Дело № 2-978/2024
УИД: 54RS0012-01-2024-001128-95
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
20 сентября 2024 года село Убинское
Барабинский районный суд Новосибирской области в составе:
Председательствующего судьи Первушина Ю.Н.,
При секретаре Грязновой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бондарева Анатолия Витальевича и Бабайцевой Анастасии Анатольевны к администрации Убинского сельского совета Убинского района Новосибирской области о признании права собственности на жилой дом,
У С Т А Н О В И Л:
В суд с исковым заявлением о признании права собственности на жилой дом к администрации Убинского сельского совета Убинского района Новосибирской области обратились Бондарев Анатолий Витальевич и Бабайцева Анастасия Анатольевна указывая, что постановлением администрации Убинского сельского совета Убинского района Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 предоставлен в аренду земельный участок площадью 0, 08 га, расположенный по адресу: <адрес>, с разрешением строительства жилого дома.
Строительство жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, осуществлялось за счет общих денежных средств ФИО1 и ее супруга Бондарева Анатолия Витальевича и было завершено в феврале 2004 года. Жилой дом был принят в эксплуатацию на основании акта приемки в эксплуатацию индивидуального жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ. Однако право собственности на жилой дом за кем-либо зарегистрировано не было.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умерла, что подтверждается свидетельством о смерти. Завещания со стороны умершей оставлено не было, наследственный договор не заключался.
После смерти ФИО1, Бондарев А.В. обратился к нотариусу нотариального округа <адрес> с заявлением о принятии наследства и выдачи свидетельства о праве на наследство по закону, оставшегося после смерти ФИО1. Нотариус уведомил истца о невозможности выдачи свидетельства о праве на наследство по закону, в связи с тем, что право собственности на жилой дом за умершим не зарегистрировано.
Согласно п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Согласно ч. 1 ст. 1154 ГК РФ, наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства. В соответствии со ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.
Частью 2 статьи 1153 ГК РФ, признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Согласно п. 8 ПП ВС РФ от 29.05.2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
Бабайцева Анастасия Анатольевна, является наследником первой очереди после смерти матери – ФИО1. С заявлением о принятии наследства умершей и выдачей свидетельства о праве на наследство Бабайцева А.А. не обращалась. Между тем, Бабайцева А.А., фактически приняла наследство, поскольку совершила действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, а именно: проживала с умершей на день смерти, стала владеть и управлять наследственным имуществом, нести расходы по содержанию наследственного имущества.
Регистрация права собственности на наследственное имущество на имя Бабайцевой А.А. не представляется возможным, так как право собственности на жилой дом не было зарегистрировано за умершей. При этом, от наследования в установленном законом порядке истец не отстранялась, действий, дающих основание признать достойным наследником, не совершала.
Как указывалось выше, спорный объект построен в браке в период совместного проживания умершей и ее супруга – Бондарева Анатолия Витальевича, за счет общих денежных средств.
В соответствии со ст. 1150 ГК РФ, принадлежащее пережившему супругу наследодателя в силу завещания или закона право наследования не умаляет его права на часть имущества, нажитого во время брака с наследодателем и являющегося их совместной собственностью. Доля умершего супруга в этом имуществе, определяемая в соответствии со статьей 256 настоящего Кодекса, входит в состав наследства и переходит к наследникам в соответствии с правилами, установленными настоящим Кодексом.
Согласно ч. 4 ст. 256 ГК РФ, правила определения долей супругов в общем имуществе при его разделе и порядок такого раздела устанавливаются семейным законодательством. В случае смерти одного из супругов пережившему супругу принадлежит доля в праве на общее имущество супругов, равная одной второй, если иной размер доли не был определен брачным договором, совместным завещанием супругов, наследственным договором или решением суда.
Брак между ФИО1 и Бондаревым А.В. прекращен. Брачный договор между ними инее заключался, раздел имущества не производился. Следовательно, Бондарев Анатолий Витальевич вправе заявить права на одну вторую долю жилого дома, как имущество нажитое в браке.
Согласно абз. 2 ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем признании права.
Рыночная стоимость жилого дома, на дату подачи исковго заявления, составляет 1 180 000 рублей, что подтверждается справкой о рыночной стоимости имущества.
Из разъяснений п. 59 ПП ВС РФ и ПП ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", следует, что если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Просят суд, признать за Бабайцевой Анастасией Анатольевной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес>, Казахстан, право собственности на ? долю жилого дома, площадью 62, 3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>
Признать за Бондаревым Анатолием Витальевичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <адрес>, право собственности на ? долю жилого дома, площадью 62, 3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>
Определением Барабинского районного суда Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечена Белобородова Юлия Александровна.
В судебном заседании Бабайцева Анастасия Анатольевна и Бондарев Анатолий Витальевич, поддержали свое исковое заявление в полном объеме и попросили суд его удовлетворить.
Представитель администрации Убинского сельского совета Убинского района Новосибирской области в судебное заседание не явился, хотя был надлежаще уведомлен о времени и месте проведения судебного заседания, но просил суд рассмотреть дело в его отсутствие и удовлетворить исковые требования истцов.
Белобородова Юлия Александровна суду показала, что она не возражает против удовлетворения исковых требований Бондарева Анатолия Витальевича и Бабайцевой Анастасии Анатольевны.
Изучив материалы дела, заслушав мнения участников процесса, свидетелей, суд полагает, что исковые требования Бондарева Анатолия Витальевича, Бабайцевой Анастасии Анатольевны подлежат удовлетворению.
Свидетели ФИО2 и ФИО3 показали суду, что Бондарева Анатолия Витальевича они знают хорошо с ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ он со своей женой ФИО1 начал строить дом по адресу: <адрес>. Построили они дом примерно в конце ДД.ММ.ГГГГ либо в начале ДД.ММ.ГГГГ и с тех пор проживали в нем. ФИО1 умерла в ДД.ММ.ГГГГ и с тех пор он в этом доме проживает с дочерью Бабайцевой Анастасией Анатольевной.
Как установлено в судебном заседании Бондарев Анатолий Витальевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в период с ДД.ММ.ГГГГ состояли в зарегистрированном браке. ДД.ММ.ГГГГ у них родилась дочь – ФИО4, после регистрации брака ей присвоена фамилия Бабайцева.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умерла.
Еще при жизни на основании постановления <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был предоставлен в аренду земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> под строительство жилого дома.
Постановлением <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ, утвержден акт приемки в эксплуатацию 1-но этажного, 1-но квартирного жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, расположенного по адресу: <адрес>. Застройщик – ФИО1.
Судом так же установлено, что при жизни ФИО1 право на жилой дом не зарегистрировала.
Согласно п. 2 ст. 218 ГК РФ, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Как установлено п. 2 ст. 1152 ГК РФ, для приобретения наследства наследник должен его принять.
Пункт 4 указанной статьи предусматривает, что принятое наследств признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В соответствии п.1 ст. 1154 ГК РФ, наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Согласно пункту 2 статьи 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом, принял меры по сохранению наследственного, имущества, защите его от посягательств и притязаний третьих лиц, произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В соответствии с пунктом 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
Таким образом, собранные по делу доказательства в своей совокупности позволяют сделать вывод о том, что Бондарев Анатолий Витальевич и Бабайцева Анастасия Анатольевна приняли наследство оставшееся после смерти ФИО1, так как совершили действия свидетельствующие о его принятии.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.39, 173, 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать за Бабайцевой Анастасией Анатольевной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес>, паспорт №, право собственности на ? долю жилого дома, площадью 62, 3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>
Признать за Бондаревым Анатолием Витальевичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <адрес>, паспорт № право собственности на ? долю жилого дома, площадью 62, 3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Первушин Ю.Н.
Решение в окончательной форме
изготовлено: 20.09.2024 года