УИД 04RS0010-01-2022-000575-71 № 2-595/2022
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. <адрес>
Иволгинский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Редикальцевой Н.Н., при секретаре Цыденовой С.В., при участии помощника судьи Чернышевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Иволгинского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к МУП ЖКХ «Тепловик» об обязании устранить нарушения трудового и природоохранного законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Обращаясь в суд с указанным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, прокурор Иволгинского района Республики Бурятия просит обязать устранить ответчика нарушения трудового и природоохранного законодательства, а именно: установить санитарно-защитную зону следующих котельных:
1. Котельная СХТ, расположенная по адресу <адрес>;
2. Котельная, расположенная по адресу <адрес>;
3. Котельная «Центральная», расположенная по адресу <адрес>;
4. Котельная «Пригородная», расположенная по адресу <адрес>;
5. Котельная «Береговая», расположенная по адресу <адрес>;
- провести инструментальные замеры искусственной освещенности, эффективности общей и местной вентиляции микроклимата с кратностью 1 раз в год на вышеуказанных котельных, а также на водопроводных сооружениях, расположенных по адресу:
- водозабор «Нижний», расположенный по адресу: <адрес>;
- водозабор «Верхний», расположенный по адресу: <адрес>;
- водозаборная скважина «На Лесной», расположенная по адресу: <адрес>.
- разработать программу производственного контроля в рамках которой утвердить перечень должностных лиц (работников), на которых возложены функции по осуществлению производственного контроля, перечень химических веществ, биологических, физических и иных факторов, а также объектов производственного контроля, представляющих потенциальную опасность для работника, в отношении которых необходима организация лабораторных исследований, с указанием точек (мест), в которых осуществляется отбор проб, и периодичность проведения лабораторных исследований;
- обеспечить специальной одеждой и средствами индивидуальной защиты машинистов (кочегаров) котельной и машинистов насосных установок;
- обеспечить проведение предварительных (при поступлении на работу) или периодических медицинских осмотров (обследований).
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения трудового, природоохранного, законодательства в деятельности МУП ЖКХ «Тепловик». Так, в нарушение ст. 16 ч. 3 ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" выявлено отсутствие санитарно-защитных зон котельных: котельная СХТ, расположенная по адресу квартал Студенческий, б/н, <адрес>; котельная, расположенная по адресу <адрес>; котельная «Центральная», расположенная по адресу <адрес>; котельная «Пригородная», расположенная по адресу <адрес>; котельная «Береговая», расположенная по адресу <адрес>. Кроме этого, в нарушение требований ч. 1,2 ст. 32 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", положений п. 2.4, 2.5 СП 1.1.1058-01, у МУП ЖКХ «Тепловик» отсутствует разработанная программа производственного контроля. Отсутствует перечень должностных лиц (работников), на которых возложены функции по осуществлению производственного контроля, перечень химических веществ, биологических, физических и иных факторов, а также объектов производственного контроля, представляющих потенциальную опасность для работника, в отношении которых необходима организация лабораторных исследований, с указанием точек (мест), в которых осуществляется отбор проб, и периодичность проведения лабораторных исследований. Не проводятся инструментальные замеры искусственной освещенности, эффективности общей и местной вентиляции микроклимата с кратностью 1 раз в год ни на котельных, ни на водопроводных сооружениях. В нарушение п.п. 10,13 норм выдачи СИЗ, утв. Приказом Минздравсоцразвития от 25 апреля 2011 г. №340н, отсутствуют личные карточки учета и выдачи специальной одежды и СИЗ машинистов (кочегаров) котельной и машинистов насосных установок, что свидетельствуют об отсутствии у указанных работников специальной одежды и СИЗ. В нарушение Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью 4 статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно приложению №1 у работников МУП ЖКХ «Тепловик» отсутствуют медицинские заключения, подтверждающие прохождение ими предварительных (при поступлении на работу) или периодических медицинских осмотров (обследований).
В судебном заседании представитель истца Цыремпилова И.В. заявленные требования поддержала. Суду пояснила, что ответчиком в добровольном нарушения законодательства в сфере трудового, природоохранного законодательства не устранены, в связи с чем просит удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель МУП ЖКХ «Тепловик» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, об отложении дела, рассмотрении дела в его отсутствие не просил. Суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного судопроизводства.
Представитель третьего лица ТО Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия в Иволгинском и Тарбагатайском районах Рампилова Т.И. поддержала исковые требования.
Представитель третьего лица Администрации муниципального образования "Иволгинский район" в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть иск по существу в отсутствие представителя ответчика, с согласия представителя истца в порядке заочного производства, в соответствии со ст. 233 ГПК РФ.
Выслушав представителя истца, третьего лица ТО Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия в Иволгинском и Тарбагатайском районах Рампиловой Т.И., исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд находит, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как было установлено в судебном заседании, проведенной проверкой прокуратурой Иволгинского района Республики Бурятия были выявлены нарушения исполнения МУП ЖКХ «Тепловик» требований законодательства в сфере природоохранного, трудового законодательства.
Статьей 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе таких принципов как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В статье 4 Закона № 7-ФЗ указано, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух.
Согласно требованиям статьи 39 Закона 7-ФЗ, юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, проводят мероприятия по восстановлению природной среды.
Часть 3 статьи 16 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96-ФЗ устанавливает, что в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года № 52-ФЗ в соответствии со статьей 4 Закона № 52-ФЗ.
В соответствии статьи 11 Закона № 52-ФЗ, юридические лица выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Часть 3 статьи 20 Закона № 52-ФЗ закрепляет, что Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.
Ранее проведенной проверкой территориального отдела Управление Роспотребнадзора по Республике Бурятия в Иволгинском и Тарбагатайском районах выявлено отсутствие санитарно-защитной зоны у следующих котельных:
1. Котельная СХТ, расположенная по адресу <адрес>;
2. Котельная, расположенная по адресу <адрес>;
3. Котельная «Центральная», расположенная по адресу <адрес>;
4. Котельная «Пригородная», расположенная по адресу <адрес>;
5. Котельная «Береговая», расположенная по адресу <адрес>.
В настоящий момент проект санитарной защитной зоны не разработан, не представлен в Управление Роспотребнадзора по Республике Бурятия, что нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Частями 1, 2 статьи 1 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации одними из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, а также на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы (абзацы 5, 7 части 1 статьи 2 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно частям 1, 2 статьи 211 Трудового кодекса Российской Федерации, государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возложены на работодателя, который на основании статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации должен обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществления технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов, соответствующие требования охраны труда, условия труда на каждом рабочем месте, организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты, проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Часть 2 статьи 219 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает, что каждый работник имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда.
Части 1, 2 статьи 25 Закона № 52-ФЗ предусматривают, что условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное воздействие на человека. Требования к обеспечению безопасных для человека условий труда устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников в целях предупреждения травм, профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда.
Частями 1, 2 статьи 32 Закона № 52-ФЗ закреплено, что производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу пункта 1.5. постановления Главного санитарного врача РФ от 13.07.2001 № 18 «О введении в действие санитарных правил - СП 1.1.1058-01» (далее - СП 1.1.1058-01), юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Из подпункта «б» пункта 2.4. СП 1.1.1058-01 следует, что осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами:
- на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия, на территории (производственной площадке), на рабочих местах с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье.
Пункт 2.5. СП 1.1.1058-01 возлагает на юридических лиц обязанность по проведению лабораторных исследований и испытаний осуществляются самостоятельно либо с привлечением лаборатории, аккредитованной в установленном порядке.
Санитарно-эпидемиологические правила к условиям труда СП 2.2.3670-20, утвержденные постановлением Главного санитарного врача РФ от 02.12.2020 № 40 (далее - СП 2.2.3670-20), устанавливают обязательные требования к обеспечению безопасных для человека условий труда.
Так пунктом 2.5. закрепляет обязанность юридического лица включить в программу производственного контроля за условиями труда следующую информацию:
1. Перечень должностных лиц (работников), на которых возложены функции по осуществлению производственного контроля;
2. Перечень химических веществ, биологических, физических и иных факторов, а также объектов производственного контроля, представляющих потенциальную опасность для работника, в отношении которых необходима организация лабораторных исследований, с указанием точек (мест), в которых осуществляется отбор проб, и периодичность проведения лабораторных исследований.
Установлено, что у МУП ЖКХ «Тепловик» отсутствует разработанная программа производственного контроля. Отсутствует перечень должностных лиц (работников), на которых возложены функции по осуществлению производственного контроля, перечень химических веществ, биологических, физических и иных факторов, а также объектов производственного контроля, представляющих потенциальную опасность для работника, в отношении которых необходима организация лабораторных исследований, с указанием точек (мест), в которых осуществляется отбор проб, и периодичность проведения лабораторных исследований. Не проводятся инструментальные замеры искусственной освещенности, эффективности общей и местной вентиляции микроклимата с кратностью 1 раз в год ни на котельных, ни на водопроводных сооружениях.
Пунктом 4.36. СП 2.2.3670-20 в производственных помещениях с постоянным пребыванием работников и помещениях для отдыха должны быть предусмотрены мероприятия, направленные на предотвращение вреда здоровью работников от воздействия избыточного тепла или холода. При разработке мероприятий необходимо учитывать категории работ по энергозатратам, указанные в гигиенических нормативах, а также климатические условия местности, теплозащитные свойства применяемой работниками специальной одежды, специальной обуви (далее - спецодежда и обувь соответственно) и других СИЗ.
Приказом Минздравсоцразвития от 25.04.2011 № 340н утверждены типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам организаций электроэнергетической промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением (далее - нормы выдачи СИЗ).
Вместе с тем в нарушении пунктов 10, 13 норм выдачи СИЗ отсутствуют личные карточки учета и выдачи специальной одежды и СИЗ машинистов (кочегаров) котельной и машинистов насосных установок, что свидетельствуют об отсутствии у указанных работников специальной одежды и СИЗ.
Приказом от 28 января 2021 г. № 29н утвержден Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью 4 статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно приложению №1 (далее - Порядок).
Пунктом 18, 20 Порядка установлено, что частота проведения периодических медицинских осмотров определяется типами вредных и (или) опасных производственных факторов, воздействующих на работника, или видами выполняемых работ. Перечень работ, в связи с выполнением которых работники обязаны проходить периодические медицинские осмотры, их сроки и частота предусмотрены приложением к Порядку (далее - перечень).
На основании пункта 25, 26 перечня к ним относятся работы в организациях, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым обслуживанием населения, а также с работой на водопроводных сооружениях, связанной с подготовкой воды и обслуживанием водопроводных сетей, частота их проведения – не реже, чем раз в год.
Исходя из сведений ЕГРЮЛ в отношении ответчика, ответчик осуществляет, в том числе виды деятельности, относящиеся к коммунальным услугам.
Приказом Минздравсоцразвития от 12.04.2011 № 302н утвержден порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (далее – порядок проведения периодических медицинских осмотров). Пунктами 30, 31 порядка проведения периодических медицинских осмотров закреплено, что результатом предварительного (при поступлении на работу) и периодического осмотра является выдача медицинского заключения.
В ходе проверки выявлено отсутствие у работников МУП ЖКХ «Тепловик» медицинских заключений, подтверждающих прохождение ими предварительных (при поступлении на работу) или периодических медицинских осмотров (обследований).
Вышеизложенное свидетельствует о ненадлежащем исполнении МУП ЖКХ «Тепловик» требований санитарно-эпидемиологического законодательства в сфере охраны труда.
Материалами дела, в частности актом проверки органом государственного контроля юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ, постановлениями о привлечении МУП ЖКХ «Тепловик» № и № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждаются доводы истца о допущенных нарушениях ответчиком трудового и природоохранного законодательства.
Ответчиков установленные обстоятельства не оспорены.
Анализируя вышеизложенное, суд находит, что требования прокурора о возложении на ответчика обязанности по устранению выявленных нарушений, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 233-235, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск прокурора Иволгинского района Республики Бурятия удовлетворить. Обязать МУП ЖКХ «Тепловик» не позднее ДД.ММ.ГГГГ совершить следующие действия:
установить санитарно-защитную зону следующих котельных:
1. Котельная СХТ, расположенная по адресу <адрес>;
2. Котельная, расположенная по адресу <адрес>;
3. Котельная «Центральная», расположенная по адресу <адрес>;
4. Котельная «Пригородная», расположенная по адресу <адрес>;
5. Котельная «Береговая», расположенная по адресу <адрес>;
- провести инструментальные замеры искусственной освещенности, эффективности общей и местной вентиляции микроклимата с кратностью 1 раз в год на вышеуказанных котельных, а также на водопроводных сооружениях, расположенных по адресу:
- водозабор «Нижний», расположенный по адресу: <адрес>;
- водозабор «Верхний», расположенный по адресу: <адрес>;
- водозаборная скважина «На Лесной», расположенная по адресу: <адрес>.
- разработать программу производственного контроля в рамках которой утвердить перечень должностных лиц (работников), на которых возложены функции по осуществлению производственного контроля, перечень химических веществ, биологических, физических и иных факторов, а также объектов производственного контроля, представляющих потенциальную опасность для работника, в отношении которых необходима организация лабораторных исследований, с указанием точек (мест), в которых осуществляется отбор проб, и периодичность проведения лабораторных исследований;
- обеспечить специальной одеждой и средствами индивидуальной защиты машинистов (кочегаров) котельной и машинистов насосных установок;
- обеспечить проведение предварительных (при поступлении на работу) или периодических медицинских осмотров (обследований).
Разъяснить, что ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья: Редикальцева Н.Н.
Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ