№ 2-1695/2022
10RS0011-01-2022-001414-67
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 февраля 2022 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующей судьи Балицкой Н.В., при секретаре Толоконниковой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Михеева С. М. к Государственному учреждению - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия об установлении факта нахождения на иждивении, назначении страховой пенсии по потере кормильца,
установил:
Михеев С.М. обратился в суд с иском к ответчику по тем основаниям, что решением ответчика № № от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в установлении страховой пенсии по случаю потери кормильца в связи с непредставлением в пенсионный орган документов, подтверждающих факт нахождения истца на иждивении отца - Михеева М. А., умершего ДД.ММ.ГГГГ. Истец, уточнив требования, просит установить факт его нахождения на иждивении матери, признать отказ пенсионного органа необоснованным и обязать ответчика назначить истцу страховую пенсию по потере кормильца с ДД.ММ.ГГГГ.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Привлеченная в качестве третьего лица без самостоятельных требований - Михеева И.В. (мать истца) требования поддержала.
Представитель ответчика Пошарина Д.Н., действующая по доверенности, в судебном заседании иск не признала, при этом не высказала возражений в части требований об установлении факта нахождения истца на иждивении отца.
Суд, выслушав пояснения сторон, допросив свидетелей, изучив материалы дела, отказное дело, приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (ч. 1).
Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет (п. 1 ч. 2).
Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию (ч. 3).
Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет (ч. 4).
В силу п. 2 ч. 5 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по случаю потери кормильца назначается со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока - на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией.
В судебном заседании установлено, что Михеев С.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ обратился в ОПФР по Республике Карелия с заявлением о назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца– отца - Михеева М. А., умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Решением ответчика от № от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в установлении страховой пенсии по случаю потери кормильца в связи с непредставлением в пенсионный орган документов, подтверждающих факт нахождения истца на иждивении отца – Михеева М.А.
Также суд установил, что истец с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время обучается в ГБПОУ РК «Петрозаводский Лесотехнический техникум» по очной форме обучения.
На период достижения совершеннолетия (ДД.ММ.ГГГГ) и до смерти отца истец проживал с родителями Михеевой И.В., Михеевым М.А., а также с братом - Михеевым Д.М., ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Ежемесячный доход семьи состоял из доходов родителей.
При жизни Михеев М.А. работал по договору услуг в ОАО «РЖД» (период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), последнее время перед заболеванием в ДД.ММ.ГГГГ, ставшим причиной смерти, без оформления трудовых отношений работал в форелевом хозяйстве на севере Республики Карелия, в режиме – две недели на работе, две недели дома, имел ежемесячный доход в сумме 50000 – 60000 руб., их которых представлял истцу лично или через мать на ежедневные расходы по 500-600 руб. в день, приобретал истцу одежду обувь и медицинские изделия, необходимые в связи с состоянием здоровья истца, оплачивал курсы вождения истца.
Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями истца, третьего лица Михеевой И.В., показаниями допрошенных в качестве свидетелей Савинича А.Н., Федотова В.В.., договорами и чеками на приобретение для истца медицинских изделий, чеками об их оплате.
Ответчик не представил суду доказательства в опровержение изложенных обстоятельств.
При таких обстоятельствах, суд считает установленным факт того, что истец находился на иждивении отца по день его смерти, поэтому заявленные требования подлежат удовлетворению. С учетом обращения истца с заявлением о назначении пенсии менее чем через месяц со дня смерти кормильца, являются обоснованными требования истца об установлении ему пенсии с 09.08.2021.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить.
Признать факт нахождения Михеева С. М. на иждивении Михеева М. А., умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Государственное учреждение - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия назначить Михееву С. М. страховую пенсию по потере кормильца с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Судья Н.В. Балицкая
Мотивированное решение составлено 05.03.2022