Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1308/2023 ~ М-930/2023 от 18.04.2023

№ 2-1308/2023

УИД 59RS0035-01-2023-001315-17

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Соликамск                                                       23 мая 2023 года

Соликамский городской суд Пермского края

под председательством судьи Новиковой Н.С.,

при ведении протокола помощником судьи Басалаевой А.В.,

с участием прокурора Федоровой Ю.М.,

представителя ответчика МТУ № 7 Минсоцразвития Пермского края Канашиной Е.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Соликамск гражданское дело по иску Соликамского городского прокурора в интересах Чуклиновой М.А. к Межрайонному территориальному управлению № 7 Министерства социального развития Пермского края и Министерству социального развития Пермского края о возложении обязанности совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

Соликамский городской прокурор обратился в Соликамский городской суд Пермского края в защиту интересов Чуклиновой М.А., <дата> года рождения, с иском к Межрайонному территориальному управлению № 7 Министерства социального развития Пермского края, Министерству социального развития Пермского края о возложении обязанности совершить определенные действия.

В обоснование исковых требований Соликамский городской прокурор указал, что Соликамской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации при осуществлении Межрайонным территориальным управлением № 7 Министерства социального развития Пермского края (далее МТУ № 7 Минсоцразвития Пермского края) государственного управления в сфере предоставления гарантий социальной защиты отдельным категориям населения края по вопросам социальной поддержки, социального обслуживания и социальной помощи (далее – предоставление гарантий социальной защиты), в том числе по обеспечению инвалидов, детей-инвалидов техническими средствами реабилитации и реабилитационными услугами, не предусмотренными федеральным перечнем технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам бесплатно.

    Проверкой установлено, что      <дата> была проведена медико-социальная экспертиза гражданина (), в результате Чуклинова М.А. была признана инвали<...> группы, а также была составлена индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (далее ИПРА) , которой Чуклинова М.А. признана нуждающейся в получении ТСР в виде <данные изъяты>.

<дата> Чуклиновой М.А. было подано заявление о предоставлении ему технического средства реабилитации (далее – ТСР) в виде <данные изъяты> на основании п.2.2 Приказа Минсоцразвития Пермского края от <дата> .

Чуклинова М.А. была поставлена в очередь для получения технических средств реабилитации, не предусмотренных федеральным перечнем ТСР, предоставляемых бесплатно на основании индивидуальной программы реабилитации (абилитации) за счет средств бюджета Пермского края.

На момент проверки Чуклинова М.А. техническими средствами реабилитации не обеспечена.

Соликамской городской прокуратурой 17.03.2023 г. в адрес руководителя МТУ № 7 Минсоцразвития Пермского края внесено представление об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов.

МТУ № 7 Минсоцразвития Пермского края был предоставлен ответ, согласно которому отсутствие обеспечения инвалида техническими средствами реабилитации обуславливается отсутствием финансирования со стороны Министерства социального развития Пермского края.

    Руководствуясь ст.39 Конституции Российской Федерации, ст.ст.9, 10,11,11.1 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст.ст.4,29 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», п.п.1.2, 1.4, 1.5 Приказа Министерства социального развития Пермского края от 17.02.2014 № СЭД-33-05-59-198, п.1.7, 3.2 Положения о Министерстве социального развития Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 24.07.2006 г. №7-п, п.1.5 Положения о Межрайонном территориальном управлении № 7 Министерства социального развития Пермского края, утвержденного приказом Министерства социального развития Пермского края от 25.05.2015 №СЭД33-01-03-266, ст.6 Бюджетного кодекса РФ Соликамский городской прокурор просит обязать МТУ № 7 Минсоцразвития Пермского края обеспечить Чуклинову М.А., <дата> г.р., техническим средством реабилитации – глюкометром с речевым выходом + 1 комплект тестполосок в срок до 01.09.2023 г.

Обязать Министерство социального развития Пермского края в срок до 01.07.2023 г. обеспечить финансирование указанных мероприятий в необходимом объеме.

В судебном заседании прокурор на удовлетворении исковых требований настаивала по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.

В судебное заседание истец Чуклинова М.А. не явилась, о дате судебного заседания извещалась надлежащим образом, в том числе путем размещения соответствующей информации на сайте суда, доказательств уважительности причин неявки не предоставила, об отложении рассмотрения дела не просила, ее интересы представляет прокурор.

В судебном заседании представитель ответчика МТУ № 7Минсоцразвития Пермского края Канашина Е.Б., действующая на основании приказа, с иском не согласна, в том числе по доводам письменных возражений, согласно которым суду необходимо рассмотреть вопрос перехода в процесс по правилам КАС РФ.

Также указано, что из искового заявления прокурора не следует, какие положения Порядка обеспечения инвалидов, детей-инвалидов техническими средствами реабилитации и реабилитационными услугами, не предусмотренными федеральным перечнем технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам бесплатно, утвержденного приказом Министерства от 17.02.2014 г. № СЭД-33-05-59-198 МТУ № 7 нарушены и какие сроки нарушило МТУ № 7 прокурором не представлено доказательств.

МТУ № 7 не уклоняется от рассмотрения заявления Чуклиновой М.А., она поставлена в реестр на получение ТСР, при этом возложение обязанности на Министерство и МТУ № 7 принять решение о предоставлении ТСР с конкретным сроком является вмешательством в компетенцию государственного органа власти и нарушением бюджетного законодательства РФ, а также не соответствует порядку.

В силу ст.11.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» только федеральный перечень реабилитационных мероприятий и технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, является обязательным и гарантированным для инвалидов.

Нормы о возложении на субъект РФ расходных обязательств по предоставлению инвалидам ТСП, или об утверждении на уровне субъекта РФ регионального перечня ТСР в Законе не предусмотрено.

    Реализация мероприятия «Обеспечение инвалидов, детей-инвалидов техническими средствами реабилитации и реабилитационными услугами, не предусмотренными федеральным перечнем технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам бесплатно» осуществляется на основе добровольно взятых Пермским краем на себя обязательств, которые не предполагают обязанности Министерства обеспечить всех инвалидов Пермского края ТСР, входящими в региональный перечень и осуществляется исключительно в пределах лимитов бюджетных обязательств.

    То есть предусмотренное обеспечение инвалидов региональными ТСР является дополнительным мероприятием, направленным на обеспечение права инвалидов на устранение ограничений жизнедеятельности, осуществляемым Пермским краем самостоятельно за счет средств краевого бюджета, в связи с чем орган государственной власти Пермского края вправе определять условия и порядок такого финансирования, а также категории лиц, которым указанные ТСР предоставляются.

Порядок не предусматривает конкретный срок предоставления технического средства реабилитации инвалиду, инвалиды включаются в реестр.

    В дополнительных письменных возражениях указано, что требования прокурора являются преждевременными. Приказом Министерства от 17.05.2023 № 33-01-03-361 внесены изменения в лимиты бюджетных обязательств на реализацию мероприятия «Об обеспечении инвалидов, детей-инвалидов техническими средствами реабилитации и реабилитационными услугами, не предусмотренными федеральным перечнем технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам бесплатно» на 2023-2025 года, утвержденные приказом Министерства от 20 декабря 2022 г. № 33-01-03-1208 и МТУ № 7 дополнительно выделены лимиты бюджетных обязательств на закупку региональных технических средств реабилитации для инвалидов, состоящих в реестре.

    В настоящее время МТУ № 7 осуществляет закуп ТС в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с региональным перечнем и в дальнейшем право граждан будет реализовано на получение ТСР.

В ходе судебного заседания представитель ответчика также пояснила, что в случае предоставления ТСР истцу, будут нарушены права других инвалидов на обеспечение ТСР.

    В судебное заседание представитель ответчика Министерства социального развития Пермского края не явился, о дате судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, направил письменный отзыв на исковое заявление, и дополнительный отзыв, в котором содержатся доводы, аналогичные доводам МТУ № 7 Минсоцразвития Пермского края, просил отказать в удовлетворении исковых требований.

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истца Чуклиновой М.А., представителей ответчика Министерства социального развития Пермского края в порядке ст. 167 ГПК РФ.

    Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, исследовав письменные доказательства по делу, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации гарантировано каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" реабилитация инвалидов представляет процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.

    Отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 21.11.2011 г. №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон №323-ФЗ).

    В силу статьи 4 Закона №323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

Статьей 29 Закона №323-ФЗ определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации

На основании ст. 10 Федерального закона № 181-ФЗ государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством РФ.

В соответствии с положениями ст. 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

В соответствии со статьей 11.1 указанного Федерального закона дополнительные средства для финансирования расходов на предусмотренные настоящей статьей технические средства реабилитации инвалидов могут быть получены из иных не запрещенных законом источников.

Из положений п. 1.2 Приказа Министерства социального развития Пермского края от 17.02.2014 N СЭД-33-05-59-198 следует, что техническими средствами реабилитации и реабилитационными услугами, не входящими в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, обеспечиваются инвалиды I, II, III групп, дети-инвалиды.

В соответствии с положениями п. 1.4 названного приказа обеспечение инвалидов, детей-инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет бюджета Пермского края.

В силу п. 1.5 названного приказа Межрайонные территориальные управления Министерства социального развития осуществляют постановку инвалидов, детей-инвалидов на учет для предоставления технических средств реабилитации, ведение реестра заявившихся на технические средства реабилитации инвалидов, детей-инвалидов, представление в Министерство списка инвалидов, детей-инвалидов, подавших заявление на получение технических средств реабилитации, с указанием заявленного средства реабилитации 1 раз в квартал, закуп технических средств реабилитации в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в пределах лимитов бюджетных обязательств в соответствии с региональным перечнем, выдачу технических средств реабилитации.

    Судом установлено, <дата> была проведена медико-социальная экспертиза гражданина (), в результате Чуклинова М.А. была признана инвали<...> группы, а также была составлена индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (далее ИПРА) .19.59/2022, которой Чуклинова М.А. признана нуждающейся в получении ТСР в виде <данные изъяты>.

11.08.2022 г. Чуклиновой М.А. было подано заявление о предоставлении ему технического средства реабилитации (далее – ТСР) в виде <данные изъяты> на основании п.2.2 Приказа Минсоцразвития Пермского края от 17.02.2014 № СЭД-33-05-59-198.

Чуклинова М.А. была поставлена в очередь для получения технических средств реабилитации, не предусмотренных федеральным перечнем ТСР, предоставляемых бесплатно на основании индивидуальной программы реабилитации (абилитации) за счет средств бюджета Пермского края.

На момент проверки Чуклинова М.А. техническими средствами реабилитации не была обеспечена.

Соликамской городской прокуратурой 17.03.2023 г. в адрес руководителя МТУ № 7 Минсоцразвития Пермского края внесено представление об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов.

МТУ № 7 Минсоцразвития Пермского края был предоставлен ответ, согласно которому отсутствие обеспечения инвалида техническими средствами реабилитации обуславливается отсутствием финансирования со стороны Министерства социального развития Пермского края.

На момент рассмотрения гражданского дела Чуклинова М.А. техническими средствами реабилитации не обеспечена, доказательств выделения денежных средств из бюджета Пермского края на реализацию мероприятий в отношении именно Чуклиновой М.А., на момент рассмотрения дела не представлено.

На основании п. 1.7 Положения о Министерстве социального развития Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 24.07.2006 N 7-п и п. 1.5 Положения о Межрайонном территориальном управлении № 7 Министерства социального развития Пермского края, утвержденное приказом Министерства социального развития Пермского края от 25.05.2015 N СЭД-33-01-03-266 – финансирование деятельности Министерства и его территориальных органов осуществляется за счет средств краевого бюджета.

В силу ст. 6 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) это орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Согласно п. 3.2. Положения о Министерстве социального развития Пермского края, Министерство осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств бюджета Пермского края и получателя субвенций их федерального бюджета, внебюджетных и иных источников на реализацию возложенных на Министерство полномочий.

Таким образом, принимая во внимание, что именно Министерство социального развития Пермского края формирует и утверждает государственное задание МТУ № 7 Минсоцразвития Пермского края, являясь по отношению к учреждению главным распорядителем бюджетных денежных средств, имеются основания для возложения на Министерство социального развития Пермского края обязанности по обеспечению финансирования мероприятий по устранению нарушений требований законодательства о социальной защите инвалидов.

Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями участников процесса, материалами дела.

С учетом обстоятельств и заявленных исковых требований, суд не усмотрел правовых оснований перехода к иному порядку судебного разбирательства, оснований отложения рассмотрения дела нет.

Доводы возражений представителя ответчика о том, что истец имеет право на обеспечение ТСР в порядке очередности и предоставление ей ТСР нарушает права иных лиц, суд не может принять во внимание, поскольку действующим законодательством момент предоставления лицам указанной категории ТСР определен фактом наступления определенного события (признание инвалидом, составление индивидуальной программы реабилитации или абилитации, признание нуждающейся в определенны ТСР, обращение в органы социальной защиты), то есть, по смыслу закона обязанность органов государственной власти Пермского края по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации за счет бюджета Пермского края, не может ставиться в зависимость от наличия очереди среди лиц указанной категории.

    Доводы возражений стороны ответчика о том, что только федеральный закон является обязательным и гарантированным для инвалидов, соответствующие программы не предполагают обязанности Министерства обеспечить всех инвалидов Пермского края ТСР, входящими в региональные перечень и исключительно в пределах лимитов бюджетных обязательств, суд не может принять во внимание, основаны на неверном толковании норм права.

    Согласно ст.11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Таким образом, обеспечение инвалидов ТСР не является усмотрением государственного органа и исключительно его добровольным волеизъявлением, постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 г. № 1321-п утверждена государственная программа Социальная поддержка жителей Пермского края»,

Программа реабилитации для органов государственной власти является обязательной к исполнению, и добровольной только для инвалида.

Доводы стороны ответчика, в том числе необоснованности вмешательства в компетенцию государственного органа власти и нарушении бюджетного законодательства РФ, суд не может принять во внимание, обязанности в данном случае определены законом, их выполнение не относится к административно-хозяйственной деятельности и не определяется усмотрением бюджетного учреждения. Поэтому понуждение устранить допущенные нарушения закона и возложение на ответчиков обязанности по обеспечению ТСР инвалида и финансированию такого мероприятия не может быть расценено в качестве вмешательства в административно-хозяйственную деятельность государственного органа.

    В силу ст.38 Бюджетного кодекса РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

    Суд находит исковые требования Соликамского городского прокурора подлежащими удовлетворению в полном объеме, исходя из необходимости обеспечения инвалида <данные изъяты> Чуклиновой М.А. рекомендованным ей с учетом заболевания ТСР в виде <данные изъяты>, обеспечение которым для Министерства социального развития Пермского края является обязательным, в том числе в рамках индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, а также государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края», утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 г. № 1321-п.

Очередность обеспечения ТСР не предусмотрена соответствующими программами, но и не нарушает права иных инвалидов на обеспечение ТСР.

    11.08.2022 года Чуклиновой М.А. было в установленном порядке подано заявление о предоставлении ТСР, тем не менее, сроки выполнения программы немотивированно приостановлены ответчиками на неопределенное время, даже после представления Соликамской городской прокуратуры об устранении нарушений закона от 17.03.2023 года, что повлекло обращение в суд доказательств конкретной адресной помощи не представлено. Техническое средство реабилитации необходимо инвалиду в целях улучшения жизнедеятельности в рамках принятых органами государственной власти обязательств, и не может ограничиваться наступлением каких-либо определенных сроков снабжения необходимым инвалиду средством

           В соответствии с ч.2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, с учетом характера возложенной на ответчиков обязанности, объема работы, подлежащей выполнению, объема и источников финансирования суд полагает необходимым установить срок исполнения настоящего решения суда – обеспечение техническим средством реабилитации - <данные изъяты> до 01 сентября 2023 года, до 01 июля 2023 года обеспечить финансирование указанных мероприятий в необходимом объеме.

    Данные сроки обоснованно стороной ответчика не оспорены, в ходе рассмотрения дела принимаются меры к исполнению обязанностей по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, но об исполнении такой обязанности в отношении именно Чуклиновой М.А. таким доказательств не подтверждено.

    Обеспечение ответчиками Чуклиновой М.А. техническим средством реабилитации в соответствии с законодательством РФ может являться основанием не приводить решение суда в исполнение, но не основанием отказа в удовлетворении заявленных исковых требований.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

                            Р Е Ш И Л:

    Исковое заявление Соликамского городского прокурора в интересах Чуклиновой М.А. к Межрайонному территориальному управлению № 7 Министерства социального развития Пермского края и Министерству социального развития Пермского края о возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить.

    Обязать Межрайонное территориальное управление № 7 Министерства социального развития Пермского края обеспечить в срок до 01 сентября 2023 года Чуклинову М.А., <дата> года рождения, техническим средством реабилитации - глюкометром с речевым выходом + 1 комплект тестполосок.

    Возложить на Министерство социального развития Пермского края обязанность в срок до 01 июля 2023 года обеспечить финансирование указанных мероприятий в необходимом объеме.

    Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, т.е. с 29 мая 2023 года.

Председательствующий                        Новикова Н.С.

2-1308/2023 ~ М-930/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Соликамский городской прокурор
Чуклинова Мария Александровна
Ответчики
МТУ № 7 Минсоцразвития Пермского края
Министерство социального развития Пермского края
Суд
Соликамский городской суд Пермского края
Судья
Новикова Наталья Сергеевна
Дело на странице суда
solikam--perm.sudrf.ru
18.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.04.2023Передача материалов судье
18.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.05.2023Судебное заседание
23.05.2023Судебное заседание
29.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.08.2023Дело оформлено
03.08.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее