УИД: N
дело № 12-351/2023
Р Е Ш Е Н И Е
05 июня 2023 года г. Оренбург
Судья Ленинского районного суда г. Оренбурга Емельянова С.В.,
при секретаре Биктеевой А.Ш.,
с участием помощника прокурора ... Стиплиной Г.О., представителя должного лица, вынесшего постановление, Мишиной Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора Грачевского района Оренбургской области на постановление начальника государственной жилищной инспекции по Оренбургской области ФИО N от ... (резолютивная часть постановления оглашена ...) о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 КоАП РФ, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Домашний помощник» Маленковой Н. В.,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением начальника государственной жилищной инспекции по Оренбургской области N от ... (резолютивная часть постановления оглашена ...) производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 КоАП РФ, в отношении директора ООО «Домашний помощник» Маленковой Н.В. прекращено, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с указанным постановлением, прокурор Грачевского района Оренбургской области принес в Ленинский районный суд г. Оренбурга протест, в котором просит указанное постановление отменить, возвратить дело на новое рассмотрение в орган, правомочный его рассматривать. В обоснование доводов протеста прокурор указал на то, что при проведении в отношении ООО «Домашний помощник» проверки исполнения требований жилищно-коммунального законодательства Российской Федерации выхода за рамки предмета проверки не допущено, поэтому оснований для прекращения производства по делу у должностного лица не имелось.
В судебное заседание лицо, привлекаемое к административной ответственности, Маленкова Н.В., должностное лицо, вынесшее постановление, не явились, о времени и месте рассмотрения протеста прокурора были извещены надлежащим образом, в связи с чем определено рассмотреть протест прокурора в порядке части 2 статьи 25.1 КоАП РФ в отсутствие не явившихся лиц.
Помощник прокурора Ленинского района г. Оренбурга Стиплина Г.О., действующая на основании служебного поручения, в судебном заседании доводы протеста прокурора Грачевского района Оренбургской области поддержала, просила удовлетворить в полном объеме.
Представитель должного лица, вынесшего постановление, Мишина Л.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании против доводов протеста прокурора возражала, ссылаясь на законность обжалуемого постановления.
Изучив доводы жалобы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдения установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что ООО «Домашний помощник» имеет лицензию N от ... на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданную государственной жилищной инспекцией по Оренбургской области.
Основным видом деятельности ООО «Домашний помощник» является управление эксплуатацией жилищного фонда за вознаграждение или на договорной основе.
Постановлением администрации МО «Грачевский сельсовет» Грачевского района Оренбургской области от ... N ООО «Домашний помощник» в соответствии с частью 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации определено управляющей организацией для управления многоквартирными домами, расположенными в ... по адресам: ...; ..., ...; ...; ...; ..., с закреплением конкретного перечня работ.
В отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: ... между ООО «Домашний помощник» и собственниками помещений в указанном многоквартирном доме, ... заключен договор оказания услуг по содержанию и выполнению работ по ремонту общего имущества в доме.
... прокурором Грачевского района Оренбургской области утверждено заключение заместителя прокурора района о необходимости проведения в отношении ООО «Домашний помощник» проверки на предмет соблюдения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
... прокурором Грачевского района Оренбургской области вынесено решение N о проведении в период с ... по ... в отношении ООО «Домашний помощник» проверки на предмет исполнения требований жилищно-коммунального законодательства Российской Федерации.
Решение о проведении указанной проверки согласовано с прокуратурой Оренбургской области и доведено ... до директора проверяемой организации.
... заместителем прокурора Грачевского района Оренбургской области проведено обследование придомовой территории и общего имущества многоквартирных жилых домов, расположенных в ... по адресам: ...; ..., ...; ...; ...; ..., по итогам которого выявлено несоблюдение ООО «Домашний помощник» требований пунктов 3.4.5, 3.6.14, 4.6.1.23 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года № 170, пунктов 7, 11 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 года №290, в части содержания общедомового имущества, придомовой территории, очистки кровель и козырьков от снега, наледи и сосулек, подпунктов «а, б» пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года №491.
Результаты проверки зафиксированы в акте осмотра от ..., отражены в справке о результатах проведенной проверки.
По итогам проведенной проверки ... прокурором Граческого района Оренбургской области в отношении директора ООО «Домашний помощник» Маленковой Н.В. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 КоАП РФ.
Постановлением начальника государственной жилищной инспекции по Оренбургской области N от ... (резолютивная часть постановления оглашена ...) производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 КоАП РФ, в отношении директора ООО «Домашний помощник» Маленковой Н.В. прекращено, в связи с отсутствием состава вменяемого административного правонарушения.
Выводы должностного лица о прекращении производства по делу мотивированы тем, что на момент проведения проверки ООО «Домашний помощник» осуществляло управление многоквартирными домами, расположенными в ... по адресам: ...; ..., ...; ...; ...; ... на основании лицензии N от ..., в связи с чем, действия директора ООО «Домашний помощник» подлежали квалификации по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, которая является специальной по отношению к общей норме – статье 7.22 КоАП РФ, применяемой ко всем лицам, ответственным за содержание общего имущества в многоквартирном доме, тогда как часть 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ применяется только в отношении лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии. Вместе с тем, переквалификация инкриминируемого директору ООО «Домашний помощник» правонарушения со статьи 7.22 КоАП РФ на часть 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ невозможна, поскольку приведет к ухудшению положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, что недопустимо.
Оснований не согласиться с выводами должностного лица государственной жилищной инспекции по Оренбургской области в указанной части не имеется, поскольку они соответствуют требованиям действующего законодательства, является обоснованными и мотивированными.
Также прекращая производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 КоАП РФ, начальник государственной жилищной инспекции по Оренбургской области исходил из того, что оснований для проведения проверки в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: ..., у должностного лица прокуратуры не имелось, поскольку в заключении о проведении проверки, утвержденном прокурором Граческого района Оренбургской области, согласованном с прокуратурой Оренбургской области, названный многоквартирный дом не указан, в связи с чем проверка содержания ООО «Домашний помощник» общего имущества указанного многоквартирного дома не согласована.
Проверяя выводы должностного лица государственной жилищной инспекции по Оренбургской области о выходе прокурора за предмет проводимой проверки, прихожу к следующему.
В силу пункта 1 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора являются:
соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.
Согласно пункту 2 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 17 февраля 2015 года № 2-П применительно к осуществлению органами прокуратуры проверок в рамках надзора за исполнением законов организациями пришел к выводу о том, что в действующем правовом регулировании допускается осуществление прокурорского надзора за исполнением законов не только в связи с конкретными обращениями (так называемые инцидентные основания); соответственно, не исключается возможность проведения прокурорских проверок и в инициативном порядке, основания и поводы для которых, тем не менее, не могут определяться произвольно, - они должны быть связаны с конкретными сведениями, указывающими на наличие в деятельности проверяемых субъектов признаков нарушений законов.
Согласно заключению заместителя прокурора Грачевского района Оренбургской области, утвержденному прокурором указанного района ..., необходимость проведения проверочных мероприятий в деятельности ООО «Домашний помощник» на предмет исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства обусловлена результатами мониторинга деятельности ООО «Домашний помощник» по соблюдению Правил содержанию общего имущества в многоквартирных домах.
В вынесенном прокурором на основании части 2 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» решении от ... N о проведении в отношении ООО «Домашний помощник» проверки предметом проверки определено исполнение ООО «Домашний помощник» требований жилищно-коммунального законодательства Российской Федерации.
Согласно материалам проверки, прокуратура при ее проведении за пределы определенного в решении предмета проверки не вышла, учитывая, что ни в решении о проведении проверки, ни в заключении о необходимости проведения проверочных мероприятий в деятельности ООО «Домашний помощник» не содержится ссылки на необходимость проведения проверки в отношении конкретных многоквартирных домов, вошедших в мониторинг, предшествующий возбуждению проверки.
Таким образом, выводы должностного лица государственной жилищной инспекции по Оренбургской области о выходе прокуратуры за предмет проводимой проверки в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: ..., не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии со статьей 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Таким образом, объективную сторону состава данного правонарушения составляет, в том числе нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
В силу части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ административным правонарушением признается осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований. Подпункт «б» пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года № 1110, к лицензионным требованиям относит исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой по данному договору одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственники помещений и т.д.) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Составы административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ и статьей 7.22 КоАП РФ, имеют различные родовые объекты посягательства: общественные отношения в области лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и общественные отношения в сфере содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений соответственно.
По материалам дела содержание общего имущества многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ..., ООО «Домашний помощник» на момент проверки осуществляло на основании договора оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома от ..., заключенного между ООО «Домашний помощник» и собственниками указанного многоквартирного дома, осуществляющими непосредственное управление им.
Согласно части 1 статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме заключают договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, на основании решений общего собрания указанных собственников. При этом все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров.
В соответствии с частью 2.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), обращение с твердыми коммунальными отходами, несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Пунктом 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 предусмотрено, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается в частности собственниками помещений путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом) в соответствии со статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из совокупности приведенных норм следует, что при непосредственном управлении собственниками многоквартирным домом организации, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, несут ответственность за выполнение своих обязательств не только в соответствии с заключенными договорами, но и в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации Правилами содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Законодательно определенный предмет договора управления многоквартирным домом и договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме различается (в частности, в предмет последнего из названных договоров не входит предоставление коммунальных услуг).
Поскольку собственниками помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ..., выбран непосредственный способ управления, с ООО «Домашний помощник» заключен договор на оказание услуг по содержанию и выполнению работ по ремонту общего имущества многоквартирного дома, и поскольку указанный многоквартирный дом не включен в перечень домов, находящихся под управлением ООО «Домашний помощник», постольку постановление прокурора Грачевского района Оренбургской области о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 КоАП, от ... содержит правильную квалификацию вменяемого правонарушения по эпизоду содержания ООО «Домашний помощник» общего имущества многоквартирного дома по адресу: ..., поэтому прекращение должностным лицом производства по административному делу в указанной части на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ являлось преждевременным.
Допущенные по настоящему делу нарушения требований, предусмотренных КоАП РФ, являются существенными, повлияли на всесторонность и полноту рассмотрения дела, а также законность принятого по делу постановления.
Вместе с тем, в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Исходя из положений статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, производство по делу в отношении которого прекращено, обсуждаться не может, возобновление производства по делу недопустимо, так как это ухудшает положение данного лица.
Поскольку установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел срок давности привлечения к административной ответственности истек, возможность возобновления производства по делу и правовой оценки деяния общества на предмет наличия вины и доказанности состава административного правонарушения исключена.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30.07 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
При установленных обстоятельствах постановление начальника государственной жилищной инспекции по ... N от ... (резолютивная часть постановления оглашена ...) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 КоАП РФ, в отношении директора ООО «Домашний помощник» Маленковой Н.В. подлежит изменению в части основания прекращения производства по делу по эпизоду нарушения Правил содержания и ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу: ..., путем указания на прекращение производства по делу в этой части на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
При этом, положение пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, предполагая прекращение производства по делу об административном правонарушении в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности, в данном случае не допускает необоснованного ухудшения правового положения лица и не может рассматриваться как противоречащее целям защиты его прав и свобод (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 1998 года № 2-П, от 18 февраля 2000 года № 3-П, от 16 июня 2009 года № 9-П).
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л :
протест прокурора Грачевского района Оренбургской области – удовлетворить частично.
Постановление начальника государственной жилищной инспекции по Оренбургской области ФИО N от ... о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 КоАП РФ, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Домашний помощник» Маленковой Н. В. изменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 КоАП РФ, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Домашний помощник» Маленковой Н. В. по эпизоду нарушения Правил содержания и ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу: ..., считать прекращенным по основанию, установленному пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
В остальной части постановление начальника государственной жилищной инспекции по Оренбургской области ФИО N от ... оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Судья подпись С.В. Емельянова