Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-257/2022 ~ М-274/2022 от 07.11.2022

Дело № 2-257/2022

УИД: 81RS0005-01-2022-000467-93

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 декабря 2022 года                                                                             п. Гайны

Гайнский районный суд Пермского края в составе председательствующего Грибановой Н.П., при секретаре судебного заседания Еловиковой О.А.,

с участием истца Стец В.С.,

представителя ответчика администрации Гайнского муниципального округа Пермского края Ваньковой Л.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Гайнского районного суда гражданское дело по иску Стец Владислава Сергеевича к администрации Гайнского муниципального округа о возложении обязанности восстановить в списках граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в категории инвалиды, имеющих право на получение жилищной субсидии с даты первоначальной постановки на учет,

установил:

Стец В.С. обратился в суд с иском к администрации Гайнского муниципального округа Пермского края о восстановлении на учете граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в категории инвалиды, мотивируя тем, что истец с ДД.ММ.ГГГГ состоял на учете в администрации Гайнского муниципального округа Пермского края в списках граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, согласно Федеральному закону от 25.10.2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в категории «инвалиды». 01.03.2022 года истец снят с указанного учета, как не соответствующий требованиям ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 года № 125-ФЗ, с учетом изменений, принятых Федеральным законом от 20.07.2020 года № 228-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», поскольку он родился ДД.ММ.ГГГГ и не подпадает под категорию: инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Указывает, что он и его семья были поставлены на учет до внесения изменений, является инвалидом с детства, и полагает, что на момент постановки на учет, он соответствовал требованиям Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

Истец в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме, дополнив, что просит обязать ответчика восстановить его на учете в списках граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, согласно Федеральному закону от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в категории "инвалиды" с даты первоначальной постановки на учет.

Представитель ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований в связи с внесенными в ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 года № 125-ФЗ изменениями, принятыми Федеральным законом от 20.07.2020 года № 228-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», поскольку истец родился ДД.ММ.ГГГГ и не подпадает под категорию инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не позднее 01.01.1992 года, других оснований для исключения Стец В.С. из списков граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии, не имеется.

Представитель третьего лица Министерства строительства Пермского края в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения извещен надлежащим образом.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7 часть 1), одновременно закрепляет соответствующие права и свободы человека и гражданина, в том числе право на жилище, обязывая органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать условия для его осуществления (статья 40).

Предоставление жилищных субсидий, удостоверяемых государственным жилищным сертификатом (далее - сертификат), осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее Федеральный закон от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ), Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 (далее - Правила), Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 № 879 (далее - Положение).

В соответствии с ч. 2 Положения регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.

В соответствии с ч. 3 Положения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.

Статьей 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ определены категории граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений.

В соответствии с абз. 3 ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ (в редакции, действующей на момент постановки на учет истца) право на получение жилищных субсидий имеют инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.

Таким образом, на момент постановки истца на учет дата его рождения (до или после 01 января 1992 года) могла не учитываться при определении условий получения жилищной субсидии. Право инвалидов с детства на получение жилищных субсидий зависело только от места их рождения и длительности проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, но не момента рождения.

Федеральным законом от 20 июля 2020 года № 228-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в статью 1 Федерального закона от 25 октября 2002 № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" внесены изменения.

В соответствии с абз. 3 ч. 1 ст. 1 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (в ред. Федерального закона от 20 июля 2020 года № 228-ФЗ), право на получение жилищных субсидий имеют инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) не позднее 01 января 1992 года и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.

Статья 2 Федерального закона № 228-ФЗ придала обратную силу в части внесения изменений в ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

Тем самым, согласно новой редакции Федерального закона № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" право на получение жилищных субсидий принадлежит не всем инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами таких районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись такие районы и местности), а только тем из них, кто родился не позднее 1 января 1992 года.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 01 марта 2022 года № 9-П признал статью 2 Федерального закона от 20 июля 2020 года № 228-ФЗ не соответствующей статьям 2, 7, 18, 40 (часть 3), 55 (часть 3) и 75.1 Конституции Российской Федерации в той мере, в какой придание ею обратной силы его статье 1 рассматривается как основание для снятия инвалидов с детства, родившихся после 1 января 1992 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и поставленных на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", с такого учета или для отказа в выдаче им государственного жилищного сертификата в связи с рождением после 1 января 1992 года.

При этом Конституционным Судом Российской Федерации отмечено, что государство, подтвердив - постановкой на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий - право инвалидов с детства получить безвозмездную субсидию на строительство или приобретение жилья и тем самым взяв на себя определенные обязательства по поддержке таких граждан при переселении их из мест с неблагоприятным климатом, обязано было обеспечить им возможность реализации этого права. Придание обратной силы закону, ухудшающему положение инвалидов с детства, означает отказ государства от выполнения в конкретных правоотношениях своих обязательств, возникших из ранее действовавшего регулирования и правоприменительных актов, которыми решался вопрос о постановке гражданина на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий. Это приводит к нарушению права на получение государственной поддержки при реализации права на жилище, противоречит конституционному принципу взаимного доверия государства и общества.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, распространение ст. 2 Федерального закона от 20 июля 2020 года № 228-ФЗ требования о рождении инвалидов с детства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях до 1 января 1992 года как условия приобретения права на получение жилищных субсидий на лиц, которые были поставлены на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", и тем самым придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, означающее, по существу, отмену для этих лиц права на получение жилищной субсидии, ранее признанного за ними уполномоченными органами и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо с требованиями, вытекающими из Конституции Российской Федерации.

Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что Федеральный закон от 20 июля 2020 года № 228-ФЗ, уточнив условия предоставления жилищной субсидии инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и устранив существовавшую неопределенность статьи 1 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", вызывавшую противоречивую правоприменительную практику, распространил введенную им редакцию данной статьи на тех инвалидов с детства, которые уже стояли на учете в качестве имеющих право на получение субсидий на момент введения изменений в действие. В результате инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях позднее 1 января 1992 года, прожившие там не менее 15 календарных лет и включенные в список для получения субсидии в установленном законом порядке (чем фактически признано их право на данную субсидию), были лишены возможности ее получения без какого-либо недобросовестного поведения с их стороны.

В ходе судебного заседания установлено, что Стец В.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являющийся инвалидом с детства (л.д.7), уроженец <адрес> (л.д. 8), с ДД.ММ.ГГГГ состоял в администрации Гайнского муниципального района <адрес> на учете в списках граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение жилищных субсидий, выделяемых за счет средств Федерального бюджета на приобретение жилья в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в рамках Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", в категории «инвалиды» с составом семьи четыре человека, что подтверждается протоколом № 1 администрации Гайнского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17-20).

Стец В.С. зарегистрирован до ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>1 (л.д.8), после ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>1 (л.д.29).

Согласно свидетельства ФИО4 и ФИО5 зарегистрировали брак ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>ном ЗАГСе., жене присвоена фамилия ФИО8 (л.д. 23).

Согласно паспорта ФИО6 родилась в <адрес>, зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>2, с ДД.ММ.ГГГГ – по адресу: <адрес>8, с ДД.ММ.ГГГГ – по адресу: <адрес>1(л.д. 22).

Решением Гайнского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, установлен факт постоянного проживания Стец В.С. в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (л.д. 26-27).

Согласно справки МСЭ-2011 выданной ДД.ММ.ГГГГ, Стец В.С. является <данные изъяты> (л.д. 7), он является получателем пенсии по инвалидности (л.д. 21).

Согласно Протокола администрации Гайнского муниципального округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ Стец В.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, снят с учета граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, категории инвалиды, на основании ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ (л.д. 28).

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, Стец В.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является собственником 1/3 доли в общей долевой собственности на 4-комнатную квартиру, общей площадью <данные изъяты>, в том числе жилой <данные изъяты>, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес> (л.д. 25).

Согласно выписке из финансового лицевого счета Стец В.С. проживает по адресу: <адрес>1 с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 24).

Как указано выше, Стец В.С. ДД.ММ.ГГГГ по его заявлению от ДД.ММ.ГГГГ был поставлен на учет граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местности, то есть до внесения изменений в Федеральный закон от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ по категории «инвалиды», до 01.03.2022 года состоял на учете, администрацией Гайнского муниципального округа Пермского края все это время признавалось право истца состоять на учете, виновных действий истца не установлено.

Таким образом, государство, признав истца в качестве участника указанных мероприятий и признав тем самым его право на получение социальной выплаты, приняло на себя определенные публично-правовые обязательства по его социальной поддержке, и произвольный отказ от таких обязательств недопустим, что соответствует позиции Конституционного и Верховного Судов РФ.

Единственным основанием снятия Стец В.С. с учета, явилось то, что он родился после 01 января 1992 года, исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, суд приходит к выводу, что снимая Стец В.С. с учета, ответчик лишил последнего возможности получения субсидии без какого-либо недобросовестного поведения с его стороны.

Доводы представителя ответчика о том, что одним из условий реализации гражданином, являющимся инвалидом с детства, права на получение жилищной субсидии, предусмотренной Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ, является рождение (прибытие) в районы Крайнего Севера не позднее 01 января 1992 года, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения иска, суд признает несостоятельными, поскольку они основаны на неправильном толковании положений закона так как, спорные правоотношения возникли до внесения изменений в статью 1 указанного закона, с заявлением о постановке на учет Стец В.С. обратился ДД.ММ.ГГГГ, на дату подачи заявления и постановки его на учет он соответствовал требованиям, предъявляемым к категории граждан инвалид с детства (родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, вместе с тем, постоянным местом жительства его матери ФИО6, в том числе и на дату рождения Стец В.С., являлась местность, приравненная к районам Крайнего Севера – <адрес>, что установлено решением Гайнского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, у истца отсутствует жилье в других регионах Российской Федерации, заявитель непрерывно проживает на территории Гайнского муниципального округа Пермского края, который относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера, более пятнадцати календарных лет).

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении искового заявления истца к администрации Гайнского муниципального округа Пермского края о возложении обязанности восстановить на учете в списках граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в категории инвалиды, имеющих право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья с даты первоначальной постановки на учет.

Руководствуясь ст. ст. 194, 196 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковое заявление Стец Владислава Сергеевича к администрации Гайнского муниципального округа Пермского края о возложении обязанности восстановить на учете в списках граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в категории инвалиды, имеющих право на получение жилищной субсидии с даты первоначальной постановки на учет, удовлетворить.

Обязать администрацию Гайнского муниципального округа Пермского края восстановить Стец Владислава Сергеевича на учете в списках граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение жилищных субсидий, выделяемых за счет средств Федерального бюджета на приобретение жилья в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в категории "инвалиды 1 и 2 группы, инвалиды с детства" с даты первоначальной постановки на учет – ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Гайнский районный суд Пермского края в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 05 декабря 2022 года.

Судья (подпись)

Копия верна

Судья                                                              Н.П. Грибанова

2-257/2022 ~ М-274/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Стец Владислав Сергеевич
Ответчики
Администрация Гайнского МО
Другие
Министерство строительства Пермского края
Суд
Гайнский районный суд Пермского края
Судья
Грибанова Наталья Петровна
Дело на странице суда
gaynsky--perm.sudrf.ru
07.11.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.11.2022Передача материалов судье
08.11.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.11.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.11.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.12.2022Судебное заседание
05.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.01.2023Дело оформлено
10.01.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее