Дело № 2-371/2023
10RS0006-01-2023-000447-48
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Лахденпохья Республика Карелия 02 ноября 2023 года
Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Жданкиной И.В., при секретаре Снетковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору, поданному в интересах Архипова Александра Александровича, к Обществу с ограниченной ответственностью «Лахденпохская жилищно-эксплуатационная служба» о понуждении к совершению определенных действий,
у с т а н о в и л:
Государственный комитет Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору (далее - Госкомитет) обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением.
Исковое заявление мотивировано тем, что в адрес Комитета поступили обращения вх. № от ДД.ММ.ГГГГ, вх. №-О от ДД.ММ.ГГГГ Архипова А.А., проживающего в жилом помещении № многоквартирного <адрес> в <адрес> (далее - МКД) по вопросу ненадлежащего содержания и ремонту общего имущества МКД, а именно, фиксируется неравномерный прогрев отопительных приборов. В силу заключенного договора управления на ООО «Лахденпохская ЖЭС» возложена обязанность по управлению, содержанию и ремонту общего имущества собственников указанного многоквартирного дома. В ходе обследования жилого помещения № МКД установлено, что радиаторы в жилых комнатах прогреваются неравномерно, температура воздуха составляет + 19 ° С. Несоблюдение управляющей компанией требований в части несоответствия нормативным параметрам температуры воздуха в жилом помещении № МКД приводит к нарушению прав граждан на получение коммунальной услуги по отоплению в соответствии с действующим законодательством, что, как следствие, приводит к нарушению со стороны управляющей компании прав граждан на обеспечение надлежащего содержания общего имущества в МКД на благоприятные и безопасные условия проживания в МКД. В отношении Общества была проведена проверка, документы, подтверждающие принятие всех возможных мер по обеспечению равномерного прогрева отопительных приборов в жилом помещении № МКД в отопительном периоде 2022-2023 годов на дату окончания проверки отсутствуют. Таким образом, управляющей компанией не обеспечен равномерный прогрев отопительных приборов в жилом помещении № МКД, что может привести к нарушению прав граждан, проживающих в жилом помещении № МКД.
Ссылаясь на положения действующего законодательства, истец просил обязать ООО «Лахденпохская ЖЭС» принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований в части надлежащего содержания общего имущества многоквартирного <адрес> в <адрес>а Республики Карелия и обеспечения соблюдения прав граждан на благоприятные и безопасные условия проживания в многоквартирном <адрес> в <адрес>, путем обеспечения равномерного прогрева радиаторов в жилом помещении № многоквартирного <адрес> в <адрес>; принять меры по обеспечению предоставления коммунальной услуги по отоплению в жилом помещении № многоквартирного <адрес> в <адрес> в соответствии с нормативными параметрами; определить срок по исполнению требований - в течение 30 рабочих дней со дня вступления в силу решения суда по настоящему делу.
В судебное заседание представитель истца Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору, извещенный надлежащим образом, не явился. Ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.
Архипов А.А. в судебном заседании исковые требования поддержал, пояснив, что ответчиком до настоящего времени ремонтные работы не проведены. В квартире пятнадцать градусов.
Представитель ответчика ООО «Лахденпохская жилищно-эксплуатационная служба» в судебном заседании при надлежащем извещении не явился. Ранее в судебных заседаниях представитель ответчика, действующий на основании доверенности Казымов Р.М., указывал, что управляющая компания готова на проведение ремонтных работ, для чего требуется определенное время.
В письменном отзыве на исковое заявление представитель указал, что в течение отопительных периодов 2021-2022, 2022-2023 управляющая организация по заявлению гр. Архипова А.А. в рамках исполнения договора обслуживания неоднократно выполняло мероприятия по ремонту внутридомовой системы отопления. Вместе с тем, внутридомовая система отопления МКД находится в аварийном состоянии и требует капитального ремонта, что не позволяет достигнуть желаемого результата по равномерному прогреву радиаторов в жилом помещении истца. ООО «Лахденпохская ЖЭС» на достаточном уровне выполнила все возможные меры по вопросу ремонта внутридомовой системы отопления, что подтверждает истец в иске, а также приложенные акты выполненных работ. Просил отказать в удовлетворении исковых требований.
В дополнительном письменном отзыве представитель ответчика согласился с необходимостью проведения работ и мероприятий для нормализации теплоснабжения <адрес> МКД № <адрес> в <адрес>. Указал, что ответчик не согласен с формулировкой исковых требований, поскольку они не конкретизированы.
Третье лица Чухрова А.А., представители администрации Лахденпохского муниципального района ООО «Петербургтеплоэнерго» при надлежащем извещении в судебное заседание не явились.
От представителя третьего лица ООО «Петербургтеплоэнерго» поступил письменный отзыв на иск, в котором представитель просил рассмотреть дело в отсутствие представителя общества и указал, что теплоснабжение МКД № <адрес> в <адрес> осуществляется от сетей центрального теплоснабжения. В силу норм законодательства, зона ответственности общества как теплоснабжающей организации ограничена внешней стеной МКД. В период отопительного сезона 2022/2023 нарушение температурного графика работы тепловых сетей от котельной не выявлено.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 4 ч. 6 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.
В силу ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Частью 2 ст. 154 ЖК РФ определено, что плата за содержание жилого помещения, включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда.
Согласно ч. 3 ст. 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 161, ч. 2 ст. 162 ЖК РФ и п. 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 (далее - Правила № 491), управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей.
В соответствии с с п. 6 Правил № 491, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно подпунктам «г», «д» п. 10 Правил предоставления коммунальных услуг, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее – Правила № 170), которые определяют порядок организации текущего ремонта жилищного фонда.
Как следует из п. 1.8 Правил №170 Техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий: а) техническое обслуживание (содержание), включая диспетчерское и аварийное; б) осмотры; в) подготовка к сезонной эксплуатации; г) текущий ремонт; д) капитальный ремонт.
Согласно п. 2.3.5 Правил № 170 к организации и планированию текущего ремонта относится, в том числе, текущий ремонт инженерного оборудования жилых зданий (системы отопления и вентиляции, горячего и холодного водоснабжения, канализации, электроснабжения, газоснабжения), находящегося на техническом обслуживании специализированных эксплуатационных предприятий коммунального хозяйства, осуществляется силами этих предприятий.
Как установлено п. 5.2.1 Правил № 170 эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать: поддержание оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях; поддержание температуры воды, поступающей и возвращаемой из системы отопления в соответствии с графиком качественного регулирования температуры воды в системе отопления (приложение N 11); равномерный прогрев всех нагревательных приборов; поддержание требуемого давления (не выше допускаемого для отопительных приборов) в подающем и обратном трубопроводах системы; герметичность; немедленное устранение всех видимых утечек воды; ремонт или замена неисправных кранов на отопительных приборах; коэффициент смещения на элеваторном узле водяной системы не менее расчетного; наладка системы отопления, ликвидация излишне установленных отопительных приборов и установка дополнительных в отдельных помещениях, отстающих по температурному режиму.
В соответствии с п. 5.2.3 Правил № 170 температура воздуха в помещениях жилых зданий в холодный период года должна быть не ниже значений, предусмотренных стандартами.
В п. 15 Приложения № 1 «Требования к качеству коммунальных услуг» к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, указана нормативная температура воздуха в жилых помещениях.
В соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока.
Содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам (п. 3 приведенной статьи закона).
В Разделе V таблице № 5.27 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» утверждены оптимальные и допустимые нормы параметров микроклимата помещений жилых зданий, в том числе жилых комнат в холодный период года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года № 290 утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее – Минимальный перечень № 290), из которого следует, что работы по ремонту общего имущества, указанные в иске, должен выполнять ответчик в счет вносимой платы за техобслуживание.
Как следует из п. 18 Минимального перечня № 290 к общим работам, выполняемым для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах: постоянный контроль параметров теплоносителя и воды (давления, температуры, расхода) и незамедлительное принятие мер к восстановлению требуемых параметров отопления и водоснабжения и герметичности систем; восстановление работоспособности (ремонт, замена) оборудования и отопительных приборов, водоразборных приборов (смесителей, кранов и т.п.), относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; контроль состояния и незамедлительное восстановление герметичности участков трубопроводов и соединительных элементов в случае их разгерметизации.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Архипов А.А. обратился в адрес Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору с заявлением о том, что в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, более двух лет имеются проблемы с отоплением и ремонтом крыши. В двухкомнатной квартире заявителя четыре батареи, работает из них – одна. После ремонта системы ООО «Лахденпохская ЖЭС» стали работать две батареи. Просил оказать содействие в решении поставленной проблемы (л.д. 8-10).
ДД.ММ.ГГГГ Комитетом принято решение о проведении внепланового инспекционного надзора (л.д. 24-29), по результатам которого составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 29-33). Установлено, что ООО «Лахденпохская ЖЭС» не предпринимает всех необходимых и достаточных мер по надлежащему содержанию общего имущества МКД, в том числе, по обеспечению равномерного прогрева отопительных приборов в жилом помещении № МКД. С ДД.ММ.ГГГГ в жилом помещении № МКД не равномерно прогреваются отопительные приборы, что может привести к нарушению прав граждан, проживающих жилом помещении № МКД на благоприятные условия проживания в МКД, что является нарушением п. 1.2 ч. 1.1. ст. 161, ч. 1.2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 18 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного Постановлением: Правительства РФ от 03.04.2013 № 290, пп. «г» п. 10, пп. «д» п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, п. 5.2,1 Приложения Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда».
ДД.ММ.ГГГГ ООО «Лахденпохская ЖЭС» объявлено предостережение № ЛК 123/П/57 о недопустимости нарушения обязательных требований и предложено, в том числе, принять меры по обеспечению предоставления коммунальной услуги по отоплению в жилом помещении № МКД в соответствии с нормативными параметрами (л.д. 16-17).
На дату рассмотрения дела ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих принятие всех возможных мер по обеспечению равномерного нагрева отопительных приборов в жилом помещении № МКД в отопительном периоде.
ДД.ММ.ГГГГ Архипов А.А. обратился в адрес Комитета с просьбой обратиться в суд в его интересах по вопросу обязания ООО «Лахденпохская ЖЭС» обеспечить равномерный прогрев отопительных приборов в жилом помещении № МКД.
С ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время управляющей организацией по отношению к вышеуказанному МКД является ООО «Лахденпохская ЖЭС».
В судебном заседании также было установлено, что основанием заявленных Государственным Комитетом Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору исковых требований послужило ненадлежащее выполнение со стороны управляющей компании своих обязательств по содержанию и ремонту общего имущества МКД.
Согласно договору обслуживания от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенному между администрацией Лахденпохского муниципального района и ООО «Лахденпохская ЖЭС», управляющая организация взяла на себя обязательства по оказанию услуг и выполнению работ по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирного жилого дома.
Согласно приложению № к договору, в п. 16 работы, выполняемые в целях надлежащего содержания индивидуализированных тепловых пунктов и водопрокачек в многоквартирных домах, указано, что управляющая организация в том числе выполняет работы: постоянный контроль параметров теплоносителя и воды (давления, температуры, расхода) и незамедлительное принятие мер к восстановлению требуемых параметров отопления и водоснабжения и герметичности оборудования.
В судебном заседании также установлено, что на момент разрешения заявленного спора ответчиком не выполнены работы (не приняты меры) по обеспечению предоставления коммунальной услуги по отоплению в жилом помещении № многоквартирного <адрес> в <адрес> в соответствии с нормативными параметрами.
От проведения судебной строительно-технической экспертизы стороны по делу отказались.
Необходимость выполнения заявленных работ подтверждается материалами дела. Кроме того, представитель ответчика в судебном заседании и представленном суду отзыве подтвердил необходимость проведения работ и мероприятий для нормализации теплоснабжения <адрес> в <адрес>.
Суд приходит к выводу, что характер требуемых истцом работ относится к текущему ремонту, следовательно, относится к обязанности управляющей организации.
Таким образом, заявленные требования правомерно адресованы к ответчику – ООО «Лахденпохская ЖЭС», которое взяло на себя обязательства по обеспечению благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества, устранению аварийных ситуаций.
В исковом заявлении истец просил установить срок исполнения требований в течение 30 рабочих дней с даты вступления решения суда в законную силу, суд соглашается с указанным истцом сроком, считая его разумным и соответствующим балансу интересов сторон.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета Лахденпохского муниципального района подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден при подаче искового заявления в суд.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Лахденпохская жилищно-эксплуатационная служба» (ИНН 1012012651, ОГРН 1181001001774) в течение 30 рабочих дней со дня вступления в решения суда в законную силу обеспечить (в том числе путем проведения необходимых ремонтных работ) равномерный прогрев радиаторов в жилом помещении № многоквартирного <адрес> в <адрес>, обеспечивающий нормативную температуру воздуха в указанном жилом помещении.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Лахденпохская жилищно-эксплуатационная служба» в доход бюджета Лахденпохского муниципального района государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья И.В. Жданкина
Мотивированное решение изготовлено 09.11.2023.