31RS0002-01-2023-004968-43
№ 2-3942/2023
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Белгород 14.12.2023
Белгородский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Тюфановой И.В.,
при секретаре судебного заседания Тимашовой М.А.,
с участием старшего помощника прокурора Белгородского района Бушковой Ю.С., представителя администрации городского поселения «Поселок Октябрьский» муниципального района «Белгородский район» Белгородской области и администрации Белгородского района – Пересыпкина Д.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам прокурора Белгородского района к администрации городского поселения «Поселок Октябрьский» муниципального района «Белгородский район» Белгородской области о возложении обязанности по проведению паспортизации автомобильных дорог,
У С Т А Н О В И Л:
прокурор Белгородского района обратился в суд с исками (соединенными в одно производство) в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения «Поселок Октябрьский» муниципального района «Белгородский район» Белгородской области о возложении обязанности по проведению в срок до 01.06.2024 паспортизации автомобильных дорог:
- автомобильной дороги по ул. Белинского (Белгородский район, п. Октябрьский) протяженностью 1,026 км (идентификационный номер 14-210-560-ОП-МП-024),
- автомобильной дороги по ул. А.Невского (Белгородский район, п. Октябрьский) протяженностью 0,8 км (идентификационный номер 14-210-560-ОП-МП-023),
- автомобильной дороги по ул. Гагарина (Белгородский район, п. Октябрьский) протяженностью 0,411 км (идентификационный номер 14-210-560-ОП-МП-020),
- автомобильной дороги по ул. Пролетарская- ул. Ватутина (Белгородский район, п. Октябрьский) протяженностью 0,1 км (идентификационный номер 14-210-560-ОП-МП-075),
- автомобильной дороги по ул. Жукова (Белгородский район, п. Октябрьский) протяженностью 0,245 км (идентификационный номер 14-210-560-ОП-МП-065),
- автомобильной дороги по ул. Вишнева- ул. Криничная (Белгородский район, п. Октябрьский) протяженностью 0,243 км (идентификационный номер 14-210-560-ОП-МП-056),
- автомобильной дороги по ул. Октябрьская (Белгородский район, п. Октябрьский) протяженностью 0,393 км (идентификационный номер 14-210-560-ОП-МП-046),
- автомобильной дороги по ул. Чапаева (Белгородский район, п. Октябрьский) протяженностью 0,248 км (идентификационный номер 14-210-560-ОП-МП-053),
- автомобильной дороги по ул. Матросова (Белгородский район, п. Октябрьский) протяженностью 1,673 и 0,400 км (идентификационный номер 14-210-560-ОП-МП-028),
- автомобильной дороги по ул. Первомайская (Белгородский район, п. Октябрьский) протяженностью 0,288 км (идентификационный номер 14-210-560-ОП-МП-030),
- автомобильной дороги по ул. Свердлова (Белгородский район, п. Октябрьский) протяженностью 0,558 км (идентификационный номер 14-210-560-ОП-МП-032),
- автомобильной дороги по ул. Горького (Белгородский район, п. Октябрьский) протяженностью 0,188 км (идентификационный номер 14-210-560-ОП-МП-036).
В обоснование исков указано на то, что при проведении прокурорской проверки выявлено нарушение ответчиком требований Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», приказа Минтранспорта РФ №402 от 16.11.2012 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог».
В судебном заседании истец поддержал заявленные требования по изложенным в исках основаниям, представитель ответчика и третьего лица возражал против удовлетворения иска.
Исследовав и оценив представленные доказательства, суд признает заявленные требования обоснованными.
Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий (статьи. 1, 2 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
В силу статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с частью 8 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (часть 9 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ).
В соответствии с частью 11 статьи 5 закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
Согласно части 4 статьи 17 указанного Федерального закона в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.
В соответствии с Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Минтранса России от 16.11.2012 № 402, классификация дорог по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог распространяется на автомобильные дороги, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 1). В состав работ по содержанию автомобильных дорог входят, в том числе, паспортизация автомобильных дорог, оценка их технического состояния (подпункты 4, 5 пункта 9).
Присвоение категорий автомобильным дорогам регламентировано Правилами классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28.09.2009 №767.
Согласно пункту 6 названных Правил классификация и отнесение автомобильной дороги к категории автомобильной дороги осуществляется по результатам оценки технического состояния автомобильной дороги, проводимой в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации, в отношении автомобильной дороги местного значения - органом местного самоуправления.
В силу требований Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного приказом Минтранса России от 07.08.2020 №288, состав и периодичность работ по определению владельцами автомобильных дорог соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги требованиям технических регламентов (пункт 1). Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации (пункт 2).
Согласно части 5 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения относится, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, в силу требований части 6 статьи 13 Закона относится к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 9 раздела IV приказа Минтранса Российской Федерации от 16.11.2012 № 402 «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» в состав работ по содержанию входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.
Как следует из материалов дела, распоряжением главы администрации Белгородского района Белгородской области № 85 от 19.04.2023 утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории муниципального района.
Автомобильные дороги по ул. Белинского (Белгородский район, п. Октябрьский) протяженностью 1,026 км (идентификационный номер 14-210-560-ОП-МП-024), по ул. А.Невского (Белгородский район, п. Октябрьский) протяженностью 0,8 км (идентификационный номер 14-210-560-ОП-МП-023), по ул. Гагарина (Белгородский район, п. Октябрьский) протяженностью 0,411 км (идентификационный номер 14-210-560-ОП-МП-020), по ул. Пролетарская- ул. Ватутина (Белгородский район, п. Октябрьский) протяженностью 0,1 км (идентификационный номер 14-210-560-ОП-МП-075), по ул. Жукова (Белгородский район, п. Октябрьский) протяженностью 0,245 км (идентификационный номер 14-210-560-ОП-МП-065), по ул. Вишнева- ул. Криничная (Белгородский район, п. Октябрьский) протяженностью 0,243 км (идентификационный номер 14-210-560-ОП-МП-056), по ул. Октябрьская (Белгородский район, п. Октябрьский) протяженностью 0,393 км (идентификационный номер 14-210-560-ОП-МП-046), по ул. Чапаева (Белгородский район, п. Октябрьский) протяженностью 0,248 км (идентификационный номер 14-210-560-ОП-МП-053), по ул. Матросова (Белгородский район, п. Октябрьский) протяженностью 1,673 и 0,400 км (идентификационный номер 14-210-560-ОП-МП-028), по ул. Первомайская (Белгородский район, п. Октябрьский) протяженностью 0,288 км (идентификационный номер 14-210-560-ОП-МП-030), по ул. Свердлова (Белгородский район, п. Октябрьский) протяженностью 0,558 км (идентификационный номер 14-210-560-ОП-МП-032), по ул. Горького (Белгородский район, п. Октябрьский) протяженностью 0,188 км (идентификационный номер 14-210-560-ОП-МП-036) являются дорогами общего пользования местного значения городского поселения «Поселок Октябрьский» муниципального района «Белгородский район» Белгородской области, находятся в собственности муниципального образования и относятся к IV, V категориям.
В ходе проведенной прокуратурой Белгородского района проверки установлено отсутствие технических паспортов на вышеупомянутые автомобильные дороги.
Как указано выше, технический паспорт определяет фактическое состояние автомобильной дороги и необходим для обеспечения безопасности дорожного движения. Безопасность дорожного движения на дорогах муниципального образования затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц, как проживающих на территории данного поселения, так и жителей иных населенных пунктов, пользующихся автомобильными дорогами.
Свою обязанность по проведению паспортизации спорных дорог и ее неисполнение в установленном порядке ответчик не отрицал.
Те обстоятельства, что паспортизация автомобильных дорог предполагает значительное расходование денежных средств из местного бюджета, в городском поселении не заложены в бюджет необходимые денежные средства, не являются основанием для отказа в удовлетворении исков, поскольку действующее законодательство не связывает исполнение органом местного самоуправления соответствующей обязанности с наличием финансовыми возможностей для этого.
С учетом изложенного суд приходит выводу об обоснованности заявленных прокурором требований, поскольку технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы, несоблюдение ответчиком требований законодательства Российской Федерации в области транспортной безопасности создает угрозу безопасности дорожного движения, и, как следствие, ведет к нарушению прав граждан.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
удовлетворить иски прокурора Белгородского района к администрации городского поселения «Поселок Октябрьский» муниципального района «Белгородский район» Белгородской области о возложении обязанности по проведению паспортизации автомобильных дорог.
Обязать администрацию городского поселения «Поселок Октябрьский» муниципального района «Белгородский район» Белгородской области (ИНН 3102020940) в срок до 01.06.2024 провести паспортизацию:
- автомобильной дороги по ул. Белинского (Белгородский район, п. Октябрьский) протяженностью 1,026 км (идентификационный номер 14-210-560-ОП-МП-024),
- автомобильной дороги по ул. А.Невского (Белгородский район, п. Октябрьский) протяженностью 0,8 км (идентификационный номер 14-210-560-ОП-МП-023),
- автомобильной дороги по ул. Гагарина (Белгородский район, п. Октябрьский) протяженностью 0,411 км (идентификационный номер 14-210-560-ОП-МП-020),
- автомобильной дороги по ул. Пролетарская- ул. Ватутина (Белгородский район, п. Октябрьский) протяженностью 0,1 км (идентификационный номер 14-210-560-ОП-МП-075),
- автомобильной дороги по ул. Жукова (Белгородский район, п. Октябрьский) протяженностью 0,245 км (идентификационный номер 14-210-560-ОП-МП-065),
- автомобильной дороги по ул. Вишнева- ул. Криничная (Белгородский район, п. Октябрьский) протяженностью 0,243 км (идентификационный номер 14-210-560-ОП-МП-056),
- автомобильной дороги по ул. Октябрьская (Белгородский район, п. Октябрьский) протяженностью 0,393 км (идентификационный номер 14-210-560-ОП-МП-046),
- автомобильной дороги по ул. Чапаева (Белгородский район, п. Октябрьский) протяженностью 0,248 км (идентификационный номер 14-210-560-ОП-МП-053),
- автомобильной дороги по ул. Матросова (Белгородский район, п. Октябрьский) протяженностью 1,673 и 0,400 км (идентификационный номер 14-210-560-ОП-МП-028),
- автомобильной дороги по ул. Первомайская (Белгородский район, п. Октябрьский) протяженностью 0,288 км (идентификационный номер 14-210-560-ОП-МП-030),
- автомобильной дороги по ул. Свердлова (Белгородский район, п. Октябрьский) протяженностью 0,558 км (идентификационный номер 14-210-560-ОП-МП-032),
- автомобильной дороги по ул. Горького (Белгородский район, п. Октябрьский) протяженностью 0,188 км (идентификационный номер 14-210-560-ОП-МП-036).
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Белгородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Белгородский районный суд Белгородской области.
Судья
Мотивированное решение составлено 15.12.2023.