Судебный акт #1 (Определение) по делу № 13-4/2023 от 12.01.2023

                                                                                                                дело №13-4/2023

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

31 января 2023 года                                                 р.п. Плюсса

           Судья Стругокрасненского районного суда Псковской области

Напалкова Е.Ю.

при секретаре Беспрозванных С.А.,

с участием зам.прокурора Плюсского района Псковской области Белоногова А.Н.,

представителей заявителя Администрации Плюсского района Соколовой Е.О., Волос А.В., Ефимовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Администрации Плюсского района о предоставлении отсрочки исполнения решения суда №2-127/2018 от 19.12.2018,

УСТАНОВИЛ:

          19 декабря 2018г. Плюсским районным судом Псковской области вынесено решение по иску Псковской природоохранной межрайонной прокуратуры Псковской области к Муниципальному унитарному предприятию «Сервис» о возложении обязанности прекратить размещение отходов производства и потребления на земельном участке, Администрации Плюсского района Псковской области о возложении обязанности в течение 7 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить разработку проекта рекультивации земельного участка, провести работы по рекультивации земельного участка в соответствии с разработанным и согласованным проектом рекультивации, получившим положительное заключение государственной экологической экспертизы, которым исковые требования удовлетворены в полном объеме: Муниципальное унитарное предприятие «Сервис» Плюсского района обязать со дня, следующего за днем вступления решения суда в законную силу, прекратить размещение отходов производства и потребления на земельном участке с кадастровым номером расположенном в 1,6 км от <адрес>. Обязать Администрацию Плюсского района Псковской области в течение 7 месяцев со дня, следующего за днем вступления решения суда в законную силу, обеспечить разработку проекта рекультивации земельного участка, с кадастровым номером расположенного в 1,6 км от д. <адрес>, и в соответствии с разработанным и согласованным проектом рекультивации, получившим положительное заключение государственной экологической экспертизы, провести работы по рекультивации указанного земельного участка

           Решение суда обжаловалось администрацией Плюсского района. Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам от 14.03.2019 решение суда изменено в части срока исполнения решения суда: с 7 месяцев со дня вступления в законную силу до 01.01.2024.

Измененный апелляционным судом срок исполнения Администрацией Плюсского района обязанности не истек.

12 января 2023 года Администрация Плюсского района обратилась с заявлением в районный суд о предоставлении отсрочки исполнения названного выше решения суда до 31 декабря 2026 года. В обоснование заявления указано, что решением Плюсского районного суда Псковской области по делу №2-127/2018 от 19 декабря 2018 по исковому заявлению Псковской природоохранной межрайонной прокуратуры принято решение о возложении обязанности на администрацию Плюсского района в течение 7 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить разработку проекта рекультивации земельного участка с кадастровым номером в соответствии с разработанным и согласованным проектом рекультивации, получившим положительное заключение государственной экологической экспертизы, провести работы по рекультивации указанного земельного участка. Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 14 марта 2019 дело №33- 336/2019 был изменен срок исполнения решения суда с 7 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу до 01 января 2024 года.

В указанный срок Администрация Плюсского района не имеет возможности исполнить решение суда в добровольном порядке по следующим основаниям:

в соответствии с Приказом Государственного комитета Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 15.11.2016 N127-ОД (ред. от 23.03.2022) "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами Псковской области" земельный участок с кадастровым номером включен в территориальную схему обращения с отходами Псковской области (Таблица 9.1. Раздел 9).

В настоящее время региональный оператор по обращению с отходами в лице ООО «Экопром» размещает твердые коммунальные отходы на вышеуказанном земельном участке.

Кроме того, в связи с внесением изменений в ст.29.1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ (ред. от 19.12.2022) «Об отходах производства и потребления» объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов до 01 января 2026 года.

С учетом вышеизложенных нормативно-правовых документов Администрация Плюсского района предполагает, что данный земельный участок будет использоваться для размещения твердых коммунальных отходов региональным оператором до 01 января 2026 года.

Также разработка проекта рекультивации и получение положительного заключения государственной экологической экспертизы носит длительный характер и займет более 1 года на подготовку данной документации, включая время на проведение самих работ по рекультивации земельного участка Администрация Плюсского района полагает, что исполнение решение суда в установленный сроки невозможно по объективным причинам, не зависящим от заявителя. На основании изложенного, просит предоставить отсрочку до 31.12.2026.

В судебном заседании представители заявителя Соколова Е.О., Волос А.В. и Ефимова А.А. поддержали заявление по изложенным в нем доводам. Дополнительно пояснили, что для рекультивации свалки необходимо разработать проект, для которого нужны большие финансовые затраты, не меньше 15-20 млн. руб. Таких денежных средств в бюджете района нет, велись устные переговоры с Администрацией Псковской области о выделении дополнительного финансирования на рекультивацию свалки. Но в Программе, принятой Постановлением Правительства Псковской области №386 от 29.12.2022., указано, что проводится работа по разработке проектно-сметной документации по свалкам в Пскове, Куньинском, Локнянском районах, Плюсского района в ней нет. Также невозможно начать работы по проектированию рекультивации свалки, так как до настоящего времени региональный оператор по обращению с отходами в лице ООО «Экопром» вывозит на нее отходы, действуя по аварийной схеме. При этом вывозят отходы, так как земельный участок с кадастровым номером где расположена свалка, в соответствии с Приказом ГК ПО по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 15.11.2016. №127-ОД включен в территориальную схему обращения с отходами Псковской области. А проект на рекультивацию можно начать составлять только после закрытия свалки и прекращения размещения на ней отходов, чтобы определить объем мусора, подлежащего рекультивации.

Зам.прокурора Плюсского района Белоногов А.Н., действующий по поручению Псковской природоохранной межрайонной прокуратуры, в судебном заседании пояснил, что заявление администрации Плюсского района об отсрочке исполнения решения суда по делу №2-127/2018 подлежит частичному удовлетворению, а именно на срок 6 месяцев, то есть до 01.07.2024. В обоснование пояснил, что Администрацией района не представлено доказательств по фактическому исполнению Решения суда, около 4 лет Решение не исполняется, работа по рекультивации свалки не ведется. Заявитель ссылается на то, что нет возможности, так как до сих пор вывозятся на свалку отходы, однако работа в данном направлении, кроме устных разговоров с Комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству и ООО «Экопром», не проводится. Также в судебном заседании установлено, что на изготовление проекта рекультивации свалки, получение заключения государственной экологической экспертизы и проведение самих работ по рекультивации свалки необходимы большие финансовые затраты, при этом в бюджете Плюсского района на 2023 год денежные средства на эти цели не заложены, то с учетом имущественного положения заявителя считает возможным предоставить отсрочку на 6 месяцев.

          Представитель администрации городского поселения «Плюсса» Псковской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

    Представитель Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора предоставил письменный отзыв на заявление Администрации Плюсского района о предоставлении отсрочки. Согласно данному отзыву, со ссылкой на ФЗ «Об отходах производства и потребления», Приказ Минприроды России от 19.10.2021. №765, указывает, что санкционированная свалка Плюсского района Псковской области, расположенная по адресу: <адрес> на земельном участке с кадастровым номером площадью 20000 кв.м санкционирована Администрацией Плюсского района и включена в действующую территориальную схему обращения с твердыми коммунальными отходами Псковской области, утвержденную приказом Государственного комитета Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 15.11.2016 №127-ОД «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами Псковской области» ( в ред. приказа Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 23.03.2022. №25-ОД «О внесении изменений в приказ от 15.11.2016. №127-ОД» и отражена в схемах потоков твердых коммунальных отходов территориальной схемы по зоне I в качестве действующего объекта конечного размещения. Указанные действующая и переходная схема потоков действует по 2024 год. На основании изложенного, Управление не возражает на предоставление отсрочки при условии предоставления документов, подтверждающих наличие потребности Псковской области в указанном объекте размещения твердых коммунальных отходов, и направления в Минприроды России заявки о возможности использования Объекта для размещения твердых коммунальных отходов.

    Представитель Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области также предоставил письменный отзыв, в котором пояснил следующее. На территории Псковской области в 2024 году планируется строительство объекта обработки, утилизации и размещения твердых коммунальных отходов(далее Объект, ТКО), который обеспечит сортировку всего объема отходов (250 тыс. тонн/год), образованных на территории Псковской области, утилизацию 50% отходов и их захоронение (не более 50%). В течение переходного периода до введения Объекта в эксплуатацию необходимо использование всех действующих на территории Псковской области объектов размещения отходов, не включенных в государственный реестр объектов размещения отходов (далее – ГРОРО), в том числе и объекта размещения отходов Плюсского района. Согласно п.2.1, 8 статьи 29.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления», объекты размещения отходов, не включенные в ГРОРО, могут использоваться в срок до 01.01.2026. В настоящее время объект размещения отходов Плюсского района принимает на размещение ТКО Плюсского и Струго-Красненского районов и с целью сохранения транспортного плеча потоков ТКО, избежания социального напряжения среди населения и возрастания тарифа на транспортирование ТКО Комитет считает необходимым предоставить отсрочку Администрации Плюсского района по рекультивации земельного участка под объект размещения отходов Плюсского района. В случае закрытия объектов размещения отходов, предусмотренных разделом «Действовавшая схема потоков отходов» территориальной схемы обращения с отходами Псковской области, утвержденной приказом Государственного комитета Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 15.11.2016. №127-ОД, региональному оператору по обращению с ТКО при направлении потоков ТКО необходимо руководствоваться разделом «Аварийная схема потоков отходов» территориальной схемы. По состоянию на 30.01.2023. потоки ТКО Плюсского и Струго-Красненского районов направляются на объект размещения отходов Плюсского районов.

        В силу ч.3 ст.167 ГПК РФ суд рассматривает дело без участия неявившихся сторон.

Изучив письменные материалы дела, заслушав доводы заявителя администрации Плюсского района, зам.прокурора района, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

    В силу ч.1 ст.203.1 ГПК РФ вопросы исправления описок и явных арифметических ошибок, разъяснения решения суда, отсрочки или рассрочки исполнения решения суда, изменения способа и порядка его исполнения, индексации присужденных денежных сумм рассматриваются судом в десятидневный срок со дня поступления заявления в суд без проведения судебного заседания и без извещения лиц, участвующих в деле. В случае необходимости суд может вызвать лиц, участвующих в деле, в судебное заседание, известив их о времени и месте его проведения.

Согласно ст.434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного постановления.

Из системного анализа указанных норм следует, что основания для отсрочки, рассрочки исполнения судебных постановлений должны носить действительно исключительный характер, свидетельствовать о серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий.

Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае, исходя из общеправового принципа справедливости, на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников; возможная же отсрочка, рассрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников производства.

Сторона, ходатайствующая об отсрочке исполнения решения, в соответствии со статьей 56 ГПК РФ обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как основание предоставления отсрочки.

         В соответствии со ст.210 ГПК РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу.

В соответствии с ч.2 статьи 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Исходя из разъяснений, содержащихся в абзаце третьем п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2008 года №13 "О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции", при рассмотрении заявлений лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда с учетом необходимости своевременного и полного исполнения решения суду в каждом случае следует тщательно оценивать доказательства, представленные в обоснование просьбы об отсрочке (рассрочке), и материалы исполнительного производства, если исполнительный документ был предъявлен к исполнению.

Вопрос о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения решения суда разрешается судом не произвольно, а с учетом необходимости обеспечения баланса прав и законных интересов взыскателей и должников, соблюдения гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, требований справедливости и соразмерности.

Таким образом, при рассмотрении заявления должника о предоставлении отсрочки исполнения решения суд должен учитывать не только интересы должника, но и взыскателя, поскольку отсрочка или рассрочка исполнения решения отдаляет реальную защиту нарушенных прав или охраняемых законом интересов взыскателя, и основания для этого должны носить исключительный характер, то есть возникать при серьезных препятствиях и затруднениях к совершению исполнительных действий, а изменение сроков исполнения судебного постановления должно быть обоснованным.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2006 года №104-О указано, что основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер.

Из системного анализа указанных норм следует, что основания для отсрочки, рассрочки исполнения судебных постановлений должны носить действительно исключительный характер, свидетельствовать о серьезных препятствиях и затруднениях к совершению исполнительных действий, а изменение сроков исполнения судебного постановления должно быть обоснованным.

В обоснование заявления о предоставлении отсрочки представители Администрации Плюсского района ссылаются на то, что в соответствии с Приказом Государственного комитета Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 15.11.2016 N127-ОД (ред. от 23.03.2022) "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами Псковской области" земельный участок с кадастровым номером включен в территориальную схему обращения с отходами Псковской области (Таблица 9.1. Раздел 9). В настоящее время региональный оператор по обращению с отходами в лице ООО «Экопром» размещает твердые коммунальные отходы на вышеуказанном земельном участке. Кроме того, в связи с внесением изменений в ст. 29.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 19.12.2022) «Об отходах производства и потребления» объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов до 01 января 2026 года. С учетом вышеизложенных нормативно-правовых документов Администрация Плюсского района предполагает, что данный земельный участок будет использоваться для размещения твердых коммунальных отходов региональным оператором до 01 января 2026 года. Также разработка проекта рекультивации и получение положительного заключения государственной экологической экспертизы носит длительный характер и займет более 1 года на подготовку данной документации, включая время на проведение самих работ по рекультивации земельного участка Администрация Плюсского района полагает, что исполнение решение суда в установленный сроки невозможно по объективным причинам, не зависящим от заявителя.

Обстоятельства и доказательства, на которые ссылается заявитель, по мнению суда, свидетельствуют о том, что Администрацией Плюсского района не принят достаточный и полный комплекс мер к исполнению решения суда. Напротив, Администрация Плюсского района к исполнению решения суда от 19.12.2018., вступившего в законную силу 14.03.2019, не приступала вообще (более 3,5 лет с момента вступления решения суда в силу). Доказательств обратного в дело не представлено. В этой части суд соглашается с доводами зам.прокурора района. Также суд учитывает, что апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 14 марта 2019 был изменен срок исполнения решения суда с 7 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу до 01 января 2024 года. Данный срок исполнения решения суда еще не истек. У ответчика имеется еще 11 мес. на исполнение решения суда.

Приводимые заявителем в обоснование своих доводов обстоятельства о том, что данный земельный участок будет использоваться для размещения твердых коммунальных отходов региональным оператором до 01 января 2026 года, объективно ничем не подтверждены. Напротив, как указано Комитетом по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области на территории Псковской области в 2024 году планируется строительство объекта обработки, утилизации и размещения твердых коммунальных отходов, который обеспечит сортировку всего объема отходов (250 тыс. тонн/год), образованных на территории Псковской области. В связи с чем, доводы заявителя в этой части не могут быть расценены в качестве исключительных обстоятельств, позволяющих предоставить отсрочку исполнения судебного акта на указанный в заявлении Администрации срок.

Диспозитивное право суда на предоставление отсрочки или рассрочки исполнения судебного постановления реализуется лишь в исключительных случаях, при наличии бесспорных и безусловных оснований для отсрочки или рассрочки исполнения. Именно в этом случае реализуется важнейший принцип эффективного судопроизводства, закрепленный в статье 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и предполагающий, что судопроизводство в судах и исполнение судебного постановления осуществляются в разумные сроки.

Предложенный заявителем в заявлении срок отсрочки исполнения решения суда до 31.12.2026, не отвечает принципам соразмерности и разумности срока исполнения судебного акта, поскольку может привести к нарушению баланса прав и законных интересов неопределенного круга лиц, повлечь неосновательное умаление прав взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.

Вместе с тем, суд учитывает, что до настоящего времени земельный участок, на котором расположена свалка ТКО, включен в территориальную схему обращения с отходами Псковской области, куда ООО «Экопром» вывозятся ТКО, и куда, вероятнее всего, будут вывозиться до строительства в 2024 году в Псковской области объекта обработки, утилизации и размещения твердых коммунальных отходов, который обеспечит сортировку и утилизацию всего объема отходов, образованных на территории Псковской области. В связи с чем, приступить к составлению проекта рекультивации земель данного земельного участка при не закрытии свалки невозможно.

Таким образом, с учетом всех изложенных обстоятельств, представленных доказательств, суд считает возможным предоставить должнику отсрочку исполнения решения суда на срок 1 год, то есть до 01 января 2025 года. Указанное будет отвечать принципам справедливости, разумности, в том числе не будет затрагивать права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.

При вышеуказанных обстоятельствах заявление Администрации Плюсского района о предоставлении отсрочки исполнения Решения суда от 19.12.2018. подлежит частичному удовлетворению, а именно на срок 1 год.

         На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.203, 203.1, 224-225 ГПК РФ, суд

    ОПРЕДЕЛИЛ:

         Заявление Администрации Плюсского района Псковской области о предоставлении отсрочки исполнения решения суда №2-127/2018 от 19.12.2018 удовлетворить частично.

         Предоставить Администрации Плюсского района Псковской области отсрочку по исполнению решения суда №2-127/2018 от 19.12.2018 до 01 января 2025 года.

         На определение суда может быть подана частная жалоба в течение 15 дней со дня вынесения в Псковский областной суд через Стругокрасненский районный суд Псковской области.

Судья                                                                                                         Е.Ю. Напалкова

13-4/2023

Категория:
Другие
Статус:
Удовлетворено частично
Истцы
Администрация Плюсского района
Суд
Стругокрасненский районный суд Псковской области
Судья
Напалкова Елена Юрьевна
Дело на странице суда
strugokrasnensky--psk.sudrf.ru
13.01.2023Материалы переданы в производство судье
13.01.2023Решение вопроса о принятии к производству
24.01.2023Судебное заседание
31.01.2023Судебное заседание
03.02.2023Материалы сданы в отдел судебного делопроизводства
27.02.2023Материал оформлен
27.02.2023Материал передан в архив
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее