Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-129/2022 от 17.05.2022

судья Пилясов Д.А. дело № 12-129/2022

УИД 58RS0030-01-2022-004854-53

РЕШЕНИЕ

9 июня 2022 года г. Пенза

Судья Пензенского областного суда Крючкова Н.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора Муниципального бюджетного предприятия «Пензавтодор» Спиридонова А.А. на постановление судьи Первомайского районного суда г. Пензы от 22 апреля 2022 года (мотивированное постановление изготовлено 25 апреля 2022 года) № 5-4333/2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении Муниципального унитарного предприятия «Пензадормост» (далее - МУП «Пензадормост»),

У С Т А Н О В И Л А:

постановлением судьи Первомайского районного суда г. Пензы от 22 апреля 2022 года МУП «Пензадормост» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 100000 рублей.

Постановлением администрации города Пензы от 24 января 2022 года № 68 Муниципальное унитарное предприятие «Пензадормост» реорганизовано в Муниципальное бюджетное учреждение «Пензавтодор» (далее - МБУ «Пензавтодор»). Сведения о внесении записи о создании юридического лица путем реорганизации в форме преобразования внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 28 апреля 2022 года.

В жалобе, поданной в Пензенский областной суд, директор МБУ «Пензавтодор» Спиридонов А.А. просит отменить вышеуказанное постановление судьи районного суда как незаконное и прекратить производство по делу об административном правонарушении. В обоснование жалобы указывает, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов на основании Федерального закона от 6 октября 2003 года. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Владельцем автомобильных дорог признается местная администрация наряду с другими субъектами, указанными в пункте 7 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Полагает, что из положений действующего законодательства следует, что ответственность за состояние автомобильных дорог местного значения должны нести органы местного самоуправления, если соответствующие полномочия в сфере дорожной деятельности не делегированы ими другому лицу в установленном порядке.

В данном случае МУП «Пензадормост» осуществляло функции исполнителя

по муниципальному контракту от 28 декабря 2021 года на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования и других объектов. Указанным контрактом либо другим организационным-распорядительным актом органа местного муниципального образования заявителю не были переданы функции в сфере осуществления дорожной деятельности. Взаимоотношения предприятия и заказчика основаны на гражданско-правовом договоре. Указывает, что в данном случае судья районного суда не выяснил должным образом роль муниципального заказчика в сфере полномочий по осуществлению дорожной деятельности.

Таким образом полагает, что возложение ответственности на МУП «Пензадормост» за состояние проезжей части по адресам: улица Луначарского в районе дома № 7 по ул. Кузнецкая; улица Долгорукова в районе дома № 49/1; проспект Победы в районе дома № 78, улица Байдукова в районе дома № 64, улица Рябова на участке дороги между пересечением с улицей Пушанина и домом № 3 является необоснованным и незаконным. Наличие указанных улиц в перечне контракта не свидетельствует об обязанности предприятия проводить ямочный ремонт на ней, поскольку содержание автомобильных дорог, помимо ямочного ремонта, включает в себя многие виды работ, такие как санитарная уборка, очистка дорожных знаков, светофоров, их восстановление при необходимости и т.д. Возложение на МУП «Пензадормост» как на подрядную организацию обязанностей по исполнению видов работ, не оговоренных контрактом и волей заказчика, неправомерно. Обращает внимание на то, что МУП «Пензадормост» не осуществляет работы по гарантийному обслуживанию проезжих частей улиц, взятому на себя третьими лицами в рамках отдельно заключенных муниципальных контрактов с МКУ «Департамент ЖКХ г. Пензы».

В судебном заседании защитник МУБ «Пензавтодор» по доверенности Бочкарев М.А. доводы жалобы поддержал, просил жалобу удовлетворить, уточнив, что автодороги по улице Луначарского в районе дома № 7 по ул. Кузнецкая; Долгорукова в районе дома № 49/1; проспекту Победы в районе дома № 78, Байдукова в районе дома № 64 на дату проведения административного расследования находились на гарантийном обслуживании иных хозяйствующих субъектов - ООО «Дорожный строитель», ООО «ДРСУ №1», ООО «Магистраль соответственно. В отношении улицы Рябова на участке дороги между пересечением с улицей Пушанина и домом № 3, то по результатам проведения закупочной процедуры от 4 февраля 2022 года заключен муниципальный контракт № 0355300047921000046_66166 между МКУ УКС г. Пензы и ООО НПО «Авангард» на проведение работ по капитальному ремонту объекта «Автомобильная дорога по ул. Рябова г. Пенза».

Изучив материалы дела об административном правонарушении, ответ МКУ «Департамент ЖКХ города Пензы» от 18 апреля 2022 года № 11-1763/1, проверив доводы жалобы, выслушав объяснения защитника МУБ «Пензавтодор» по доверенности Бочкарева М.А., прихожу к следующим выводам.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 "О Правилах дорожного движения" (далее - Основные положения), установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны, в том числе, содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

Согласно статье 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 г. № 1245-ст утвержден «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», которым установлены требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.

В соответствии с пунктом 4.4 ГОСТ Р 50597-2017 до устранения дефектов покрытия проезжей части, препятствующих проезду транспортных средств (изменяющих траекторию и скорость движения), таких как отдельные выбоины, просадки или проломы, колея, выступы или углубления в зоне деформационных швов, превышающие установленные настоящим стандартом размеры, отсутствие (разрушение) крышки люка смотрового колодца, решетки дождеприемника, а также массивных предметов на проезжей части (упавшие деревья и конструкции и др.) и необработанных мест выпотевания вяжущего, участок дороги или улицы должен быть обозначен соответствующими дорожными знаками и при необходимости огражден (в т.ч. временными техническими средствами организации дорожного движения по ГОСТ 32758) в течение двух часов с момента обнаружения.

В силу пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений, устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.

Так, согласно таблице 5.3 пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 на дорогах категории II выбоины (просадки), предельные размеры которых превышают допустимые пределы по длине -15 см., по глубине - 5 см., площадью 0,06 кв.м. и более должны быть устранены в срок до 7 суток.

В силу части 1 статьи 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Материалами дела установлено, что 28 февраля 2022 года, в период с 12 часов 18 минут до 15 часов 17 минут, государственным инспектором дорожного надзора ОДН ОГИБДД УМВД России по г. Пензе Скопенко А.В. выявлено, что МУП «Пензадормост», являясь юридическим лицом, ответственным за содержание дорог, в нарушение пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" не обеспечило содержание участков дорог в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, что угрожало безопасности дорожного движения при пользовании такими участками, а именно, в нарушение требований пункта 5.2.4 ГОСТа Р 50597-2017 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», допустило формирование на проезжей части дороги выбоин (просадок), предельные размеры которых превышают допустимые пределы (по длине - 15 см и более, по глубине - 5 см и более, площадью 0,06 кв.м и более), по следующим адресам в г. Пензе: ул. Луначарского, в районе дома № 7А по ул. Кузнецкой; ул. Долгорукова, в районе дома № 49/1; проспект Победы, в районе дома № 78; ул. Байдукова, в районе дома № 64; ул. Рябова, между пересечением с ул. Пушанина и домом № 3 по ул. Рябова.

Вышеуказанное деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ.

Факт совершения МУП «Пензадормост» административного правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении серии 58 ВА № 100052 от 30 марта 2022 года (л.д.3-4); определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования серии 58 КА № 058878 от 28 февраля 2022 года (л.д.8); определением о продлении срока административного расследования от 28 марта 2022 года (л.д.62); актами выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии указанных в протоколе автомобильных дорог (улиц) с фототаблицами от 28 февраля 2022 года, согласно которым на перечисленных участках дорог имеются выбоины (л.д.10-14); копией муниципального контракта от 28 декабря 2021 года № Ф.2021.95, заключенного между МКУ «Департамент ЖКХ г. Пензы» и МУП «Пензадормост» с приложением, согласно которому работы по содержанию автодорог общего пользования и других дорожных объектов в границах г. Пензы, в том числе по вышеуказанным адресам, осуществляет МУП «Пензадормост», с возложением на него обязанности по соблюдению ГОСТа Р 50597-2017 и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Довод жалобы о том, что МУП «Пензадормост» не является субъектом данного административного правонарушения, являлись предметом проверки и оценки судьи районного суда, обоснованно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемом постановлении, установленные обстоятельства и выводы о виновности предприятия в совершении вмененного административного правонарушения не опровергают ввиду следующего.

В соответствии с пунктом 5.4 муниципального контракта от 28 декабря 2021 года № Ф.2021.95 МУП «Пензадормост» обязано поддерживать уровень содержания автомобильной дороги по проспекту Победы в г. Пензе в соответствии с ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».

Согласно пункту 4.1 ГОСТ Р 50597-2017 выполнение установленных настоящим стандартом требований обеспечивают организации, осуществляющие содержание дорог и улиц, владельцы железнодорожных путей и водопроводного-канализационного хозяйства.

В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов (пункт 4.2 ГОСТ Р 50597-2017).

Довод жалобы о том, что в силу положений действующего законодательства ответственность за состояние автомобильных дорог местного значения должны нести органы местного самоуправления, если соответствующие полномочия в сфере дорожной деятельности не делегированы ими другому лицу в установленном порядке, не принимаю во внимание ввиду следующего.

Согласно статье 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 17 вышеназванного Закона содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Приказом Управления ЖКХ г. Пензы от 25 августа 2017 г. № 28 утвержден Порядок содержания и ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования город Пенза (далее - Порядок).

В силу пункта 1.5 данного Порядка работы по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог осуществляются на основании заключаемых с подрядными организациями в установленном порядке муниципальных контрактов при размещении муниципального заказа.

Назначение состава и видов работ производится в соответствии с классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16 ноября 2012 г. № 402 (пункт 5.3 Порядка).

В соответствии с пунктом 5.8 Порядка обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным правовым документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог по муниципальным контрактам.

Таким образом, администрация г. Пензы в соответствии с положениями части 3 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обеспечила осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения путем наделения соответствующими полномочиями в указанной сфере Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Пензы и созданные для этих целей учреждения, а МУП г. Пензы, в целях реализации своих функций, заключило с МУП «Пензадормост» вышеназванный муниципальный контракт от 28 декабря 2021 года № Ф.2021.95 на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования и иных объектов дорожного устройства в пределах границ городского округа г. Пензы на 1 квартал 2022 года (в период с 1 января 2022 года по 31 марта 2022 года).

Указание защитника МБУ «Пензавтодор» о том, что автодороги по улице Луначарского в районе дома № 7 по ул. Кузнецкая; Долгорукова в районе дома № 49/1; проспекту Победы в районе дома № 78, Байдукова в районе дома № 64 на дату проведения административного расследования находились на гарантийном обслуживании иных хозяйствующих субъектов - ООО «Дорожный строитель», ООО «ДРСУ №1», ООО «Магистраль соответственно, не принимаю во внимание ввиду следующего.

Исходя из условий муниципального контракта от 28 декабря 2021 года № Ф.2021.95 (л.д.35-43), и в соответствии подпунктом 2 пункта 6 (абзац «д»), подпунктом 3 пункта 9 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Минтранса России от 16 ноября 2012 года № 402, ликвидация выбоин (просадок), предельные размеры которых превышают допустимые пределы по длине -15 см. и более, по глубине - 5 см. и более, площадью 0,06 кв.м. и более входят в состав работ по содержанию автомобильных дорог и, соответственно, относятся к обязанностям МУП «Пензадормост».

Как следует из пункта 6.5 муниципального контракта от 28 декабря 2021 года, уровень содержания оценивается на всем протяжении обслуживаемых в соответствии с настоящим контрактом автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, относящихся к эксплуатационной категории «III», «IV», «V» за исключением участков, переданных соответствующими актами другим подрядным организациям для производства работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и ремонту. Однако, каких-либо актов, подтверждающих передачу вышеуказанных участков автомобильных дорог другим подрядным организациям, для выполнения работ по ремонту дорожного покрытия суду не представлено.

Вместе с тем, поскольку из письма МКУ «Департамента ЖКХ г. Пензы» от 18 апреля 2022 года № 11-1763/1 следует, что по результатам проведения закупочной процедуры от 4 февраля 2022 года заключен муниципальный контракт № 0355300047921000046-66166 между МКУ УКС г. Пензы и ООО НПО «Авангард» на проведение работ по капитальному ремонту объекта «Автомобильная дорога по ул. Рябова г. Пенза», полагаю необходимым исключить указание «улица Рябова на участке дороги между пересечением с улицей Пушанина и домом № 3» из объективной стороны вмененного юридическому лицу правонарушения. При этом данное обстоятельство не влияет на правомерность обжалуемого постановления судьи районного суда.

Действия МУП «Пензадормост» правильно квалифицированы судом первой инстанции по части 1 статьи 12.34 КоАП РФ.

Административное наказание МУП «Пензадормост» определено в пределах санкции части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по правилам статей 3.5, 4.1, 4.2,4.3 КоАП РФ с применением положения частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 указанного Кодекса и является правильным.

Порядок и срок привлечения юридического лица к административной ответственности при вынесении постановления по делу об административном правонарушении соблюдены.

Нарушений норм процессуального права при привлечении МУП «Пензадормост» к административной ответственности не допущено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления судьи не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛА:

постановление судьи Первомайского районного суда г. Пензы от 22 апреля 2022 года № 5-4333/2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МУП «Пензадормост» оставить без изменения, жалобу директора МБУ «Пензавтодор» Спиридонова А.А. без удовлетворения.

Судья - Н.П. Крючкова

12-129/2022

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
МУП "Пензадормост"
Суд
Пензенский областной суд
Судья
Крючкова Наталья Петровна
Статьи

ст.12.34 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
oblsud--pnz.sudrf.ru
17.05.2022Материалы переданы в производство судье
09.06.2022Судебное заседание
09.06.2022Вступило в законную силу
14.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.06.2022Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее