2-1060/2023
24RS0033-01-2023-000363-71
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 мая 2023 г. г.Лесосибирск
Лесосибирский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Пудовкиной Е.А.,
при секретаре Мазярчук М.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства лесного хозяйства Красноярского края к Обществу с ограниченной ответственностью «ПромЛесоЭкспорт» о возложении обязанности устранить нарушения требований лесного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Министерство лесного хозяйства Красноярского края (далее – Министерство) обратилось в суд с иском к ООО «ПромЛесоЭкспорт» о возложении обязанности устранить нарушения требований лесного законодательства.
Требования мотивированы тем, что 15 сентября 2015 года между Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края и ООО «ПромЛесоЭкспорт» заключен договор аренды лесных участков №-з, в соответствии с которым Обществом во временное пользование принят лесной участок площадью 19 217 га, расположенный КГБУ «Казачинское лесничество», Язаевское участковое лесничество, в кварталах №, для заготовки древесины.
К договору аренды лесного участка разработан проект освоения лесов, а также изменения в проект освоения лесов (экспертное заключение № 1027, утвержденное приказом министерства лесного хозяйства Красноярского края от 15 ноября 2018 года №). в 2020 году в проект освоения лесов внесены изменения (экспертное заключение №, утвержденное приказом министерства лесного хозяйства Красноярского края от 01 декабря 2020 года №).
ООО «ПромЛесоЭкспорт» не выполнило в 2021 году мероприятие по уходу за лесами в молодняках (рубки осветления, прочистки) в объеме 23,6 га.
Истец просит обязать ответчика в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести на территории государственного лесного фонда Казачинского лесничества рубки ухода за лесами в виде прочистки на площади 20,7 га за 2021 год в соответствии с проектом освоения лесов к договору аренды лесного участка от 15 сентября 2015 года №-з.
Истец Министерство лесного хозяйства Красноярского края о дате, времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом. В судебное заседание представитель истца – Максименко И.С., действующий на основании доверенности № от 22 сентября 2022 года, не явился.
Представитель ответчика ООО «ПромЛесоЭкспорт» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил.
Представитель третьего лиц КГБУ «Казачинское лесничество» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации злоупотребление правом не допускается. Согласно ч.1 ст.35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Кроме того, по смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.
С учетом изложенного, ввиду отсутствия ходатайств участников производства по делу об отложении судебного заседания в силу каких-либо объективных причин, полагая, что ответчик, не приняв мер к явке в судебное заседание, определил для себя порядок защиты своих процессуальных прав, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о дате, времени и месте судебного заседания.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В Российской Федерации гарантируется право каждого на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции Российской Федерации).
Согласно ст. 1 Лесного кодекса РФ Лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на следующих принципах, в том числе сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения.
В силу ч. 2 ст. 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом, если иное не установлено Лесным кодексом, другими федеральными законами.
Основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов согласно ч. 1 ст. 23 Лесного кодекса Российской Федерации являются лесничества, а также участковые лесничества, которые могут создаваться в составе лесничеств.
Ст. 5 Лесного кодекса РФ говорит о том, что использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
В соответствии со ст. 24 Лесного кодекса РФ Использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
Согласно ст. 9 Лесного кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, право безвозмездного пользования таким лесным участком, а также право аренды такого лесного участка возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии со статьей 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса РФ.
Согласно статье 12 Лесного кодекса РФ освоение лесов освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесного комплекса, с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.
При освоении лесов в обязательном порядке осуществляется проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Согласно статье 64 Лесного кодекса РФ уход за лесами представляет собой осуществление мероприятий, направленных на повышение продуктивности лесов, сохранение их полезных функций (рубка части деревьев, кустарников, агролесомелиоративные и иные мероприятия).
Уход за лесами осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Правила ухода за лесами устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, так приказом Минприроды России от 30.07.2020 № 534 утверждены Правила ухода за лесами (далее - Правила ухода за лесами).
В соответствии с пунктом 3 Правил уход за лесами осуществляется в соответствии с Правилами в объемах по видам мероприятий, указанных в лесных планах субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентах лесничеств, в проектах освоения лесов. Уход за лесами осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Пунктом 6 Правил ухода за лесами установлено, что к мероприятиям по уходу за лесами относятся рубки, проводимые в целях ухода за лесными насаждениями; агролесомелиоративные мероприятия; иные мероприятия, в том числе обновление лесных насаждений; переформирование лесных насаждений; реконструкция лесных насаждений; лесоводственно-лесозащитный уход за лесами; уход за лесовозобновлением, подростом и другими ценными компонентами насаждений (объектами ухода); рекреационно-ландшафтный уход за лесами; вспомогательные виды ухода за лесами; особые виды ухода за лесами.
Согласно пункту 11 Правил ухода за лесами уход за лесами должен осуществляться на основании проекта освоения лесов, в соответствии с проектом ухода за лесами, который составляется лицом, осуществляющим такие рубки.
В соответствии с пунктом 41 Правил ухода за лесами агролесомелиоративные мероприятия осуществляются путем создания и восстановления защитных лесных насаждений, их реконструкции и направленного формирования, омолаживания кустарников, содействия естественному возобновлению лесных растений, ухода за подростом, закрепления подвижных песков, облесения деградированных земель и подверженных эрозии почв.
Пунктом 44 Правил ухода за лесами установлено, что мероприятия по обновлению насаждений (рубка обновления и дополняющие ее мероприятия) осуществляются с содействием естественному лесовосстановлению или с посадкой целевых древесных пород з спелых и перестойных лесных насаждениях, утрачивающих полезные функции, либо в ослабленных, теряющих устойчивость, жизнеспособность приспевающих лесных насаждениях.
Согласно пункту 2 Правил ухода за лесами в соответствии со статьей 64 Лесного кодекса уход за лесами представляет собой осуществление мероприятий, направленных на повышение продуктивности лесов, сохранение их полезных функций (рубка части деревьев, кустарников, агролесомелиоративные и иные мероприятия).
Подпунктом «б» пункта 10 Правил ухода за лесами установлено, что рубки прочистки направленных на регулирование густоты лесных насаждений и улучшение условий роста деревьев целевой или целевых древесных пород, а также на продолжение формирования породного и качественного состава молодняков.
Распоряжением Правительства Красноярского края от 13 июля 2016 года № 560-р образовано Министерство лесного хозяйства Красноярского кая, действующее на основании Положения о министерстве лесного хозяйства Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 26 июля 2016 года № 374-п.
Министерство является органом исполнительной власти Красноярского края, который на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, Устава Красноярского края, законов Красноярского края, правовых актов Губернатора Красноярского края и Правительства Красноярского края осуществляет надзор (контроль) в области лесных отношений.
Согласно п. 2.3 Положения Министерство обеспечивает соблюдение лесного законодательства.
Министерство лесного хозяйства Красноярского края, обращаясь в суд с настоящим иском, выступает в пределах предоставленных учреждению полномочий по реализации своих функций.
Материалами дела подтверждается, что деятельность ответчика ООО «ПромЛесоЭкспорт» связана, в том числе с заготовкой и переработкой древесины, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.
Общество осуществляет лесопользование на лесных участках, в том числе Язаевское участковое лесничество КГБУ 2Казачинское лесничество», в соответствии с договором аренды лесных участков №-з от 15 сентября 2015 года, заключенным на 49 лет с Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края (л.д. 36-45).
К договору аренды лесного участка разработан проект освоения лесов, а также изменения в проект освоения лесов (экспертное заключение №, утвержденное приказом министерства лесного хозяйства Красноярского края от 15 ноября 2018 года №). в 2020 году в проект освоения лесов внесены изменения (экспертное заключение №, утвержденное приказом министерства лесного хозяйства Красноярского края от 01 декабря 2020 года №).
ООО «ПромЛесоЭкспорт» в 2021 году не выполнило мероприятия по уходу за лесами в молодняках (рубки осветления, прочистки) в объеме 23.6 га, чем совершило нарушение требований природоохранного (лесного) законодательства.
Выявленные в действиях ООО «ПромЛесоЭкспорт» нарушения влекут угрозу причинения вреда объектам животного и растительного мира, окружающей среде, может повлечь неблагоприятные последствия для окружающей среды, жизни и здоровья населения.
Характер допущенного нарушения, значимость выдвигаемых законодательством требований, которые лесопользователем длительное время не исполнялись, свидетельствуют о явном пренебрежительном отношении к исполнению своих обязанностей.
Установленные правила осуществления лесопользования предусматривают обязанность по уходу за лесами в объемах по видам мероприятий, указанных в лесных планах субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентах лесничеств, в соответствии с проектами освоения лесов.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принципа равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательств невозможности соблюдения ответчиком Правил ухода за лесами в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, ответчиком не представлено.
Исследовав материалы дела, суд полагает установленным факт ненадлежащего выполнения Обществом в 2021 году на арендованном лесном участке мероприятий по уходу за лесами, в связи с чем приходит к выводу о наличии оснований для понуждения ответчика к выполнению соответствующих мероприятий в рамках исполнения им своих обязательств по договору, не находит оснований для отказа в удовлетворении исковых требований Министерства в этой части.
С учетом специфики необходимых мер, а также климатических и природных условий, суд считает, что срок, в пределах которого истец просит предоставить ответчику для исполнения решения суда (шесть месяцев с момента вступления решения суда в законную силу) является разумным и полагает возможным установить именно такой срок.
Часть 1 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
На основании абз. 3 п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера государственная пошлина для юридических лиц составляет 6 000 руб.
Таким образом, с учетом изложенных норм права, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 руб.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования Министерства лесного хозяйства Красноярского края к Обществу с ограниченной ответственностью «ПромЛесоЭкспорт» о возложении обязанности устранить нарушения требований лесного законодательства удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «ПромЛесоЭкспорт» произвести рубки ухода за лесами в виде прочистки на площади 20,7 га государственного лесного фонда Казачинского лесничества, за 2021 год, в соответствии с проектом освоения лесов к договору аренды лесного участка от 15 сентября 2015 года №-з, в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «ПромЛесоЭкспорт» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Апелляционная жалоба подается в Красноярский краевой суд через Лесосибирский городской суд Красноярского края.
Судья Е.А. Пудовкина
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ