РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 июня 2023 года Озёрский городской суд <адрес> в составе: председательствующего Силивановой Г.М.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО1 к администрации городского округа <адрес> о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Истец просит признать за ней право собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью жилого помещения 53,6 кв.м, в том числе жилой 28,8 кв.м, указывая на то, что с 1979г. муж истца – ФИО3, умерший 26.03.2008г., работал в совхозе «Озеры» (в дальнейшем реорганизованный в совхоз «Полесье», затем в СПК «Полесье», которое было ликвидировано) трактористом, решением Исполкома Бояркинского сельского совета <адрес> от 08.09.1983г. № им на семью была предоставлена служебная квартира по указанному адресу, в которой они проживают до настоящего времени. Поскольку квартира относилась к жилому фонду совхоза, муж проработал в совхозе более 15лет, она имеет право на приватизацию данного жилого помещения. Ранее правом на приватизацию не пользовалась.
Представитель администрации городского округа <адрес> по доверенности ФИО4, с иском не согласился, просил в его удовлетворении отказать, ссылаясь на то, что в соответствии с Положением о порядке приватизации жилых помещений истец не относится к категории лиц, которые имеют право на приватизацию служебных жилых помещений.
Третьи лица ФИО10 и ФИО11 исковые требования признали, от участия в приватизации отказались, о чем предоставили заявления.
Выслушав объяснения, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-1 граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно ст.4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Таким образом, жилые помещения совхоза подлежат приватизации на общих основаниях.
Поскольку Указом президента РФ от 10.01.93г. № «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения» установлен запрет на включение объектов жилого фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, соответственно, жилой фонд перешел в ведение органов местного самоуправления.
Согласно ст. 18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
Согласно ч.2 п. 6 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 708, при реорганизации совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий передача или продажа гражданам занимаемых ими помещений осуществляется в порядке, установленном Законом РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" и соответствующими решениями Советов народных депутатов. Нормативы оплаты за приватизируемые жилые помещения жилищного фонда этих хозяйств сверх установленной нормы безвозмездной передачи устанавливаются их трудовыми коллективами.
Согласно п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" решая вопрос о правомерности отказа в приватизации жилого помещения, находящегося в ведомственном жилищном фонде, необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ) переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.
Гражданину не может быть отказано в приватизации жилого помещения в домах данных предприятий и учреждений и в том случае, если изменение формы собственности или ликвидация предприятий и учреждений имели место до вступления в силу ст. 18 названного Закона (в редакции Закона от ДД.ММ.ГГГГ), поскольку действовавшее до этого времени законодательство, регулировавшее условия и порядок изменения формы собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, не касалось вопросов приватизации их жилищного фонда, а законодательством, регулировавшим приватизацию жилищного фонда, не были установлены условия, которые лишили бы гражданина в указанных случаях права на получение в собственность занимаемого жилого помещения. Это положение не должно применяться, если правопреемники, изменившие форму собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, на свои средства построили либо приобрели незаселенное жилое помещение, которое впоследствии явилось предметом спора о приватизации, в том числе и после введения в действие ст. 18 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции Закона от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно п.1 ст.7 ЖК РФ в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
Решением Совета депутатов г\о Коломна МО от 26.12.2022г. № утвержден порядок приватизации служебных жилых помещений, находящихся в собственности г\о <адрес>, согласно п.2.1 которого, право на приватизацию занимаемого служебного жилого помещения предоставляется следующим категориям граждан Российской Федерации: 7) одиноким лицам с проживающими вместе с ними несовершеннолетними детьми, которые являются нанимателями служебного жилого помещения и (или) членами семьи умершего нанимателя.
2.2. Правом на приватизацию служебных жилых помещений обладают граждане, указанные в пункте 2.1 настоящего Порядка, при наличии у них непрерывного стажа работы в учреждениях, указанных в пункте 2.1 настоящего Порядка, не менее 15 лет (не менее чем на одной ставке в течение всего периода трудовой деятельности) при условии проживания в служебном жилом помещении не менее 10 лет.
Согласно ст.44 ГПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.
Все действия, совершенные до вступления правопреемника в процесс, обязательны для него в той мере, в какой они были бы обязательны для лица, которое правопреемник заменил.
Согласно ст.1 Закона МО №-ОЗ «О преобразовании городского округа <адрес> и Коломенского городского округа <адрес>, о статусе и установлении границы вновь образованного муниципального образования» преобразованы городской округ <адрес> и Коломенский городской округ путем объединения во вновь образованное муниципальное образование городской округ <адрес>.
Пунктом 6 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 181/2020-ОЗ установлено, что полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц городского округа <адрес> и Коломенского городского округа <адрес> прекращаются со дня формирования органов местного самоуправления <адрес>.
Решением Совета депутатов г\о Коломна от 01.03.21г. учреждена администрация г\о Коломна.
Решением Совета депутатов г\о Коломна от 09.03.21г. № администрация г\о Коломна признана правопреемником … администрации г\о Озеры.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона N 131-ФЗ преобразованием муниципальных образований в том числе является объединение, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа. Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с данным федеральным законом (ч. 2 ст. 13 Закона N 131-ФЗ).
В ч. 10 ст. 85 Закона N 131-ФЗ закреплено, что органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации.
В соответствии с абзацем десятым ч. 5 ст. 34 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.
30.09.1983г. ФИО3, рабочему в с/х «Озеры» выдан ордер № на служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, состоящей из 2-х комнат, жилой площадью 28,8 кв.м. Совместно с ФИО3 в квартиру заселялись: ФИО1 – жена, ФИО5 – дочь.
Согласно архивной выписке № от 06.04.2023г. из решения: утверждено совместное решение администрации и рабочкома совхоза «Озеры» от 22.08.1983г. протокол № «О предоставлении служебной жилой площади во вновь вводимом доме <адрес> фонда совхоза «Озеры», 27 квартирный, по <адрес> № – 23 семьям.
Таким образом, данными документами подтверждается, что спорное жилое помещение относилось к жилому фонду совхоза.
Согласно информационному письму № от 25.04.2023г. ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, работал в совхозе «Полесье» <адрес> с 13.08.1978г. по 16.04.1995г.
Согласно исторической справке в 1988г. в результате разукрупнения совхоза «Озеры» был образован совхоз «Полесье», которому было передано, в том числе и отделение Бояркино. В 1993г. совхоз «Полесье» был реорганизован в СПК «Полесье», который в 2004г. был ликвидирован.
Согласно сведениям о трудовой деятельности, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 27.05.1998г. по 30.05.2000г. осуществлял свою трудовую деятельность в АО «Озеры».
10.07.1982г. Бояркинским сельсоветом <адрес> заключен брак между ФИО3 и ФИО6, что подтверждается свидетельством о заключении брака от 10.07.1982г.
Согласно свидетельству о рождении VIII-ИК № от 15.06.1989г. родителями ФИО7 являются: ФИО3 и ФИО1
06.07.2013г. Озерским отделом ЗАГС ГУ ЗАГС <адрес> зарегистрирован брак между ФИО8 и ФИО7, что подтверждается свидетельством о заключении брака III-ИК № от 06.07.2013г.
Согласно выписке из домовой книги от 13.12.2022г. в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, зарегистрированы: ФИО1 с 27.10.1983г., ФИО11 с 27.12.2000г., ФИО10 с 16.03.2004г.
Согласно свидетельству о смерти III-ИК № от 28.03.2008г., ФИО3 умер 26.03.2008г.
Согласно выписке из ЕГРН от 26.12.2022г., собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, является городской округ <адрес>.
Решением Управления имущества и земельных отношений администрации городского округа <адрес> от 28.12.2022г. ФИО1 отказано в заключении договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в связи с не предоставлением документов, подтверждающих исключение квартиры из специализированного жилищного фонда из разряда служебного.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает установленным, что спорное жилое помещение относилось к служебному жилому помещению в связи с его нахождением в жилом фонде совхоза, после передаче жилого фонда в собственность органа местного самоуправления, оно утратило статус служебного на основании ст. 18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» и п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ", поскольку законодательством, регулировавшим приватизацию жилищного фонда, не были установлены условия, которые лишили бы гражданина, которому жилое помещение было предоставлено в жилом фонде совхоза, права на получение в собственность занимаемого жилого помещения. Истец проживает в спорном жилом помещении с 27.10.83г., т.е. заселилась до принятия ФЗ «О приватизации жилищного фонда в РФ», что свидетельствует о том, что она ранее правом на приватизацию не пользовалась. Соответственно, иск обоснован и подлежит удовлетворению.
Кроме того, даже если исходить из того обстоятельства, что данное помещение является служебным, требования истца так же подлежат удовлетворению, поскольку муж истца, которому была предоставлена квартира из жилого фонда совхоза, проработал в совхозе более 15 лет ( с 13.08.1978г. по 16.04.1995г.), истец проживает и была зарегистрирована в данном помещении более 10 лет, ранее правом на приватизацию не пользовалась, иного жилого помещения в собственности у нее нет, - она имеет право на приватизацию в соответствии с Порядком приватизации служебных жилых помещений, находящихся в собственности г\о <адрес>, утв. решением Совета депутатов г\о Коломна МО от 26.12.2022г. №.
Доводы представителя ответчика не являются основанием для отказа в иске, т.к. спорное жилое помещение не относится к жилым помещениям, которые в соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не подлежат приватизации; никаких ограничений при приватизации жилых помещений, находящихся в домах, принадлежавших совхозам, закон не устанавливает, а решения об отнесении спорного жилого помещения к служебным, после передачи его в муниципальную собственность, не принималось. Изменение собственника жилого помещения не должно влиять на права граждан.
Иные доводы судом отклоняются как противоречащие собранным по делу доказательствам и нормам права.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Признать за ФИО1 право собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью жилого помещения 53,6 кв.м, в том числе жилой 28,8 кв.м.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Озёрский городской суд <адрес> в 1 месяц.
Судья Г.М. Силиванова
Мотивированное решение составлено 30.06.23г.