аварийным состоянием жилого помещения истец вынуждена проживать совместно с семьей дочери.

Доводы ответчиком о том, что Дуркина А.С. не обращалась с заявлением о предоставлении жилого помещения маневренного фонда, не могут быть приняты во внимание, поскольку отказ истца от предоставления жилого помещения по договору найма маневренного фонда не свидетельствует об отсутствии у муниципального органа обязанности по предоставлению Дуркиной А.С. благоустроенного жилого помещения взамен аварийного.

Следует отметить, что права истца на предоставление жилого помещения в результате бездействия органа местного самоуправления на протяжении длительного времени, более 5 лет.

При установленных по делу обстоятельствах, исходя из вышеизложенных правовых норм, исковые требования Дуркиной А.С. суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Дуркиной АС удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального округа «Ухта» предоставить Дуркиной АС жилое помещение в виде отдельной квартиры, общей площадью не менее 39,9 квадратных метра, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам на условиях договора социального найма в пределах территории МОГО «Ухта», взамен аварийного жилого помещения, расположенного по адресу: ....

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, с 24 января 2024 года.

Судья Н.В. Курлапова

2-241/2024 (2-4823/2023;) ~ М-3768/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Дуркина Ангелина Севериновна
Ответчики
Администрация МОГО "Ухта"
КУМИ
Суд
Ухтинский городской суд Республики Коми
Судья
Курлапова Наталья Викторовна
Дело на странице суда
ukhtasud--komi.sudrf.ru
12.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.09.2023Передача материалов судье
18.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.10.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
18.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.11.2023Судебное заседание
16.01.2024Судебное заседание
24.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.02.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее