Дело № 21-528/2020
Судья: Альгешкина Г.Н.
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе по делу об административном правонарушении
17 декабря 2020 года г. Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Максимова И.А., рассмотрев жалобу Дмитриева В.Н. на постановление начальника ОП № 2 УМВД России по г. Чебоксары от 17 августа 2020 года и решение судьи Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 20 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.26 КоАП РФ, в отношении Дмитриева В.Н.,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением начальника ОП № 2 УМВД России по г. Чебоксары от 17 августа 2020 года Дмитриев В.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.26 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.
Решением судьи Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 20 октября 2020 года постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, Дмитриев В.Н. просит отменить постановление должностного лица и решение судьи районного суда, производство по делу прекратить, ссылаясь на отсутствие в его действиях состава вмененного административного правонарушения.
В обоснование жалобы указывает, что предпринимателем или юридическим лицом, работником организации-перевозчика либо грузоотправителем лома не является, лом и отходы черного металла принадлежат ему на праве собственности, никаких ограничений по сдаче лома и отходов черных металлов, в том числе транспортировке к пункту их приемки для физических лиц действующее законодательство не содержит, пункт 20 Правил к заявителю не применим, поскольку он перевозил собственный лом, сотрудники полиции при проверке просили предоставить только удостоверение взрывобезопасности, при этом остальные документы, предусмотренные п. 20 Правил, у него не истребовались. Полагает, что выводы суда о том, что транспортировка физическим лицом лома и отходов черных металлов без документа о взрывобезопасности образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.26 КоАП РФ, противоречит нормам действующего законодательства.
В судебное заседание УУП ОП № 2 УМВД России по г. Чебоксары Свиягин А.М. – должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, и начальник ОП № 2 УМВД России по г. Чебоксары Иванов А.М., извещенные надлежащим образом о времени месте рассмотрения жалобы Дмитриева В.Н., не явились.
В судебном заседании Дмитриев В.Н. жалобу поддержал, пояснил, что не был извещен административным органом о рассмотрении дела об административном правонарушении, в копии протокола, врученной ему должностным лицом, дата и время рассмотрения дела не указаны.
Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, изучив материалы административного дела, прихожу к следующим выводам.
Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Статьей 13.1 Федерального закона об отходах производства и потребления предусмотрено, что Правила обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2001 года № 369 утверждены Правила обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, которые определяют порядок обращения (приема, учета, хранения, транспортировки) и отчуждения лома и отходов черных металлов на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 20 Правил при транспортировке лома и отходов черных металлов организация - перевозчик (транспортная организация или юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, осуществляющие перевозку собственным транспортом) и грузоотправитель должны обеспечить водителя транспортного средства или лицо, сопровождающее груз, следующими документами (при перевозке лома и отходов черных металлов транспортной организацией): путевой лист; транспортная накладная; удостоверение о взрывобезопасности лома и отходов черных металлов по форме согласно приложению № 3.
В силу статьи 13.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также пункта 1 Указа Президента РФ «О дополнительных мерах по обеспечению безопасного функционирования важнейших отраслей экономики» физические лица могут осуществлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отчуждение лома и отходов цветных металлов, образующихся при использовании изделий из цветных металлов в быту и принадлежащих им на праве собственности, согласно перечню разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов, утвержденному органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут осуществлять обращение с металлическим ломом и его отчуждение (ч. 2 ст. 13.1 Федерального закона № 89-ФЗ)).
«Транспортировка» охватывается понятием «обращение» с металлическим ломом, а граждане не входят в число субъектов, имеющих право на обращение с металлическим ломом (прием, учет, хранение и транспортировку).
Соответственно граждане не имеют права непосредственно осуществлять транспортировку металлического лома в том значении этого понятия, которое ему придается перечисленными нормативными актами.
В силу ст. 14 Женевской конвенции о дорожном движении должны приниматься все меры предосторожности, чтобы груз, перевозимый на транспортных средствах, не представлял опасности.
Транспортировка металлического лома без проверки его взрывобезопасности предопределяет угрозу безопасности участников дорожного движения, жизни и здоровью других лиц, в том числе принимающих и перерабатывающих доставленный металлический лом.
За нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов (приема, учета, хранения, транспортировки), за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 10 статьи 8.2, частью 2 статьи 8.6 и частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также их отчуждения предусмотрена административная ответственность по статье 14.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Понятие лома и отходов металлов содержится в статье 1 Закона об отходах производства и потребления и представляет собой пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.
Из постановления по делу об административном правонарушении от 17 августа 2020 года следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 09 час. 25 мин. около <адрес>, Дмитриев В.Н. осуществлял перевозку черного металла, весом, примерно ... кг., на автомашине ..., государственный регистрационный знак №, прицеп марки ..., государственный регистрационный знак №, не имея специального разрешения (лицензии), что является нарушением постановления Правительства РФ № 369/370 от 11 мая 2001 года «Об утверждении правил обращения с ломом и отходами черных/ цветных металлов и их отчуждения».
Оставляя постановление должностного лица без изменения, судья районного суда пришел к выводу о доказанности совершения Дмитриевым В.Н. вмененного административного правонарушения. При этом, исходил из того, что по смыслу положений ст. 13.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, физические лица вправе производить непосредственное отчуждение лома и отходов черных металлов (с указанием основания возникновения права собственности на такие лом и отходы), тогда как его транспортировка может осуществляться лишь транспортной организацией или юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, которые должны обеспечить наличие документов, перечисленных в п. 20 Правил, в том числе удостоверения о взрывобезопасности. Таким образом, транспортировка физическими лицами лома и отходов черных металлов в отсутствие удостоверения о взрывобезопасности образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.26 КоАП РФ.
Между тем указанные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В силу ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 данного Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 настоящего Кодекса, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела.
Как следует из материалов дела,17 августа 2020 года начальник ОП № 2 УМВД России по г. Чебоксары рассмотрел дело об административном правонарушении в отсутствие Дмитриева В.Н. Копия постановления получена Дмитриевым В.Н. 31 августа 2020 года, что подтверждается соответствующей записью в постановлении по делу (л.д. 22).
Согласно представленным материалам, о времени и месте рассмотрения дела, назначенного на 15 час. 00 мин. 17 августа 2020 года, Дмитриев В.Н. извещался путем указания данной информации в протоколе об административном правонарушении (л.д. 8).
Вместе с тем, к настоящей жалобе заявителем приложена копия протокола об административном правонарушении от 15 августа 2020 года, в которой указанные сведения отсутствуют.
Таким образом, оригинал протокола об административном правонарушении № от 15 августа 2020 года и его копия имеют отличия, а именно - в копии указанного протокола, полученной лицом, в отношении которого он составлен, отсутствуют дата, время и место рассмотрения дела в соответствующих оригиналу графах.
Из копии протокола об административном правонарушении № от 15 августа 2020 года, представленной заявителем в материалы дела, усматривается, что в графе «дата, время и место рассмотрения дела об административном правонарушении» имеется только подпись указанного лица.
Между тем, оригинал протокола и его копия, врученная лицу, в отношении которого он составлен, должны быть идентичны, поскольку иное означало бы, что должностное лицо может внести изменения в оригинал протокола после его составления и вручения копии этого протокола лицу, в отношении которого он составлен без ведома такого лица.
В материалах дела отсутствуют данные, свидетельствующие о том, что изменения в протокол об административном правонарушении были внесены в присутствии Дмитриева В.Н
Сведений об извещении Дмитриева В.Н. о дате рассмотрения дела об административном правонарушении иным способом (телефонограмма, телеграмма и др.) материалы дела не содержат.
Должностные лица ОП № 2 УМВД России по г. Чебоксары – начальник Иванов А.М. и УУП Свиягин А.М., вызванные в судебное заседание для выяснения причины отличия оригинала и копии протокола об административном правонарушении, а также порядка извещения Дмитриева В.Н., в судебное заседание не явились.
Таким образом, по делу не были созданы необходимые условия для обеспечения процессуальных гарантий прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, порядок рассмотрения дела был нарушен.
Кроме того, следует отметить, что в протоколе об административном правонарушении от 15 августа 2020 года УУП ОП № 2 УМВД России по г. Чебоксары Дмитриеву В.Н. вменено нарушение п. 20 постановления Правительства РФ от 11 мая 2001 года № 359 (так указано в протоколе) «Об утверждении правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения», выразившееся в том, что ДД.ММ.ГГГГ в 09 час. 25 мин. около <адрес>, Дмитриев В.Н. осуществлял перевозку черного металлолома на автомашине ..., государственный регистрационный знак №, прицеп марки ..., государственный регистрационный знак №, в отсутствие документа о взрывобезопасности.
Исходя из содержания постановления начальника ОП № 2 УМВД России по г. Чебоксары от 17 августа 2020 года основанием для привлечения администрации к административной ответственности по статье 14.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужило осуществление перевозки черного металла без специального разрешения (лицензии), в нарушении постановления Правительства РФ № 369, 370 от 11 мая 2001 года «Об утверждении правил обращения с ломом и отходами черных/ цветных металлов и их отчуждения».
Суд первой инстанции с выводами начальника ОП № 2 УМВД России по г. Чебоксары от 17 августа 2020 года согласился, указав, что Дмитриев В.Н. осуществлял перевозку черного металла общим весом ... кг. на автомашине Лада ..., государственный регистрационный знак №, не имея специального разрешения, допустив нарушение п. 20 Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения.
Одной из особенностей правового регулирования оборота металлического лома является раздельная регламентация порядка обращения с ломом и отходами черных и ломом и отходами цветных металлов.
11 мая 2001 года постановлением Правительства Российской Федерации № 369 утверждены «Правила обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения», а постановлением № 370 – «Правила обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения».
Между тем, в постановлении должностного лица не указано какой пункт Постановления Правительства Российской Федерации от 11 мая 2001 года № 370 «Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения» и Постановления Правительства Российской Федерации от 11 мая 2001 года № 369 «Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения» нарушен Дмитриевым В.Н.
При этом приведенное в постановлении описание события административного правонарушения не соответствует диспозиции статьи 14.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Указанные обстоятельства оставлены судьей районного суда без внимания.
При таких обстоятельствах постановление начальника ОП № 2 УМВД России по г. Чебоксары от 17 августа 2020 года и решение судьи Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 20 октября 2020 года подлежат отмене.
С учетом того, что на момент рассмотрения в Верховном Суде Чувашской Республики жалобы Дмитриева В.Н. срок давности привлечения его к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, истек, производство по данному делу об административном правонарушении в силу положений пункта 3 части 1 статьи 30.7 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7, статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
постановление начальника ОП № 2 УМВД России по г. Чебоксары от 17 августа 2020 года и решение судьи Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 20 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.26 КоАП РФ, в отношении Дмитриева В.Н. отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики И.А. Максимова