Дело № 2-1151/2024
32RS0027-01-2023-005127-59
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 февраля 2024 года г. Брянск
Советский районный суд г. Брянска в составе
председательствующего судьи М.Р. Борлакова,
при секретаре О.С. Лешик,
с участием представителя истца по доверенности Радиной Л.А., представителя Комитета по ЖКХ Брянской городской администрации по доверенности Жуковского Р.А.,
с участием рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Фокинского района г. Брянска к Брянской городской администрации о понуждении к совершению действий, связанных с безопасностью дорожного движения,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Фокинского района г. Брянска обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что прокуратурой района проведена проверка по обращению К. о несоблюдении требований нормативов и стандартов в сфере безопасности дорожного движения, беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур на проспекте Московском, проезде Московском, улице Транспортной Фокинского района города Брянска.
В ходе проверки установлено, что проспект Московский относится к магистральным дорогам регулируемого движения (категории 1, группы улиц Б).
В ходе обследования установлены следующие недостатки в устройстве пандусов:
- в нарушение требований п. 5.4.6 "СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001" (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 30.12.2020 N 904/пр) сопряжение центральной наклонной поверхности пандусов бордюрных, обустроенных в районе домов №107 «А», 154 «Б», 85 «А», 85, 83, 57, 49 «В», 27, 25, 23, 19, 15, 11, 5, 1 «Д» по проспекту Московскому, с поверхностями бортового камня и проезжей части не выполнено на одном уровне (имеется перепад высот);
- в нарушение требований п. 11.30 СП 42.13330.2016 "СП -42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*" (утв. Приказом Минстроя России от 30.12.2016 N 1034/пр) (ред. от 31.05.2022) и п. 5.4.5 СП 59.13330.2020 в районе домов № 107, 107 «А» 95 «А», 91 «А», 89, 87, 85 «А», 85, 86 (Дом спорта «Локомотив»), 83 «А», 81 «А», 81 55, 53, 51, 49, 49 «В», 45, 23, 21, 17, 5. 1, 1 к.1, 1 «Г», 1 «Ж», 1 «Д» по проспекту Московскому продольные уклоны центральных наклонных поверхностей пандусов превышают 60 % (1:17);
- в нарушение требований п. 5.1.3 "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы, требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" (утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст) покрытие тротуара в районе пандуса имеет отдельные разрушения площадью более 0,2 м2 в районе домов № 27, 39 стр.1 (на всем протяжении п путепровода через железнодорожные пути), на участке проходящему вдоль воинской части; загрязнения площадью более 0,2 м2 в районе дома № 1 к.1;
- в нарушение требований п. 4.1.1 "ГОСТ Р 52875-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 22.11.2018 N 1029-ст), п.п. 6.1.3, 7.3 "СП 140.13330.2012. Свод правил. Городская среда. Сдавила проектирования для маломобильных групп населения" (утв. и введен в действие Приказом Госстроя от 27.12.2012 N 122/ГС) (ред. от 1220.2016) на пешеходных переходах, обустроенных в районе домов №85«А», 83, 81, 81/1, 49 «В», 45, 43, 27, 23, 5, 112 (в районе воинской части), 1«Ж», 1 «Д» отсутствуют тактильно-контрастные указатели с продольными рифами;
- в нарушение требований п. 6.3 ГОСТ Р 50597-2017, п. 6.2 "ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" (утв. Приказом Росстандарта от 20.12.2019 N 1425-ст) отсутствуют линии горизонтальной дорожной разметки, обозначающие пешеходный переход (1.14.1) в районе домов № 99, 43 (перед пересечением с проездом Московским), 27, 23;
- в нарушение требований п. 4.5.1.1 "ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 N 270-ст) ред. от 15.04.2020) отсутствуют (не обустроены тротуары) на участках от дома № 1 «Г» до дома № 1 «Ж», от дома 1 «Д» до проспекта Героев;
- в нарушение требований п. 4.5.2.6 ГОСТ Р 52289-2019 отсутствуют пешеходные ограждения перильного типа с двух сторон дороги на расстоянии не менее 50 метров от пешеходного перехода, обустроенного в районе дома №99 по проспекту Московскому (на участке от основной проезжей части проспекта Московского до дома № 99 линия «А»);
- в нарушение требований п. 5.1.4 ГОСТ Р 52289-2019 не обеспечена нормативная видимость светофора и дорожных знаков 2.4 «Уступите дорогу» и 5.19.1 «Пешеходный переход», оборудованных в районе дома № 95/2 (при движении со стороны «Совтрансавто»).
Кроме того, улица Транспортная в соответствии с Перечнем объектов внешнего благоустройства городского округа город Брянск, утвержденного Постановлением Брянской городской администрации № 1012-п от 28.03.2022г. «Об утверждении перечней объектов внешнего благоустройства городского округа г. Брянск», в редакции Постановления № 234-п от 3101.2023 г. относится к улицам местного значения в жилой застройке категории 3, группы улиц Д).
В ходе проверки на ул. Транспортной выявлены следующие нарушения:
- в нарушение требований п. 6.3 ГОСТ Р 50597-2017, п. 6.2 ГОСТ Р 52289-2019 отсутствуют линии горизонтальной дорожной разметки, обозначающие пешеходный переход (1.14.1) в районе дома № 17 по ул. Челюскинцев;
- в нарушение требований п. 5.4.6 СП 59.13330.2020 сопряжение центральной наклонной поверхности пандуса бордюрного, обустроенного в районе дома № 24 по ул. Транспортной, с поверхностью бортового камня и проезжей части не выполнено на одном уровне (перепад высот);
- в нарушение требований п. 4.1.1 ГОСТ Р 52875-2018, п.п. 6.1.3, 7.3 СП 140.13330.2012 на пешеходном переходе, обустроенном в районе дома №5 по улице Транспортной, отсутствуют тактильно-контрастные указатели с продольными рифами;
- в нарушение требований п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 отсутствуют (не обустроены тротуары) на участке от дома № 34 до пер. Транспортного.
Указанные нарушения не обеспечивают безопасность дорожного движения и создают угрозу жизни и здоровью участников движения.
Прокуратурой города Брянска вносилось представление (№38-2023 от 07.09.2023г.) на имя главы Брянской городской администрации об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Однако до настоящего времени нарушения не устранены, ситуация остается прежней.
На основании изложенного, просит суд обязать Брянскую городскую администрацию в пределах компетенции организовать и провести работы, связанные с:
- обустройством пандусов в части устранения перепада высот, обустроенных в районе домов №107 «А», 154 «Б», 85 «А», 85, 83, 57, 49 «В», 27, 25, 23, 19, 15, 11, 5, 1 «Д» по проспекту Московскому, в районе дома № 24 по ул. Транспортной (поверхности бортового камня и проезжей части выполнить на одном уровне);
- обустройством пандусов в районе домов № 107, 107 «А», 95 «А», 91 «А», 89, 87, 85 «А», 85, 86 (Дом спорта «Локомотив»), 83 «А», 81 «А», 81, 55, 53, 51, 49, 49 «В», 45, 23, 21, 17, 5, 1, 1 к. 1, 1 «Г», 1 «Ж», 1 «Д» по проспекту Московскому (продольные уклоны центральных наклонных поверхностей пандусов превышают 60% (1:17);
- устранением разрушений покрытия тротуара в районе пандуса в районе домов №27, 39 стр.1 (на всем протяжении путепровода через железнодорожные пути), на участке, проходящему вдоль воинской части; и устранением загрязнений площадью более 0,2 м2 в районе дома № 1 к.1;
- установлением тактильно-контрастных указателей с продольными рифами на пешеходных переходах, обустроенных в районе домов №85«А», 83, 81, 81/1, 49 «В», 45, 43, 27, 23, 5, 10/2 (в районе воинской части), 1«Ж», 1 «Д»; на пешеходном переходе, обустроенном в районе дома №5 по улице Транспортной;
- нанесением линий горизонтальной дорожной разметки, обозначающих пешеходный переход (1.14.1) в районе домов № 99, 43 (перед пересечением с проездом Московским), 27, 23; в районе дома № 17 по ул. Челюскинцев;
- обустройством тротуаров на участках от дома № 1 «Г» до дома № 1 «Ж», от дома 1 «Д» до проспекта Героев; на участке от дома № 34 до пер. Транспортного;
- установлением пешеходных ограждений перильного типа с двух сторон дороги на расстоянии не менее 50 метров от пешеходного перехода,
- обустроенного в районе дома №99 по проспекту Московскому (на участке от основной проезжей части проспекта Московского до дома № 99 линия «А»);
- обеспечением нормативной видимости светофора и дорожных знаков 2.4 «Уступите дорогу» и 5.19.1 «Пешеходный переход», оборудованных в районе дома № 95/2 (при движении со стороны «Совтрансавто»).
Определением суда от 20.02.2024г. производство в части требований к Комитету по ЖКХ Брянской администрации прекращено.
В судебном заседании представитель истца поддержала заявленные требования, просила суд их удовлетворить.
Представитель Комитета по ЖКХ Брянской городской администрации возражал против удовлетворения иска, в случае удовлетворения иска, просил предоставить срок для исполнения решения суда до 01.09.2024г.
В судебное заседание представитель ответчика Брянской городской администрации, представитель третьего лица ОГИБДД УМВД России по г.Брянску не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежаще, ходатайств об отложении дела по уважительным причинам не заявлено, в порядке ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации провозгласила Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации), в котором обеспечивается, в том числе, государственная поддержка инвалидов (часть 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак- проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта.
В силу статьи 2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ государство гарантирует инвалидам меры экономической, правовой и социальной поддержки, обеспечивающие им условия для преодоления ограничений жизнедеятельности и направленные на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Статьей 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ закреплено, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в том числе условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
В соответствии со ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации инвалидам необходимо обеспечивать условия для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
Согласно положениям статьи 3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Пунктом 6.1.3 СП 140.13330.2012 «Городская среда. Правила проектирования для маломобильных групп населения» закреплено, что пешеходные пути должны быть обустроены с учетом требований доступности для всех групп инвалидов: с поражением опорно-двигательного аппарата, с нарушением зрения, с нарушением слуха.
Информацию для инвалидов с нарушениями зрения о приближении их к зонам повышенной опасности (препятствиям, лестницам, пешеходным переходам и т.д.) следует обеспечивать путем изменения фактуры поверхностного слоя покрытия пешеходных дорожек и тротуаров или путем обустройства предупреждающих тактильно-контрастных указателей (п. 6.1.11 СП 140.13330.2012).
Также п.7.3 указанного выше свода правил определено, что на пешеходных переходах для безопасности передвижения инвалидов по зрению следует устанавливать пешеходные светофоры с табло обратного отсчета с устройством голосового и звукового сопровождения зеленого сигнала, с сигналом ориентации. Перед регулируемыми пешеходными переходами должны быть обустроены предупреждающие тактильно- контрастные указатели с продольными рифами.
Технические требования к тактильным наземным указателям (ТНУ), а именно: к используемым материалам и технологиям, назначению, местам размещения и основным правилам применения и обустройству ТНУ установлены ГОСТ Р 52875-2018 «Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования».
В силу п. 4.1.1 ГОСТ Р 52875-2018 тактильные наземные указатели являются пассивными техническими средствами сигнализации, предупреждающими инвалидов по зрению о препятствиях и опасных местах на путях их следования - на пешеходных путях территорий общего пользования, на коммуникационных путях в жилых и производственных зданиях, общественных зданиях и сооружениях открытого доступа населения и на прилегающих к ним участках, на объектах транспортной инфраструктуры. К пешеходным путям территорий общего пользования относятся тротуары, пешеходные дорожки, наземные, подземные и надземные пешеходные переходы, переходные улицы, пешеходные мосты.
Требования, предъявляемые к наружным тактильным указателям, отражены в таблице № 3 к п. 4.2.2 ГОСТ Р 52875-2018.
В соответствии с п. 7.2 ГОСТ Р 51671-2015 «Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов. Классификация. Требования доступности и безопасности» для обеспечения безопасности инвалидов, в первую очередь инвалидов с нарушением зрения, слуха или статодинамической функции, в пределах участков коммуникационных пространств при формировании систем предупреждающей сигнализации следует применять визуальные звуковые и тактильные средства сигнализации, в частности, светофоры, регулирующие движение пешеходов через транспортные коммуникации, а также звуковые и осязательные сигнальные устройства, дублирующие сигналы светофоров.
Согласно ГОСТ Р ИСО 23600-2013 «Вспомогательные технические средства для лиц с нарушением функций слуха и зрения» настоящий стандарт устанавливает требования к звуковым и тактильным сигналам пешеходных светофоров, которые служат для обеспечения безопасности и самостоятельного перемещения лиц с нарушением функций зрения и лиц с нарушением функций зрения и слуха.
В силу п. 5 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
В силу ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе, на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности.
Пункт 1 статьи 21 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" предписывает органам местного самоуправления осуществлять мероприятия по организации дорожного движения как комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах, в целях повышения его безопасности и пропускной способности.
В п. 6 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" закреплено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 33 Федерального закона N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
В силу ст. 3 Федерального закона N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к элементам обустройства автомобильных дорог отнесены, в частности, дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, а содержанием автомобильной дороги является комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
На основании ч. 1 ст. 17 Федерального закона N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Судом установлено, что в ходе проведенной проверки в составе помощника прокурора Фокинского района г. Брянска, государственного инспектора дорожного надзора отделения надзора ОГИБДД УМВД России по г. Брянску обследования проспекта и проезда Московского и ул. Транспортной Фокинского района г.Брянска установлено, что проспект Московский в соответствии с Перечнем объектов внешнего благоустройства городского округа город Брянск, утвержденного Постановлением Брянской городской администрации № 1012-п от 28.03.2022 г «Об утверждении перечней объектов внешнего благоустройства городского округа г. Брянск», в редакции Постановления №234-п от 50.01.2023 г. относится к магистральным дорогам регулируемого движения категории 1, группы улиц Б).
При этом выявлены следующие недостатки в устройстве пандусов:
- в нарушение требований п. 5.4.6 "СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001" (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 30.12.2020 N 904/пр) сопряжение центральной наклонной поверхности пандусов бордюрных, обустроенных в районе домов №107 «А», 154 «Б», 85 «А», 85, 83, 57, 49 «В», 27, 25, 23, 19, 15, 11, 5, 1 «Д» по проспекту Московскому, с поверхностями бортового камня и проезжей части не выполнено на одном уровне (имеется перепад высот);
- в нарушение требований п. 11.30 СП 42.13330.2016 "СП -42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*" (утв. Приказом Минстроя России от 30.12.2016 N 1034/пр) (ред. от 31.05.2022) и п. 5.4.5 СП 59.13330.2020 в районе домов № 107, 107 «А» 95 «А», 91 «А», 89, 87, 85 «А», 85, 86 (Дом спорта «Локомотив»), 83 «А», 81 «А», 81 55, 53, 51, 49, 49 «В», 45, 23, 21, 17, 5. 1, 1 к.1, 1 «Г», 1 «Ж», 1 «Д» по проспекту Московскому продольные уклоны центральных наклонных поверхностей пандусов превышают 60 % (1:17);
- в нарушение требований п. 5.1.3 "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы, требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" (утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст) покрытие тротуара в районе пандуса имеет отдельные разрушения площадью более 0,2 м2 в районе домов № 27, 39 стр.1 (на всем протяжении п путепровода через железнодорожные пути), на участке проходящему вдоль воинской части; загрязнения площадью более 0,2 м2 в районе дома № 1 к.1;
- в нарушение требований п. 4.1.1 "ГОСТ Р 52875-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 22.11.2018 N 1029-ст), п.п. 6.1.3, 7.3 "СП 140.13330.2012. Свод правил. Городская среда. Сдавила проектирования для маломобильных групп населения" (утв. и введен в действие Приказом Госстроя от 27.12.2012 N 122/ГС) (ред. от 1220.2016) на пешеходных переходах, обустроенных в районе домов №85«А», 83, 81, 81/1, 49 «В», 45, 43, 27, 23, 5, 112 (в районе воинской части), 1«Ж», 1 «Д» отсутствуют тактильно-контрастные указатели с продольными рифами;
- в нарушение требований п. 6.3 ГОСТ Р 50597-2017, п. 6.2 "ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" (утв. Приказом Росстандарта от 20.12.2019 N 1425-ст) отсутствуют линии горизонтальной дорожной разметки, обозначающие пешеходный переход (1.14.1) в районе домов № 99, 43 (перед пересечением с проездом Московским), 27, 23;
- в нарушение требований п. 4.5.1.1 "ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 N 270-ст) ред. от 15.04.2020) отсутствуют (не обустроены тротуары) на участках от дома № 1 «Г» до дома № 1 «Ж», от дома 1 «Д» до проспекта Героев;
- в нарушение требований п. 4.5.2.6 ГОСТ Р 52289-2019 отсутствуют пешеходные ограждения перильного типа с двух сторон дороги на расстоянии не менее 50 метров от пешеходного перехода, обустроенного в районе дома №99 по проспекту Московскому (на участке от основной проезжей части проспекта Московского до дома № 99 линия «А»);
- в нарушение требований п. 5.1.4 ГОСТ Р 52289-2019 не обеспечена нормативная видимость светофора и дорожных знаков 2.4 «Уступите дорогу» и 5.19.1 «Пешеходный переход», оборудованных в районе дома № 95/2 (при движении со стороны «Совтрансавто»).
Улица Транспортная в соответствии с Перечнем объектов внешнего благоустройства городского округа город Брянск, утвержденного Постановлением Брянской городской администрации № 1012-п от 28.03.2022г. «Об утверждении перечней объектов внешнего благоустройства городского округа г. Брянск», в редакции Постановления № 234-п от 3101.2023 г. относится к улицам местного значения в жилой застройке категории 3, группы улиц Д).
В ходе проверки на ул. Транспортной выявлены следующие нарушения:
- в нарушение требований п. 6.3 ГОСТ Р 50597-2017, п. 6.2 ГОСТ Р 52289-2019 отсутствуют линии горизонтальной дорожной разметки, обозначающие пешеходный переход (1.14.1) в районе дома № 17 по ул. Челюскинцев;
- в нарушение требований п. 5.4.6 СП 59.13330.2020 сопряжение центральной наклонной поверхности пандуса бордюрного, обустроенного в районе дома № 24 по ул. Транспортной, с поверхностью бортового камня и проезжей части не выполнено на одном уровне (перепад высот);
- в нарушение требований п. 4.1.1 ГОСТ Р 52875-2018, п.п. 6.1.3, 7.3 СП 140.13330.2012 на пешеходном переходе, обустроенном в районе дома №5 по улице Транспортной, отсутствуют тактильно-контрастные указатели с продольными рифами;
- в нарушение требований п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 отсутствуют (не обустроены тротуары) на участке от дома № 34 до пер. Транспортного, о чем свидетельствует акт обследования улично-дорожной сети от 04.09.2023.
Заместителем прокурора г. Брянска главе Брянской городской администрации внесено представление от 07.09.2023 № 38/2023 об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения.
Ответом Брянской городской администрации от 10.10.2023 № 6054-гр на представление прокуратуры г. Брянска было сообщено, что в 2024 году перспективно планируется проведение капитального ремонта проспекта Московского (от Карачевского шоссе до путепровода Брянск 2). МКУ «УЖКХ» г.Брянска поручено рассмотреть возможность устранения выявленных недостатков при разработке проектно-сметной документации на объект.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Соответственно, содержание автомобильных дорог города Брянска относится к обязанности Брянской городской администрации. Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. В полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения входят расходные обязательства муниципальных образований.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, а также утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, отнесено к полномочиям органов местного самоуправления (п. п. 6, 11 ст. 13 ФЗ от 08.11.2007 года № 257-ФЗ).
При этом, как следует из п. 6 ст. 3 ФЗ от 08.11.2007 года № 257-ФЗ, дорожная деятельность является деятельностью по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно ст. 44 Устава г. Брянска, городская администрация – исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения.
Уставом г. Брянска к полномочиям Брянской городской администрации отнесены, в том числе: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Брянска и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Брянска, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации ( ст.45).
Невыполнение Брянской городской администрацией обязательств по надлежащему содержанию дороги создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также увеличивает риск возникновения аварийных ситуаций и дорожно-транспортных происшествий.
Ответственность за организацию безопасности дорожного движения, содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования, возложена на Брянскую городскую администрацию.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что ответчик в пределах своей компетенции обязан провести работы по устранению выявленных нарушений законодательства по обустройству тротуара и пандуса вдоль автомобильной дороги по просп. Московскому г. Брянска.
Учитывая приведенные требования закона, изложенные обстоятельства, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению, ввиду того, что указанные прокурором нарушения законодательства в области дорожного движения могут увеличить риск аварийной ситуации, что приведет к угрозе жизни и здоровью населения г.Брянска, т.е. к нарушению прав неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст.204 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.
Согласно п.1, 2 ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым установить срок для исполнения решения суда – до 01.09.2024г.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░:
- ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ №107 «░», 154 «░», 85 «░», 85, 83, 57, 49 «░», 27, 25, 23, 19, 15, 11, 5, 1 «░» ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░ № 24 ░░ ░░. ░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░);
- ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ № 107, 107 «░», 95 «░», 91 «░», 89, 87, 85 «░», 85, 86 (░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░»), 83 «░», 81 «░», 81, 55, 53, 51, 49, 49 «░», 45, 23, 21, 17, 5, 1, 1 ░. 1, 1 «░», 1 «░», 1 «░» ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 60% (1:17);
- ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ №27, 39 ░░░.1 (░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░), ░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░; ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ 0,2 ░2 ░ ░░░░░░ ░░░░ № 1 ░.1;
- ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ №85«░», 83, 81, 81/1, 49 «░», 45, 43, 27, 23, 5, 10/2 (░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░), 1«░», 1 «░»; ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ №5 ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (1.14.1) ░ ░░░░░░ ░░░░░ № 99, 43 (░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░), 27, 23; ░ ░░░░░░ ░░░░ № 17 ░░ ░░. ░░░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ № 1 «░» ░░ ░░░░ № 1 «░», ░░ ░░░░ 1 «░» ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░; ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ № 34 ░░ ░░░. ░░░░░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 50 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ №99 ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ № 99 ░░░░░ «░»);
- ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ 2.4 «░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ 5.19.1 «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ № 95/2 (░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░»).
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 28 ░░░░░░░ 2024 ░░░░.