№ 2-121 /2024 г.
УИД: 44RS0006-01-2023-000620-37
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 марта 2024 года п. Островское
Островский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Белоглазова В.С., с участием представителя ответчика Мухачева А.Г.,
при секретаре Мазиной И.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области к Местной религиозной организацией Православный приход храма святого праведного Иоанна Кронштадтского п.Островское Галичской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) о понуждении к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия,
установил:
Инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области обратилась в суд с иском к Религиозной организации «Галичская Епархия Русской Православной церкви (Московский Патриархат)» о понуждении проведения работ по сохранения объекта культурного наследия, мотивировав свои требования тем, что в соответствии с постановлением главы администрации Костромской области от 30.12.1993 № 598 «Об объявлении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры» «Ансамбль», 1971 г., расположенный по <адрес>, является объектом культурного наследия регионального значения.
В состав Ансамбля входят два объекта культурного наследия регионального значения «Троицкая церковь, 1791 г.» и «Колокольня, 1791 г.». Приказом Минкультуры России от 06.11.2015 № 14171-р Ансамбль зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия и ему присвоен регистрационный №.
В связи с поступлением информации о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, на основании п.1 ч.1 ст.57 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» начальником инспекции выдано задание на проведение контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом от 07.03.2023 № 01/Ф\0-02/23.
Актом контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом от 09.03.2023 № 01/Ф/0-02/23 установлено, что объекты культурного наследия, входящие в состав Ансамбля, требуют проведения работ по их сохранению. Перечень работ необходимо установить лицензированной организацией после проведения комплексных научных исследований.
В соответствии с положениями п.3 ст.27 Федерального закона от 25.06.2002 № 73- ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», ст.210 ГК РФ, собственник принимает на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия, которые являются ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект.
До настоящего времени заданий и разрешений на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия не выдавалось, проектная документация на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия не согласовывалась, заявлений о предоставлении соответствующих государственных услуг не поступало.
Инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области просит суд обязать юридическое лицо - Религиозную организацию «Галичская Епархия Русской Православной церкви (Московский Патриархат)» исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре.
Религиозная организация «Галичская Епархия Русской Православной церкви (Московский Патриархат)» направила в суд отзыв в котором указала, что здание Феодоровской церкви с кадастровым № (Церковь Федоровской Богоматери, 1822г.Троицкая церковь, 1791г. зарегистрированная в ЕГРОНК за №) и здание колокольни с кадастровым № (Колокольня, 1791 г., зарегистрированная в ЕГРОНК за №) поставлены под государственную охрану как объекты культурного наследия регионального назначения Постановлением главы администрации Костромской области от 30.12.1993 № 598 «Об объявлении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры», входящие в комплекс памятника истории и культуры «Ансамбль, 1791г., Церковь Федоровской Богоматери. Комплекс, кон. XVIII - 1-я четв. XIX в.» (зарегистрированного в ЕГРОНК за №) обременены обязанностью по выполнению требований, установленных Федеральным законом от 25.06.2002 №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
ДД.ММ.ГГГГ между Религиозной организацией Костромская Епархия Русской Православной Церкви в лице епархиального архиерея митрополита Костромского и Нерехтского Ферапонта (Кашина Дмитрия Витольдовича), действующего на основании Устава и Местной религиозной организацией Православный приход храма святого праведного Иоанна Кронштадтского п. Островское Галичской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) (ОГРН 1024400006223) в лице настоятеля протоиерея А.Г. Мухачёва, действующего на основании Устава заключен договор пожертвования.
По условиям договора Местной религиозной организацией Православный приход храма святого праведного Иоанна Кронштадтского п. Островское Галичской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) (ОГРН 1024400006223) переданы в качестве пожертвования на уставные цели следующие объекты недвижимости: земельный участок с кадастровым № категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под зданием Феодоровской церкви и колокольни, площадью 2386,27 кв.м, расположенный по <адрес>; здание Феодоровской церкви с кадастровым №, назначение: нежилое, площадью 592,8 кв.м., количество этажей: 2, расположенное па <адрес>; здание Колокольни с кадастровым №, назначение нежилое, площадью 102 кв.м., количество этажей: 2, расположенное по <адрес>.
В связи с информацией указанной в данном отзыве определением Галичского районного суда Костромской области от 08.11.2023 г. произведена замена ненадлежащего ответчика Религиозной организации «Галичская Епархия Русской Православной церкви (Московский Патриархат) надлежащим – Местной религиозной организацией Православный приход храма святого праведного Иоанна Кронштадтского п.Островское Галичской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат).
Дело передано по подсудности в Островский районный суд.
В судебное заседание представитель Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области не явился, просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель ответчика - Местной религиозной организацией Православный приход храма святого праведного Иоанна Кронштадтского п.Островское Галичской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Мухачев А.Г. в судебном заседании исковые требования признал, сообщил, что они готовы к проведению необходимых работ. Также пояснил, что сохранившееся здание фактически является зданием Федоровской, а не Троицкой церкви.
Выслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 44 Конституции РФ каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
В силу пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия являются Особым видом имущества, к которому требования гражданского законодательства применяются с учетом особенностей, установленных указанным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В силу ч. 1 ст. 40 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ, сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Согласно ч. 1 ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ, работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания по проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия и при условии осуществления указанным органом контроля (надзора) за проведением работ.
При содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен (ч. 1 ст. 47.3 названного Федерального закона).
Из материалов дела следует, что в состав Ансамбля входят два объекта культурного наследия регионального значения «Троицкая церковь, 1791 г.» и «Колокольня, 1791 г.». Приказом Минкультуры России от 06.11.2015 № 14171-р Ансамбль зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия и ему присвоен регистрационный №.
В связи с поступлением информации о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, на основании п.1 ч.1 ст.57 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» начальником инспекции выдано задание на проведение контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом от 07.03.2023 № 01/Ф\0-02/23.
Протоколом осмотра от 09.03.2023 установлено, что Троицкая церковь имеет руинированное состояние; кровля, стропильная система, перекрытия отсутствуют; главки утрачены; сохранилась часть стен четверика и трапезной; наблюдается разрушение кирпичной кладки (повсеместная деструкция, вывалы кирпичей, разнохарактерные трещины, в том числе с раскрытием); оконные и дверные заполнения отсутствуют; системы инженерного обеспечения (электроснабжение, теплоснабжение, водоснабжение) отсутствуют. Колокольня - столпообразная, кирпичная, представляет собой четверик, переходящий в восьмерик и завершающийся шатром с главкой. Состояние неудовлетворительное; кровельное покрытие отсутствует; главки утрачены; стены - кирпичные; наблюдается деструкция кирпичной кладки, вывалы кирпичей, разнохарактерные трещины, в том числе с раскрытием; арочные проемы (входы) - деревянные полотна. Доступ на территорию объекта свободный, во внутренние помещения Троицкой церкви также свободный, во внутренние помещения Колокольни - отсутствует. Ограждение территории отсутствует. Информационные надписи не установлены.
Актом контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом от 09.03.2023 № 01/Ф/0-02/23 установлено, что объекты культурного наследия«Троицкая церковь, 1791 г.» и «Колокольня, 1791 г.», входящие в состав Ансамбля, требуют проведения работ по их сохранению. Перечень работ необходимо установить лицензированной организацией после проведения комплексных научных исследований.
В соответствии с положениями п.3 ст.27 Федерального закона от 25.06.2002 № 73- ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», ст.210 ГК РФ, собственник принимает на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия, которые являются ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект.
До настоящего времени заданий и разрешений на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия не выдавалось, проектная документация на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия не согласовывалась, заявлений о предоставлении соответствующих государственных услуг не поступало.
Объекты культурного наследия, входящие в Ансамбль, требуют принятия безотлагательных мер по его сохранению.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно подп. 3 п. 3 ст. 47.2 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия обязан организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 45 данного Федерального закона.
В силу ст. 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия в целях поддержания его в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния собственник обязан осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
В соответствии со ст. 47.1 Федерального закона N 73-ФЗ ограничениями (обременениями) права собственности, других вещных прав, а также иных имущественных прав на объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия, устанавливаемыми в целях обеспечения сохранности указанных объектов, обеспечения доступа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства к объектам культурного наследия, включенным в реестр, являются установленные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, а также требования, установленные охранным обязательством в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 47.6 настоящего Федерального закона.
Таким образом, собственник принимает на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия, которые являются ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываются в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия.
Статьей 27 Закона N 73-ФЗ установлено, что на объектах культурного наследия, включенного в реестр, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия.
Обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия, согласно требованиям действующего законодательства, возлагается на собственника или иного законного владельца такого объекта культурного наследия.
Однако эти требования ответчиком выполнены не были.
Таким образом, в рамках рассмотрения спора установлено, что ответчиком выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия до настоящего времени не организовано. Доказательств, свидетельствующих о проведении строительных работ в полном объеме и в соответствии с требованиями действующего законодательства суду не представлено.
Статьей 7 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ гражданам Российской Федерации гарантируется обеспечение сохранности объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Одной из особенностей использования объекта культурного наследия является обременение пользователя таким объектом обязательствами по его сохранению.
Исходя из совокупности норм права, закрепленных в Гражданском кодексе Российской Федерации и в Федеральном законе N 73-ФЗ, правомочия пользователя обременены его обязанностью провести работы по сохранению объекта культурного наследия.
Учитывая, что ответчиком до настоящего времени в полном объеме работы по сохранению объекта культурного наследия не проведены, что может привести к его утрате, суд считает требования истца в отношении ответчика подлежащими удовлетворению, установленный срок истцом для проведения заявленных мероприятий является обоснованным и достаточным для их проведения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области к Местной религиозной организацией Православный приход храма святого праведного Иоанна Кронштадтского п. Островское Галичской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) - удовлетворить.
Обязать Местную религиозную организацию Православный приход храма святого праведного Иоанна Кронштадтского п. Островское Галичской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре, а именно:
организовать выполнение противоаварийных и консервационных работ на объектах культурного наследия регионального значения «Троицкая церковь, 1791 г.» и «Колокольня, 1791 г.», входящих в состав объекта культурного наследия «Ансамбль», 1791 г., расположенного по <адрес>, в срок до 30 ноября 2026 г.;
организовать разработку и согласование в установленном законодательством порядке проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия регионального значения «Троицкая церковь, 1791 г.» и «Колокольня, 1791 г.», входящих в состав объекта культурного наследия «Ансамбль», 1791 г., расположенного по <адрес>, в срок до 30 ноября 2028 г.;
организовать выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия регионального значения «Троицкая церковь, 1791 г.» и «Колокольня, 1791 г.», входящих в состав объекта культурного наследия «Ансамбль», 1791 г., расположенного по <адрес>, в соответствии с согласованной проектной документацией, а также сдать работы по акту приемки выполненных работ в срок до 30 ноября 2030 г.;
установить информационные надписи на объекты культурного наследия регионального значения «Троицкая церковь, 1791 г.» и «Колокольня, 1791 г.», расположенные по <адрес>, в срок до 30 ноября 2026 г.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Костромского областного суда через Островский районный суд в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме.
Председательствующий
Судья- В.С.Белоглазов