Дело № 13а-153/2022
УИД: 18RS0024-01-2019-000981-41
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о предоставлении отсрочки исполнения судебного решения
21 апреля 2022 года с. Каракулино
Сарапульский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Шарова Р.М.,
при ведении протокола секретарём судебного заседания Галичаниной Т.Р.,
с участием помощника прокурора Каракулинского района УР – Тюлькина И.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Администрации муниципального образования "Муниципальный округ Каракулинский район Удмуртской Республики" об отсрочке исполнения решения суда,
установил:
Администрация муниципального образования «Муниципальный округ Каракулинский район Удмуртской Республики» обратилась в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения Сарапульского районного суда УР от 12.12.2019 года по административному делу №2а-826/2019. Требования мотивированы тем, что решением суда удовлетворены исковые требования прокурора Каракулинского района УР в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования "Пинязьское" о понуждении к выполнению мероприятий по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Пинязьское». Суд обязал Администрацию муниципального образования «Пинязьское» организовать накопление и сбор твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Пинязьское» путем установки контейнерных площадок для сбора мусора и их обустройства в соответствии с требованиями действующего законодательства на территории муниципального образования «Пинязьское» в течение двух лет с момента вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с Законом Удмуртской Республики от 27 мая 2021 года № 54-РЗ «О преобразовании муниципальных образований, образованных на территории Каракулинского района Удмуртской Республики, и наделении вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа», решением Совета депутатов муниципального образования "Муниципальный округ Каракулинский район Удмуртской Республики" от 14.12.2021 года №5/7-21 "Об учреждении Администрации муниципального образования "Муниципальный округ Каракулинский район Удмуртской Республики" Администрация муниципального образования "Муниципальный округ Каракулинский район Удмуртской Республики" является правопреемником Администрации муниципального образования " Пинязьское ". За прошедший период времени на территории д. Пинязь установлено и обустроено 3 контейнерные площадки для сбора мусора, но потребность в контейнерных площадках еще сохраняется. В марте 2022 года администрацией муниципального образования "Муниципальный округ Каракулинский район Удмуртской Республики" в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики направлена заявка на финансирование работ по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в рамках реализации государственной программы Удмуртской Республики "Окружающая среда и природные ресурсы". В связи с тем, что бюджет муниципального образования является дотационным и реальной возможности исполнить решение суда в установленные сроки не имеется, Администрация муниципального образования "Муниципальный округ Каракулинский район Удмуртской Республики" просит предоставить отсрочку исполнения судебного решения на срок до 31.12.2023 года.
Представитель должника Администрации муниципального образования "Муниципальный округ Каракулинский район Удмуртской Республики" надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Помощник прокурора в судебном заседании не возражал против предоставления отсрочки исполнения решения суда до 01.07.2023 года.
Судебный пристав – исполнитель ОСП по Сарапульскому и Каракулинскому районам, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Выслушав помощника прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 358 КАС РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд, выдавший исполнительный документ, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Исходя из содержания вышеприведенной нормы закона, суд вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, вступившего в законную силу, на основании заявления заинтересованного лица, при наличии обстоятельств, затрудняющих его исполнение в установленные законом сроки. Такими обстоятельствами могут являться заболевание должника или взыскателя, их временное отсутствие в месте исполнения решения суда, внезапно возникшие материальные затруднения, сложные семейные обстоятельства и т.д.
В любом случае, указанные обстоятельства должны быть временными, а предоставляемая судом отсрочка либо рассрочка исполнения решения суда должна быть разумной и соответствовать ценности защищаемого права, поскольку в противном случае юридическая значимость судебного постановления обесценивается, а права взыскателя нарушаются.
Конституция Российской Федерации гарантирует государственную, в том числе судебную защиту прав и свобод человека и гражданина (часть 1 статьи 45, часть 1 статьи 46).
В соответствии с ч. 1 ст. 16 КАС РФ, вступившие в законную силу судебные акты (решения, судебные приказы, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
При этом защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт своевременно не исполняется, поскольку законодателем гарантировано право взыскателя на скорейшее исполнение решения суда.
Как указано выше, при наличии обстоятельств, препятствующих совершению исполнительных действий, судебный пристав-исполнитель, а также сами стороны вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда.
Ни Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, ни Федеральный закон «Об исполнительном производстве» не содержат перечень оснований для отсрочки исполнения судебного акта, а лишь устанавливают критерии их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае определять необходимость предоставления отсрочки с учетом интересов, как должника, так и взыскателя. Данные обстоятельства должны носить исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. В противном случае рассрочка исполнения судебного акта может стать инструментом затягивания его реального исполнения, что будет противоречить общим целям правосудия. Вопрос о наличии указанных обстоятельств оценивается судом и решается в каждом конкретном случае с учетом ч. 4 ст. 15, ч. 3 ст. 17, ч. ч. 1 и 2 ст. 19, ч. ч. 1 и 3 ст. 55 Конституции РФ, а также исходя из общеправового принципа справедливости.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении N 5 от 10 октября 2003 года «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» в пункте 12 разъяснил, что при осуществлении судопроизводства суды должны принимать во внимание, что в силу пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на судебное разбирательство в разумные сроки. При исчислении указанных сроков по уголовным делам судебное разбирательство охватывает как процедуру предварительного следствия, так и непосредственно процедуру судебного разбирательства. Согласно правовым позициям, выработанным Европейским Судом по правам человека, сроки начинают исчисляться со времени, когда лицу предъявлено обвинение или это лицо задержано, заключено под стражу, применены иные меры процессуального принуждения, а заканчиваются в момент, когда приговор вступил в законную силу или уголовное дело либо уголовное преследование прекращено. Сроки судебного разбирательства по гражданским делам в смысле пункта 1 статьи 6 Конвенции начинают исчисляться со времени поступления искового заявления, а заканчиваются в момент исполнения судебного акта. Таким образом, по смыслу статьи 6 Конвенции исполнение судебного решения рассматривается как составляющая «судебного разбирательства». С учетом этого при рассмотрении вопросов об отсрочке, рассрочке, изменении способа и порядка исполнения судебных решений, а также при рассмотрении жалоб на действия судебных приставов-исполнителей суды должны принимать во внимание необходимость соблюдения требований Конвенции об исполнении судебных решений в разумные сроки.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ №104-О от 18 апреля 2006 года, основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Конституционным Судом РФ также указано на то, что исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
Решением Сарапульского районного суда от 12.12.2019 года удовлетворены административные исковые требования прокурора Каракулинского района Удмуртской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Пинязьское» о понуждении к выполнению мероприятий по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Пинязьское».
Суд обязал Администрацию муниципального образования «Пинязьское» организовать накопление и сбор твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Пинязьское» путем установки контейнерных площадок для сбора мусора и их обустройства в соответствии с требованиями действующего законодательства на территории муниципального образования «Пинязьское» в течение двух лет с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение вступило в законную силу 14.01.2020 года.
Определением Сарапульского районного суда УР от 21.04.2022 года произведена замена должника Администрации муниципального образования «Пинязьское» на правопреемника – Администрацию муниципального образования «Муниципальный округ Каракулинский район Удмуртской Республики».
До настоящего времени решение суда не исполнено. Администрация муниципального образования «Муниципальный округ Каракулинский район Удмуртской Республики» обратилась с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения судебного решения до 31.12.2023 года.
В обоснование заявления об отсрочке исполнения решения суда представлена заявка Главы муниципального образования «Муниципальный округ Каракулинский район Удмуртской Республики» от 03.03.2022 года на предоставление бюджету муниципального образования «Муниципальный округ Каракулинский район Удмуртской Республики» субсидии из бюджета Удмуртской Республики в целях реализации государственной программы Удмуртской Республики «Окружающая среда и природные ресурсы» на 2022 год на выполнение работ по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов для размещения контейнеров, бункеров в количестве 30 штук. Заявка направлена в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды УР 03.03.2022 года.
Таким образом, из представленных документов следует, что меры для исполнения решения суда должником принимаются, дальнейшая реализация решения суда требует определенного времени.
Учитывая, что возможность исполнить решение суда в полном объеме в настоящее время у Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Каракулинский район Удмуртской Республики» отсутствует, вместе с тем меры, направленные на исполнение решения суда принимаются, то имеются основания для предоставления отсрочки исполнения судебного решения. Однако, учитывая мнение взыскателя, а также то, что длительное предоставление отсрочки может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц, в чьих интересах был подан иск взыскателем, суд считает необходимым, определить срок предоставления отсрочки до 01.07.2023 года. В оставшейся части в удовлетворении заявления надлежит отказать.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 358 КАС РФ,
определил:
Заявление Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Каракулинский район Удмуртской Республики» о предоставлении отсрочки исполнения решения Сарапульского районного суда Удмуртской Республики от 12 декабря 2019 года по административному делу № 2а-826/2019 удовлетворить частично.
Предоставить Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Каракулинский район Удмуртской Республики» отсрочку исполнения решения Сарапульского районного суда Удмуртской Республики от 12 декабря 2019 года по административному делу № 2а-826/2019 до 01 июля 2023 года.
В удовлетворении заявления Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Каракулинский район Удмуртской Республики» о предоставлении отсрочки исполнения решения Сарапульского районного суда Удмуртской Республики от 12 декабря 2019 года по административному делу № 2а-826/2019 в оставшейся части отказать.
На определение в течение 15 дней может быть подана частная жалоба в Верховный суд Удмуртской Республики.
Частная жалоба подается через Сарапульский районный суд УР.
Судья Р.М.Шаров