Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-595/2022 ~ М-364/2022 от 13.04.2022

        УИД 04RS0010-01-2022-000575-71                                                            № 2-595/2022

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г.                                                       <адрес>

          Иволгинский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Редикальцевой Н.Н., при секретаре Цыденовой С.В., при участии помощника судьи Чернышевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Иволгинского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к МУП ЖКХ «Тепловик» об обязании устранить нарушения трудового и природоохранного законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Обращаясь в суд с указанным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, прокурор Иволгинского района Республики Бурятия просит обязать устранить ответчика нарушения трудового и природоохранного законодательства, а именно: установить санитарно-защитную зону следующих котельных:

1. Котельная СХТ, расположенная по адресу <адрес>;

2. Котельная, расположенная по адресу <адрес>;

3. Котельная «Центральная», расположенная по адресу <адрес>;

4. Котельная «Пригородная», расположенная по адресу <адрес>;

5. Котельная «Береговая», расположенная по адресу <адрес>;

- провести инструментальные замеры искусственной освещенности, эффективности общей и местной вентиляции микроклимата с кратностью 1 раз в год на вышеуказанных котельных, а также на водопроводных сооружениях, расположенных по адресу:

- водозабор «Нижний», расположенный по адресу: <адрес>;

- водозабор «Верхний», расположенный по адресу: <адрес>;

- водозаборная скважина «На Лесной», расположенная по адресу: <адрес>.

- разработать программу производственного контроля в рамках которой утвердить перечень должностных лиц (работников), на которых возложены функции по осуществлению производственного контроля, перечень химических веществ, биологических, физических и иных факторов, а также объектов производственного контроля, представляющих потенциальную опасность для работника, в отношении которых необходима организация лабораторных исследований, с указанием точек (мест), в которых осуществляется отбор проб, и периодичность проведения лабораторных исследований;

- обеспечить специальной одеждой и средствами индивидуальной защиты машинистов (кочегаров) котельной и машинистов насосных установок;

- обеспечить проведение предварительных (при поступлении на работу) или периодических медицинских осмотров (обследований).

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения трудового, природоохранного, законодательства в деятельности МУП ЖКХ «Тепловик». Так, в нарушение ст. 16 ч. 3 ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" выявлено отсутствие санитарно-защитных зон котельных: котельная СХТ, расположенная по адресу квартал Студенческий, б/н, <адрес>; котельная, расположенная по адресу <адрес>; котельная «Центральная», расположенная по адресу <адрес>; котельная «Пригородная», расположенная по адресу <адрес>; котельная «Береговая», расположенная по адресу <адрес>. Кроме этого, в нарушение требований ч. 1,2 ст. 32 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", положений п. 2.4, 2.5 СП 1.1.1058-01, у МУП ЖКХ «Тепловик» отсутствует разработанная программа производственного контроля. Отсутствует перечень должностных лиц (работников), на которых возложены функции по осуществлению производственного контроля, перечень химических веществ, биологических, физических и иных факторов, а также объектов производственного контроля, представляющих потенциальную опасность для работника, в отношении которых необходима организация лабораторных исследований, с указанием точек (мест), в которых осуществляется отбор проб, и периодичность проведения лабораторных исследований. Не проводятся инструментальные замеры искусственной освещенности, эффективности общей и местной вентиляции микроклимата с кратностью 1 раз в год ни на котельных, ни на водопроводных сооружениях. В нарушение п.п. 10,13 норм выдачи СИЗ, утв. Приказом Минздравсоцразвития от 25 апреля 2011 г. №340н, отсутствуют личные карточки учета и выдачи специальной одежды и СИЗ машинистов (кочегаров) котельной и машинистов насосных установок, что свидетельствуют об отсутствии у указанных работников специальной одежды и СИЗ. В нарушение Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью 4 статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно приложению №1 у работников МУП ЖКХ «Тепловик» отсутствуют медицинские заключения, подтверждающие прохождение ими предварительных (при поступлении на работу) или периодических медицинских осмотров (обследований).

В судебном заседании представитель истца Цыремпилова И.В. заявленные требования поддержала. Суду пояснила, что ответчиком в добровольном нарушения законодательства в сфере трудового, природоохранного законодательства не устранены, в связи с чем просит удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Представитель МУП ЖКХ «Тепловик» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, об отложении дела, рассмотрении дела в его отсутствие не просил. Суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного судопроизводства.

Представитель третьего лица ТО Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия в Иволгинском и Тарбагатайском районах Рампилова Т.И. поддержала исковые требования.

Представитель третьего лица Администрации муниципального образования "Иволгинский район" в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Суд считает возможным рассмотреть иск по существу в отсутствие представителя ответчика, с согласия представителя истца в порядке заочного производства, в соответствии со ст. 233 ГПК РФ.

Выслушав представителя истца, третьего лица ТО Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия в Иволгинском и Тарбагатайском районах Рампиловой Т.И., исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд находит, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как было установлено в судебном заседании, проведенной проверкой прокуратурой Иволгинского района Республики Бурятия были выявлены нарушения исполнения МУП ЖКХ «Тепловик» требований законодательства в сфере природоохранного, трудового законодательства.

Статьей 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе таких принципов как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

В статье 4 Закона № 7-ФЗ указано, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух.

Согласно требованиям статьи 39 Закона 7-ФЗ, юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, проводят мероприятия по восстановлению природной среды.

Часть 3 статьи 16 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96-ФЗ устанавливает, что в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года № 52-ФЗ в соответствии со статьей 4 Закона № 52-ФЗ.

В соответствии статьи 11 Закона № 52-ФЗ, юридические лица выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Часть 3 статьи 20 Закона № 52-ФЗ закрепляет, что Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.

Ранее проведенной проверкой территориального отдела Управление Роспотребнадзора по Республике Бурятия в Иволгинском и Тарбагатайском районах выявлено отсутствие санитарно-защитной зоны у следующих котельных:

1. Котельная СХТ, расположенная по адресу <адрес>;

2. Котельная, расположенная по адресу <адрес>;

3. Котельная «Центральная», расположенная по адресу <адрес>;

4. Котельная «Пригородная», расположенная по адресу <адрес>;

5. Котельная «Береговая», расположенная по адресу <адрес>.

В настоящий момент проект санитарной защитной зоны не разработан, не представлен в Управление Роспотребнадзора по Республике Бурятия, что нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Частями 1, 2 статьи 1 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации одними из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, а также на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы (абзацы 5, 7 части 1 статьи 2 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно частям 1, 2 статьи 211 Трудового кодекса Российской Федерации, государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возложены на работодателя, который на основании статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации должен обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществления технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов, соответствующие требования охраны труда, условия труда на каждом рабочем месте, организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты, проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Часть 2 статьи 219 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает, что каждый работник имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда.

Части 1, 2 статьи 25 Закона № 52-ФЗ предусматривают, что условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное воздействие на человека. Требования к обеспечению безопасных для человека условий труда устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников в целях предупреждения травм, профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда.

Частями 1, 2 статьи 32 Закона № 52-ФЗ закреплено, что производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.

Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу пункта 1.5. постановления Главного санитарного врача РФ от 13.07.2001 № 18 «О введении в действие санитарных правил - СП 1.1.1058-01» (далее - СП 1.1.1058-01), юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

Из подпункта «б» пункта 2.4. СП 1.1.1058-01 следует, что осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами:

- на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия, на территории (производственной площадке), на рабочих местах с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье.

Пункт 2.5. СП 1.1.1058-01 возлагает на юридических лиц обязанность по проведению лабораторных исследований и испытаний осуществляются самостоятельно либо с привлечением лаборатории, аккредитованной в установленном порядке.

Санитарно-эпидемиологические правила к условиям труда СП 2.2.3670-20, утвержденные постановлением Главного санитарного врача РФ от 02.12.2020 № 40 (далее - СП 2.2.3670-20), устанавливают обязательные требования к обеспечению безопасных для человека условий труда.

Так пунктом 2.5. закрепляет обязанность юридического лица включить в программу производственного контроля за условиями труда следующую информацию:

1. Перечень должностных лиц (работников), на которых возложены функции по осуществлению производственного контроля;

2. Перечень химических веществ, биологических, физических и иных факторов, а также объектов производственного контроля, представляющих потенциальную опасность для работника, в отношении которых необходима организация лабораторных исследований, с указанием точек (мест), в которых осуществляется отбор проб, и периодичность проведения лабораторных исследований.

Установлено, что у МУП ЖКХ «Тепловик» отсутствует разработанная программа производственного контроля. Отсутствует перечень должностных лиц (работников), на которых возложены функции по осуществлению производственного контроля, перечень химических веществ, биологических, физических и иных факторов, а также объектов производственного контроля, представляющих потенциальную опасность для работника, в отношении которых необходима организация лабораторных исследований, с указанием точек (мест), в которых осуществляется отбор проб, и периодичность проведения лабораторных исследований. Не проводятся инструментальные замеры искусственной освещенности, эффективности общей и местной вентиляции микроклимата с кратностью 1 раз в год ни на котельных, ни на водопроводных сооружениях.

Пунктом 4.36. СП 2.2.3670-20 в производственных помещениях с постоянным пребыванием работников и помещениях для отдыха должны быть предусмотрены мероприятия, направленные на предотвращение вреда здоровью работников от воздействия избыточного тепла или холода. При разработке мероприятий необходимо учитывать категории работ по энергозатратам, указанные в гигиенических нормативах, а также климатические условия местности, теплозащитные свойства применяемой работниками специальной одежды, специальной обуви (далее - спецодежда и обувь соответственно) и других СИЗ.

Приказом Минздравсоцразвития от 25.04.2011 № 340н утверждены типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам организаций электроэнергетической промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением (далее - нормы выдачи СИЗ).

Вместе с тем в нарушении пунктов 10, 13 норм выдачи СИЗ отсутствуют личные карточки учета и выдачи специальной одежды и СИЗ машинистов (кочегаров) котельной и машинистов насосных установок, что свидетельствуют об отсутствии у указанных работников специальной одежды и СИЗ.

Приказом от 28 января 2021 г. № 29н утвержден Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью 4 статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно приложению №1 (далее - Порядок).

Пунктом 18, 20 Порядка установлено, что частота проведения периодических медицинских осмотров определяется типами вредных и (или) опасных производственных факторов, воздействующих на работника, или видами выполняемых работ. Перечень работ, в связи с выполнением которых работники обязаны проходить периодические медицинские осмотры, их сроки и частота предусмотрены приложением к Порядку (далее - перечень).

На основании пункта 25, 26 перечня к ним относятся работы в организациях, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым обслуживанием населения, а также с работой на водопроводных сооружениях, связанной с подготовкой воды и обслуживанием водопроводных сетей, частота их проведения – не реже, чем раз в год.

Исходя из сведений ЕГРЮЛ в отношении ответчика, ответчик осуществляет, в том числе виды деятельности, относящиеся к коммунальным услугам.

Приказом Минздравсоцразвития от 12.04.2011 № 302н утвержден порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (далее – порядок проведения периодических медицинских осмотров). Пунктами 30, 31 порядка проведения периодических медицинских осмотров закреплено, что результатом предварительного (при поступлении на работу) и периодического осмотра является выдача медицинского заключения.

В ходе проверки выявлено отсутствие у работников МУП ЖКХ «Тепловик» медицинских заключений, подтверждающих прохождение ими предварительных (при поступлении на работу) или периодических медицинских осмотров (обследований).

Вышеизложенное свидетельствует о ненадлежащем исполнении МУП ЖКХ «Тепловик» требований санитарно-эпидемиологического законодательства в сфере охраны труда.

Материалами дела, в частности актом проверки органом государственного контроля юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ, постановлениями о привлечении МУП ЖКХ «Тепловик» и от ДД.ММ.ГГГГ подтверждаются доводы истца о допущенных нарушениях ответчиком трудового и природоохранного законодательства.

Ответчиков установленные обстоятельства не оспорены.

Анализируя вышеизложенное, суд находит, что требования прокурора о возложении на ответчика обязанности по устранению выявленных нарушений, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 233-235, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск прокурора Иволгинского района Республики Бурятия удовлетворить. Обязать МУП ЖКХ «Тепловик» не позднее ДД.ММ.ГГГГ совершить следующие действия:

установить санитарно-защитную зону следующих котельных:

1. Котельная СХТ, расположенная по адресу <адрес>;

2. Котельная, расположенная по адресу <адрес>;

3. Котельная «Центральная», расположенная по адресу <адрес>;

4. Котельная «Пригородная», расположенная по адресу <адрес>;

5. Котельная «Береговая», расположенная по адресу <адрес>;

- провести инструментальные замеры искусственной освещенности, эффективности общей и местной вентиляции микроклимата с кратностью 1 раз в год на вышеуказанных котельных, а также на водопроводных сооружениях, расположенных по адресу:

- водозабор «Нижний», расположенный по адресу: <адрес>;

- водозабор «Верхний», расположенный по адресу: <адрес>;

- водозаборная скважина «На Лесной», расположенная по адресу: <адрес>.

- разработать программу производственного контроля в рамках которой утвердить перечень должностных лиц (работников), на которых возложены функции по осуществлению производственного контроля, перечень химических веществ, биологических, физических и иных факторов, а также объектов производственного контроля, представляющих потенциальную опасность для работника, в отношении которых необходима организация лабораторных исследований, с указанием точек (мест), в которых осуществляется отбор проб, и периодичность проведения лабораторных исследований;

- обеспечить специальной одеждой и средствами индивидуальной защиты машинистов (кочегаров) котельной и машинистов насосных установок;

- обеспечить проведение предварительных (при поступлении на работу) или периодических медицинских осмотров (обследований).

Разъяснить, что ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья:                                                           Редикальцева Н.Н.

Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

2-595/2022 ~ М-364/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Иволгинского района Республики Бурятия
Ответчики
Муниципальное унитарное предприятие ЖКХ "Тепловик"
Другие
ТО Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия в Иволгинском и Тарбагатайском районах
Администрация муниципального образования "Иволгинский район"
Суд
Иволгинский районный суд Республики Бурятия
Судья
Редикальцева Наталья Николаевна
Дело на странице суда
ivolginsky--bur.sudrf.ru
13.04.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.04.2022Передача материалов судье
15.04.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.05.2022Подготовка дела (собеседование)
05.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.05.2022Судебное заседание
31.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.06.2022Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
03.06.2022Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
03.06.2022Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
08.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.08.2022Дело оформлено
01.08.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее