Дело №2-.../2023
УИД ...
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Туапсе 04 декабря 2023 года
Туапсинский городской суд Краснодарского края в составе председательствующего судьи Альбековой Д.Ю.,
при секретаре судебного заседания Макаровой С.Г.,
с участием представителя истца Гапоненко И.В. - Вороненковой И.Н., действующей на основании доверенности,
представителя ответчика Администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района Каменской Е.Н., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Гапоненко И.В., Кушвид Е.В., Хачатрян А.С., Эмексузян А.Г., Бенеша В.В., Жердевой Е.С., Ерохиной А.Д., Рогозенко Е.М., Сковородкиной Н.С., Мищенко Р.В., Семерджян Л.Г. к Администрации Туапсинского городского поселения об обязании администрации в обеспечении строительства объектов инженерной инфраструктуры,
установил:
Гапоненко И.В., Кушвид Е.В., Хачатрян А.С., Эмексузян А.Г.,
Бенеш В.В., Жердева Е.С., Ерохина А.Д., Рогозенко Е.М.,
Сковородкина Н.С., Мищенко Р.В., Семерджян Л.Г. обратились в суд с исковым заявлением к Администрации Туапсинского городского поселения об обязании администрации в обеспечении строительства объектов инженерной инфраструктуры, мотивировав свои требования тем, что Администрацией Туапсинского городского поселения истцам предоставлены в собственность бесплатно земельные участки, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства. Как на момент предоставления, так и в настоящее время спорные земельные участки не обеспечены инженерно-техническими коммуникациями: газовыми сетями, сетями питьевого и технического водопровода, транспортной инфраструктурой, в связи с чем, данные многодетные семьи лишены возможности строительства на указанных участках жилых домов. Обязанность по обеспечению объектами инфраструктуры земельных участков в целях предоставления на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей может быть выполнена муниципальным образованием в порядке решения вопросов местного значения. Однако, в нарушение п.4 ст. 30 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент предоставления земельного участка), п.6 ст.39.5, п.7 ч.З ст.44, ч.8 ст.48 Градостроительного кодекса РФ, ч.1 ст. 14 ФЗ №131-Ф3 от 6.10.2003 года «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», п.п.4,5 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно- технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства РФ №83 от 13.02.2006 г., Указа Президента РФ от 7.05.2012 года №600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», приказа Минрегиона России от 9.09.2013 г. №372, ст.6 ФЗ от 7.12.2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ст.7 ФЗ от 31.03.1999 года №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», п.6 ст.3 ФЗ от 8.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», администрация Туапсинского городского поселения не принимает мер по обеспечению строительства инженерных сетей к спорным земельным участкам, в том числе по внесению изменений в документы территориального планирования, подготовке и утверждению документации по планировке территории, проектированию и строительству объектов необходимой инженерной инфраструктуры, разработке программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры. В связи с чем, просят обязать администрацию Туапсинского городского поселения Туапсинского района Краснодарского края в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить строительство объектов инженерной инфраструктуры, а именно: организовать водоснабжение, канализацию, газоснабжение, устройство автомобильной дороги местного значения к земельным участкам для индивидуально-жилищного строительства, с кадастровыми номерами: земельный участок площадью 600 кв.м., с кадастровым номером ..., расположенный по адресу краснодарский край, г..., находящийся в собственности Кушвид Е.В., земельный участок площадью 614 кв.м., с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: ..., находящийся в собственности
Гапоненко И.В., земельный участок площадью 584 кв.м., с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: ... находящийся в собственности Хачатрян А.С., земельный участок площадью 601 кв.м., с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: ... ..., находящийся в собственности Эмексузян А.Г., земельный участок площадью 600 кв.м., с к кадастровым номером ..., расположенный по адресу: ..., находящийся в собственности Бенеш В.В., земельный участок площадью 603 кв.м., с кадастровым номером ... расположенный по адресу: ..., находящийся в собственности Жердевой Е.С., земельный участок площадью 602 кв.м., с кадастровым номером ..., расположенный по адресу : ..., находящийся в собственности Ерохиной А.Д., земельный участок площадью 600 кв.м., с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: ..., находящийся в собственности Рогозенко Е.М., земельный участок площадью 603 кв.м., с кадастровым номером ..., расположенный по адресу ..., находящийся в собственности Сковородкиной Н.С., земельный участок площадью 602 кв.м., с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: ... находящийся в собственности Мищенко Р.В., земельный участок площадью 600 кв.м., с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: ..., .... ..., находящийся в собственности Семерджян Л.Г.
Определением Туапсинского городского суда от 04.12.2023г. производство по делу по иску Гапоненко И.В., Кушвид Е.В., Хачатрян А.С., Эмексузян А.Г., Бенеш В.В., Жердевой Е.С., Ерохиной А.Д., Рогозенко Е.М., Сковородкиной Н.С., Мищенко Р.В., Семерджян Л.Г. к Администрации Туапсинского городского поселения в части обязания администрации в обеспечении строительства объектов инженерной инфраструктуры в части организации газоснабжения - прекращено, в связи с отказом истцов от иска.
В судебное заседание истцы Гапоненко И.В., Кушвид Е.В.,
Хачатрян А.С., Эмексузян А.Г., Бенеш В.В., Жердева Е.С., Ерохина А.Д., Рогозенко Е.М., Сковородкина Н.С., Мищенко Р.В., Семерджян Л.Г. не явились, в суд поступили заявления с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие и удовлетворить требования, представитель истца
Гапоненко И.В. - Вороненкова И.Н. требования поддержала и просила их удовлетворить, сославшись на обстоятельства, изложенные в иске.
Представитель ответчика Каменская Е.Н., действующая на основании доверенности, иск не признала, возражала против удовлетворения заявленных Гапоненко И.В., Кушвид Е.В., Хачатрян А.С., Эмексузян А.Г., Бенеш В.В., Жердевой Е.С., Ерохиной А.Д., Рогозенко Е.М.,
Сковородкиной Н.С., Мищенко Р.В., Семерджян Л.Г. требований, поскольку Администрацией Туапсинского городского поселения принимаются меры по организации строительства объектов инженерной инфраструктуры к земельным участкам истцов.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Так, задача государства по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем обозначена в Указе Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг".
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 600 постановлено Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
Согласно подпункту 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" предусмотрено, что предоставляемые гражданам, имеющим трех и более детей, земельные участки должны быть обеспечены необходимой инфраструктурой.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Администрацией Туапсинского городского поселения, руководствуясь пунктом 6 ст.39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Краснодарского края от 26 декабря 2014 года № 3085-K3 «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности предоставлены в собственность бесплатно Кушвид Е.В. - земельный участок площадью 600 кв.м., с кадастровым номером ..., расположенный по адресу ... разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства, Гапоненко И.В. (Коломыц Т.Ю.) - земельный участок площадью 614 кв.м., с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: ... разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства, Хачатрян А.С. земельный участок площадью 584 кв.м., с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: ... ..., разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства, Эмексузян А.Г. земельный участок площадью 601 кв.м., с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: ..., разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства, Бенеш В.В. земельный участок площадью 600 кв.м., с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: ..., разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства, Жердевой Е.С. земельный участок площадью 603 кв.м., с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: ... ... разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства. Ерохина А.Д. земельный участок площадью 602 кв.м., с кадастровым номером ..., расположенный по адресу ..., разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства, Рогозенко Е.М. земельный участок площадью 600 кв.м., с кадастровым номером ... расположенный по адресу: ..., разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства, Сковородкиной Н.С. земельный участок площадью 603 кв.м., с кадастровым номером ..., расположенный по адресу ..., разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства, Мищенко Р.В. земельный участок площадью 602 кв.м., с кадастровым номером ..., расположенный по адресу ..., разрешенное использование — для индивидуального жилищного строительства, Семерджян Л.Г. земельный участок площадью 600 кв.м., с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: ..., разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства.
При этом, данные земельные участок в настоящее время не обеспечены в полном объеме надлежащей инфраструктурой, позволяющей использовать их по целевому назначению - индивидуальное жилищное строительство.
Как на момент предоставления, так и в настоящее время спорные земельные участки не обеспечены инженерно-техническими коммуникациями: сетями питьевого и технического водопровода, транспортной инфраструктурой, в связи с чем, данные многодетные семьи лишены возможности строительства на указанных участках жилых домов. Обязанность по обеспечению объектами инфраструктуры земельных участков в целях предоставления на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, может быть выполнена муниципальным образованием в порядке решения вопросов местного значения.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в Определении от 9 ноября 2017 года N 2516-О "По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрены полномочия органа местного самоуправления по организации на территории городского округа вопросов обеспечения жителей инженерной инфраструктурой, в том числе при предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае многодетным семьям предоставлены земельные участки необеспеченные инженерной инфраструктурой (водоснабжением, водоотведением, подъездными путями), что установлено судом и не оспаривается ответчиком.
Предоставление льготной категории граждан земельного участка необеспеченного инженерной и транспортной инфраструктурой не позволяет последним использовать его по целевому назначению (индивидуальное жилищное строительство) и возлагает на многодетную семью бремя несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, что исходя из действующего законодательства, недопустимо.
Льготный порядок предоставления земельных участков многодетным семьям не предполагает произвольного формирования перечня земельных участков, предоставляемых в соответствии с законом в собственность граждан бесплатно. Производя подбор территорий, подлежащих формированию для предоставления бесплатно в собственность граждан, ответчик обязан был принять необходимые и достаточные меры к обеспечению предоставляемого льготной категории граждан земельного участка инфраструктурой.
Из этого исходит Министерство регионального развития Российской Федерации от 09 сентября 2013 года N 372, утверждая Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, говоря о том, что земельный участок предоставляется при наличии транспортной доступности, обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры, экологической обстановки, имея в виду отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов (в том числе магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.), других критериев, обусловленных целями предоставления земельных участков многодетным семьям.
Ответчиком доказательств исполнения, возложенных на него как на орган местного самоуправления, в чьи полномочия входит организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения, автомобильной дорогой местного значения, не представлено. Доказательств, объективно препятствующих обеспечению многодетных семей земельными участками с необходимой инфраструктурой, не представлено.
Отсутствие достаточных средств на осуществление возложенных законом на орган местного самоуправления полномочий в сфере электроснабжения, водоснабжения, водоотведения и дорожной деятельности, и отсутствие финансовой помощи со стороны Краснодарского края не может являться основанием для освобождения от исполнения указанных полномочий, поскольку формы финансового покрытия таких расходов в рамках межбюджетных отношений и установление соответствующего механизма определяются в законодательном порядке, а для разрешения возможных разногласий могут быть использованы судебные процедуры.
В ситуации объективной невозможности органов местного самоуправления обеспечить за счет собственных финансовых средств наличие объектов необходимой инфраструктуры на земельных участках, передаваемых в собственность гражданам, органы государственной власти обязаны использовать правовые механизмы, закрепленные в Бюджетном кодексе Российской Федерации.
В данном случае ответчиком не представлено доказательств принятия действенных мер для обеспечения земельных участков, находящихся в собственности истцов, инженерной инфраструктурой. При рассмотрении дела сторонами не оспаривалось, что предоставленные земельные участки необходимой инфраструктурой не оснащены.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд исходит из того, что, предоставляя многодетной семье земельный участок, не соответствующий требованиям действующего законодательства и не предпринимая установленных законодательством мероприятий по снабжению его необходимой коммунальной и дорожной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенного жилого объекта, Администрация Туапсинского городского поселения допустила незаконное бездействие, при отклоняются доводы ответчика об отсутствии денежных средств.
Относительно установления срока исполнения решения суда, суд устанавливает данный срок -12 месяцев, с учетом положений бюджетного законодательства, а также Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", и полагает, что установленный судом достаточен для восстановления нарушенных прав граждан (двенадцать месяцев с момента вступления решения суда в законную силу). Оснований для установления более длительного срока не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
иск Гапоненко И.В., Кушвид Е.В., Хачатрян А.С., Эмексузян А.Г., Бенеша В.В., Жердевой Е.С., Ерохиной А.Д., Рогозенко Е.М., Сковородкиной Н.С., Мищенко Р.В., Семерджян Л.Г. к Администрации Туапсинского городского поселения об обязании администрации в обеспечении строительства объектов инженерной инфраструктуры - удовлетворить.
Обязать администрацию Туапсинского городского поселения Туапсинского района Краснодарского края в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить строительство объектов инженерной инфраструктуры, а именно: организовать водоснабжение, канализацию, устройство автомобильной дороги местного значения к земельным участкам для индивидуально-жилищного строительства, с кадастровыми номерами:
- земельный участок площадью 600 кв.м., с кадастровым номером
..., расположенный по адресу: ..., находящийся в собственности
Кушвид Е.В.,
- земельный участок площадью 614 кв.м., с кадастровым номером
..., расположенный по адресу: ..., находящийся в собственности Гапоненко И.В.
- земельный участок площадью 584 кв.м., с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: ..., находящийся в собственности Хачатрян А.С.
- земельный участок площадью 601 кв.м., с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: ... находящийся в собственности Эмексузян А.Г.
- земельный участок площадью 600 кв.м., с кадастровым номером
..., расположенный по адресу: ..., находящийся в собственности Бенеш В.В.
- земельный участок площадью 603 кв.м., с кадастровым номером
..., расположенный по адресу: ..., находящийся в собственности
Жердевой Е.С.,
- земельный участок площадью 602 кв.м., с кадастровым номером
..., расположенный по адресу : ..., находящийся в собственности
Ерохиной А.Д.
- земельный участок площадью 600 кв.м., с кадастровым номером
..., расположенный по адресу: ..., находящийся в собственности Рогозенко Е.М.
- земельный участок площадью 603 кв.м., с кадастровым номером
..., расположенный по адресу: ..., находящийся в собственности Сковородкиной Н.С.
- земельный участок площадью 602 кв.м., с кадастровым номером
..., расположенный по адресу: ..., находящийся в собственности
Мищенко Р.В.
- земельный участок площадью 600 кв.м., с кадастровым номером
..., расположенный по адресу : ..., находящийся в собственности Семерджян Л.Г.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца путем подачи жалобы через Туапсинский городской суд.
Резолютивная часть решения оглашена 04.12.2023г.
Мотивированное решение изготовлено 06.12.2023 г.
Судья Д.Ю. Альбекова