Дело № 12-14/2024
УИД: 33MS0067-01-2023-002515-04
РЕШЕНИЕ
12 января 2024 года г. Собинка
Судья Собинского городского суда Владимирской области Тимофеева И.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника отдела персонифицированного учета и обработки информации NN Управления персонифицированного учета ОСФР по Владимирской области Г. на постановление мирового судьи судебного участка № 1 г. Собинки, Собинского района и ЗАТО г. Радужный Владимирской области от 11 октября 2023 года, которым прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.33.2 КоАП РФ, в отношении должностного лица – заведующей МБДОУ детский сад № 10 «Улыбка» Соколовой О.В.,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 1 г. Собинки, Собинского района и ЗАТО г. Радужный Владимирской области от 11 октября 2023 года, на основании п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.33.2 КоАП РФ, в отношении должностного лица – заведующей МБДОУ детский сад № 10 «Улыбка» Соколовой О.В.
В установленный срок начальник отдела персонифицированного учета и обработки информации № 2 Управления персонифицированного учета ОСФР по Владимирской области Г. обратилась в суд с жалобой, в которой выразила свое несогласие с принятым постановлением и просит его отменить, возвратив дело на новое рассмотрение.
В обоснование указала, что обстоятельством, послужившим основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении Соколовой О.В., явилось нарушение срока представления сведений по форме СЗВ-М за отчетный период – ноябрь 2022 года, обязанность по представлению которых в срок не позднее 15 декабря 2022 года установлена частью 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ в редакции до 01.01.2023. Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 14.07.2022 № 237-ФЗ предусмотрено, что за отчетные периоды, истекшие до 1 января 2023 года, сведения для индивидуального (персонифицированного) учета представляются страхователями в соответствующие органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (01.01.2023). Соответственно, сведения за отчетные периоды 2022 года представляются в порядке, установленном Федеральным законом № 27-ФЗ в редакции, действующей до 01.01.2023. К таким сведениям относятся сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (ч. 2.2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ). Считает, что изменение редакции статьи 11 Закона № 27 - ФЗ Федеральным законом от 14.07.2022 № 237 - ФЗ и Федеральным законом от 28.12.2022 № 569 - ФЗ, положение Соколовой О.В. каким-либо образом не улучшает, административную ответственность по ч. 1 ст. 15.33.2 КоАП РФ не смягчает и не отменяет. Обращает внимание, что положения Закона № 27-ФЗ, предусматривающие необходимость представления отчетности по установленным формам в установленном законом порядке, не изменились. На момент рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении Соколовой О.В. объективная сторона вмененного ему правонарушения также не изменилась, ответственность за него сохранилась. Положения ст.11 Закона № 27-ФЗ, устанавливающие обязанность страхователя представлять отчетность, не признаны утратившим силу, а лишь с 01.01.2023 новая форма отчетности ЕФС-1 заменила форму отчетности СЗВ-М. Просит отменить обжалуемое постановление мирового судьи и направить дело на новое рассмотрение.
ОСФР по Владимирской области, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении и личном участии не заявляли.
Соколова О.В., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явилась, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляла.
В связи с указанными обстоятельствами, полагаю возможным рассмотреть жалобу начальника отдела персонифицированного учета и обработки информации № 2 Управления персонифицированного учета ОСФР по Владимирской области Г. в отсутствие неявившихся лиц.
Ознакомившись с доводами жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые указанным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Как усматривается из материалов дела, начальником отдела персонифицированного учета и обработки информации № 2 Управления персонифицированного учета Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Владимирской области 15.06.2023 в отношении заведующей МБДОУ Детский сад №10 «Улыбка» Соколовой О.В. составлен протокол об административном правонарушении NN на том основании, что в нарушение п. 2.2 ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ от 01.04.1996 «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» указанным должностным лицом нарушены сроки предоставления (до 15 числа месяца, следующего за отчетным) в ГУ-ОПФР по Владимирской области формы СЗВ-М за ноябрь 2022 года, предоставив их 14.02.2023, тем самым должностное лицо - заведующая МБДОУ Детский сад №10 «Улыбка» Соколова О.В. совершила правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 15.33.2 КоАП РФ.
Рассматривая данное дело об административном правонарушении, мировой судья пришел к выводу о необходимости прекращения производства по делу на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку с 1 января 2023 года положения п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 № 250-ФЗ, от 16.12.2019 № 436-ФЗ) не действуют. При этом редакция указанной статьи, действующей на момент составления протокола об административном правонарушении - 15 июня 2023 года, не содержит требований о том, что страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице.
Вместе с тем согласиться с выводами мирового судьи нельзя по следующим основаниям.
Пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 199бгода №27-ФЗ №27-Ф3 «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее Федеральный закон №27-ФЗ) в редакции, действовавшей до 1 января 2023 года, было предусмотрено, что страхователь ежемесячно не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета, о фамилии, имени и отчестве, идентификационном номере налогоплательщика в отношении каждого работающего у него застрахованного лица.
Указанные сведения представлялись в Пенсионный Фонд России по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного Фонда России от 15 апреля 2021 года №103п «Об утверждении формы «Сведения о застрахованных лицах (СЗВ-М) и порядка заполнения формы указанных сведений».
Статьей 17 Федерального закона №27-ФЗ предусмотрена ответственность за неисполнение страхователем возложенных на него обязанности, что согласуется с конституционными
принципами и требованиями публичной ответственности.
В силу части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации юридическая ответственность может наступить только за те деяния, которые закон, действующий во время их совершения, признает правонарушениями.
Из постановления Конституционного суда Российской Федерации от 4 февраля 2019 года № 8-П следует, что обеспечение надлежащего исполнения вытекающей из социальной природы государства обязанности по уплате страховых взносов в рамках пенсионного страхования предполагает, что федеральным законом должны быть установлены необходимые формы отчетности и контроля за поведением субъектов указанной обязанности, адекватные возникающим правоотношениям, а также меры государственного принуждения, которые, в свою очередь, могут быть как восстановительными, так и штрафными.
Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 237-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Федеральный закон № 27-ФЗ внесены изменения, в соответствии с которыми с 1 января 2023 года обязанность страхователей по представлению сведений по форме СЗВ-М отменена.
Постановлением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 31 октября 2022 года №245п взамен формы СЗВ-М утверждена единая форма «Сведения для ведения индивидуального (персонифицированного) учета и сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастны случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ЕФС-1)» и порядок ее заполнения.
Вместе с тем, частью 1 статьи 15 Федерального закона № 237-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что за отчетные периоды, истекшие до 1 января 2023 года, сведения для индивидуального (персонифицированного) учета представляются страхователями в соответствующие органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Конституционный суд Российской Федерации в своем постановлении от 17 января 2018 года № 3-П разъяснил, что если деяние продолжает оставаться противоправным и наказуемым, правовая норма, закрепляющая конкретный состав соответствующего правонарушения, может применяться и после утраты силы законом, ее содержавшим, к деяниям, совершенным во время действия этого закона, но только если предусмотренная ею ответственность мягче, чем закрепленная положением, устанавливающим в настоящее время ответственность за то же деяние, или равна ей, и, во всяком
случае, только в пределах установленного законом срока давности привлечения к ответственности за соответствующее правонарушение.
Согласно части 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования срок либо отказ от представления в органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения такого учета, а равно представление этих сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 названной статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 рублей.
Таким образом, изменение формы представления сведений в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации с 1 января 2023 года, не является препятствием для привлечения страхователей к административной ответственности за непредставление таких сведений за периоды, истекшие до 1 января 2023 года.
Аналогичный правовой подход выражен в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 2 октября 2023 года №50-АД23-6-К8.
Изложенное свидетельствует о том, что в ходе судебного разбирательства по данному делу об административном правонарушении мировым судьей не выполнены в полном объеме требования статьей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Указанное нарушение является существенным процессуальным нарушением, поскольку повлекло за собой нарушение требований к обеспечению всесторонности, полноты и объективности рассмотрения дела.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело по результатам рассмотрения жалобы выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № 1 г. Собинки, Собинского района и ЗАТО г. Радужный Владимирской области от 11 октября 2023 года, вынесенное в отношении должностного лица – заведующей МБДОУ детский сад № 10 «Улыбка» Соколовой О.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.33.2 КоАП РФ, подлежит отмене.
Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет 1 год.
Поскольку на дату рассмотрения настоящей жалобы срок давности привлечения должностного лица – заведующей МБДОУ детский сад № 10 «Улыбка» Соколовой О.В. к административной ответственности по части 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истек, производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 и 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 1 ░. ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 11 ░░░░░░░ 2023 ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 15.33.2 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ № 10 «░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ № 10 «░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 6 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 24.5 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░.░░. 30.12-30.14 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░