Судебный акт #1 (Решение) по делу № 21-456/2023 от 14.04.2023

Судья: Загарина О.М. дело № 21-456/2023

РЕШЕНИЕ

г.Самара 24 мая 2023 года

Судья Самарского областного суда Гулевич М.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица ООО «АвтоВолгастрой» Глазунова М.Е. на решение судьи Жигулевского городского суда Самарской области от 17.03.2023, которым оставлено без изменения постановление от 29.11.2022 заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды НП «Самарская Лука» Косарева А.М. о привлечении Глазунова М.Е. к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Национального парка «Самарская Лука» Косарева А.М. от 29.11.2022, которым должностное лицо ООО «АвтоВолгастрой» Глазунов М.Е. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>

Не согласившись с привлечением к административной ответственности, Глазунов М.Е. обратился с жалобой, по результатам рассмотрения которой судьей Жигулевского городского суда Самарской области 17.03.2023 постановлено вышеуказанное решение.

В жалобе, поступившей в Самарский областной суд, Глазунов М.Е. просит отменить вышеуказанные акты по делу об административном правонарушении, прекратить производство по делу, приводя доводы о необоснованности привлечения к административной ответственности.

Выслушав Глазунова М.Е., его представителей Вахтина А.А. и Лаугина А.В., поддержавших доводы жалобы и дополнений к жалобе, допросив участкового государственного инспектора в области охраны окружающей среды Чернышева Н.В., составившего протокол об административном правонарушении, исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.

В соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

В силу статьи 12 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.

Согласно части 2 статьи 15 Федерального закона от 14.03.1995 года N 33-ФЗ на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка.

Частью 4 статьи 15 Федерального закона от 14.03.1995 года N 33-ФЗ с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся национальные парки, согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон. Перечень видов социально-экономической деятельности, подлежащих согласованию, и порядок такого согласования устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что 11.10.2022 в 14 часов 39 минут в адрес учреждения поступило обращение ФИО2 о несанкционированной свалке на обочине <адрес>. При проверке данной информации, факт несанкционированного свала мусора подтвердился.

В соответствии с пунктом 11.4 Приказа Минприроды России от 25.02.2015 №69 «Об утверждении Положения о национальном парке «Самарская Лука» в зоне хозяйственного назначения парка допускается временное складирование бытовых отходов (на срок не более шести месяцев) в местах (на площадках) специально определенных Учреждением и обустроенных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в целях дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортировки.

По состоянию на 12.10.2022 в ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука» отсутствует информация о наличии согласования вопроса временного складирования бытовых отходов.

Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в деле доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 24.11.2022. составленным участковым государственным инспектором в области охраны окружающей среды Чернышевым Н.В. (л.д. 55); обращением ФИО1. в Министерство природных ресурсов и экологии Российской федерации на официальном сайте (л.д. 27 оборот-29); актом выездного обследования от 12.10.2022, которым установлено несанкционированное складирование мусора на <адрес> (покрышки, канистры от ГСМ и т.п.) (л.д. 25); протоколом осмотра от 12.10.2022 (л.д. 26), фотоматериалами, ответом на запрос из ФКУ «Поволжуправдор» о юридическом лице, осуществляющем работы по содержанию автомобильной дороги, а также иными материалами дела, получившими оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с положениями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Вывод административного органа и суда первой инстанции о наличии в деянии Глазунова М.Е. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным. Достоверность и допустимость перечисленных доказательств сомнений не вызывает.

Утверждения заявителя жалобы, сводящиеся к необоснованности привлечения к административной ответственности, о неустранимых сомнениях в виновности должностного лица, являются несостоятельными, какими-либо объективными данными не подтверждены и опровергаются совокупностью собранных и исследованных по делу доказательств.

Доводы должностного лица ООО «АвтоВолгастрой» Глазунова М.Е. о том, что территория, указанная в процессуальных документах по делу об административном правонарушении на которой выявлена несанкционированной свалке, не входит в зону ответственности и не имеет отношения к служебным обязательствам должностного лица ООО «АвтоВолгастрой», так как данная территория, находится вне зоны земельного участка под автомобильной дорогой <адрес>, не нашли своего объективного подтверждения и отклоняются судом апелляционной инстанции, по следующим основаниям.

Доводы жалобы, опровергаются материалам дела, в том числе и фотоматериалами, согласно которым следует, что в ходе выездного обследования в рамках осуществления контроля (надзора) в области охраны и использования особо-охраняемых природных территорий 12.10.2022 установлено несанкционированное складирование мусора (покрышки, канистры от ГСМ и т.п.) на съезде автомобильной дороги <адрес>, содержание которой входит в обязанности ООО «АвтоВолгастрой», в соответствии с Государственным контрактом от 02.04.2018.

В суде апелляционной инстанции участковый государственный инспектор в области охраны окружающей среды Чернышев Н.В. подтвердил вышеуказанные обстоятельства и пояснил, что мусорная свалка находилась в 20-25 метрах от начала съезда автомобильной дороги, замеры при проведении выездного обследования не осуществлялись, замер им произведен по фотоматериалам. Съезд представляет собой асфальтированную дорогу, которая относиться к части автомобильной дороги, обслуживание которой входит в обязанности ООО «АвтоВолгастрой».

Вместе с тем, в суде апелляционной инстанции установлено, что между ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Большая Волга» Федерального дорожного агентства» (ФКУ «Поволжуправтодор») (заказчик) и ООО «ОБЛДОРСТРОЙ» (подрядчик) заключен Государственный контракт от 02.04.2018 по выполнению работ по содержанию автомобильной дороги <адрес>, протяженностью 139 км. (далее – «Объект»).

01.11.2022 произошла реорганизация путем присоединения ООО «ОБЛДОРСТРОЙ» к ООО «АвтоВолгастрой».

В рамках исполнения обязательств по Государственному контракту – ООО «АвтоВолгастрой» передан для выполнения работ земельный участок под автомобильной дорогой <адрес>.

Согласно пункту 2.2. Государственного контракта установлено, что состав объекта, его описание, основные технические и эксплуатационные характеристики и параметры указаны в Приложении № к Контракту. Заказчик передает, а подрядчик принимает Объект на содержание по Акту передачи Объекта на содержание, форма которого приведена в приложении к Контракту. В случае изменения (с учетом положений раздела 15 Контракта) технических и эксплуатационных характеристиках и параметров Объекта, указанных в приложении №1, о чем подрядчик информируется в соответствии с пунктов 7.1.6 Контракта, работы по содержанию Объекта должны выполняться подрядчиком в полном объеме. Отсутствие на момент начала срока выполнения работ по содержанию Объекта, указанного в п.3.2 Контракта, подписанного сторонами Акта передачи объекта на содержание не снимает с Подрядчика обязанность по исполнению Контракта.

Актом передачи Объект передан на содержание подрядчиком (Приложение к Государственному контракту).

Согласно Приложению № к Государственному контракту, полоса отвода автомобильной дороги - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса; придорожные полосы автомобильной дороги – территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения.

В соответствии с приложением № к Государственному контракту следует, что состав типовых конструктивных элементов на участке автомобильной дороги, включенных в Объект, приведен в таблице п. 1.3., согласно которой, в состав типовых конструктивных элементов участков автомобильной дороги, включенных в Объект, входят съезды автомобильных дорог с усовершенствованным покрытием (а/б и ц/б) (п. 9).

Приложением № к государственному контракту № от 02.04.2018 установлен перечень работ по содержанию участка автомобильной дороги, включенного в Объект, предусмотренных в рамках контракта.

В соответствии с разделом 1 Приложения № к государственному контракту от 02.04.2018 в состав мероприятий по содержанию входят: по полосе отвода, земляному полотну и системе водоотвода: поддержание полосы отвода, обочин, откосов и разделительных полос в чистоте и порядке, очистка их от мусора и посторонних предметов с вывозом и утилизацией на полигонах (пп. «а» п.1)

Пунктом 1.6 Приложения № к государственному контракту контроль участков полосы отвода и придорожной полосы осуществляется Подрядчиком путем ежедневного мониторинга участков полосы отвода и придорожной полосы Объекта содержания, оперативного информирования Заказчика (органа управления дорожным хозяйством), фиксации обстоятельств осуществляемой деятельности, сбора и направления Заказчику информации по обстоятельствам осуществляемой деятельности, выполнения действий, направленных на предотвращение и пресечение нарушений.

При осуществлении ежедневного контроля участков полосы отвода и придорожной полосы Объекта содержания задачей Подрядчика является выявление фактов несанкционированной деятельности в границах отвода и придорожной полосы Объекта.

В требованиях к обеспечению экологической безопасности закреплена обязанность подрядчика по соблюдению нормативных документов, регламентирующих правил по сохранению природной обстановки в районе выполнения работ.

Вопреки доводам жалобы, из материалов дела, в том числе из фотоматериалов следует, что в ходе выездного обследования в рамках осуществления контроля (надзора) в области охраны и использования особо-охраняемых природных территорий 12.10.2022 выявлено несанкционированное складирование мусора (покрышки, канистры от ГСМ, пластмассовой тары и т.п.) на съезде с автомобильной дороги трассы <адрес>, без получения согласования, в порядке установленном Приказом Минприроды России от 25.02.2015 № 69 «Об утверждении Положения о национальном парке «Самарская Лука».

Вместе с этим, представленный в суд апелляционной инстанции план границ полосы отвода автомобильной дороги <адрес> (согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером ) подтверждает нахождение съезда в полосе отвода, поставленного на кадастровый учет.

Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, план границ полосы отвода автомобильной дороги <адрес> (земельного участка с кадастровым номером ), суд приходит к выводу, что место расположения несанкционированной свалки мусора – съезд автомобильной дороги трассы <адрес> относится к полосе отвода автомобильной дороги, содержание которой в соответствии с Государственным контрактом, входит в обязанности должностного лица ООО «АвтоВолгастрой» Глазунова М.Е..

Доводы жалобы о том, что административным органом не установлено точное местонахождение мусорной свалки, что является существенным нарушением, суд считает необоснованным в силу следующего.

В ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции достоверно установлено и подтверждается материалами дела, что месторасположением мусорной свалки является съезд автомобильной дороги <адрес>, вместо указанного «обочина трассы <адрес>.», в связи с чем, место совершения административного правонарушения подлежит уточнению.

Не верное указание места совершения административного правонарушения в протоколе и постановлении по делу об административном правонарушении, что устранено в ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, не является существенным нарушением, поскольку данное обстоятельство не порождает сомнений в части того, что речь идет об одном и том же событии административного правонарушения, совершенном ООО «АвтоВолгастрой» и не ставит под сомнение достоверность и допустимость протокола об административном правонарушении, что никак не повлияло на существо изложенного в нем и не повлекло нарушение права на защиту.

Учитывая, что данные обстоятельства не были установлены судом первой инстанции при рассмотрении жалобы на постановление, полагаю, что постановление административного органа и решение суда подлежат изменению, в части уточнения места расположения несанкционированной мусорной свалки – съезд с автомобильной дороги трассы <адрес> согласование которой не было осуществлено в порядке, установленном Приказом Минприроды России от 25.02.2015 № 69 «Об утверждении Положения о национальном парке «Самарская Лука».

Вопреки доводам защиты, именно должностное лицо ООО «АвтоВолгастрой» Глазунов М.Е. обязан в процессе выполнения работ по содержанию автодороги соблюдать нормативные документы, регламентирующие правила по сохранению природной обстановки в районе выполнения работ.

Установлено, что на дату выявления размещения (складирования) бытовых отходов на вышеуказанном земельном участке – 11.10.2022 ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука» не согласовывал вопрос временного складирования бытовых отходов.

Кроме того, доводы защитника об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о неверной квалификации административного правонарушения не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неверном толковании законодательства.

В силу части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержанию дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заключается в нарушении установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.

Согласно п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" к особо охраняемым государством природным территориям, исходя из положений статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", относятся природные парки, дендрологические парки и ботанические сады, образованные в установленном порядке.

Перечень категорий особо охраняемых территорий является открытым. Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.

Нарушения установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах подлежат квалификации по статье 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за исключением случаев, когда такие действия (бездействие) содержат признаки преступлений, предусмотренных главой 26 УК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.

Национальный парк "Самарская Лука" создан постановлением Совета Министров РСФСР от 28 апреля 1984 года N 161 "О создании государственного природного национального парка "Самарская Лука".

Разделом 3 Положения о национальном парке "Самарская Лука", утвержденного Приказом Минприроды Российской Федерации от 25.02.2015 N 69, установлен режим особой охраны территории национального парка, утвержденный в соответствии с нормами вышеприведенного закона.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 октября 1995 года N 990 государственный национальный парк отнесен к особо охраняемой природной территории федерального значения и переименован в национальный парк "Самарская Лука".

Таким образом, деяние должностного лица ООО «АвтоВолгастрой» правильно квалифицировано по статье 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с действующим законодательством, как нарушение установленного режима особой охраны территории национального парка «Самарская Лука», выразившееся в размещении свалки, без согласования с ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука».

Учитывая изложенное, квалификация деяния сомнений не вызывает, поскольку несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений ООО «АвтоВолгастрой» не вменялось.

Вопреки утверждению заявителя каких-либо неясностей собранные по делу доказательства не содержат.

Материалы дела свидетельствуют о том, что должностное лицо не приняло все зависящие от него меры по надлежащему соблюдению норм, за нарушение которых статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм права не свидетельствует о том, что по делу допущены нарушения норм, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Состав данного правонарушения является формальным, и не предусматривает наступления в результате его совершения какого-либо материального вредного последствия.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.

Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в пределах санкции статьи 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену принятых актов по делу об административном правонарушении, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука» Косарева А.М. от 29.11.2022 и решение судьи Жигулевского городского суда Самарской области от 17.03.2023, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статья 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица ООО «АвтоВолгастрой» Глазунова Михаила Евгеньевича изменить, установив место совершения правонарушения съезд с автомобильной трассы <адрес>

В остальной части акты по делу об административном правонарушении оставить без изменения, жалобу заявителя без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в порядке и сроки, установленные статьями 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья

Самарского областного (подпись)      М.И. Гулевич

-----------------------------------------¬

¦"КОПИЯ ВЕРНА" ¦

¦подпись судьи _______________________ ¦

¦ ¦

¦Наименование должности ¦    

¦уполномоченного работника аппарата ¦

¦федерального суда общей юрисдикции ¦

¦ ¦

¦ ______________ _ ¦

¦ (Инициалы, фамилия) ¦

¦"__" _____________ 20__ г. ¦

L-----------------------------------------

21-456/2023

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Другие
Глазунов М.Е.
ООО "АвтоВолгастрой"
Косарев А.М. ФГБУ Национальный парк "Самарская Лука"
Суд
Самарский областной суд
Судья
Гулевич М. И.
Статьи

ст. 8.39 КоАП РФ

Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
14.04.2023Материалы переданы в производство судье
03.05.2023Судебное заседание
17.05.2023Судебное заседание
24.05.2023Судебное заседание
30.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.06.2023Дело оформлено
05.06.2023Дело передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее