РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
<адрес> 10 июля 2023 года
Ахматовский районный суд <адрес> Республики в составе:
председательствующего судьи Башуева А.С.,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора <адрес> в защиту интересов несовершеннолетнего ХамзатоваБисланаХаваж-Баудиевича к Комитету городского хозяйства Мэрии <адрес> и индивидуальному предпринимателюАгаеву ИльясуИбрагимовичуо взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> в интересах публично-правового образования - городской округ г. Грозный обратился в суд с иском к защиту интересов несовершеннолетнего ФИО3-Б. к Комитету городского хозяйства Мэрии <адрес> и индивидуальному предпринимателю ФИО1 о взыскании компенсации морального вреда, в обоснование которого указал, что прокуратурой района проведена проверка по обращению ФИО5 о компенсации морального вреда в связи с причинением ее несовершеннолетнему сыну ХамзатовуБислануХаваж-Баудиевичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, телесных повреждений в виде укушенных ран.Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на несовершеннолетнего, который находился во дворе своего дома по адресу: <адрес>,напала бездомная собака. В результате ребенок получил укушенные раны туловища, конечности и испытал физические и нравственные страдания. После оказания медицинской помощи несовершеннолетний был госпитализирован в детскую клиническую больницу № <адрес>. Его состояние в настоящее время удовлетворительное.Постановлением Правительства Чеченской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Чеченской Республики. В соответствии с названным порядком уполномоченным органомисполнительной власти ЧР по ее осуществлению является Управление ветеринарии правительства ЧР.Кроме того, постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № правительством ЧР утвержден порядок организации деятельности приютов для животных и установления норм содержания животных в них на территории Чеченской Республики, определяющий механизм организации на территории региона деятельности приютов для животных и устанавливающий нормы содержания животных в них.В целях отлова животных без владельцев управлением ветеринарии правительства ЧР ДД.ММ.ГГГГ заключен контракт № на оказание услуг по осуществлению мероприятий по обращению с животными без владельцев на территории Чеченской Республики, который действует по ДД.ММ.ГГГГ, цена контракта составляет 568 600 руб.В соответствии с пп. 60 п. 2 ст. 49 Устава <адрес>, утвержденного решением Совета депутатов <адрес> от 20.07.2017№, к полномочиям мэрии <адрес> относится осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных на территории <адрес>.Постановлением мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № комитет городского хозяйства мэрии <адрес> определен уполномоченным органом по заключению, изменению и расторжению договоров со специализированной организацией по отлову безнадзорных животных на территории муниципального образования, а также утвержден порядок отлова безнадзорных животных на территории городского округа <адрес>.Между тем поступающая в прокуратуру района информация свидетельствует о ненадлежащем исполнении комитетом городского хозяйствамэрии <адрес> и индивидуальным предпринимателем взятых на себя обязательств в сфере обращения с животными без владельцев.Вследствие бездействия имеет место факт нападения бездомной собаки на несовершеннолетнего ФИО3-Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в <адрес>, которому причинены физические и нравственные страдания. Факт укуса безнадзорной собакой подтверждается материалами проверки по сообщению КРСП №пр-22 от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированному вСО по <адрес> СУ СК РФ ПЧР. После произошедшего ребенок был госпитализирован в детскую клиническую больницу № <адрес>, где произведены необходимые процедуры по промыванию раны, введена вакцина против бешенства. Отпущен домой ДД.ММ.ГГГГ на амбулаторное лечение с рекомендациями наблюдения у врача.Учитывая характер причиненных физических и нравственных страданий, фактические обстоятельства, при которых был причинен моральный вред несовершеннолетнему ФИО3-Б., требования разумности и справедливости, компенсация морального вреда в денежном эквиваленте будет соразмерна 20 000 руб. В связи с чем просит суд взыскать солидарно с комитета городского хозяйства Мэрии <адрес> и индивидуального предпринимателя АгаеваИльяса ФИО2 в пользу ХамзатоваБисланаХаваж-Баудиевича,30.04.2017 года рождения, компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб.
Представителем комитета городского хозяйства Мэрии <адрес> в суд подано возражение на исковое заявление прокурора <адрес> в защиту интересов несовершеннолетнего ФИО3-Б., котором просят суд отказать в удовлетворении требований истца в части исковых требований к комитету городского хозяйства мэрии <адрес>.
Истец и ответчики представитель Комитета городского хозяйства Мэрии <адрес> и ИП ФИО1 надлежащим образом, извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явились, сведений об уважительности причин неявки не сообщили.
Изучив материалы дела, с учетом поступивших возражений суд приходит к следующему.
Из представленных материалов дела, а именно постановления от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в возбуждении уголовного дела, письменного объясненияФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, справки от ДД.ММ.ГГГГ помощника прокурора <адрес>А.А. о результатах проведенной проверки видно, что ДД.ММ.ГГГГ на несовершеннолетнего, который находился во дворе своего дома по адресу: <адрес>,напала бездомная собака. В результате ребенок получил укушенные раны туловища, конечности и испытал физические и нравственные страдания. После оказания медицинской помощи несовершеннолетний был госпитализирован в детскую клиническую больницу № <адрес>.
Согласно заключения эксперта от ДД.ММ.ГГГГ № у малолетнего ФИО3-Б. имелись повреждения в виде множественных ран левой ягодицы, по признаку кратковременного расстройства здоровья квалифицируется как легкий вред здоровью.
В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
В соответствии с пп. 82 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов осуществления полномочий в области обращения с животными, предусмотренных законодательством в области обращения с животными, в том числе организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.
Согласно ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 498-ФЗ), мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя отлов таких животных, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных, их содержание в приютах, возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты животным и другие меры.
В силу ст. 16 Федерального закона № 498-ФЗ приюты для животных создаются в целях осуществления деятельности по содержанию животных, в том числе животных без владельцев и могут быть государственными, муниципальными, а также частными.
Согласно преамбуле Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», названный Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии с положениями ст. 1 Закона № 52-ФЗ безопасные условия для человека - это состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека.
Постановлением Правительства Чеченской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Чеченской Республики, в соответствии с которым уполномоченным органомисполнительной власти Чеченской Республики по ее осуществлению является Управление ветеринарии правительства Чеченской Республики.
В материалах дела представлен контракт от ДД.ММ.ГГГГ № на оказание услуг по осуществлению мероприятий по обращению с животными без владельцев на территории Чеченской Республики, заключенный между Управлением ветеринарии Правительства Чеченской Республики и индивидуальным предпринимателем ФИО2.
Согласно ч. 1 ст. 14.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемыми указанными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, относится решение вопросов по организации проведения на территории субъекта РФ мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению РФ.
В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления городского округа имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории городского округа.
Вышеприведенные нормы законодательства указывают на право, а не обязанность Комитета городского хозяйства Мэрии <адрес> на осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных на территории <адрес>, при этом согласно контракту от ДД.ММ.ГГГГ № оказание услугпо осуществлению мероприятий по обращению с животными без владельцев на территории Чеченской Республики входит в обязанности ИП ФИО1
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Изучив представленные доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования заместителя прокурора <адрес> подлежащими частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> в защиту интересов несовершеннолетнего ХамзатоваБисланаХаваж-Баудиевича к Комитету городского хозяйства мэрии <адрес> и индивидуальному предпринимателюАгаеву ИльясуИбрагимовичуо взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО2 в пользу ХамзатоваБисланаХаваж-Баудиевича, 30.04.2017года рождения, компенсацию морального вреда в размере 20 000 (двадцать тысяч) руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Чеченской Республики через Ахматовский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий А.С. Башуев
копия верна
Судья А.С. Башуев