Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-22/2022 ~ Материалы дела от 21.10.2021

                                                                                      Дело № 2-22/2022 (2-2394/2021_

                                                                                  УИД:26RS0012-01-2021-004284-09

    РЕШЕНИЕ

    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    07 февраля 2022 года                                         г. Ессентуки

         Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе:

    председательствующего судьи Зацепиной А.Н.,

    при секретаре судебного заседания Быковой Э.А.,

    рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц, муниципального образования городского округа города-курорта Ессентуки в лице Администрации <адрес> к ФИО2 о признании объектов незавершенного строительства самовольными постройками, возложении обязанности выполнить снос объектов, в случае неисполнения обязанности в срок, предоставлении администрации города право выполнить снос объектов, взыскании судебной неустойки и по встречному иску ФИО2 к Администрации <адрес> о признании права собственности на объекты незавершенного строительства,

    УСТАНОВИЛ:

            Прокурор <адрес> обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц, муниципального образования городского округа города-курорта Ессентуки в лице Администрации <адрес> к ФИО2 о признании объектов незавершенного строительства самовольными постройками, возложении обязанности выполнить снос объектов, в случае неисполнения обязанности в срок, предоставлении администрации города право выполнить снос объектов, взыскании судебной неустойки, указав в обоснование требований, что Прокуратурой города на основании ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации» в рамках осуществления прокурорского надзора за исполнением федерального земельного и градостроительного законодательства с целью своевременного выявления и оперативного пресечения нарушений на постоянной основе проводится мониторинг указанной сферы правоотношений.

            В рамках указанного мониторинга ДД.ММ.ГГГГ установлено, что               ФИО2 осуществляет строительство многоквартирного жилого дома в отсутствии полученного в установленном законом порядке разрешения на строительство.

            Так, согласно ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.

            Строительство многоквартирного жилого дома не попадает под перечень объектов строительства, установленный ч. 17 ст. 51 ГрК РФ на которые не требуется получение разрешения.

            Как установлено проверкой, ФИО2 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, с видом разрешенного для малоэтажной многоквартирной жилой застройки.

            Земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования под индивидуальный жилой дом, категория земель земли населенных пунктов, в аренду органом местного самоуправления ФИО2 не предоставлялся.

            На указанном земельном участке ФИО2 на праве собственности принадлежит жилое помещение с кадастровым номером: площадью 48.8 кв.м.

            В ходе осмотра установлено, что ФИО2 на земельных участках с кадастровыми номерами и производились строительные работы по возведению многоквартирного дома, а именно заполнение каркаса опалубки бетонным составом с применением бетононасоса.

            При этом разрешение на строительство указанного объекта ФИО2 в установленном ст. 51 ГрК РФ порядке не получено.

            В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой города в отношении ФИО2 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

            ДД.ММ.ГГГГ по результатам его рассмотрения виновное лицо ФИО2 министерством строительства и архитектуры <адрес> привлечено к административной ответственности с назначением штрафа в размере 2 000 рублей.

            Прокурорской проверкой установлено, что ФИО2 продолжил незаконное строительство вышеуказанного объекта капитального строительства.

            В целях исполнения представления прокуратуры города от 01.07.2021                        специалистами управления архитектуры и градостроительства администрации города-курорта Ессентуки ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ проведены осмотры (акты №) земельных участков с кадастровыми номерами и

            Осмотрами установлено, что ФИО2 ведется строительство объектов капитального строительства в нарушении требований ст. 51 ГрК РФ, без разрешения на строительства, в нарушение требований охранной зоны памятника культурного наследия регионального значения «Инфекционная больница».

            Далее, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в орган местного самоуправления с заявлением о выдачи разрешения на строительства объекта капитального строительства «Многоквартирный жилой дом блок 1» и «Многоквартирный жилой дом блок 2» по <адрес> и                  <адрес> в <адрес>.

            ДД.ММ.ГГГГ управлением архитектуры и градостроительства администрации <адрес> отказано в выдаче разрешения на строительство.

            ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой города с привлечением специалистов проведен осмотр земельных участков с кадастровыми номерами и , расположенных по адресу: <адрес>, пересечение <адрес>, в зоне с особым использованием территории вторая зона округа санитарной охраны <адрес> кадастровый .ДД.ММ.ГГГГ.

            Осмотром, проведенным ДД.ММ.ГГГГ в период с 11-00 до 11.30 часов, установлено, что на земельном участком с кадастровым номером , площадью 2 668 кв.м., с видом разрешенного использования для малоэтажной застройки, расположенным по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве собственности ФИО2, ведутся строительно-монтажные работы по возведению объекта капитального строительства, имеющего признаки многоквартирного дома, выполненного до уровня 2 этажа, общей площадью застройки 745 кв.м.

            На прилегающем земельном участке с кадастровым номером , площадью 1349 кв.м., с видом разрешенного использования для многоквартирной застройки, по документам для малоэтажного многоквартирной жилой застройки (код 2.1.1), расположенным по адресу: <адрес>, категория земель, земли поселений (земли населенных пунктов), в отсутствии оформленных в установленных порядке прав на землю ФИО2, ведутся строительно-монтажные работы по возведению объекта капитального строительства, имеющего признаки многоквартирного дома, выполненного до уровня 2 этажа, общей площадью застройки 857 кв.м.

            При этом разрешение на строительство указанного объекта ФИО2 в установленном ст. 51 ГрК РФ порядке не получено.

            Необходимо отметить, что для осуществления строительства здания, сооружения (за исключением линейных объектов) на смежных земельных участках необходимо заблаговременное проведение работ по объединению таких земельных участков, в соответствии с порядком образования земельных участков, в том числе путем их объединения, а также требованиями к образуемым или измененным земельным участкам, содержащимся в статьях 11.2, 11.6, 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.

            Вместе с тем, ФИО2 земельные участки с кадастровыми номерами и не объединялись.

            Кроме того, объекты незавершенного строительства расположены в охранной зоне памятника культурного наследия регионального назначения «Инфекционная больница. <адрес> (литер А, В, Г)», расстояние до которого составляет 75 м.

            Постановление главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнении Списка памятников истории и культуры <адрес>, подлежащих государственной охране как памятников местного и республиканского значения, утвержденного решением крайисполкома от ДД.ММ.ГГГГ » «Инфекционная больница. <адрес> (литер А, В, Г)» отнесен к памятникам градостроительства и архитектуры, подлежащим государственной охране как объекты культурного наследия регионального значения.

            В соответствии с п. 1 ст. 34.1 Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее по тесту – Закон № 73-ФЗ) защитными зонами объектов культурного наследия являются территории, которые прилегают к включенным в реестр памятникам и ансамблям (за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи объектов культурного наследия) и в границах которых в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия и композиционно-видовых связей (панорам) запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов.

            В случае отсутствия утвержденных границ территории объекта культурного наследия, расположенного в границах населенного пункта, границы защитной зоны такого объекта устанавливаются на расстоянии 200 метров от линии внешней стены памятника либо от линии общего контура ансамбля, образуемого соединением внешних точек наиболее удаленных элементов ансамбля, включая парковую территорию. В случае отсутствия утвержденных границ территории объекта культурного наследия, расположенного вне границ населенного пункта, границы защитной зоны такого объекта устанавливаются на расстоянии 300 метров от линии внешней стены памятника либо от линии общего контура ансамбля, образуемого соединением внешних точек наиболее удаленных элементов ансамбля, включая парковую территорию (п. 4 указанной статьи).

            Следовательно, ФИО2 возводятся объекты капитального строительства, которые в силу ч. 1 ст. 222 Гражданского кодекса РФ являются самовольными постройками.

        Согласно ч. 1 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

        В соответствии с ч. 2 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.

        В силу положений ч. 1 ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

        Данное заявление подается в защиту неимущественных прав неопределенного круга лиц, поскольку действия ФИО2 объективно противоречат целям, задачам и принципам градостроительной деятельности, указанных в статье 2 ГрК РФ: обеспечения устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования; ответственности органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; осуществления строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов и нарушение, установленных законодательством Российской Федерации, условий и порядка осуществления муниципальной функции, при этом выявленные нарушения, в том числе Правил землепользования и застройки, утвержденных решением Думы города-курорта Ессентуки от ДД.ММ.ГГГГ могут негативно влиять на устойчивое развитие территории города-курорта Ессентуки, создание условий для планировки территории города-курорта Ессентуки.

        Согласно статье 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. Суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (п. 1 ст. 330 Гражданского кодекса Российской Федерации) на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).

    Просил признать объект незавершенного строительства, расположенный в границах земельного участка с кадастровым номером по                          <адрес> в <адрес> – самовольной постройкой.

    Признать объект незавершенного строительства, расположенный в границах земельных участков с кадастровыми номерами и по <адрес> – самовольной постройкой.

    Обязать ФИО2, в течение 2-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить снос объекта незавершенного строительства, расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером , а также работы по благоустройству территории указанных земельных участках.

    Обязать ФИО2 в течение 2-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить снос объекта незавершенного строительства, расположенного в границах земельных участков с кадастровыми номерами , а также работы по благоустройству территории указанных земельных участках.

    В случае неисполнения в срок ФИО2 решения суда о сносе самовольных построек, предоставить администрации <адрес> право выполнить снос самовольных построек и благоустройство расположенной под строениями территории за счет бюджетных средств с правом их последующего взыскания с ответчика.

     В случае неисполнения в указанный судом срок ФИО2, установленного решением суда обязательства о сносе самовольной постройки и благоустройства территории в соответствии со статьей 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации возложить на ФИО2 обязанность внесения денежной суммы (судебной неустойки) за каждый день неисполнения решения суда с учетом установления прогрессивной шкалы, а именно за первые 5 дней просрочки 200 000 рублей, исходя из расчета 40 000 рублей в день, за вторые 5 дней просрочки 250 000 рублей, исходя из расчета 50 000 рублей в день, и так далее, то есть с увеличением каждые 5 календарных дней стоимости одного календарного дня просрочки на 10 000 рублей. Уплату судебной неустойки возложить на ответчика в бюджет <адрес> на расчетный счет 40 в отделение Ставрополь, <адрес>, БИК , ИНН КПП .

    Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в рамках данного гражданского дела принят иск ФИО2 к Администрации <адрес> о признании права собственности на объекты незавершенного строительства, в котором в обоснование требований указано, что Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 17.08.2021г. истцу принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером площадью 2 668 кв.м., с видом разрешенного использования «Малоэтажная многоквартирная жилая Г застройка», расположенный по адресу: ФИО1, <адрес>, городской округ город-курорт Ессентуки, <адрес>, о чем в ЕГРН внесена запись от ДД.ММ.ГГГГ.

        Согласно выписке из ЕГРН от 05.10.2021г. истец является арендатором- смежного земельного участка с кадастровым номером , площадью 1 349 кв.м., с видом разрешенного использования «малоэтажная многоквартирная жилая застройка (код 2.1.1)», расположенного по адресу: <адрес>, г Ессентуки, <адрес>, сроком до 12.03.2038г., о чем в ЕГРН внесена запись .

        В границах земельного участка с кадастровым номером , с соблюдением целевого назначения, истцом создан объект незавершенного строительства - многоквартирный жилой дом, степенью готовности 43 %, площадью застройки 819.0 кв.м., что подтверждается техническим паспортом, подготовленным Южным Филиалом АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», составленным по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ

    В свою очередь, в границах смежного земельного участка с кадастровым номером с соблюдением целевого назначения, истцом создан объект незавершенного строительства - многоквартирный жилой дом, степенью готовности 56 %, площадью застройки 650.1 кв.м., что подтверждается техническим паспортом, подготовленным Южным Филиалом                                   АО «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ», составленным по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ

    Вышеназванные объекты незавершенного строительства созданы в отсутствии разрешений на строительство.

    Самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки (п. 1 ст. 222 ГК РФ).

    На основании п.3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

    Как указано выше, земельный участок с кадастровым номером принадлежит истцу на праве собственности, в свою очередь, смежный земельный участок с кадастровым номером принадлежит истцу на праве аренды.

    Право собственности на самовольное строение может быть признано и в случае возведения его без необходимых разрешений на земельном участке, который предоставлен гражданину по договору аренды для строительства соответствующего объекта недвижимости, если строение создано без существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил и если сохранение этого строения не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, - направлено на защиту прав граждан (указанная позиция отражена в Определении Конституционного Суда РФ от 10 ноября 2016 г. N 2372-0).

    Собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов (пп. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ).

    В соответствии с п. 1 ст. 41 ЗК РФ лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, обладателей публичных сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные статьей 40 настоящего Кодекса.

    Требования земельного законодательства об использовании земельных участков в соответствии с их целевым назначением, предусмотренные п. 2; ст. 7 ЗК РФ, истцом не нарушены, объекты незавершенного строительства возведены в границах отведенных земельных участков.

    В связи с чем, регламентированные п. 3 ст. 222 ГК РФ условия по наличию прав на земельные участки под самовольными постройками и соответствию возведенных объектов целевому назначению земельных участков, истцом соблюдены.

    Как указано в абзаце 2 п. 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее по тексту - Пленум № 10/22) отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.

        По данному вопросу следует отметить, что ДД.ММ.ГГГГг. истец обращался в Управление архитектуры и градостроительства администрации <адрес> с письменным заявлением о выдаче разрешения на строительство объектов: «Многоквартирный жилой дом. Блок 1» и «Многоквартирный жилой дом. Блок 2» на земельных участках с кадастровыми номерами и

    К заявлению были приложены документы, предусмотренные ч. 7 ст. 51 ГрК РФ, в частности, представлено положительное заключение экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ в отношении проектной документации и результатов инженерных изысканий, однако в выдаче разрешения на строительство истцу было отказано, что подтверждается ответом Управления архитектуры и градостроительства от ДД.ММ.ГГГГ исх. , согласно которому, земельные участки с кадастровыми номерами находятся в зоне охраны объекта культурного наследия.

    При этом, ДД.ММ.ГГГГг. в Управление архитектуры и градостроительства было направлено обращение Генерального директора Акционерного общества «Кавказкурортпроект» о том, что АО «Кавказкурортпроект» разрабатывает проект границ зоны охраны объекта культурного наследия регионального значения «Инфекционная больница», 1915 г., расположенная по адресу: <адрес> (литер А, В, Г). Указывается, что проект находится на государственной историко-культурной экспертизе, согласно разработанному проекту, земельные участки с кадастровыми номерами находятся вне границ зон охраны.

    После чего, ДД.ММ.ГГГГг. истец повторно обратился в Управление архитектуры и градостроительства с заявлением о выдаче разрешения на строительство.

    Пунктом 3 части 11 статьи 51 ГрК РФ установлено, что уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа, однако до настоящего времени, по существу заявления истца, решение не принято.

    Таким образом, истцом предпринимались надлежащие меры по легализации самовольных построек во внесудебном порядке.

    Согласно разъяснениям, указанным в абз. 3 п. 26 Пленума № 10/22 если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли -сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.

    В подтверждении соблюдения условия о том, что спорные объекты соответствует градостроительным и строительным нормам и правилам и не создают угрозу жизни и здоровью граждан, истцом будет заявлено ходатайство о назначении судебной строительно-технической экспертизы в рамках ст. 79 ГПК РФ.

    На объект незавершенного строительства как на самовольную постройку может быть признано право собственности при наличии оснований, установленных статьей 222 ГК РФ (п. 30 Пленума ).

    Из правовой позиции, отраженной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22 июля 2020 г.) (пункт 21) следует, что иск о признании права собственности на самовольную постройку может быть удовлетворен при наличии условий, указанных в п. 3. ст. 222 ГК РФ, в отсутствие со стороны истца очевидных признаков явного и намеренно недобросовестного поведения.

    Таким образом, принимая во внимание соблюдение истцом совокупность условий, предусмотренных п. 3 ст. 222 ГК РФ и п. 26 Пленума , право собственности на самовольные постройки может быть признано за истцом в судебном порядке. Права и обязанности третьих лиц постройки не нарушают.

    Просил признать за ФИО2 право собственности на объект незавершенного строительства - многоквартирный жилой дом, степенью готовности 43 %, площадью застройки 819.0 кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером , по адресу: ФИО1, <адрес>, городской округ город-курорт Ессентуки, <адрес>.

    Признать за ФИО2 право собственности на объект незавершенного строительства - многоквартирный жилой дом, степенью готовности 56 %, площадью застройки 650.1 кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером , по адресу: <адрес>

    Помощник прокурора <адрес> ФИО4 в судебном заседании поддержала требования иска в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просила удовлетворить их в полном объеме. В удовлетворении встречного иска просила отказать.

    Представитель ответчика-истца ФИО7 просил отказать в удовлетворении иска прокурора в полном объеме, исковые требования ФИО2 просил удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

    Представитель ответчика по встречному иску Администрации <адрес> по встречному иску ФИО5в судебное заседание не явился, представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Администрации <адрес>. Ранее в исковых требованиях ФИО2 просил отказать в полном объеме. Исковые требования прокурора просил удовлетворить в полном объеме.

    Истец-ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, в судебное заседание не явился, извещен о слушании дела надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не подавал.

    Представитель третьего лица по первоначальному иску Министерства строительства и архитектуры <адрес> по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия в судебное заседание не явились, извещены о слушании дела надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не подавал.

    Суд, считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.

    Выслушав объяснения, участвующих в деле лиц, оценив доказательства с учетом требований закона об относимости, допустимости и достоверности, а также их значимости для правильного разрешения заявленных требований, суд приходит к следующему.

    Статья 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. В силу статьи 17 (части 1 и 2) Конституции РФ право на судебную защиту, как относящееся к основным, неотчуждаемым правам и свободам человека, признается и гарантируется в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Таким образом, нарушенные права могут быть восстановлены посредством реализации права на судебную защиту в конкретной процедуре. Судебная защита нарушенных или оспоренных гражданских прав, в соответствии с подведомственностью дел определена ст. 11 ГК РФ. В силу ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется различными способами, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения, пресечение действий, нарушающих право или создающего угрозу его нарушения.

    В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

    Таким образом, обращение прокурора с настоящим иском соответствует требованиям закона.

    В силу ст. 1 ГК РФ, гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

    На основании ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

    В соответствие со ст.12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскании неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.

    Из ст. 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, во взаимосвязи со ст.ст. 17, 18, 19 и 120 Конституции Российской Федерации, ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, следует, что участники судопроизводства имеют право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Реализация права на судебную защиту предполагает правильное и своевременное рассмотрение дела, на что указывается и в ст. 2 ГПК РФ, закрепляющей задачи и цели гражданского судопроизводства.

    В условиях состязательности процесса (ст. 123, ч. 3, Конституции Российской Федерации), стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений (ч.1 ст. 56 ГПК РФ), и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий.

    В соответствии с п.п. 10, 13, 14 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).

    Строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства). Реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

    В силу ст. 2 ГК РФ градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов, безопасности территорий, инженерно- технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам, соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, сохранением объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.

В соответствии с ч. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Согласно пункту 1 статьи 43 Земельного кодекса Российской Федерации граждане осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено ЗК РФ, федеральными законами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 263 ГК РФ, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.

Согласно пункту 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Получению разрешения на строительство, как следует из части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предшествует подготовка проектной документации, которая представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Согласно статье 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации (часть 1).

    Таким образом, разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию являются документами, подтверждающими безопасность для жизни и здоровья людей при эксплуатации здания.

    В силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Согласно статье 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

            Как установлено в судебном заседании, ФИО2 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, с видом разрешенного для малоэтажной многоквартирной жилой застройки. Номер государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ.

                Согласно представленной Выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу:                     <адрес>, с видом разрешенного использования под малоэтажную многоквартирную застройку, категория земель земли населенных пунктов, предоставлен ФИО2 на основании Договора передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка -з от ДД.ММ.ГГГГ , выданного ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ, номер государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ.

            На земельном участке с кадастровым номером                   ФИО2 на праве собственности принадлежит жилое помещение с кадастровым номером: площадью 48.8 кв.м. Номер государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ.

            В ходе осмотра, в рамках мониторинга проведенного прокуратурой города на основании ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации» в рамках осуществления прокурорского надзора за исполнением федерального земельного и градостроительного законодательства с целью своевременного выявления и оперативного пресечения нарушений установлено, что ФИО2 на земельных участках с кадастровыми номерами производились строительные работы по возведению многоквартирного дома.

            При этом разрешение на строительство указанного объекта ФИО2 в установленном ст. 51 ГрК РФ порядке не получено.

            В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой города в отношении ФИО2 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ДД.ММ.ГГГГ последний привлечен к административной ответственности.

            Прокурорской проверкой установлено, что ФИО2 продолжил незаконное строительство вышеуказанного объекта капитального строительства.

            В целях исполнения представления прокуратуры города от ДД.ММ.ГГГГ                          специалистами управления архитектуры и градостроительства администрации города-курорта Ессентуки ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ проведены осмотры (акты №) земельных участков с кадастровыми номерами

            Осмотрами установлено, что ФИО2 ведется строительство объектов капитального строительства в нарушении требований ст. 51 ГрК РФ, без разрешения на строительства, в нарушение требований охранной зоны памятника культурного наследия регионального значения «Инфекционная больница».

            Согласно представленной проектной документации на объект: многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, городской округ, город-курорт Ессентуки, <адрес>л. <адрес>, проектируемый «Многоквартирный жилой дом», состоящий из двух блоков, расположенных на земельных участках с кадастровым номером и кадастровым номером

            ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в орган местного самоуправления с заявлением о выдачи разрешения на строительства объекта капитального строительства «Многоквартирный жилой дом блок 1» и «Многоквартирный жилой дом блок 2» по <адрес> и <адрес> в                              <адрес>.

            ДД.ММ.ГГГГ управлением архитектуры и градостроительства администрации <адрес> отказано в выдаче разрешения на строительство.

            ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой города с привлечением специалистов проведен осмотр земельных участков с кадастровыми номерами , расположенных по адресу: <адрес>, пересечение <адрес>, в зоне с особым использованием территории вторая зона округа санитарной охраны <адрес> кадастровый .ДД.ММ.ГГГГ.

            Осмотром, проведенным ДД.ММ.ГГГГ в период с 11-00 до 11.30 часов, установлено, что на земельном участком с кадастровым номером , площадью 2 668 кв.м., с видом разрешенного использования для малоэтажной застройки, расположенным по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве собственности ФИО2, ведутся строительно-монтажные работы по возведению объекта капитального строительства, имеющего признаки многоквартирного дома, выполненного до уровня 2 этажа, общей площадью застройки 745 кв.м.

            На прилегающем земельном участке с кадастровым номером , площадью 1349 кв.м., с видом разрешенного использования для многоквартирной застройки, по документам для малоэтажного многоквартирной жилой застройки (код 2.1.1), расположенным по адресу: <адрес>, категория земель, земли поселений (земли населенных пунктов), в отсутствии оформленных в установленных порядке прав на землю ФИО2, ведутся строительно-монтажные работы по возведению объекта капитального строительства, имеющего признаки многоквартирного дома, выполненного до уровня 2 этажа, общей площадью застройки 857 кв.м.

    При этом разрешение на строительство указанного объекта                 ФИО2 в установленном ст. 51 ГрК РФ порядке также получено не было.

    Ответчиком-истцом при рассмотрении настоящего дела представлено разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Администрацией <адрес> в отношении объекта капитального строительства (этапа) в соответствии с проектной документацией «Многоквартирный жилой дом» Блок 2 (1 этап строительства), расположенного по адресу: <адрес>, в пределах земельных участков с кадастровыми номерами .

    Однако, в соответствии с Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Администрацией <адрес>, указанное разрешение – отменено.

    Таким образом, как установлено материалами дела, созданные                ФИО2 новые объекты незавершенного строительства, расположенный в границах земельного участка с кадастровым номером по <адрес> в <адрес>;

    объект незавершенного строительства, расположенный в границах земельных участков с кадастровыми номерами по <адрес>, в силу ч. 1 ст. 222 ГК РФ являются самовольными постройками, как созданные без получения на это необходимых разрешений, а также возведенные на земельных участках, разрешенное использование которых не допускает строительство на них- данных объектов.

    Также, ответчиком-истцом представлен технический паспорт на объект незавершенного строительства – многоквартирный жилой дом, расположены по адресу: <адрес>,а, со степенью готовности 56 %, а также технический паспорт на объект незавершенного строительства-многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>,а, со степенью готовности 43 %, свидетельствующие о том, что возведение данных объектов не соответствует разрешенному использованию вышеуказанных земельных участках.

В соответствии с пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

    Исходя из смысла указанной нормы права, постройка, обладающая статусом недвижимого имущества, подлежит признанию самовольной при наличии одного из следующих условий: объект создан на земельном участке, не отведенном для этих целей; строительство осуществлено без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

    С учетом предоставленных доказательств, руководствуясь ст. 222 Гражданского кодекса РФ, ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора в части признания спорных объектов самовольными постройками.

Рассматривая требование истца о сносе самовольно возведенных объектов незавершенного строительства, суд приходит к следующему.

По общему правилу, предусмотренному абз. 3 п. 2 ст. 222 ГК РФ самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом, осуществившим ее лицом либо за его счет.

В соответствии с разъяснениями Верховного Суда РФ, изложенными в Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19 марта 2014 года), сами по себе отдельные нарушения, которые могут быть допущены при возведении постройки, в том числе нарушения градостроительных, строительных, иных норм и правил, не являются безусловным основанием для сноса строения, поскольку постройка может быть снесена лишь при наличии со стороны лица, осуществившего ее, тех нарушений, которые указаны в ст. 222 ГК РФ.

В пункте 26 названного Постановления Пленума Верховного Суда РФ указано, что при разрешении вопроса о сносе самовольной постройки или ее сохранении необходимо суду установить, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан.

Из системного толкования вышеприведенных норм права, а также разъяснений Верховного Суда Российской Федерации следует, что бремя доказывания обстоятельств нарушения права и обоснованность избранного способа защиты права лежит на лице, заявившем иск. Применительно к настоящему делу, прокурор, как истец, заявляя в качестве способа защиты нарушенного права такое требование, как снос самовольной пристройки к зданию, должен доказать, в том числе, что только такая исключительная мера является единственным и соразмерным способом восстановления нарушенного права.

    В ходе рассмотрения дела на основании определения суда была назначена строительно-техническая экспертиза, производство которой было поручено экспертам экспертного учреждения ООО Краевой экспертный центр «ГарантЭксперт».

    Согласно заключению эксперта от ДД.ММ.ГГГГ эксперт пришел к следующим выводам:

    При рассмотрении первого вопроса: соответствуют ли градостроительным, строительным, экологическим, санитарно-эпидемиологическим, противопожарным нормам и правилам: объект незавершенного строительства – многоквартирный жилой дом, степенью готовности 43%, площадью застройки 819,0 кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>;

    объект незавершенного строительства – многоквартирный жилой дом, степенью готовности 56%, площадью застройки 650,1 кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>.

    В случае несоответствия установить, носят ли допущенные нарушения устранимый характер.

    Экспертом установлено, что указанные объекты соответствуют:

    1. требованиям СП 54.13330.2016 «Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-03-2003», СП 14.13330.2014 «Строительство в сейсмических районах» актуализированная редакция СНиП II-7-81*, СП 15.13330.2012 «СНиП II-22-81* «Каменные и армокаменные конструкции»;

    2. Действующим нормам Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;

    3. Выбор теплозащитных свойств здания выполнен в соответствии с СП 50.13330.2012 и СП 23-101-2004;

    4. Требованиям санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов.

    При рассмотрении второго вопроса создают ли угрозу и здоровью граждан объект незавершенного строительства – многоквартирный жилой дом, степенью готовности 43%, площадью застройки 819,0 кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>;

    объект незавершенного строительства – многоквартирный жилой дом, степенью готовности 56%, площадью застройки 650,1 кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, на момент проведения экспертизы соответствуют требованиям технического регламента, и не создают угрозу жизни и здоровью граждан.

Представленное заключение экспертизы соответствует законодательству Российской Федерации и принципам ее проведения, в заключении экспертизы, прилагаемых к нему документах и материалах содержатся достоверные сведения, оказавшие влияние на выводы экспертизы; к заключению приложены документы и материалы, послужившие основанием для выводов эксперта, приведены методики, расчеты, использованные нормативные акты и литература.

Квалификация эксперта подтверждена, выводы эксперта документально не опровергнуты. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Материалы дела не содержат доводов и доказательств, которые позволили бы усомниться в правильности и обоснованности таких выводов.

Оснований не доверять выводам указанного экспертного исследования не имеется, в связи с чем, оно подлежит признанию как допустимое достоверное доказательство.

    Таким образом, поскольку суду не представлено доказательств несоответствия спорных объектов градостроительным и строительным нормам и правилам, опасности объектов для жизни, здоровью человека, имущества других лиц, требование прокурора о возложении на ФИО2 по сносу не подлежит.

            В своем иске прокурор <адрес> ссылается, на то, что объекты незавершенного строительства расположены в охранной зоне памятника культурного наследия регионального назначения «Инфекционная больница. <адрес> (литер А, В, Г)», расстояние до которого составляет 75 м.

            В соответствии с п. 1 ст. 34.1 Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее по тесту – Закон № 73-ФЗ) защитными зонами объектов культурного наследия являются территории, которые прилегают к включенным в реестр памятникам и ансамблям (за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи объектов культурного наследия) и в границах которых в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия и композиционно-видовых связей (панорам) запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов.

            В случае отсутствия утвержденных границ территории объекта культурного наследия, расположенного в границах населенного пункта, границы защитной зоны такого объекта устанавливаются на расстоянии 200 метров от линии внешней стены памятника либо от линии общего контура ансамбля, образуемого соединением внешних точек наиболее удаленных элементов ансамбля, включая парковую территорию. В случае отсутствия утвержденных границ территории объекта культурного наследия, расположенного вне границ населенного пункта, границы защитной зоны такого объекта устанавливаются на расстоянии 300 метров от линии внешней стены памятника либо от линии общего контура ансамбля, образуемого соединением внешних точек наиболее удаленных элементов ансамбля, включая парковую территорию (п. 4 указанной статьи).

            Действительно, в соответствии с Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнении Списка памятников истории и культуры <адрес>, подлежащих государственной охране как памятников местного и республиканского значения, утвержденного решением крайисполкома от ДД.ММ.ГГГГ » «Инфекционная больница. <адрес> (литер А, В, Г)» отнесен к памятникам градостроительства и архитектуры, подлежащим государственной охране как объекты культурного наследия регионального значения.

            Однако, в материалах дела отсутствуют подтверждение расположения спорных объектов в охранной зоне памятника культурного наследия регионального назначения «Инфекционная больница. <адрес> (литер А, В, Г)», либо на расстоянии от него, несоответствующим установленными вышеназванными нормам.

            Кроме того, согласно представленной в материалах дела проектной документации на многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу:                         <адрес>л. Анджиевского,46, выполненной                             ООО «Проектно-инжиниринговая компания Сити Строй Проект», жилой комплекс расположен вне планировочных ограничений (санитарно-защитных зон, зон охраны объектов культурного наследия, водоохранных и иных зон).

В соответствии с п.п. 1, 2, ст.11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

            Как установлено при рассмотрении дела, ФИО2 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, с видом разрешенного для малоэтажной многоквартирной жилой застройки.

            Земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования под малоэтажную многоквартирную застройку, категория земель земли населенных пунктов, предоставлен ФИО2 на основании Договора передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка -з от ДД.ММ.ГГГГ , выданного ДД.ММ.ГГГГ

Для осуществления строительства здания, сооружения (за исключением линейных объектов) на смежных земельных участках необходимо заблаговременное проведение работ по объединению таких земельных участков. Порядок образования земельных участков, в том числе путем их объединения, а также требования к образуемым или измененным земельным участкам содержатся в статьях 11.2, 11.6, 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно положениям пунктов 2, 3 той же статьи Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также - образуемые земельные участки) в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

При этом пункт 4 названного статьи Земельного кодекса Российской Федерации допускает образование земельных участков при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков, за исключением перечисленных там же случаев.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 данного Кодекса.

Пунктом 13 статьи 11.10 названного Кодекса установлено, что схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено данным Кодексом.

Согласно положениям пунктов 1, 3, 5 статьи 11.6 Земельного кодекса Российской Федерации при объединении смежных земельных участков образуется один земельный участок, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При объединении земельных участков, принадлежащих на праве собственности разным лицам, у таких лиц возникает право общей собственности на образуемые земельные участки.

Не допускается объединение земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного пользования, за исключением случаев, если все указанные земельные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного пользования одному лицу.

Таким образом, приведенные требования земельного законодательства, регулирующие порядок образования земельных участков, в том числе при их объединении, не предусматривают возможность объединения земельного участка, принадлежащего на праве собственности, с земельным участком, предоставленным на основании договора аренды органом местного самоуправления, так как право собственности на него не разграничено (поскольку для указанных случаев предусмотрен иной способ образования земельного участка).

В связи с указанным, доводы прокурора <адрес> по первоначальному иску о том, что ФИО2 земельные участки с кадастровыми номерами 26:30:010224:296 и 26:30:010224:266 не объединялись, при разрешении настоящего спора судом не принимаются.

    Рассматривая встречное исковое заявление ФИО2 о признании права собственности на спорные объекты суд приходит к следующему.

    Согласно части 3 статьи 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В соответствии с абз. 2 и 3 п. 26 постановления постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 (ред. от 23.06.2015) "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.

Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.

    В силу п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 (ред. от 23.06.2015) "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в соответствии со статьей 130 ГК РФ объекты незавершенного строительства отнесены законом к недвижимому имуществу. Исходя из пункта 1 статьи 222 ГК РФ самовольной постройкой признается не только жилой дом, другое строение, сооружение, но и иное недвижимое имущество. Следовательно, объект незавершенного строительства как недвижимое имущество также может признаваться самовольной постройкой.

    На объект незавершенного строительства как на самовольную постройку может быть признано право собственности при наличии оснований, установленных статьей 222 ГК РФ.

    Согласно ч. ч. 1, 2, 4 ст. 51 ГрК РФ ("Разрешение на строительство"): Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ. При этом строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи 51 ГрК РФ и другими федеральными законами.

    Согласно ч. 7 ст. 51 ГРК РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 настоящей статьи орган местного самоуправления, либо подает данное заявление через многофункциональный центр, при этом к указанному заявлению прилагаются определенный пакет документов, перечисленный в ч. 7 ст. 51 ГрК РФ.

            Разрешая спор по существу, суд исходит из того, что ФИО2 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, с видом разрешенного для малоэтажной многоквартирной жилой застройки. Номер государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ.

                Согласно представленной Выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером расположенный по адресу:                     <адрес>, с видом разрешенного использования под малоэтажную многоквартирную застройку, категория земель земли населенных пунктов, предоставлен ФИО2 на основании Договора передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка -з от ДД.ММ.ГГГГ , выданного ДД.ММ.ГГГГ Сроком до ДД.ММ.ГГГГ, номер государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, судом достоверно установлено, что ФИО2 были предприняты меры к их легализации, так, ДД.ММ.ГГГГ ответчик-истец обращался в Управление архитектуры и градостроительства администрации <адрес> с заявлением о выдаче разрешения на строительство объектов: Многоквартирный жилой дом. Блок 1», «Многоквартирный жилой дом. Блок 2», возведенных на вышеуказанных земельных участках.

Необходимо отметить, что с указанным заявлением были представлены градостроительные планы земельных участков РФ, , заключение экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ, а также разделы проектной документации.

Следовательно, данные обстоятельства свидетельствуют о наличии совокупности условий, при которых за истцом может быть признано право собственности на спорные объекты недвижимости, являющиеся самовольными постройкам.

    В соответствии со ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.

    В соответствии со ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем признания права.

    При таких обстоятельствах, исследовав материалы дела в полном объеме, суд находит требование ФИО2, о признании права собственности на объект незавершенного строительства - многоквартирный жилой дом, степенью готовности 43 %, площадью застройки 819.0 кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером , по адресу: ФИО1, <адрес>, городской округ город-курорт Ессентуки, <адрес>;

    объект незавершенного строительства - многоквартирный жилой дом, степенью готовности 56 %, площадью застройки 650.1 кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, г Ессентуки, <адрес>,обоснованным и подлежащим удовлетворению.

    На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ, суд

    РЕШИЛ:

    исковые требования прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц, муниципального образования городского округа города-курорта Ессентуки в лице Администрации <адрес> к ФИО2 о признании объектов незавершенного строительства самовольными постройками, возложении обязанности выполнить снос объектов, в случае неисполнения обязанности в срок, предоставлении администрации города право выполнить снос объектов, взыскании судебной неустойки, - удовлетворить частично.

    Признать объект незавершенного строительства, расположенный в границах земельного участка с кадастровым номером по                                    <адрес> в <адрес> – самовольной постройкой.

    Признать объект незавершенного строительства, расположенный в границах земельных участков с кадастровыми номерами по <адрес> в <адрес> – самовольной постройкой.

    В удовлетворении исковых требований о возложении обязанностей на ФИО2 в течение 2-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить снос объекта незавершенного строительства, расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером , а также работы по благоустройству территории указанных земельных участках; выполнить снос объекта незавершенного строительства, расположенного в границах земельных участков с кадастровыми номерами и , а также работы по благоустройству территории указанных земельных участках; в случае неисполнения в срок ФИО2 решения суда о сносе самовольных построек, предоставлении администрации <адрес> право выполнить снос самовольных построек и благоустройство расположенной под строениями территории за счет бюджетных средств с правом их последующего взыскания с ответчика; в случае неисполнения в указанный судом срок ФИО2, установленного решением суда обязательства о сносе самовольной постройки и благоустройства территории в соответствии со статьей 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации возложении на      ФИО2 обязанности внесения денежной суммы (судебной неустойки) за каждый день неисполнения решения суда с учетом установления прогрессивной шкалы, а именно за первые 5 дней просрочки 200 000 рублей, исходя из расчета 40 000 рублей в день, за вторые 5 дней просрочки 250 000 рублей, исходя из расчета 50 000 рублей в день, и так далее, то есть с увеличением каждые 5 календарных дней стоимости одного календарного дня просрочки на 10 000 рублей, – отказать.

    Встречные исковые требования ФИО2 к Администрации <адрес> о признании права собственности на объекты незавершенного строительства – удовлетворить.

    Признать за ФИО2 право собственности на объект незавершенного строительства - многоквартирный жилой дом, степенью готовности 43 %, площадью застройки 819.0 кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером , по адресу: ФИО1, <адрес>, городской округ город-курорт Ессентуки, <адрес>.

    Признать за ФИО2 право собственности на объект незавершенного строительства - многоквартирный жилой дом, степенью готовности 56 %, площадью застройки 650.1 кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером , по адресу: <адрес>.

    Данное решение является основанием для постановки объектов на государственный кадастровый учет и внесения соответствующей записи о регистрации права собственности в Единый государственный реестр недвижимости.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Ессентукский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

            Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

            Председательствующий, судья                                                       Зацепина А.Н.

2-22/2022 ~ Материалы дела

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, муниципального образования
Ответчики
Григориадис Александр Лазаревич
Другие
Министерство строительства и архитектуры
ответчика/истца Камбиев Заурбек Гидович
Управление по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия
Суд
Ессентукский городской суд Ставропольского края
Судья
Зацепина Ася Николаевна
Дело на сайте суда
essentuksky--stv.sudrf.ru
21.10.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.10.2021Передача материалов судье
26.10.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.11.2021Подготовка дела (собеседование)
23.11.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
03.12.2021Предварительное судебное заседание
13.01.2022Производство по делу возобновлено
13.01.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.02.2022Судебное заседание
14.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.04.2023Дело оформлено
13.04.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее