Дело (УИД) № 43RS0016-01-2023-000285-52
Производство № 2-206/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 сентября 2023 года пгт Кумены
Куменский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Широковой А.А.,
при секретаре Трухиной И.Н.,
с участием истца Гришиной Т.А. и ее представителя Мартынова М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гришиной Т.А. к муниципальному учреждению администрация Куменского района Кировской области и муниципальному учреждению администрация муниципального образования Вичевское сельское поселение Куменского района Кировской области о признании права на предоставление жилья,
у с т а н о в и л:
Гришина Т.А. обратилась в суд с иском к муниципальному учреждению администрация Куменского района Кировской области и муниципальному учреждению администрация муниципального образования Вичевское сельское поселение Куменского района Кировской области о признании права на предоставление жилья.
В обоснование исковых требований указано, что она является ребенком, оставшимся без попечения родителей. Ее мать Г. лишена в отношении нее родительских прав решением Куменского районного суда Кировской области от 23.03.1995. Графа «отец» в свидетельстве о рождении и в акте записи гражданского состояния о рождении была заполнена со слов матери, кто является ее отцом, истцу не известно.
Постановлением администрации Вичевского сельсовета Куменского района Кировской области от 25.02.1994 за ней было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>.
В настоящее время указанное жилое помещение неоднократно продано, собственником квартиры является Ю., который не является членом семьи или родственником Гришиной Т.А. На момент приватизации этой квартиры истец являлась несовершеннолетней, при этом ей неизвестно, по каким причинам она не участвовала в приватизации жилья. Иного жилого помещения за ней не закреплялось.
13.12.2006 она была снята с регистрационного учета по указанному адресу и была зарегистрирована в квартире по адресу: <адрес>, принадлежащей на праве собственности К.
28.04.2012 К. продала свою квартиру, и истец была зарегистрирована по адресу: <адрес> – в квартире, являющейся муниципальной собственностью, выделенной по договору социального найма Г.
В 2016 году по заявлению Г. ей была выделена другая квартира в <адрес>, где с 07.07.2016 зарегистрирована и Гришина Т.А.
Решением Куменского районного суда от 03.03.2023 ей было отказано в принудительном обмене данного жилого помещения ввиду отсутствия вариантов обмена.
До настоящего времени ее жилищные права как лица, приравненного к детям сиротам, не реализованы, жилое помещение ей не предоставлено.
06.06.2023 она обратилась в Управление опеки и попечительства администрации г. Кирова и в администрацию Куменского района с заявлениями о признании за ней права на предоставление жилого помещения. Таким правом она намерена воспользоваться в г. Кирове, поскольку там она обросла социальными связями, обучалась, работала.
Администрацией Куменского района Кировской области ей было отказано в удовлетворении заявления со ссылкой на единственную для нее возможность получения жилья как сироте в написании заявления о включении ее в список на территории Куменского района.
Управление опеки и попечительства администрации г. Кирова в своем ответе от 22.06.2023 пояснило, что установление факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении после достижения возраста 23 лет возможно только в судебном порядке.
Истец просит признать за ней как за лицом, ранее относившимся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, право на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
В судебном заседании истец Гришина Т.А. и ее представитель Мартынов М.Н. исковые требования и доводы, изложенные в их обоснование, поддержали.
Ответчики муниципальное учреждение администрация Куменского района Кировской области и муниципальное учреждение администрация муниципального образования Вичевское сельское поселение Куменского района Кировской области, третье лицо Управление опеки и попечительства администрации г. Кирова в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили заявления с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие.
Ответчик муниципальное учреждение администрация муниципального образования Вичевское сельское поселение Куменского района Кировской области представило отзыв на исковое заявление, в котором указывает, что в настоящий момент представляется крайне затруднительным установить причины, по которым за Гришиной Т.А. не было закреплено другое жилье в момент переезда из квартиры № в квартиру № по <адрес>, в результате чего квартира № была приватизирована новыми нанимателями без участия в такой приватизации истца. Также не представляется возможным объяснить причины, по которым истец не участвовала в приватизации квартиры №, состоявшейся в 2004 году, на имя Н. и Л.
Вместе с тем такое выбытие жилого помещения из обладания Гришиной Т.А. не может быть поставлено ей в вину, поскольку на момент совершения обеих указанных сделок она являлась несовершеннолетней. Ответственность за сохранность закрепленного за несовершеннолетним жилья несут соответствующие органы опеки и попечительства. Учитывая, что на сегодняшний момент отсутствуют доказательства осуществления со стороны соответствующих органов надзора за защитой прав и законных интересов истца в период ее несовершеннолетия, а также отсутствуют основания полагать о наличии вины самой Гришиной Т.А. в выбытии указанных жилых помещений из ее пользования, можно сделать вывод о необходимости восстановления нарушенных прав истца путем реализации в отношении нее государственных гарантий по предоставлению жилого помещения лицам, относившимся к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Ответчик муниципальное учреждение администрация Куменского района Кировской области представило отзыв на исковое заявление, в котором указывает, что Гришина Т.А. утратила право обращения за предоставлением жилого помещения как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 11.06.2014. До истечения этого срока истец в орган опеки и попечительства администрации Куменского района с заявлением о предоставлении ей жилого помещения не обращалась. Предоставление жилого помещения таким лицам носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. Обязанности выявлять лиц, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, вести с ними разъяснительную работу по вопросу реализации их прав на обеспечение жильем, оказывать помощь в подготовке и сборе необходимых документов на органы опеки и попечительства законодательство не возложены. Следовательно, до достижения 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Законодательством не предусмотрена возможность признания права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения без включения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 № 397 на орган местного самоуправления возложена обязанность по формированию списка лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, установлена форма соответствующего заявления. Обязанность признания отдельно права на предоставление жилого помещения на органы опеки и попечительства не возлагается.
В удовлетворении исковых требований просит отказать.
Заслушав истца Гришину Т.А. и ее представителя Мартынова М.Н., показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Гришина Т.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, матерью является Г., отцом – А.
Постановлением администрации Вичевского сельсовета Куменского района Кировской области от 25.02.1994 № 2 за Гришиной Т.А. закреплено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, К. назначена ее опекуном.
Решением Куменского районного суда Кировской области от 23.03.1995 Г. лишена родительских прав в отношении дочери Гришиной Т.А.
Распоряжением главы администрации Куменского района Кировской области от 01.09.2008 № 469 Гришина Т.А., оставшаяся без попечения родителей, устроена в ГОУ НПО «<данные изъяты>» с 01.09.2008 на полное государственное обеспечение.
Распоряжением главы администрации Куменского района Кировской области от 01.09.2008 № 468 К. освобождена от исполнения попечительских обязанностей над Гришиной Т.А.
Согласно ответу муниципального учреждения администрация муниципального образования Вичевское сельское поселение Куменского района Кировской области от 22.08.2022 в настоящее время жилое помещение по адресу: <адрес> неоднократно продано, собственником квартиры является Ю. Участия в приватизации данной квартиры истец не принимала, иного жилого помещения за ней не закреплялось. 13.12.2006 Гришина Т.А. была зарегистрирована в квартире, принадлежащей К., по адресу: <адрес>. 28.04.2012 в связи с продажей данной квартиры Гришина Т.А. была зарегистрирована по адресу: <адрес>, – в муниципальном жилищном фонде, выделенном по договору социального найма Г. С 07.07.2016 Гришина Т.А. зарегистрирована по адресу: <адрес> в предоставленном Г. другом жилом помещении по ее заявлению.
Согласно справке администрации Куменского района от 16.10.2019 Гришина Т.А. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, попавших в сложную жизненную ситуацию.
Квартира № в доме <адрес> числится в реестре муниципальной собственности.
Согласно уведомлению от 29.01.2021 Гришина Т.А. недвижимого имущества на праве собственности не имеет.
Решением Куменского районного суда Кировской области от 03.03.2023 в удовлетворении исковых требований Гришиной Т.А. к муниципальному учреждению администрация муниципального образования Вичевское сельское поселение Куменского района Кировской области и Г. о принудительном обмене жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, отказано ввиду отсутствия вариантов принудительного обмена.
Свидетель Б. суду пояснила, что училась вместе с Гришиной Т.А. в <данные изъяты>. Так же как и Гришина Т.А. является лицом из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. После окончания обучения в лицее мастер производства разъясняла им то, что они как дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на предоставление жилья. Она (свидетель) получила жилье при помощи главы администрации сельского поселения. Гришиной Т.А. в предоставлении жилья везде отказывали.
Свидетель С. суду пояснила, что является подругой Гришиной Т.А. со школы. Ей известно, что Гришина Т.А. является лицом из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2012-2013 годах вместе с Гришиной Т.А. она ходила в отдел опеки и попечительства Куменского района Кировской области, где той отказали в предоставлении жилого помещения, пояснив, что у нее имеется свое жилье, и есть регистрация по месту жительства. Гришина Т.А. своего жилья в собственности не имеет, проживает в арендуемых квартирах г. Кирова. С матерью Г. и бабушкой К. Гришина Т.А. не общается.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с этим федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно пункту 1 статьи 8 этого же Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Аналогичные нормы закреплены в статье 16 Закона Кировской области от 04.12.2012 № 222-ЗО «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, попавших в сложную жизненную ситуацию».
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (пункт 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 указанного Закона (пункт 3 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ).
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, предусмотренном названной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ).
На основании части 2 статьи 4 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ и Жилищного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяются на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Исходя из вышеприведенных правовых норм, правом на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения обладают граждане Российской Федерации, относящиеся к категории лиц: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в понятиях, предусмотренных Федеральным законом № 159-ФЗ, вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в возрасте до 23 лет.
При этом никаких исключений, связанных с возрастом лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, для реализации принадлежавших им прав на льготное обеспечение жилыми помещениями указанные нормы федерального законодательства не содержат.
Факт достижения Гришиной Т.А. возраста 23 лет не является препятствием для обеспечения ее жилым помещением в льготном порядке как лица, которое относилось к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В пункте 3 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2020, указано, что при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако, в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет.
Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.11.2013, отсутствие лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. В случае признания таких причин уважительными суды правомерно удовлетворяли требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма.
До достижения возраста 18 лет Гришина Т.А. находилась на полном государственном обеспечении. Компетентные органы не осуществили возложенные на них Федеральным законом от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» полномочия по принятию мер для реализации ее жилищных прав.
Таким образом, судом установлено, что Гришина Т.А. является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилых помещений. До достижения ею возраста 23 лет уполномоченными лицами управления опеки и попечительства администрации г. Кирова ей своевременно не были разъяснены права на обеспечение жилым помещением.
Истец до настоящего времени не воспользовалась государственными гарантиями поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, в силу вышеуказанных обстоятельств. Отсутствие фактов обращения истца с заявлением о включении в список детей-сирот до достижения возраста 23 лет не может быть поставлено ей в вину и отразиться на ее правах, гарантированных законом, поскольку доказательств разъяснения Гришиной Т.А. государственных гарантий и содействие в реализации данных прав со стороны органов опеки и попечительства не представлено.
В соответствии с требованиями действующего законодательства Гришина Т.А. имеет правовые основания для включения ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения.
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Гришиной Т.А.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-197 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Гришиной Т.А. удовлетворить.
Признать за Гришиной Т.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <данные изъяты> (паспорт №) как за лицом, ранее относящимся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, право на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Решение является основанием для включения Гришиной Т.А. в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Куменский районный суд Кировской области.
Решение в окончательной форме принято 19.09.2023.
Председательствующий: