Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-165/2024 ~ М-60/2024 от 05.02.2024

УИД 66RS0023-01-2024-000161-76

№ 2-165/2024

Мотивированное решение изготовлено 27.03.2024

Решение

Именем Российской Федерации

г. Новая Ляля                                20 марта 2024 года

Верхотурский районный суд Свердловской области в составе

председательствующего Талашмановой И.С.,

при секретаре судебного заседания Вахрушевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Новолялинского района Свердловской области в интересах Фофановой НМ, Тимирбаева АМ к Администрации Новолялинского городского округа Свердловской области о возложении обязанности по предоставлению вне очереди благоустроенного жилого помещения муниципального жилого фонда по договору социального найма,

при участии представителя истца старшего помощника прокурора Валитовой Е.А.,

установил:

Прокурор Новолялинского района Свердловской области обратился в суд с иском в интересах Фофановой Н.М., Тимирбаева А.М. к администрации Новолялинского городского округа Свердловской области о возложении обязанности по предоставлению вне очереди благоустроенного жилого помещения муниципального жилого фонда по договору социального найма.

В обоснование требований указано, что прокуратурой Новолялинского района проведена проверка по обращению Фофановой Н.М. о нарушении ее жилищных прав со стороны органов местного самоуправления. Согласно выписке из реестра муниципальной собственности Новолялинского городского округа квартира по адресу: <адрес> ... обезличено является собственностью Новолялинского городского округа и включена в реестр муниципальной собственности Новолялинского городского округа за № 00005664. В соответствии с представленной администрацией Новолялинского городского округа информацией, жилое помещение <адрес> ... обезличено предоставлено Фофановой Н.М. и членам ее семьи в 1977 году на основании ордера №459 от 21.01.1977. В дальнейшем ордер заменен на договор социального найма (б/н от 15.01.2013). Распоряжением главы Новолялинского городского округа от 13.09.2021 №217 многоквартирный дом по <адрес> ... обезличено признан аварийным и подлежащим сносу. Основанием издания данного распоряжения послужило заключение межведомственной комиссии об оценке соответствия многоквартирного дома требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 03.09.2021 № 32, вынесенного по результатам обследования и оценки технического состояния многоквартирного жилого дома от 01.09.2021. Так, в соответствии с заключением экспертной организации (ООО «ПК «ИНТЕГРАЛ») арх.№ ИО-593-08-21 от 01.09.2021, на момент обследования физический износ здания составил 86%. Многоквартирный дом 1950 года постройки, фундамент и отмостка, стеновые ограждения, перекрытия и полы, внутренняя отделка, оконные и дверные проемы, инженерные сети, конструкция крыши и кровельное покрытие находятся в аварийном состоянии. С учетом значительного физического износа здания, и недопустимого состояния строительных конструкций дом подлежит выводу из эксплуатации (сносу) с последующим демонтажем строительных конструкций. Надзорными мероприятиями установлено, что до настоящего времени работы по расселению граждан из аварийного жилого дома со стороны органов местного самоуправления не проведены, снос дома не осуществлен. Многоквартирный дом № 9 по ул. Кублинского в г. Новая Ляля не вошел в перечень аварийных домов региональной адресной программы «Переселение граждан на территории Свердловской области из аварийного жилищного фонда в 2019 - 2055 годах», утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 01.04.2019 №208-ПП, так как признан аварийным после 01.01.2017. Согласно постановлению главы Новолялинского городского округа от 20.07.2023 № 667 в список граждан, подлежащих переселению из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу по Новолялинскому городскому округу, включена Фофанова Н.М. (порядковой номер 204). Квартира № 1 дома № 9 по ул. Кублинского в г. Новая Ляля находится в муниципальной собственности, иного жилого помещения в собственности у Фофановой Н.М. не имеется. В соответствии с постановлением главы Новолялинского городского округа от 20.07.2023 № 667 площадь расселяемого жилого помещения в котором проживает и зарегистрирована Фофанова Н.М. составляет 42,7 кв.м. В силу физического износа конструкций МКД, Фофановой Н.М. опасно находиться в квартире, более того, у нее нет возможности в полной мере обогревать квартиру по причине разрушения элементов печного отопления, и нет возможности пользоваться электрообогревателями ввиду нарушения изоляции кабелей электричества, протекания кровли и потолка. Состояние входной группы, включая пристрой к жилому помещению, свидетельствует о его угрожающе-опасном состоянии и вероятности обрушения. Проживание Фофановой Н.М. в предоставленном жилом помещении многоквартирного дома, который признан аварийным, представляет опасность для ее жизни и здоровья, в связи с чем, у органов местного самоуправления в силу ст.ст. 86-89 Жилищного кодекса Российской Федерации возникла обязанность предоставить ей жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке, поскольку помещение представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния.

На основании изложенного, с учетом уточнений, просил возложить на администрацию Новолялинского городского округа обязанность предоставить Фофановой Н.М. и членам ее семьи (Тимирбаеву А.М.) во внеочередном порядке на основании договора социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда Новолялинского городского округа благоустроенное жилое помещение, равноценное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, не менее 42,7 кв.м., расположенное в границах г. Новая Ляля, отвечающее установленным требованиям.

В судебном заседании старший помощник прокурора Валитова Е.А. поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении, просила исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Истцы Фофанова Н.М., Тимирбаев А.М. в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, ранее в судебном заседании требования прокурора поддержали в полном объеме, просили иск удовлетворить.

Представитель администрации Новолялинского городского округа в судебное заседание не явился. Направил в суд письменный отзыв, где указал, что на территории Новолялинского городского округа выполнение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилого фонда осуществляется в рамках программы по переселению граждан из аварийного жилого фонда. Так, Постановлением Правительства Свердловской области от 01.04.2019 № 208-ПП утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан на территории Свердловской области из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах», которая предусматривает переселение граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными до 01.01.2017 и подлежащими сносу до 01.09.2025. Дом № 9 по ул. Кублинского признан аварийным и подлежащим сносу в 2021 году, то есть после 01.01.2017, в связи с чем он не попал в программу. В соответствии с письмом Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области от 25.07.2023 № 16-01-39/5803, разрабатывается новая региональная программа Свердловская области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым в период с 01.01.2017 по 01.01.2022. В связи с этим, актуализируется информация об аварийных домах, признанных таковыми после 01.01.2017, в целях последующего включения их в программу, в том числе дом по ул. Кублинского, 9. В соответствии с постановлением главы Новолялинского городского округа № 85 от 09.02.2024, дом включен в Перечень многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу и переселению, срок расселения дома - 2026 год. Срок расселения дома еще не наступи В настоящее время предоставить истцам жилое помещение не представляется возможным в виду отсутствия в г.Новая Ляля свободного пригодного для проживания муниципального жилья. Дополнительных денежных средств в местном бюджете на 2024 год не предусмотрено. Новолялинский городской округ на протяжении многих лет является высокодотационной территорией и не имеет финансовой возможности переселить всех граждан из аварийного жилого фонда. Расходование средств местного бюджета осуществляется в строгом соответствии с утвержденным бюджетом. Администрация Новолялинского городского округа не вправе производить дополнительное финансирование расходных обязательств, не предусмотренных местным бюджетом, в том числе за счет других статей бюджета, что может быть квалифицировано как нецелевое использование денежных средств, что в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, влечет административную и уголовную ответственность. Таким образом, переселение граждан из аварийного жилого фонда будет осуществляться в рамках соответствующей программы, в порядке очередности исходя из даты признания дома аварийным. При наличии освободившегося муниципального жилья либо строительстве многоквартирного жилого дома в рамках программы, жилое помещение будет предоставлено истцам. Также отметил, что истец просит предоставить жилое помещение, расположенное в границах Новолялинского городского округа. Согласно Уставу Новолялинского городского округа в состав городского округа входит несколько населенных пунктов. Вместе с тем, согласно Жилищному кодексу РФ, предоставляемое в связи с переселением из аварийного жилфонда другое жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещения, находиться в черте данного населенного пункта. Таким образом, поскольку аварийное жилое помещение находится в г.Новая Ляля, истцы зарегистрированы по месту жительства в нем, то считает необходимым конкретно указать населенный пункт, в котором истцам должно быть предоставлено жилое помещение взамен аварийного, а именно - в г.Новая Ляля. Истцы не состоят на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. В администрацию по вопросу предоставлена жилья, в том числе из маневренного фонда, истцы не обращались. Просил о рассмотрении гражданского дела в отсутствии представителя администрации Новолялинского городского округа.

Суд на основании ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определил рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав представителя истца, истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 40 (ч. 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В целях реализации положений ст. 40 (ч. 3) Конституции Российской Федерации частью 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.

Пунктом 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Таким образом, положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан.

При этом каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления нанимателю, состоящему на учете нуждающихся, жилого помещения вне очереди в случае, когда многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, кроме признания жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции, п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не предусмотрено. Для предоставления такому гражданину жилого помещения вне очереди исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации необходимы такие условия, как принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений и признание жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции.

В силу ч. 3 и ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В силу п. 34 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их разрушением либо повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома. В случае если многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, жилые помещения, расположенные в таком многоквартирном доме, являются непригодными для проживания.

В судебном заседании установлено, что истцы Фофанова Н.М., Тимирбаев А.М. зарегистрированы в жилом помещении по адресу: Свердловская область, г.Новая Ляля, ул. Кублинского, д. 9, кв. 1.

Спорное жилое помещение находится в Муниципальной собственности МО Новолялинский городской округ.

Указанное жилое помещение было предоставлено Фофановой Н.М. и членам ее семьи на основании ордера от 21.01.1977 № 459, в 2013 году ордер был заменен на договор социального найма от 15.01.2013 № б/н.

Согласно договору социального найма, в качестве члена семьи нанимателя указан Тимирбаев Александр Маратович, 17.03.1984 года рождения, внук.

Распоряжением главы Новолялинского городского округа от 13.09.2021 №212 жилой дом по адресу: Свердловская область, г. Новая Ляля, ул. Кублинского, д. 9 признан непригодным для проживания.

Основанием для издания указанного распоряжения послужили акт от 06.07.2021 № 32 и заключение межведомственной комиссии об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции от 03.09.2021 № 21.

Постановлением Главы Новолялинского городского округа от 20.07.2023 №667 Фофанова Н.М. включена в список граждан, подлежащих переселению из многоквартирных домой, признанных аварийными и подлежащими сносу по Новолялинскому городскому округу. С учетом постановления Главы Новолялинского городского округа от 09.02.2024 № 85 срок переселения установлен – 2026 года, год сноса – 2027 год.

Согласно сведениям из ЕГРН, Фофанова Н.М. в собственности объектов недвижимости не имеет.

Согласно акту осмотра от 19.03.2024, составленному специалистом территориального отдела контроля и надзора № 3 Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, следует, что МКД 1950 года постройки, одноэтажный, двухквартирный, материал кровли шифер, материал стен бревно, чердачное перекрытие деревянное, оснащен автономными инженерными системами: отопление (печной очаг), централизованно предоставляется коммунальная услуга «электроснабжение». Квартира № 1 МКД относится к муниципальному жилому фонду.

При проведении осмотра установлено:

1. Фасад МКД имеет многочисленные следы гниения бруса, местами глубокие трещины в брусе; конопатка утратила свои свойства, местами отсутствует; отклонение конструкции от вертикальных и горизонтальных линий, выпучивание, деформация наружных стен, (неравномерная осадка), наблюдается перекос оконных блоков и дверных коробок.

2. По периметру МКД неравномерная осадка фундамента (значительные разрушения конструкции, выкрашивание, щели, трещины).

3. Наблюдается деформация обшивки (отделки) наружных стен МКД (следы гниения, коррбления и обветшания обшивки (отделки), отсутствие’ отдельных сегментов заполнения, выпучивание, отклонение конструкции от вертикальных и горизонтальных линий).

4. Неисправности кровельного покрытия МКД (местами мелкие пробоины и трещины, наличие сколов по краю); увлажнение и поверхностное гниение деревянных конструкций стропил, обрешетки и стоек, ослабление врубок.

    5. Конструкция входной группы веранды жилого помещения № 1 МКД находится в неисправном состоянии, наблюдается проседание, перекос, зыбкость, местами загнивания дощатого пола; наблюдается значительные неисправности деревянных конструкций (отсутствие конструктивных элементов, выпучивание оконного блока), отклонения от вертикали, зыбкость; деформация дверных проемов; значительные следы гниения деформация деревянных опорных конструкций веранды, что свидетельствует о нарушении несущей способности.

6. В жилом помещении № 1 МКД наблюдается проседание, перекос, зыбкость, отклонение от горизонтали дощатого пола; отклонение от горизонтали конструкции потолка и перегородок деформация дверных проемов (отсутствует плотный притвор дверного полотна); на потолке и стенах наличие многочисленных трещин и пятен (темные пятна, отслоение отделочного слоя), вздутие и выпучивание отделки стен; на потолке и стенах наличие следов протечек (желтые пятна); оконные рамы жилого помещения № 1 МКД частично неисправны, частично отсутствует окрасочный слой, имеются загнивание и деформация; неисправное состояние печей (местами наличие трещин на поверхности).

В связи с недопустимым техническим состоянием конструкций здания необходимо принять срочные меры для безопасного проживания жителей.

Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.11.2009 № 1368-О-О, в случае признания жилого дома (помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредоносного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья граждан, орган местного самоуправления выносит предписание о незамедлительном выселении граждан, что не было реализовано органом местного самоуправления.

Пунктом III Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.

Истцы проживают в непригодном для проживания жилом помещении по настоящее время. На день вынесения решения каких-либо жилых помещений, иного недвижимого имущества за истцами на праве собственности либо пользовании не зарегистрировано, последние вынуждены проживать в непригодном для проживания жилом помещении, несмотря на то, что жилое помещение было признано в установленном законом порядке аварийным и подлежащим сносу. Приобрести другое жилое помещение либо снять истец возможности не имеет, так как является пенсионеркой, размер пенсии не превышает прожиточный минимум.

Суд учитывает, что отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилое помещение указанной категории граждан должно быть предоставлено после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.

В соответствии с ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст.ст. 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

Следовательно, законом установлены определенные требования к жилому помещению, которое предоставляется в связи с признанием дома непригодным для проживания.

Исходя из сведений относительно площади жилого помещения судом установлено, что общая площадь спорного жилого помещения составляет 42,7 кв.м, которая ответчиком признается и не оспаривается, в пределах которых истцам подлежит предоставлению жилое помещение пригодное для проживания в границах г.Новая Ляля.

В связи с изложенным, исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями.

Таким образом, в силу прямого указания в законе администрация как орган местного самоуправления освобождена от уплаты государственной пошлины независимо от процессуального статуса (истец или ответчик) и результата рассмотрения дела в связи с чем, государственная пошлина с ответчика взысканию не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования прокурора Новолялинского района Свердловской области в интересах Фофановой НМ, Тимирбаева Александра Маратовича к Администрации Новолялинского городского округа Свердловской области о возложении обязанности по предоставлению вне очереди благоустроенного жилого помещения муниципального жилого фонда по договору социального найма, удовлетворить.

Возложить обязанность на администрацию Новолялинского городского округа предоставить Фофановой НМ (паспорт ДД.ММ.ГГГГ), Тимирбаеву АМ (ДД.ММ.ГГГГ) во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равноценное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, не менее 42,7 кв.м., расположенное в черте г.Новая Ляля Свердловской области, отвечающее санитарным и техническим нормам и требованиям.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Верхотурский районный суд Свердловской области.

Председательствующий                        И.С. Талашманова

Копия верна. Судья                            И.С. Талашманова

2-165/2024 ~ М-60/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Тимирбаев Александр Маратович
Прокурор Новолялинского района
Фофонова Нина Максимовна
Ответчики
Администрация Новолялинского городского округа
Суд
Верхотурский районный суд Свердловской области
Судья
Талашманова Ирина Сергеевна
Дело на странице суда
verhotursky--svd.sudrf.ru
05.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.02.2024Передача материалов судье
12.02.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.02.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
05.03.2024Предварительное судебное заседание
20.03.2024Судебное заседание
27.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее