Дело № 12-379/2023
39RS0002-01-2023-005029-48
РЕШЕНИЕ
г. Калининград 08.12.2023
Судья Центрального районного суда гор. Калининграда Кисель М.П., при помощнике Оксенчук А.С. рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Виттке Андрея Клаусовича на постановление руководителя УФНС России по Калининградской области от 06.02.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч.4 ст. 14.25 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением руководителя УФНС России по Калининградской области Оробей С.Г. от < Дата > № генеральный директор ООО «Анви Маркетинг» - Виттке Андрей Клаусович ИНН № признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 5000 руб.
Не согласившись с названным постановлением, 05.07.2023 Виттке подал жалобу в Межрегиональную ИФНС России по Северо-западному Федеральному округу, указав, что своевременно не мог оспорить данное постановление, поскольку его представитель Чернов А.Н. узнал о вынесенном акте 04.07.2023 при ознакомлении с делом об административном правонарушении по делу №, рассмотренном мировым судьей 6 судебного участка Ленинградского района г. Калининграда.
Межрегиональная ИФНС России по Северо-западному Федеральному округу отклонила его ходатайство о восстановлении процессуального срока на оспаривание постановления от 06.02.2023 и оставила жалобу без рассмотрения, не принято во внимание, что оспариваемое постановление заявителю не вручалось.
Поскольку при вынесении постановления от 06.02.2023 не учтены неправомерные действий налогового органа в период с 01.04.2021 по 01.08.2023, отсутствие вины генерального директора Виттке А.К., защитник Виттке А.К. – Чернов А.Н. 17.08.2023 обратился с настоящей жалобой, просил восстановить срока на обжалование постановления от 06.02.2023, отменить его и производство по делу прекратить.
В судебном заседании представитель Виттке А.К. – Чернов А.Н. заявленные доводы поддержал в полном объеме по изложенным основаниям.
УФНС России по Калининградской области явку представителя в суд не обеспечило. Представителем Володченковой Е.В. представлены документы в обоснование правовой позиции налогового органа, указано, что по сведениям поступившим в налоговый орган Витке А.Н. ИНН № был поставлен на налоговый учет по месту жительства по адресу регистрации: < адрес >. 23.03.2023 отделом по вопросам миграции ОМВД России по Ленинградскому района г. Калининграда в налоговые органы представлены сведения о факте регистрации Виттке по новому месту жительства по адресу: < адрес > только 21.02.2023. В информационном ресурсе налогового органа содержались сведения о регистрации Виттке А.К. ИНН № в период с 17.09.2020 по 21.02.2023 по адресу: < адрес >. Поскольку с заявлением о налоговом учете по месту пребывания Виттке А.К. не обращался и указанных сведений не предоставлял, почтовая корреспонденция правомерно направлялась по адресу: имеющемуся в едином государственном реестре налогоплательщиков.
Допрошенные в качестве свидетелей – должностные лица Осипова И.С. и Ажмухамбетова Е.А. полагали оспариваемое постановление от 06.02.2023 легальным, вынесенном в полном соответствии с требованиями действующего законодательства. не отрицали, что данные о регистрации Виттке были взяты из его объяснения 2021 года, указаний на факт истребования актуальных сведений о регистрации лица привлеченного к ответственности не привели.
Выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В случае пропуска срока, предусмотренного части 1 данной статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу (часть 2 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ определено, что копия постановления по делу об административном правонарушении вручается лицу, в отношении которого оно вынесено, под расписку либо высылается по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
Из содержания абзаца третьего пункта 29.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" следует, что в случае, если копия постановления по делу об административном правонарушении, направленная по месту жительства или месту нахождения лица, привлекаемого к административной ответственности, была возвращена судье с отметкой на почтовом извещении (отправлении) об отсутствии этого лица по указанному адресу либо о его уклонении от получения почтового отправления, а также по истечении срока хранения, то постановление вступает в законную силу по истечении десяти суток.
Данных об адресе постоянной регистрации Виттке А.К. на территории Калининградской области материалы дела не содержат.
Согласно свидетельства о регистрации по месту пребывания № от 15.09.2020 выданным ОВМ ОМВД России по Московскому району г. Калининграда Виттке Андрей Клаусович на срок с 15.09.2020 по 15.09.2021 был зарегистрирован по месту пребывания по адресу < адрес >
Как следует из содержания о регистрации по месту пребывания № от 17.09.2021, выданного в установленном законом порядке ОВМ ОМВД России по Ленинградскому району г. Калининграда Виттке А.К. в период с 17.09.2021 по 16.09.2022 был временно зарегистрирован по месту пребывания по адресу: < адрес >
Соответствующей отметкой в гражданском паспорте № документировано, что Виттке А.К. зарегистрировался по месту жительства < адрес > только 21.02.2023.
В силу положений статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно статье 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Правилами регистрации и снятия с учета граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - Правила), установлено, что местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома. Местом пребывания является место, где гражданин временно проживает. Таким образом, факт постоянного проживания подтверждается справками (формы 7 и 9) о постоянной регистрации, в том числе архивными.
Согласно пункту 12 Правил органы регистрационного учета регистрируют в установленном порядке граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, с выдачей свидетельств о регистрации по месту пребывания. Регистрация подтверждает факт проживания в определенной местности. Регистрация подтверждает факт постоянного проживания в определенной местности.
пунктом 15 Правил установлено, что регистрация граждан по месту пребывания осуществляется без их снятия с регистрационного учета по месту жительства.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. Регистрация гражданина по месту жительства, согласно этой норме права производится при предъявлении им должностному лицу, ответственному за регистрацию, паспорта или иного заменяющего его документа, удостоверяющего личность гражданина, и документа, являющегося основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордера, договора, заявления лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иного документа), или его надлежаще заверенной копии.
В период рассмотрения дела об административном правонарушении данных о постоянной регистрации Виттке А.Н. на территории Калининградской области у должностного лица не имелось, следовательно п. пунктом 15 Правил к нему не применим.
Судом учитывается, что последним легальным временным местом регистрации по месту пребывания Виттке А.К. на территории РФ на основании свидетельства № от < Дата >, являлся адрес г. < адрес > однако лицо, привлеченное к ответственности по нему не извещалось, постановление о привлечении к ответственности ему не направлялась, данных об обратном налоговым органом не представлено.
Учитывая приведенные фактические обстоятельства, суд полагает возможным срок восстановить и рассмотреть жалобу по существу.
Судом учитывается, что < Дата > за номером № (ШПИ №) в адрес общества с ограниченной ответственностью «Анви Маркетинг» и 27.09.2022 № № (ШПИ №) в адрес Витке Андрея Клаусовича, по адресу: < адрес > были направлены уведомления о необходимости предоставления достоверных сведений о место нахождении < ИЗЪЯТО >
07.12.2022 за исх № в адрес Виттке А.К. < адрес > направлено извещение о необходимости явки в обособленное подразделение № 1 УФНС по КО для дачи пояснений об адресе местонахождения ООО «Анви Маркетинг» ОГРН №, составления протокола об АП по ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ (список внутренних почтовых отправлений от 08.12.2022 № №
10.01.2023 и.о. заместителя начальника отдела регистрации и учета налогоплательщиков № 1 ФИО15 в отношении генерального директора ООО «Анви Маркетинг» Виттке Андрея Клаусовича, ИНН №, < Дата > года рождения, уроженца < ИЗЪЯТО >, проживающего по адресу: < адрес > на основании протокола об административном правонарушении № возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ, поскольку по результатам проведенной налоговой проверки установлена недостоверность данных об адресе ООО «Анви Маркетинг» - < адрес >, содержащихся в ЕГРЮЛ. Виттке Андрей Клаусович не исполнил требование п. 6 ФЗ 129 ФЗ, тем самым, совершив 04.11.2022 в 00.01 административное правонарушение.
Названный протокол составлен в отсутствие Виттке А.К., для рассмотрения дела об административном правонарушении последний уведомлен о необходимости явки в обособленное подразделение № 1 УФНС по КО с документом удостоверяющим личность, по адресу: < адрес > 06.02.2023 в 11.50 час.
Уведомлением № от 11.01.2023 в адрес Виттке А.К. < адрес > направлены протокол об АП, извлечения из КоАП РФ, последнему разъяснены процессуальные права сообщено, что отправить пояснения в УФНС по КО можно в электронном виде.
Факт направления протокола об АП подтверждается списком внутренних почтовых отправлений от 12.01.2023 № №
Из содержания оспариваемого акта следует, что 06.02.2023 Виттке Андрей Клаусович, < Дата > года рождения, уроженец < ИЗЪЯТО > проживающий по адресу: < адрес > признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 5000 руб.
07.02.2023 в адрес Виттке А.К. по адресу < адрес > направлено оспариваемое постановление от 06.02.2023 (ШПИ №), которое, как и вся выше указанная корреспонденция, возвращена отправителю за истечением срока хранения.
Факт временной регистрации Виттке А.К. по адресу: < адрес > объективно подтверждается нотариальной доверенностью № от 06.08.2021 и его объяснением от 16.04.2021, т.е. составленным до даты инициации производства по ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ.
Названное обоснование императивно определяет вывод суда, что направление в адрес Виттке А.К. корреспонденции по адресу: < адрес > не являвшимся его постоянным местом жительства в период с 16.09.2022 по 21.02.2023 не является легальным, и выполнено не в соответствии с указанными выше положениями.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 29.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе о рассмотрении дела об административном правонарушении также указываются сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела и об извещении отсутствующих лиц в установленном порядке.
Частью 1 ст. 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Системный анализ положений ст. ст. 25.1, 25.15, 28.2, 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении обязано заблаговременно известить (уведомить) лицо, в отношении которого составляется протокол, рассматривается дело об административном правонарушении о факте, времени и месте совершения соответствующих процессуальных действий в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии.
Данные правовые нормы призваны обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности. Лишая лицо возможности воспользоваться процессуальными правами при составлении протокола об административном правонарушении или при рассмотрении дела об административном правонарушении, административный орган нарушает предусмотренные ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях требования о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств дела.
Установленный законом порядок применения административного взыскания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих взыскание. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о нарушении права лица, привлекаемого к административной ответственности, на защиту.
В данном конкретном случае указанные выше нормы не соблюдены.
Доводы об указании в постановлении от 06.02.2023 неверной даты рождения, лица привлеченного к ответственности, правового значения не имеют, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 29.12.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, определение по делу об административном правонарушении, по заявлению лиц, указанных в статьях 25.1 - 25.5.1, 25.11 настоящего Кодекса, судебного пристава-исполнителя, органа, должностного лица, исполняющих постановление, определение по делу об административном правонарушении, или по своей инициативе вправе исправить допущенные в постановлении, определении описки, опечатки и арифметические ошибки без изменения содержания постановления, определения.
Названная регламентация определяет возможность исправления описки, не влияющей на существо акта об административном правонарушении, на любой стадии административного производства
Постановлением мирового судьи первого судебного участка Московского района г. Калининграда от 21.05.2021 генеральный директор < ИЗЪЯТО > Виттке Андрей Клаусович признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 14.25 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде дисквалификации на срок один год.
Названное постановление вступило в законную силу 08.07.2021
Определением Московского районного суда г. Калининграда от 05.10.2021 ходатайство генерального директора < ИЗЪЯТО > Виттке Андрея Клаусовича и его защитника Чернова Александра Николаевича о восстановлении процессуального срока на обжалование постановления мирового судьи первого судебного участка Московского района г. Калининграда от 21.05.2021 в отношении генерального директора < ИЗЪЯТО > Виттке А.К. оставлено без удовлетворения. Жалоба Виттке А.К. возвращена без рассмотрения.
Определением третьего кассационного суда общей юрисдикции от 25.11.2022 постановление мирового судьи первого судебного участка Московского района г. Калининграда от 21.05.2021, вынесенное в отношении генерального директора < ИЗЪЯТО > Виттке А.К. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 14.25 КоАП РФ об административных правонарушениях – отменено. Производство по делу прекращено.
Названным судебным актом, сделан вывод, что мировой судья не выяснил обстоятельства получения Виттке А.К. паспорта гражданина РФ, а также сведения об осведомленности последнего о дате оформления такового. Сведения о наличии у Виттке на момент обращения в МИ ФНС № 1 по Калининградской области 18.09.2020 паспорта гражданина РФ и возможности указания данного документа в заявлении по форме № мировым судьей не проверены, имеющие правовое значение для правильного разрешения настоящего дела обстоятельства не установлены. При названном обосновании сделан вывод об отсутствии доказательств позволяющих сделать вывод о виновности Виттке А.К.
Судом учитывается, что согласно части 1 статьи 32.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление о дисквалификации должно быть немедленно после вступления постановления в законную силу исполнено лицом, привлеченным к административной ответственности.
В силу части 3 названной статьи в целях обеспечения учета лиц, в отношении которых имеются вступившие в законную силу постановления о дисквалификации, формируется реестр дисквалифицированных лиц. Ведение реестра дисквалифицированных лиц осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким органом является Федеральная налоговая служба Российской Федерации.
Лицо считается исключенным из реестра дисквалифицированных лиц по истечении срока дисквалификации или при наличии в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на ведение реестра дисквалифицированных лиц, вступившего в силу судебного акта об отмене постановления о дисквалификации (ст. 32.11 КоАП РФ);
При названном нормативно правовом регулировании срок дисквалификации Виттке А.К. истек 08.07.2022, вследствие чего, факт отмены постановления мирового судьи от 21.05.2021 определением третьего Кассационного суда общей юрисдикции правового значения для настоящего дела об административном правонарушении возбужденном 10.01.2023 по ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ не имеет.
Вместе с тем, судом учитывается, что в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, должностным лицом не были приняты меры к надлежащему извещению привлекаемого к ответственности лица, нарушено право на защиту Виттке А.К.
Порядок привлечения Виттке А.К. к административной ответственности, в том числе возбуждения дела об административном правонарушении и при вынесении постановления по делу об административном правонарушении не соблюдены.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При указанных условиях, обобщив фактически установленные обстоятельства, применив изложенную нормативно-правовую аргументацию суд приходит к выводу, что состоявшиеся постановление подлежит отмене.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет 1 год.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Учитывая, что с момента совершения правонарушения, т.е. с 04.11.2022 прошло более одного года в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении № 21-23 подлежит прекращению.
Руководствуясь ст. 30.7. КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление руководителя УФНС России по Калининградской области Оробей С.Г. от 06.02.2023 по делу об административном правонарушении №, предусмотренного ч.4 ст. 14.25 КоАП РФ в отношении генерального директора ООО «Анви Маркетинг» - Виттке Андрея Клаусовича ИНН № отменить.
Жалобу защитника Виттке Андрея Клаусовича – Чернова Александра Николаевича удовлетворить, производство по делу об административном правонарушении № предусмотренного ч.4 ст. 14.25 КоАП РФ в отношении генерального директора ООО «Анви Маркетинг» - Виттке Андрея Клаусовича ИНН № прекратить.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления, лицами, указанными в ст. ст. 25.1.-25.5. КоАП РФ.
Судья: