УИД10RS0017-01-2019-000634-04
Дело №2-533/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 июля 2019 года г. Сортавала
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Вакуленко Л.П.,
при секретаре Тигинян Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алферова И.П. к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сортавала Республики Карелия (межрайонное) о включении периодов работы и перерасчете страховой пенсии по старости,
установил:
Алферов И.П. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сортавала по Республике Карелия (межрайонное) (далее - ГУ УПФ РФ в г. Сортавала по РК (межрайонное), Управление), в котором просил признать факт ведения им трудовой деятельности в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, обязать признать факт временной работы в районах Крайнего Севера и произвести перерасчет с учетом указанных в иске периодов работы.
В последующем истец уточнил свои требования: просил включить период работы в качестве индивидуального предпринимателя в п. Терву Лахднепохского района с 01.04.2018 по 26.12.2018 в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера; включить период нахождения в командировке с 06.04.1992 по 09.04.1992 в стаж работы в районах Крайнего Севера; произвести перерасчет с учетом спорных периодов.
В судебном заседании истец настаивал на заявленных требованиях и пояснил, что в период с 01.04.2018 по 26.12.2018 осуществлял предпринимательскую деятельность в п. Терву Лахднепохского района, который отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера. За указанный период им производились отчисления в Пенсионный фонд, но в своем решении от 07.05.2019 по заявлению истца о перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии, ответчик отказал ему во включении указанного периода в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, ссылаясь на отсутствие сведений о произведенных страховых отчислениях в Пенсионный фонд. Вместе с тем, истцом представлена суду справка о том, что все взносы в Пенсионный фонд им оплачены. Просил включить данный период работы в страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Также указал, что в период с 06.04.1992 по 09.04.1992 находился в командировке в г. Костомукше, который располагается в районе Крайнего Севера, считает, что данный период подлежит включению в стаж работы в районах Крайнего Севера, но ответчик отказал ему во включении данного период в стаж работы в районах Крайнего Севера. При указанных обстоятельствах, Алферов И.П. просил суд включить спорный период в стаж работы в районах Крайнего Севера и произвести перерасчет фиксированной части трудовой пенсии с учетом спорных периодов.
Представитель ответчика Сизова И.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании признала исковые требования в части включения периода работы с 01.04.2018 по 26.12.2018 в качестве индивидуального предпринимателя в п. Терву Лахденпохского района в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, указав на то, что на настоящий момент сведения об оплате истцом страховых взносов в Пенсионный фонд, нашли свое подтверждение. Ответчик готов произвести перерасчет с учетом данного периода работы.
Представителю ответчика разъяснены последствия признания иска, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ.
В остальной части требования не признала и пояснила, что выезд истца в командировку в РКС в г. Костомукшу, не может служить основанием для наличия у него смешанного стажа, поскольку данный стаж может исчисляться в том случае, если работа в указанном районе носила стабильный характер и осуществлялась в организациях, расположенных в этих районах. Истец не осуществлял свою трудовую деятельность в г. Костомукше, а только выезжал туда в командировку в силу того, что его работа носила разъездной характер. В этой части просила в иске отказать.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39 ч. 1).
При этом в силу ч. 1 ст. 15 Конституции РФ он обязан исходить из верховенства Конституции Российской Федерации и высшей юридической силы ее принципов и норм. В соответствии со ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе, независимо от рода и места деятельности.
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон N 400-ФЗ).
Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона (часть 4 статьи 17 Закона N 400-ФЗ).
Лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 30 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона (часть 5 статьи 17 Закона N 400-ФЗ).
Согласно части 6 статьи 17 Закона N 400-ФЗ лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Установлено, что Алферов И.П., <Дата обезличена> года рождения, является получателем трудовой пенсии по старости с <Дата обезличена>.
07.02.2019 истец обратился в Управление ПФ РФ в г. Сортавала (межрайонное) о перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
Решением ГУ УПФ РФ в г. Сортавала (межрайонное) от 07.05.2019 Алферову И.П. было отказано в перерасчете по тем основаниям, что не имеется достаточного стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. У заявителя стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера – 19 лет 04 месяца 28 дней, при требуемом 20 лет.
Учреждением не включен в страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, период работы в качестве индивидуального предпринимателя в п. Терву Лахденпохского района Республики Карелия с 01.04.2018 по 26.12.2018.
Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 названного Федерального закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Определяя в Федеральном законе от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» круг лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование (застрахованные лица), законодатель включил в их число граждан, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в том числе индивидуальных предпринимателей, и закрепил, что они одновременно являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и обязаны уплачивать в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страховые взносы (пп. 2 п. 1 ст. 6, п. 1 ст. 7, п. 2 ст. 14).
Статья 89 Закона РФ от 20.11.1990 г. N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» также устанавливала возможность включения в трудовой стаж только тех периодов индивидуальной трудовой деятельности в качестве предпринимателя, за которые уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
Согласно абзацу 3 пункта 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями (к примеру, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, главы фермерских хозяйств), исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Таким образом, положения действующего законодательства, возможность зачета периодов предпринимательской деятельности в страховой стаж ставят в зависимость от уплаты гражданином страховых взносов в период осуществления этой деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
В силу ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.
Согласно п. 4 ст. 22.2 указанного Федерального закона, в случае внесения изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе в связи с переменой им места жительства, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту жительства индивидуального предпринимателя.
Из представленных документов следует, что в спорный период Алферов И.П. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту жительства в Лахденпохском районе Республики Карелия и с 01.01.2018 по 26.12.2018 являлся плательщиком Единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Предпринимательскую деятельность осуществлял в Республике Карелия, Лахденпохский район (справка о подтверждении деятельности на территории Республики Карелии Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Республике Карелия №12/16/01144 от 25.01.2019).
Из представленных документов следует, что истцом производилась уплата страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в спорный период, данные обстоятельства не оспаривает ответчик, признав исковые требования в данной части.
Указом Президента Российской Федерации от 20.12.1993 Лахденпохский район включен в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967 о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях.
Оценив все доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что достоверно установлено, что истец в спорный период был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, состоял на учете в Лахденпохском районе Республика Карелия, осуществлял уплату страховых взносов, в спорный период проживал в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, осуществлял предпринимательскую деятельность в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (Лахденпохский район). Соответственно, спорный период работы в качестве индивидуального предпринимателя в п. Терву Лахденпохского района с 01.04.2018 по 26.12.2018 подлежит включению в страховой страж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Таким образом, стаж работы Алферова И.П. в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, на 01.03.2019 (дата, с которой должен быть произведен перерасчет), с учетом спорного периода, составляет – 20 лет 01 месяц 24 дня (19 лет 04 мес.28 дней - стаж, включенный ответчиком + 08 месяцев 26 дней - спорный период), что более 20 лет.
Истец также просит включить период работы с 06.04.1992 по 09.04.1992 в стаж работы в районах Крайнего Севера.
Из заявления истца следует, что с 06.04.1992 по 09.04.1992 он направлялся работодателем в служебную командировку в г. Костомукшу Республики Карелия.
В соответствии с п. п. 4, 6 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 №400- ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Согласно п.8 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 №400- ФЗ «О страховых пенсиях» в случае приобретения необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях и (или) страхового стажа, дающих право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности в связи с работой в районах крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях, производится соответствующий перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Таким образом, законодателем установлено, что лицам, имеющим смешанный стаж работы в РКС и приравненных к ним местностях, стаж работы для установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости исчисляется как в отношении лиц, работавших в РКС. При этом к смешанному стажу следует относить работу в указанных районах, когда она носила стабильный характер и производилась в этих районах.
Территории, относящиеся к районам Крайнего Севера и местностям, приравненным к ним, определяются в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 3 января 1983 г. N 12 «О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года N 1029» (с последующими изменениями и дополнениями). Указанное постановление содержит Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера.
В соответствии с Трудовым кодексом РФ оплата труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, производится в повышенном размере (ст. 146 ТК РФ). В состав заработной платы, помимо вознаграждения за труд в зависимости от его сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, включаются также компенсационные выплаты (в том числе за работу в особых климатических условиях) и стимулирующие выплаты (ч. 2 ст. 129 ТК РФ). Статья 148 ТК РФ гарантирует оплату труда в повышенном размере работникам, занятым на работах в местностях с особыми климатическими условиями, в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Эти нормы конкретизированы в ст. ст. 315, 316, 317 ТК РФ, предусматривающих, что оплата труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Размеры и порядок применения районных коэффициентов и процентных надбавок устанавливаются Правительством РФ. Аналогичное правовое регулирование содержится в Законе РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее - Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1).
Процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, установлены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» и Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 г. N 1980-7 «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера».
Согласно Разъяснению, утвержденному Постановлением Минтруда России от 11.09.1995 N 49, районные коэффициенты и процентные надбавки начисляются на фактический месячный заработок работника.
В фактический месячный заработок работника, на который начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки, включаются: заработная плата, начисленная работнику по тарифным ставкам (должностным окладам) за отработанное время, надбавки и доплаты к тарифным ставкам (должностным окладам), компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, премии и вознаграждения, предусмотренные системами оплаты труда или положениями о премировании организации, и другие выплаты, установленные системой оплаты труда организации.
Таким образом, районные коэффициенты и процентные надбавки имеют особый порядок начисления к заработной плате в отличие от других видов выплат компенсационного характера,
Учитывая изложенное, районные коэффициенты к заработной плате и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях начисляются на фактический заработок работника.
Следовательно, работник, направляемый в служебную командировку, имеет постоянное место работы в определенной организации и для выполнения какого-либо поручения направляется в другую организацию, расположенную в иной местности, временно, а после выполнения данного задания возвращается на свое постоянное место работы.
Районный коэффициент не начисляется на средний заработок, выплачиваемый работнику за период нахождения в служебной командировке.
При таких обстоятельствах, руководствуясь положениями ст. 167 ТК РФ, в соответствии с которыми при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также положениями п. 4 Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, утвержденной приказом Минтруда РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 2, предусматривающими, что работникам, направленным в служебные командировки и временно на период проведения полевых работ в районы Крайнего Севера и в приравненные к ним местности с предприятий, расположенных в других районах страны, льготы, установленные Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г., не предоставляются, в связи с чем суд считает, что оснований для удовлетворения иска в указанной части не имеется, так истец получает заработную плату по месту своей постоянной работы с учетом установленного коэффициента, отчисления в Пенсионный фонд производятся исходя из начисленной заработной платы по основному месту работы, факт нахождения Алфёрова И.П. в указанной выше командировке не свидетельствует о наличии у него смешанного стажа работы в РКС, поскольку работодателем истца в этот момент являлась организация, расположенная в г. Сортавала - местности приравненной к РКС, а направление истицы в командировку в РКС носило временный характер.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения требований Алферова И.П. в этой части не имеется.
Принимая во внимание, что страхового стажа истца и стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, с учетом включения Алферову И.П. спорных периодов в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, является достаточно для перерасчета фиксированной выплаты страховой пенсии по старости, суд считает возможным возложить на ответчика обязанность по перерасчету фиксированной выплаты страховой пенсии по старости с 01.03.2019.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
иск удовлетворить частично.
Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сортавала по Республике Карелия (межрайонное) включить в страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, Алферову И.П. период работы в качестве индивидуального предпринимателя в п. Терву Лахденпохского района Республики Карелия с 01.04.2018 по 26.12.2018 и произвести перерасчет фиксированной выплаты страховой пенсии по старости Алферову И.П. с 01.03.2019.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сортавала по Республике Карелия (межрайонное) в бюджет Сортавальского муниципального района госпошлину в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда через Сортавальский городской суд.
Судья Л.П. Вакуленко
Мотивированное решение суда изготовлено 15.07.2019.